программа по адаптации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №103 «Родники»,
620072, г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 3а, тел. 8(343)347-64-88,

Принято:
на заседании Педагогического совета
Учрежденя
«31» августа 2022г.
Протокол № 1

Утверждено:
приказом заведующего Муниципального
автономного
дошкольного
образовательного
учреждения
Центр
развития ребенка детский сад №103
«Родники»
Н.С. Шлыковой
№ 0-38- ОД
от «31» августа 2021 г.

Согласовано:
на заседании Совета родителей
Муниципального автономного
дошкольного образовательного
учреждения Центр развития ребенка
детский сад №103 «Родники»
«31» августа 2022г.
Протокол № 1

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
(ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

г. Екатеринбург, 2022 г.
0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа адаптации создана с целью создания благоприятных условий социальной адаптации ребенка от 2-3 лет в условиях дошкольного
учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Направлена на решение следующих задач:
- обеспечить психологическую подготовку родителей;
- разработать и реализовать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей дошкольного возраста;
- создать комфортные условия при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Планируемый результат:
- снижение уровня «остроты» прохождения адаптации детьми 2-3 лет;
- сокращение сроков прохождения адаптации детьми раннего возраста;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка раннего возраста.
Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является
новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
В процессе адаптации происходит серьезная перестройка всех представлений и отношений ребенка с окружающими людьми, ломка
привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой
активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня,
характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные
связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
На процесс адаптации ребенка влияют:
- особенности высшей нервной системы и возраста ребенка
- состояние здоровья, степень закаленности
- уровень развития
- умение общаться со взрослыми и сверстниками
- сформированность предметной и игровой деятельности
- приближённость домашнего режима к детскому саду
- личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных
особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у
разных детей будут различны.
В зависимости от длительности адаптационного периода определяется степень адаптации:
от 8-16 дней – легкая, она характеризуется следующими критериями:
1

поведение ребёнка нормализуется;
аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели;
сон налаживается через 1 – 2 недели;
острых заболеваний не возникает;
у ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние;
он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами;
быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
от 17-30 дней – средней тяжести, она характеризуется следующими критериями:
- сон и аппетит восстанавливаются через 20-30 дней,
- в течении месяца настроение может быть неустойчивым.
- эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям.
- при поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
более 30 дней – тяжелая, она характеризуется следующими критериями: приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка
преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное
эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях
(тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).
В период адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении. необходимо медико-педагогическое сопровождение
детей. Оно осуществляется
специалистами службы сопровождения (родители, заведующий, педагог-психолог. воспитатели, младший
воспитатель, старшая медицинская сестра), каждый из которых выполняет собственные функции и взаимодействуют друг с другом. Это
представлено в модели.
-

Заведующий
Старшая
медсестра

Педагогпсихолог
РЕБЕНОК

Младший
воспитатель

Воспитатели
группы

Родители

2

Специалисты ДОУ при организации работы в адаптационный период руководствуются следующими принципами:
 принятие ребенка как ценности, что подразумевает признание за ним права на существование его таким, каков он есть, реализацию
его потенциальных способностей и возможностей; право на ошибку;
 осознание единства эмоционального и интеллектуального развития, проявляющегося в становлении его жизненной позиции;
 определение совместной деятельности взрослых и детей как движущей силы развития ребенка.
Безусловно, главная роль проведения процесса адаптации принадлежит воспитателю и персоналу группы. Создавая у ребенка
положительное отношение к процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным особенностям, формируя потребность в
общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение образовательных задач, уже на этапе адаптации. Тем самым ускоряет и облегчает
проведение адаптационного процесса.

-

Требования к воспитателю:
создать условия для сотрудничества и координации усилий воспитателей и родителей;
установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и, оказывая помощь;
установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком;
в процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений;
систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность, инициативность;
разработать индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации);
создать для ребенка фон уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость;
учитывать индивидуальные особенности ребенка;
формировать у ребенка адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками;
использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать);
предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;
создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Работа дошкольного учреждения по адаптации ребенка к условиям детского сада можно условно разделить на 3 этапа:
Этап 1. Подготовительный (май-июль) работа с родителями, предварительное знакомство с детьми и группой, совместные прогулки.

3

Этап 2. Основной (август-октябрь) постепенный прием детей в группу, увеличение продолжительности их пребывания в соответствии с
индивидуальными особенностями, наблюдение за детьми; консультирование родителей по возникающим вопросам и проблемам, разработка
индивидуального режима для каждого ребенка, оформление адаптационных листов.
Этап 3. Аналитический (октябрь) анализ адаптации, выявление с тяжелой степенью адаптации, индивидуальная работа с детьми, рекомендации
родителям по проведению коррекционно-развивающих игр с детьми.
Деятельность дошкольного учреждения в период адаптации на каждом этапе осуществляется в двух направлениях:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
Алгоритм работы с детьми в период адаптации
1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Независимо от
возраста ребенка родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. А педагоги
знакомятся с ребенком, его особенностями, состоянием здоровья, привычками и т.п. через беседу с родителем, наблюдение за поведением
ребенка.
С первых минут пребывания малыша важно наблюдать за развитием его социальных навыков, что дает ценную информацию о ребенке, его семье.
Чтобы сделать предположения о степени уверенности ребенка, важны следующие моменты:
- как ребенок заходит в группу (заходит сам или его тянут (подталкивают) родители)
- как ребенок реагирует не незнакомое помещение, нового человека
- проявляет ли активность, стремиться ли исследовать окружающий мир.
О самостоятельности малыша можно судить по степени проявления у ребенка следующих действий:
- как малыш организует освоение нового пространства: надолго ли сосредотачивается на одной вещи или переходит от предмета к предмету
не задерживаясь;
- получается ли у него в данных обстоятельствах развернуть простые игровые действия;
- насколько он активно пользуется речью или предпочитает молчать;
- часто ли обращается за поддержкой к родителям;
При анализе простейших навыков сотрудничества важно обратить внимание на следующее:
- придерживается ли ребенок общих правил норм
- как реагирует на введение взрослых ограничений, замечания, поощрения, на изменение тона взрослого;
- проявляет ли инициативу, предлагая взрослому игрушку или привлекая его внимание к чему-либо
- обращается ли за помощью взрослого;
- выражает ли эмоционально свои эмоции.
В результате знакомства воспитатель прогнозирует возможную степень адаптации.
4

