Общеразвивающая программа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00

Принято
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от «30 августа» 2023 г.

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ Н.С.Шлыкова
Приказ № 063-ОД
от «30 августа» 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Студия «Азбука этикета для дошколят»
для детей 5-7 лет
(срок реализации 2 года)

Составитель:
Лапина Н.Н.
педагог
дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
№
I
1.1.
1.2.
II
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
III
3.1.
3.2.
3.3.

Наименование раздела
Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Учебно-тематический план первого года обучения
Содержание курса первого года обучения
Календарный учебный график первого года обучения
Учебно-тематический план второго года обучения
Содержание курса второго года обучения
Календарный учебный график второго года обучения
Организационный раздел
(организационно-педагогические условия)
Объём учебной нагрузки по программе
Материально-техническое обеспечение
Оценочные и методические материалы
Список используемой литературы
Приложение 1. Рабочая программа (Модуль) ДОП.
Первый год обучения
Приложение 2. Рабочая программа (Модуль) ДОП.
Второй год обучения

Стр.
3
3
14
17
17
17
20
27
27
30
35
35
37
42
46

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
В основе педагогической концепции лежит развитие дошкольника,
обеспечивая становление его коммуникативной, духовно - нравственной
сферы личности, нравственно - эстетическое становления, ориентирующего
педагога на индивидуальные особенности. Данные задачи нашли отражение
в

дополнительной

общеразвивающей

программе

художественной

направленности Студия "Азбука этикета для дошколят".
Данная программа направлена на речевое развитие дошкольника, его
творческих

литературных

способностей,

а

также

формирование

коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа
способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию
речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи
воспитанника, тем самым помогая адаптироваться дошкольнику к обучению
в общеобразовательном учреждении.
Направленность программы – художественная.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.07.2022).


Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».


Примерные

требований

к

дополнительным

образовательным

программам 06-1844 от 11.12.2006 г.,


Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726),


Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3



Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».


Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)

(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 093242).
Отличительные особенности программы
Курс данной программы предназначен для коллектива воспитанников,
способствует

совершенствованию

речевого

развития

ребенка

и

формированию правильной речи, коммуникабельности, а также обогащению
внутренней

духовно-нравственной

жизни

дошкольника,

развитию

восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, помогает развить в
воспитаннике способность выразить себя не только словом, но и мимикой,
жестом и др.
Актуальность программы состоит в том, что обучение детей основам
этикета является одним из средств сохранения русских языковых традиций,
воспитание через слово тех личностных качеств, которые характеризуют
культурного человека, гражданина своей страны.
Адресат программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7
лет). Содержание программы учитывает возрастные психологические
особенности детей старшего дошкольного возраста, т.к. именно в этом
возрасте у детей закладываются ценностные основы культуры общения со
сверстниками и взрослыми
Объём и срок обучения по программе
4

Курс Студия "Азбука этикета для дошколят " рассчитан на два года
обучения, построен на основе групповой формы работы с дошкольниками в
пределах времени, отведенного учебным планом.
Содержание

практического

курса

Студии

«Азбука

этикета

для

дошколят» для воспитанников 5 – 7 лет рассчитано:
- на 64 занятия в старшей возрастной группе (2 раза в неделю по 25 минут);
- на 64 занятия в подготовительной возрастной группе (2 раз в неделю по 30
минут).
Проводится с сентября по май. В конце каждого года обучения
предусматривается открытое мероприятие.
Формы организации деятельности
Групповая, подгрупповая. Дети организуются в постоянные группы
соответствии с возрастом: дети с 5 до 6 лет; с 6 до 7 лет.

в

Максимальное

количество детей в группе: 15 воспитанников
Формы проведения занятий:

Основные виды деятельности:


игровая деятельность;



познавательно-исследовательская деятельность;



показ педагогом особенностей речевой деятельности;



анализ текстов различных речевых жанров;



рассматривание изобразительного материала;



речевые игры;



импровизационные игровые задания;



психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки) и др.

Методы обучения:
5

-иллюстративный;

Методы организации учебного процесса:

монологической речи.
Модель образовательной деятельности

1. Ритуал приветствия:
- вводная часть;
- цель, мотив предстоящей деятельности.

2. Речевая разминка:

Ролевая
гимнастика

- Лексикограмматические
упражнения;
- синтаксические
упражнения;
- орфографические
упражнения.

Упражнения на
технику речи

Дикция,
темп,
ритм, тембр, сила
и высота голоса.