Легкая адаптация: ребенок спокойно входит, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Он сморит
в глаза незнакомому взрослому, кода он к нему обращается, вступает в контакт по своей инициативе, может обратиться с вопросом к другому
человеку, просит о помощи. Умеет занять себя сам, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна,
эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведкения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он
умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку (не контролируют, не указывают что нужно
делать, поддерживают в случае необходимости). Родители уверены в себе, с доверием относятся в воспитателю, проявляют в общении
самостоятельность.
Адаптация средней тяжести: ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями специалиста либо через
включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, малыш способен вступать в контакт по собственной
инициативе, может развернуть игровые действия. Речь развита в пределах возрастной нормы, а возможно выше или ниже. Ребенок адекватно
реагирует на замечания и поощрения. Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания. Со
специалистам могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, родители рекомендации принимают, задают много вопросов,
избегая высказывать свою точку зрения.
Тяжелая адаптация: контакт с ребенком удается установить только через родителей или вообще не удаётся. Малыш переходит от одной
игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи
можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала оставляю ребенка безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к
родителям. Родители либо опекают ребенка во всем, либо игнорируют его потребности. Родители проявляют тревожности, сомневаются в том, что
ребенок сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами ДОУ, демонстрируют свою
сверхкомпетентность по всем вопросам.
С учетом прогноза адаптации строиться график приема детей в группу. При составлении графика учитываются следующее, что в группу
приходят ежедневно 1-2 новых ребенка и не более одного ребенка в неделю с тяжелой адаптацией. Первые 3-5 дней, а иногда и более в
зависимости от степени адаптации детям рекомендовано посещение группы с 8.30 до 11.30.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям
рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
Время
7.30 – 8.00
8.00 – 9.00
9.00 - 9.20
9.20 – 9.30
9.30 - 11.00
11.00 – 11.20
11.20 – 11.30

Режимные моменты
Прием детей на улице, общение, игра
Подготовка к завтраку, завтрак
Игры для развития мелкой моторики рук, сенсорные игры
Гигиенические процедуры Подготовка к прогулке
Дневная прогулка
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры
Игры речевые, словесные,
5

11.30 – 12.00
12.00 – 15.00
15.00 – 15.30

Подготовка к обеду, обед
Дневной сон
Подъем
Ленивая гимнастика
Гигиенические процедуры
Подготовка к полднику, полдник
Игры манипулятивные, ролевые, общение
Подготовка к прогулке
Прогулка (общение, игра, движение)

15.30 – 16.00
16.00 – 16.50
16.50– 17.00
17.00 – 18.00

3. Осуществление совместной деятельности воспитателя с детьми.
Совместная деятельность воспитателя с детьми строится по следующей схеме
Игра ребенка
рядом
Приучение к
объединению
в игре с
другими
детьми

Игры с
воспитателем

Пробуждение
ребенка к
общению со
сверстниками

Ситуации,
общение

Совместная деятельность
воспитателя с детьми в
адаптационный период

Игры-занятия

Использование
фольклора

Учет домашних
привычек

Гибкий режим

Индивидуальный
подход к ребенку

Создание условий для
общения со
знакомыми вещами

Использование
фольклора в
режимных моментах

Использование
игрушек-забав,
игрушек-сюрпризов

Для этого используется технология «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Белкина Л.В.- Воронеж.

6

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ
В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАТАЦИИ
Классические произведения:
1. «Ноктюрн» Ф. Шопен
2. «Утро» из сюиты №1 , «Пер Гюнт» Э.Григ
3. «Арабеска» К. Дебюсси
4. «Утешение» Ф. Лист
5. Соната №14 «Лунная» Л. Бетховен
6. «Этюд» Ф. Шопен
7. «Мелодия» А. Рубинштейн
8. «Грезы» Р. Шуман
9. «Песня Сольвейг» из сюиты №2 «ПерГюнт», Э.Григ
10. «Сурок» Л.Бетховен
11. «Баркоролла» июнь из цикла «Времена года» П.И. Чайковский
12. «Лунный свет» К. Дебюсси
13. Прелюдия До мажор И.С. Бах
14. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский
15. «На прекрасном голубом Дунае» И. Штраус
16. «Баркоролла» Ж. Оффенбах
17. «Песня косаря» июль из цикла «Времена года» П.И. Чайковский
18. «Подснежники» апрель из цикла «Времена года» П.И. Чайковский
19. «Весенние голоса» И. Штраус
20. «Музыкальный момент» Ф. Шуберт
21. «Горные вершины» А. Рубинштейн

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Детские песни
«Кукушка» Е. Тиличеевой
«Медведь» Е. Тиличеевой
«Машина» Т. Потапенко
«Солнышко» Т. Потапенко
«Зайка» Е. Тиличеевой
«Грибок» М. Раухвергера
7

Народная музыка
1. Гусельные наигрыши
2. Русские народные песенки, потешки
3. Колыбельные
4. Осуществление оздоровительных мероприятий.
Оздоровительные мероприятия в адаптационный период направлены на обеспечение физического и психического здоровья детей раннего
возраста: они включают в себя следующие направления:
- лечебно-профилактическое
- обеспечение психологической безопасности личности
Комплекс лечебно-профилактических мероприятий для детей раннего возраста в период адаптации направлен на решение следующих задач:
- Стимулировать иммунную систему организма ребенка.
- Вести профилактику и лечение имеющихся заболеваний.
Для этого в имеется необходимое оборудование:
1. Кварцевая лампа
2. Воздухоочиститель
3. Зеленая аптека – комнатные растения; алоэ, хлорофитум.
В период адаптации проводятся следующие мероприятия:
Мероприятия
Дозировка, периодичность
Кварцевание помещения
по графику в отсутствие детей
Ионизация воздуха
постоянно в присутствии детей.
Музыкальная терапия
Ежедневно музыкальные паузы, слушание музыки в
режимные процессы, игра на детских музыкальных
инструментах
Обогащение
рациона
питания ежедневно
соками, фруктами
В адаптационный период осуществляются мероприятия, которые способствуют закаливанию организма.

8

- гибкий режим;
- создание в группе атмосферы
эмоционального комфорта;
- занятия по подгруппам;
- спортинвентарь, оборудование
спортзала и физкультурного уголка в
группе;
- постепенный режим пробуждения
после дневного сна;
- поддержание рациональной
температурного режима в помещениях
группы;
- соблюдение двигательного режима в
группе (60% времени – движение);
- рациональная расстановка мебели,
выделение в группе пространства для
двигательной активности;
- соблюдение сан. пед. режима;
- питьевой режим;
- учет здоровья каждого ребенка и его
индивидуальных качеств;
- световой режим

- прием детей на улице,
в теплое время года,
- утренняя гимнастика;
- закаливание;
- подвижные игры;
- упражнения с текстом;
- дыхательная гимнастик;
- релаксация и снятие физического
напряжения;
- «танцевальные минутки»;
- физкультминутка;
- индивидуальная работа по развитию
движений;
- прогулки;
- элементы артикуляционной
гимнастики;
- «дорожка здоровья»;
- дозированная ходьба на прогулке;
- полоскание рта после еды;
-самостоятельная двигательная
деятельность;
- пальчиковые игры.

- утренний прием на св.
воздухе, в теплый период
времени;
- физкультурное занятие
(облегченная форма
одежды, занятие босиком);
- ходьба босиком до и после
сна,
- сон с доступом воздуха t
+19+17,
- ходьба по мокрой дорожке;
- солнечные ванны;
- воздушные ванны;
- сон без маек;
- обширное умывание;
- прогулка;
«дорожка здоровья»
(коррего-гимнастика);

9

- сбалансированность питания
ребенка;
- введение овощей и
фруктов в обед и полдник,
- замена продуктов для детей –
аллергиков

Диагностика

Организация
рационального питания

СИСТЕМА
ЗАКАЛИВАНИЯ
Формы работы

Создание условий для
двигательной
активности

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

- мониторинг уровня
физического развития
ребенка;
- диспансеризация детей

Система закаливания включает как специальные закаливающие процедуры, так и элементы закаливания в повседневной жизни, что
составляет основу здорового образа жизни детей. Выбор средств и способов закаливания определен соответствующими условиями в детском саду.
Система закаливания














сон без маек;
воздушные ванны;
элементы дыхательной гимнастики;
ходьба по мокрым дорожкам;
босохождение в группе и на физкультурных занятиях;
«дорожка здоровья» (коррего-гимнастика);
физкультурные занятия в облегченной одежде и босиком;
обучение полосканию рта со 2 половины года;
элементы обширного умывания (до локтя);
ходьба босиком до и после сна;
утренний приём и гимнастика на воздухе в теплый период года;
прогулка;
солнечные ванны.

МОДЕЛЬ РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Двигательный режим это:
 Организованный вид деятельности;
 Самостоятельный вид деятельности.
Он составляется с учетом:
 Потребностей, индивидуальных психических и физических особенностей ребенка.
 Условий для двигательной активности ДОУ.
 Режима дня.
 Сезона – времени года.
Цель: Укрепление физического и психического здоровья детей, удовлетворение их естественной потребности в движении.
Задачи:
10

1. Охранять и укреплять здоровье детей. Формировать у них привычку к здоровому образу жизни, содействовать полноценному физическому
развитию.
2. Организовывать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психический комфорт ребенка.
3. Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
4. Воспитывать потребность в самостоятельной двигательной активности.
Принципы организационной двигательной активности, культуры здоровья в образовательном процессе ДОУ:
1.
2.
3.
4.
5.

Единство физического и психического развития.
Поддержание интереса к двигательной познавательной активности.
Учет познавательной активности в двигательной деятельности.
Наглядность.
Учет индивидуальных физических возможностей каждого ребенка.

ФИЗКУЛЬТУРНО_ОЗДОРОВИТЕЛ
ЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

БЛОКИ

№

ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ

1.

Утренняя гимнастика

2.
3.

Физкультминутки
Дозированная ходьба

4.

Образовательная деятельность

5.

Самостоятельная двигательная
деятельность
Релаксация и снятие физического
напряжения

6.

ПЕРИОД ВРЕМЕНИ

Ежедневно
07.50
08.00
1-2 мин.
Ежедневно
на утренней и вечерней
прогулке
по 10-15 мин.
20 минут в неделю
во время утренней
прогулки,
Ежедневно 1-3 мин.
11

ПРИМЕЧАНИЯ

Зал
Проводятся в течении дня.
Тесно связан с познавательной
деятельностью.
Подгруппами 5-8 человек

ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ



Игры и упражнения
имитационного
характера.



Ходьба по территории
д/с





Традиционные,
Игровые
Игровой характер

7.

Дыхательная гимнастика

8.

Подвижные игры

9.

Упражнения с текстом

10.

12.

Элементы артикуляционной
гимнастики
«Дорожка здоровья» (коррегогимнастика)
Ходьба по мокрым дорожкам

13.

Прогулка

14.

Физкультурные досуги

15.

Пальчиковые игры

11.

Ежедневно на
утренней гимнастики
ежедневно, во время
утренней прогулки,
досуговой
деятельности
Каждый четверг –
первая половина дня
во время прогулки и
после прогулки.
Ежедневно после
дневного сна
Ежедневно после
дневного сна
Ежедневно после
дневного сна или в
конце физкультурных
занятий
Утренняя и вечерняя
согласно режиму дня
Вторая и четвертая
среда каждого месяца

1-2 игры:
1 игра – малоподвижная,
2 – на любой вид движения.

На территории д/с

2 раза в неделю

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка достигается за счет использования в ДОУ системы работы с детьми по
профилактике и снижению психоэмоционального напряжения детей раннего возраста.
В ходе организации образовательной деятельности обязательно ставятся «эмоционально окрашенные» задачи.
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе для детей раннего возраста педагогом обеспечиваются педагогические
действия, в соотношении с задачей эмоционального развития: возбуждения, расслабления, организации эмоционально насыщенного общения
ребенка со взрослым и окружающими и т.д.
На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:
12





установление эмоционального контакта с ребенком; влечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня»,
«Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
создание эмоционально теплой атмосферы в группе, формировать у детей положительное отношение, принятие ситуации пребывания в
группе ДОУ и т.д.

5. Наблюдение за адаптацией и заполнение данных.
В адаптационный период проводятся коммуникативные игры и другие разнообразные формы работы с детьми, которые помогают детям
установить положительные контакты со взрослыми и сверстниками, обследуют ребенка по показателям изложенными картах нервнопсихического развития детей (речевое развитие, сенсорное развитие, игра, движения, навыки), организуется наблюдения за протеканием
адаптационного периода каждого воспитанника, заполняются адаптационные листы по результатам наблюдения:
- предоставлять детям возможность привыкать к детскому саду, постепенно увеличивая продолжительность пребывания;
- создавать условия для совместного пребывания в детском саду малыша с родителями;
- составить план приема детей в группу;
- в работе с родителями помогать им выбирать правильную линию поведения с ребенком на период адаптации.
Создать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания:
- взрослым положительно эмоционально настраиваться на день работы; радоваться совместному проживанию этого дня с детьми;
- избегать ситуаций спешки, поторапливания детей.
Организовывать яркие радостные общие события жизни детей:
- показывать детям кукольные спектакли;
- организовывать праздники-сюрпризы;
- отмечать традиционные праздник;
- создавать условия для участия родителей в жизни группы;
- реализовывать региональные рекомендации по отбору содержания традиций и праздников.
Листы адаптации оформлены на каждого ребенка по следующей форме:
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения________________________
Дата поступления в детский сад___________________
Показатели

Дни адаптации
13

1
Настроение, эмоциональное состояние
Аппетит:
- завтрак
- обед
- полдник
Сон:
- засыпание
- длительность
Активность:
- в речи
- игре
Взаимоотношения с детьми
Взаимоотношения со взрослыми
Болезнь

2

3

4

8

16

32

64

128

С___ по ______
1 день после заболевания__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
2 день после заболевания__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
3 день после заболевания__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка, и анализ в
сравнении в прогнозом.
6. Осуществление необходимой помощи в случаях тяжелой адаптации
В зависимости от темперамента детей в адаптационный период планируются различные игры
Тип темперамента
Меланхолик

Название игр
игра с лентами под спокойную музыку;
конструкторы;
настольные игры;

14

Сангвиник
Холерик
Флегматик

игра с большим мячом;
игры с водой;
экспериментирование с красками;
рвать бумагу и играть с ней;
игры с водой и песком;
игры с подушками
Игры с кеглями
Покажи нос…
Ритмичные игры
Игры-эксперименты
Почините игрушки (собирать из 2 частей)

В зависимости от проблем в адаптации с детьми планируются следующие игры и упражнения:
Проблема
Трудно вступает в контакт
взрослым и сверстниками

Задачи
Установить
эмоциональный
контакт
с
ребенком, побуждая его к визуальному
контакту.
Создать теплую эмоциональную атмосферу,
положительное отношение к ситуации
пребывания в детском саду;
Вызвать
совместные
эмоциональные
переживания в подвижных играх

Игры и упражнения
со «Подойди ко мне»
«Посмотри на меня»
«Покажи игрушку»
«Угадай, кто пришел»
«Божья коровка»
«Давайте знакомиться»
«Пузырь»
«Лови, лови»
«Чей голосок»
«Маленькие ножки»
Трудно расстается с родителями, Нейтрализовать негативные переживания ребенка «Цветы»
проявляет агрессию
Релаксационные упражнения
7. Алгоритм работы с родителями в процессе адаптации
1. Знакомство с ДОУ, группой руководитель или старший воспитатель рассказывают о дошкольном учреждении, об организации
образовательного процесса, правилах для родителей, заполняют договор между ДОУ и родителями.
В процессе беседы выясняют круг вопросов:
- причины посещения ДОУ, родительские ожидания от детского сада;
15

-

от кого зависит благополучие ребенка в детском саду;
опасения родителей;
ознакомление с разными вариантами адаптации к детскому саду;
пояснение возможностей родителей по оказанию помощи ребенку во время первого месяца пребывания в детском саду.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ
В МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 103 «РОДНИКИ»
1. Состав семьи (кол-во):________взрослых__________детей __________________
2. Возраст: матери_____отца______ребенка__________________________________
3. Социальное положение: мать_____________________________________________
отец:______________________________________________________________________
4. Образование: у матери___________________________________________________
у отца_____________________________________________________________________
5.
Знаете
ли
вы,
как
проходит
процесс
привыкания
детей
раннего
возраста
учреждению______________________________________________________
6. Готовили ли вы ребенка к поступлению в детское учреждение________________
7. Кто в основном занимался воспитанием ребенка____________________________
8. Посещал ли ребенок раньше дошкольное учреждение________________________
9.
По
какой
причине
отдаете
ребенка
в
дошкольное
учреждение
возрасте___________________________________________________________________
10. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье________________________________
11. Есть ли у ребенка привычки:

засыпать на руках________________________________________________
 засыпать при укачивании__________________________________________
 сосать пальцы, соску______________________________________________
 пить из бутылочки________________________________________________
12. Как ребенок относится к режимным процессам (хорошо, спокойно, отрицательно). Уточните отдельные моменты:
 укладывание на сон_______________________________________________
 кормление________________________________________________________
 умывание________________________________________________________
 одевание_________________________________________________________
 туалет___________________________________________________________
16

к

детскому

в

данном

13.
Как
вы
поощряете
ребенка:
а)
за
хорошее
поведение,
б)
за
послушание________________________________________________________________________________________________________________
_________________________
14. Как вы наказываете ребенка, если он не слушает___________________________________________________________________
15. Единодушны ли члены семьи в выражении:
 поощрений_______________________________________________________
 наказаний________________________________________________________
 запрещений______________________________________________________
 разрешений_______________________________________________________
16. Как проходит привыкание вашего ребенка к дошкольному учреждению: длительно, тяжело, быстро, легко, без особых осложнений, есть
случаи заболевания
17. Изменилось ли поведение ребенка дома: да________________________________
нет_______________________________________________________________________
в лучшую сторону________ в худшую сторону_______________________________
18.
Ваши
предложения
и
пожелания
по
организации
приема
в
дошкольное
учреждение:________________________________________________________________________________________________________________
_________________________
Анкета помогает определить готовность ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение.
2. Сбор информации о ребенке и его родителях
Анкетирование, интервью, изучение медицинской карты – помогают ДОУ получить сведения о ребенке
В интервью с родителями следует выяснить:
 состояние здоровья ребёнка;
 круг его предпочтений, занятий дома;
 обязанности и права в семье;
 реакцию на успехи и неудачи;
 отношение к материальным ценностям;
 степень внимания и заботливости в отношениях с другими членами семьи;
 характер детских одиночеств и уединений, если ребёнок прибегает к ним в каких-то определённых случаях;
 особенности, характер ночного сна;
 о чём спрашивает родитель чаще всего;
 используют ли родители угрозу, связывают ли с этим непослушание ребёнка;
17






ставят ли родители свои условия;
бывают ли язвительны в общении с ребёнком, оскорбляют ли его;
знают ли, как выглядит ребёнок в собственных глазах;
знают ли, о чём ребёнок мечтает и чем лучше всего его поощрить (похвала, доверие, возможность самостоятельно что-то сделать).

Помочь воспитателям выявить возможные проблемы в адаптации детей в возрасте может заполнение родителями вопросника А. Фромма
«Выявление способности адаптироваться к жизни»:
ВОПРОСНИК
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА АДАПТИРОВАТЬСЯ К ЖИЗНИ
(А. ФРОММ).














Легко ли рассмешить вашего ребёнка?
Как часто он капризничает (нормативно реже 1-2 раз в неделю)?
Ложиться ли ребёнок спать спокойно?
Всё ли ест ваш ребёнок, в достаточном количестве, не капризничая?
Есть ли у ребёнка друзья, с которыми он охотно играет?
Часто ли ребёнок выходит из себя?
Всегда ли нужно присматривать за вашим ребёнком?
Удаётся ли ему не мочиться в постели?
Нет ли у него привычек, сосать большой палец, хныкать, много и подолгу фантазировать?
Можете ли вы оставить ребёнка одного, не опасаясь, что он расплачется?
Хорошо ли ребёнок ведёт себя со сверстниками, нуждается ли в особом присмотре?
Нет ли у ребенка, каких – либо незначительных страхов?
Если на поставленные вопросы получено более половины отрицательных ответов, необходимо обратиться к специалисту.

Получение достоверной информации о семьях воспитанников является важным условием обеспечения взаимодействия с семьей. Информация о
родителях собирается по следующим направлениям:
- социальный портрет семьи;
- определение социальной активности родителей;
- определение ожиданий от детского сада;

18

Определение социального портрета семей воспитанников осуществляется индивидуально путем бесед и анкетирования:
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СЕМЬИ
Определение социального состава семей воспитанников осуществляется индивидуально путем бесед и анкетирования по следующим
показателям:
1. Статус вашей семьи:
- Полная
- Не полная (родители разведены, потеря кормильца, одинокая мать (отец))
- Многодетная
2. Количество детей в семье
3. Возраст родителей
- до 20 лет
- 20-30 лет
- 31-40 лет
- 41-50 лет
- 50 лет и старше
4. Образовательный уровень:
- среднее
- средне-специальное
- неполное высшее
- высшее
5. Социальный состав:
- рабочие
- служащие
- работники образования
- предприниматели
- безработные
6. Условия проживания:
- общежитие
- арендуемая квартира
- благоустроенная квартира
- частный дом

19

Определение социальной активности родителей проводится индивидуально, в ходе беседы воспитателя с родителями по плану в результате
баллы суммируются и определяется средний балл, и определяется степень социальной активности родителей:

Параметры
Общение с воспитателем

Деятельность

Результат
Общение с ребенком

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Показатели
Смотрит в глаза
Слушает с интересом
Активно участвует в беседе
Отводит взгляд в сторону
Вяло участвует в разговоре
Избегает прямых ответов
Избегает контакта глаз
При беседе чаще всего молчит
Оставляет вопросы без ответов
Активно принимает участие во всех организационных мероприятиях
Проявляет инициативу
Выражает готовность к дальнейшим действиям
Редко принимает участие во всех организационных мероприятиях
Работа и желание действовать в дальнейшем ограничены временем
Не принимает участие во всех организационных мероприятиях
Поручения и просьбы оставляют без внимания
Результат достигается быстро
Результат достигается через некоторое время
Результат отсутствует
Контакт на уровне глаз
Часто использует поощрение похвалу.
Умиленный тон общения
Контакт на уровне глаз
Использование запретов ограничений
Требование беспрекословного подчинения
Отсутствие контакта глаз, либо взрослый выше
Отсутствие интереса к общению с ребенком
20

Оценка
3

2

1

3

2
1
3
2
1
3

2

1

Обработка результатов:
В результате баллы суммируются. Затем полученная сумма делится на 4, определяется средний балл.
Полученный результат определяет степень социальной активности:

3-2,5 баллов – высокая степень социальной активности
2,5-2 балла – заниженная степень социальной активности
1,9-1 балла – низкая степень социальной активности
Определение запроса родителей и их ожиданий от детского сада проводится путем анкетирования родителей в течение двух месяцев с момента
поступления ребенка в ДОУ.
АНКЕТА
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПРОСА РОДИТЕЛЕЙ И
ИХ ОЖИДАНИЙ ОТ ДЕТСКОГО САДА
1. Для чего, по Вашему мнению, ребенку необходимо посещать детский сад?
 для общения со сверстниками;
 для подготовки к школе;
 для развития способностей;
 не с кем ребенка оставить дома
 другое_______________________________________________________________
2. Что вас больше всего привлекает в детском саду?
 хорошая организация питания;
 хорошая организация режима;
 работа по укреплению здоровья детей;
 хорошее отношение ребенка к воспитателю;
 хорошие отношения между детьми в группе;
 детский сад неподалеку от дома, работы;
3. Укажите наиболее важные умения, которые по вашему мнению должны быть сформированы к концу учебного года?
3.1. Познавательное развитие:
 Умение ориентироваться с семи цветах спектра, находить их по образцу;
 Умение подбирать плоские геометрические фигуры по образцу (круг, прямоугольник, треугольник, овал, квадрат);
 Умение находить и называть большой, маленький предмет, средний между ними
 Рисовать кружочки, овалы, линии, прямоугольные предметы, закрашивать по собственному замыслу, называть нарисованное
 Умение лепить несложные формы.

21

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

 Выполнять несложную аппликацию.
Физическое развитие:
 Умение качаться на качелях
 Перешагивать через препятствие на полу
 Умение прыгать в длину на двух ногах
 Умение бросать и ловить мяч
 Умение подражать движениям взрослого и сверстников
Социально-эмоциональное развитие:
 Инициативность и любознательность
 Умение переживать героям сказок и сверстникам
 Эмоциональная отзывчивость (испытание чувств при слушании музыки, пения, художественного слова)
 Умение доверительно относится к людям, радоваться своим умениям, действиям, когда получилось.
Речевое развитие:
 Умение произносить предложения, выражать желания и чувства словами
 Умение быстро разучивать стихи, песенки, отрывки из сказок
 Умение завывать словами предметы ближайшего окружения.
 Умение отвечать на простые вопросы
 Умение проявлять интерес к разговорам взрослых и сверстников
 Способность длительно наблюдать, сосредотачивать внимание, увлекаться своей деятельностью
Игровая деятельность:
 Проявление инициативы в игре
 Умение играть вместе с другими детьми
 Умение строить из строительного материала простейшие постройки
 Умение фантазировать в игре
Бытовые навыки:
 Умение одеваться, с небольшой помощью взрослого
 Умения выполнять поручения из 2-3 действий
 Мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком, столовыми салфетками, правильно держать ложку, вилку
 Умение говорить спасибо, здравствуйте, пожалуйста

Данная информация позволит дифференцировать работу с родителями с учетом
компетентности.

их запроса, уровня социальной активности и педагогической

3. Первичное информирование родителей
В адаптационный период проводится и первое собрание для всех родителей, которые впервые привели своего ребенка в детский сад. Оно
очень важно и должно быть посвящено вопросам психологических особенностей детей разного возраста и стилю общения с ними. Любому из
22

родителей полезно узнать особенности, характерные для ребенка данного возраста.
В конце собрания родители получают памятку о возрастных психологических особенностях и стиле общения взрослого с ребенком.
4. Выработка правил для родителей по сопровождению процесса адаптации ребёнка: «Правила для родителей в период адаптации»:
проявляйте живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают,
поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации(однако не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда
мама забирает малыша из детского сада - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет)
- помните, ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому маме не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению
домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений. Он может нуждаться в спокойной
прогулке со взрослым, расслабляющей музыке.
- после дня в детском саду предоставьте ребенку возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.
- повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя- источник напряжения. В этом плане бывает полезным для
разрядки предоставлять ребенку возможность «побеситься» дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные
игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать
причиной невротических расстройств.
-

5. Медико-педагогическое просвещение родителей по проблемам адаптации, развития и оздоровления ребенка.
Медико-педагогическое просвещение осуществляется специалистами дошкольного учреждения: воспитателями, ст. воспитатель, старшей
медсестрой и др. по плану, утвержденному руководителем ДОУ.
Срок
июль
август

сентябрь
октябрь
ноябрь

Мероприятие
Как подготовить ребенка к детскому саду
Посещение прогулки
Анкетирование для определения готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение
Знакомство с ДОУ, группой
Сбор информации о ребенке и его родителях (анкета-знакомство, интервью)
Круглый стол «Адаптация детей у детскому саду»
Консультация «Значение режима дня»
Индивидуальные беседы «Наблюдение за ребенком в период адаптации»

Ответственный
Директор, ст. воспитатель
Воспитатель
Воспитатель, ст. воспитатель
Директор, ст. воспитатель
Директор, воспитатели
Воспитатель, ст. воспитатель
Воспитатель, мед. сестра
Воспитатель,

Родительское собрание «Особенности детей 1,5-3 лет, трудности адаптации»
Индивидуальные беседы «Наблюдение за ребенком в период адаптации»
Профилактика простудных заболеваний
Методы профилактики и оздоровления в адаптационный период
Закаливание в семье
Консультация «Психологический комфорт – залог успешной адаптации ребенка»

Воспитатель,
Воспитатель,
Мед. сестра
Мед. сестра
Воспитатель
Воспитатель

23

Консультация «Питание в дошкольном учреждении»
Какие игрушки нужны ребенку 1,5-3 лет
Индивидуальные беседы «Наблюдение за ребенком в период адаптации»

Мед. сестра
Воспитатель

Для этого в ДОУ создан банк консультаций, памяток, «шпаргалок», буклетов и т.д., что помогает квалифицированно
потребностей родителей осуществлять помощь в повышении педагогической компетентности по проблеме адаптации ребенка.

с учетом

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Психолого-педагогические условия по реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования для детей возрастной категории 3-го года жизни (группа раннего возраста)
Для успешной реализации рабочей программы обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных
видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
8) поддержка исследовательско-технической направленности обучения, через
LEGO–конструирование, которое базируется на новых
информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества;
9) поддержка социальной, культурной среды для реализации Концепции эксперимента «Ранее развитие детей Свердловской области», ГАОУ ДО
«ИРО» Свердловской области, 2012 г.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важным условием поддержания положительного эмоционально-чувственного состояния у детей в период адаптации является их занятость,
т.к. бездеятельность утомляет ребенка и даже может явиться причиной плача, агрессии и других отрицательных эмоций.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности ребенка.
24

Для обеспечения занятости детей раннего возраста в группе необходимо создать соответствующую их возрасту развивающую предметнопространственную среду, которая включает в себя:
- пространство для общения (игры на развитие дыхательной струи, мелкой моторики рук, речевые игры, игры с звуками);
- пространство для конструирования из различных конструкторов (напольные конструкторы, строительные наборы);
- пространство для игры обеспечивает организацию самостоятельных ролевых игр;
- пространство для литературного чтения обеспечивает начало ознакомления детей с книгой, театрализованную деятельность;
- пространство для подвижных игр и упражнений обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей
деятельности детей̆;
- пространство для сенсорики (дидактический столик, имеющий ящички, с открывающимися створками (в которых располагаются
втулки, предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков и т. д.)).
Кадровое обеспечение
Создавая пространство для успешной адаптации каждого ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо объединить усилия всех
специалистов детского сада.
Специалисты
Заведующий

Содержание деятельности

Проведение экскурсии по ДОУ
Первичная беседа с родителями
Проведение первого общего собрания с родителями вновь поступивших детей
Заполнение родительских договоров
Создание необходимых условий для осуществления адаптации
Обеспечивает медико-педагогический контроль
Старший воспитатель
Повышает уровень профессиональной компетентности по вопросам организации адаптационного периода
Обеспечивает методическое сопровождение педагогов
Осуществляет контроль за режимом в период адаптации
Осуществляет контроль за деятельностью педагогов в период адаптации
Оказывает помощь педагогам по возникшим вопросам
Старшая медицинская Знакомиться с ребенком на основе изучения медицинской карты
сестра
Анализ состояния здоровья детей
Осуществляет систематический контроль за ребенком в группе
Осуществляет наблюдение за состоянием здоровья и поведения детей в группе
Консультирует родителей и педагогов по возникшим вопросам
Педагог-психолог
Первичная беседа с родителями
25

Музыкальный
руководитель
Воспитатели

Младший воспитатель

Проведение первого общего собрания с родителями вновь поступивших детей
Сопровождение детей, родителей, педагогов
Обеспечивает медико-педагогический контроль
Проводит анализ адаптационного периода
Проводит музыкальные занятия в группе, затем в зале
Консультирует педагогов и родителей по вопросам музыкального развития детей и
использования
музыкотерапии в ежедневной жизни детей
Создание необходимых условий для осуществления адаптации
Создание благоприятной атмосферы в группе
Осуществляют совместную деятельность с детьми в процессе адаптации
Соблюдают режим дня
Осуществляет наблюдение за состоянием здоровья и поведения детей в группе
Информируют родителей по возникшим вопросам
Осуществляет помощь в создании необходимых условий и организации совместной деятельности с детьми в
процессе адаптации
Обеспечивают санитарно-гигиенические условия в группе

Контроль за осуществлением процесса адаптации в ДОУ
Медико–педагогический контроль в течение адаптационного периода осуществляется всеми специалистами и представлен в таблице.
Вопросы контроля
Состояние здоровья ребенка:
- первичное изучение
- прием детей
- осмотр детей после заболевания
Прогноз адаптации
Течение адаптации:
-настроение;
-аппетит;
-сон;
-активность в игре, речи;
- взаимоотношения с детьми;
-взаимоотношения со взрослыми;
Анализ степени адаптации

срок

ответственный

Форма отчетности

Во время поступления
ежедневно
по необходимости
При первичной встрече
Весь адаптационный период

воспитатель
фельдшер

Табель приема
Мед. карта

Воспитатели
Воспитатели

карты
Индивидуальные листы
адаптации

По завершению адаптационного
периода

воспитатели
фельдшер

Аналитическая справка,
протокол МПС

26

Осуществление коррекционной помощи детям
с тяжелой степень адаптации
Анализ деятельности педагогов по адаптации
детей
- использование разнообразных приемов и форм
работы с детьми;
- осуществление работы с родителями
Осуществление режима в период адаптации

По необходимости
В течение адаптационного периода

В течение адаптационного периода

фельдшер
воспитатель
ст. воспитатель

Аналитическая справка,
протокол МПС
Карты контроля

фельдшер
ст. воспитатель

Карты контроля

Перспективное планирование по гибкому режиму в адаптационный период для детей третьего года жизни
Август 1 неделя: «Мы знакомимся»
понедельник
Праздник знакомства

вторник
Жили были 100 ребят,
все ходили в детский
сад
Я иду к вам в гости с
подарками

Игры с воспитателем

Давайте знакомимся

Подвижные игры

Карусели

Пызырь

Пальчиковые

Пальчики здороваются

Сидит белка на
тележке

Художественная литература
и фольклор
Общение

Потешка «Кто у нас
хороший»
Ситуация «Домик для
моей одежды»

«Водичка, водичка…»

понедельник
Как прекрасен этот
мир - посмотри

среда
Мой друг, кто ты?

четверг
В стране забавных
игрушек

пятница
Я гуляю посмотри

Приходите ко мне в
гости, я буду угощать

Поездка на машине в
магазин игрушек

Шли, шли, что нашли

Зайчик серенький
сидит
Этот пальчик дедушка

Соберем мячи в
корзину
«Сорока, сорока кашу
варила»

Солнышко и дождик

Потешка «Ладушки,
ладушки»
Научим Хрюшу
Кукла Каятя и её
умываться
друзья.
Катя угощает друзей
Август 2 неделя «Мы привыкаем»
вторник
В гостях у кота
Леопольда

среда
Праздник мыльных
пузырей

27

Чтение стих. «Уронили
мишку на пол»
Покажем Мишке
уголок природы

четверг
Город мастеров

Один, два, три четыре,
пять, вышли пальчики
гулять
Потешка «Солнышко»
Ситуация « Игрушки,
которые живут в нашей
группе»
пятница
Как много
интересного вокруг

Игры с воспитателем

Кому это нужно

Игры с воздушными
шарами
Догонялки

Сложи листики

Пызырь

День рождение кота
Леопольда
Карусели

Мы топаем ногами

Поймай солнечных
зайчиков
Курочка и цыплята

Подвижные игры
Пальчиковые

Где же наши ручки

Кошка и мышка

Шарик

Домик

Лодка

Художественная литература
и фольклор

«Тень- тень потетень»

«Сказка о глупом
мышонке»

С.Маршак «Мыльные
пузыри»

Рассказывание сказки
«Курочка Ряба»

Общение

Рассматривание
картины «Дети играют в
кубики»
Сооружение загородки
из кирпичиков

«Покажем коту
Леопольду аквариум с
рыбками»
Дорожка для кота
Леопольда

Ситуация «В какие
игры можно играть в
группе»
Постройка дорожки

Чтение стихотворения
Е.Благининой «Новая
одежда»
Ситуация «Чудо вещи
вокруг нас»
Башенки из кубиков

Выкладывание цветной
мозаики на тему
«Курочка и цыплята»

Башенки из кубиков
для кота Леопольда

Цветные фоны

Знакомство со
строительным
материалом
Д/игра «Спрячь
мышку»

Конструктивная
деятельность
Сенсорное воспитание

Дидактическая игра
«Найди такой же»

Беседа по сказке
«Курочка Ряба»

Август 3 неделя «Мы осваиваемся»

Игры с воспитателем
Подвижные игры
Пальчиковые игры
Дидактические игры
Художественная литература
и фольклор
Общение
Игры-занятия

понедельник
У нас в гостях три
поросенка
Превращение в
зверушек
Мотыльки
Стул, стол
«Узнай, назови»
Потешка «Водичка,
водичка»
Ситуация «Как дети
полюбили ходить в
детский сад»
Мы встречаем гостей

вторник
Волшебный сон на
облаках
«Чудесный мешочек»
«Пчелки»
«Птенчик в гнезде»
«Встали пальчики»
Д/игра «Поручения»
Чтение песенкипотешки «Вот и люди
спят»
«Давайте никогда не
ссориться»
«Уложим куклу спать»

28

среда
Друзья
Изобрази героя
Котята
«Погладим котенка»,
«Кошка»
Д/игра «Комната для
кукол»
Сказка «Почему
плакал котенок»
Беседа «Забыла
девочка котенка
покормить…»
«Напоим котеночка

четверг
Кто, кто в теремочке
живет?
Угадай героя

пятница
В мире музыки и
красоты
«Надень и попляши»

«У медведя во бору»
«Домик»

«Гуси»
«Зайка и барабан»

«Потерялись»

«Дай, что звучит»

Рассказывание сказки
«Теремок»

Чтение потешки «Баю,
баю за рекой»

Беседа: «Стоит в поле
теремок»

Назовем картинки в
любимой книжке

«Ох красивый теремок!

«Чаепитие»

молочком»

Очень, очень он
высок»

Август 4 неделя «Детский сад – наш родной дом»

Игры с воспитателем
Подвижные игры
Пальчиковые игры
Дидактические игры

понедельник
От улыбки станет
всем светлей
Беги ко мне
Самолеты
«Здравствуй
солнце
золотое
«Кто что делает

вторник
Без друзей нам не
прожить
Назови друга ласково
Пес Барбос
«за работу»

«Ловись рыбка»
Поезд
«Утята»

«Найди, что назову»
Птички летают
«На работу»

«Поручения»

«Какой?»

«Узнай
и
назови «Узнай
и
назови
овощи»
овощи»
Рассказывание сказки Потешка «Чики, чики,
«Репка»
чикалочки»

Художественная литература Потешка
и фольклор
«Ладушки, ладушки»
Общение

Игры-занятия

Физическое развитие
Конструктивная
деятельность

четверг
Вместе дело спорится

Рассказывание сказки
«Как собака друга
искала»
Научим куклу играть с Что умеют делать руки
пальчиками
взрослых а детском
саду

Потешка
«Кран откройся, нос
умойся»
Рассматривание
Ситуация
картины
«Игры
с «Дети играют в
водой»
кубики»

«Устроим
комнату»

«Купание Куклы Кати» «Оденем куклу
прогулку»

Элементы театрализованной
деятельности
Речевое развитие

среда
Праздник воды

Звук У
«Позови паровоз»
«По извилистой
дорожке»
Стол и стул

кукле «Домик пчелки»
Драматизация сказки
«Как собака друга
искала»
Угадай, что звучит
«Кто тише»

Игра «Зеркало»

Диванчик

Диван большой

29

Звук О
«Ослик»
«Перешагни через
палку»
«Домик из
кирпичиков»

пятница
День смеха
«Шли-шли, что нашли»
Куры и петух
«Воздушные щелчки»

«Почему ослик
загрустил?
Развеселим его..»
на Научим
Катю
раздеваться
Инценирование
Потешки «Курочка
Рябушечка»
«По камушкам через
речек»
«Постройка по
замыслу»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».