3. Речевая ситуация (основная часть):
- подвижные игры, игры с элементами театрализации, инсценирования;
6

- игры на релаксацию: речевые, «психологическая пауза», игры на
снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляцию;
- решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами
театрализованных игр;
- коммуникативно – лингвистические игры;
- креативные игры;
- игры на развитие психических процессов;
- игры на развитие мимики, пантомимики и внешней культуры;

4. Заключительная часть.
(подчеркивание воспитанниками своей индивидуальности, обучение
групповым навыкам обсуждения, отстаивания своего замысла)
Ритуал:
- оценка детьми своей деятельности, ответов товарищей, обсуждение;
- подведение итогов;
- анализ педагогом деятельности воспитанников.

5. Ритуал прощания.

Условия приема
Приём

осуществляется

на

основе

свободного

родителями/законными представителями совместно с детьми

выбора

дополнительной

общеразвивающей программы.
Работа с родителями
Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания,
открытые

занятия

коммуникационных

для

родителей).

технологий

Использование

(социальные

сети)

для

современных
координации

образовательного процесса и эффективного взаимодействия с родителями.

7

1.2. Цель и задачи программы
Цель:

Овладение конструктивными способами взаимодействия с

окружающими людьми, адаптация воспитанника старшего дошкольного
возраста в социуме посредством развития речевых умений и навыков и
природных задатков.
Образовательные задачи:


выявлять и развивать речевые способности воспитанников;



дать начальные представления об основных понятиях речевого
этикета, риторики повседневного и делового общения;



научить владеть основными элементами правильной точной речи;



формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и
речь;



формировать творческую личность через приобщение воспитанника к
риторической деятельности.

Развивающие задачи:


развивать

речь

воспитанников

через

систему

специальных

продуктивных упражнений;


развивать все компоненты устной речи дошкольников (лексическая
сторона, грамматический строй речи, произносительная сторона речи;
связная речь - диалогическая и монологическая формы);



развивать свободное общение со взрослыми и детьми;



развивать произносительно-импровизационные умения дошкольника;



развивать

понятия

уместности

использования

несловесных

(невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений,
интонации;


развивать основные свойства устной речи дошкольника: окраска
голоса, громкость, темп и др.;

8



развивать

умения

взаимодействовать

с

партнером

общения;

анализировать свое речевое поведение;


развивать коммуникативные качества воспитанника.

Воспитательные задачи:


воспитывать у дошкольников потребность соблюдения речевого
этикета, добра и позитивного мировосприятия;



воспитывать чувства уважения и гордости за родной язык;



создавать условия для духовно-нравственного роста воспитанников.

Педагогическая целесообразность
Дополнительная
направленности

общеразвивающая
курса

Студия

программа

"Азбука

этикета

художественной
для

дошколят"

предусматривает возможность развития риторических умений и навыков в
речевой сфере деятельности и предполагает овладение воспитанниками
основами правильной речи.
Возрастные особенности воспитанников старшего дошкольного возраста
Первый год обучения
Первый год обучения предполагает освоение курса детьми 5-6 лет. Ребёнок
стремится познать себя и другого человека как представителя общества
(ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости
в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5—6 лет
дошкольники

совершают

положительный

нравственный

выбор

(преимущественно в воображаемом плане).
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные
изменения

—

формируется

возможность

саморегуляции.

Ребенок

эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и
соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим
9

морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм как
правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто
наиболее симпатичен, с друзьями.
В 5—6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной
идентичности. Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с
гендерной
разрешения

принадлежностью,
различных

прогнозируют

ситуаций

общения

возможные
с

детьми

варианты
своего

и

противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность
выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в
соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в
поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые
образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с
удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой,
театрализованной и других видах деятельности.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а
именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает
занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются
контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести
тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры
дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия,
ссылаясь на правила.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25
мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать
по правилу, которое задаётся взрослым.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием
обобщённых наглядных средств (схем, пиктограмм и пр.) и обобщённых
представлений о свойствах различных предметов и явлений.
10

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком
активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии
речи. Для воспитанников этого возраста становится нормой правильное
произношение звуков. Ребёнок шестого года жизни свободно использует
средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно,
весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп
речи в зависимости от ситуации. Воспитанники начинают употреблять
обобщающие

слова,

синонимы,

антонимы,

оттенки

значений

слов,

многозначные слова. Словарь дошкольников также активно пополняется
существительными,

обозначающими

названия

профессий,

социальных

учреждений; глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных
профессий,

прилагательными

и

наречиями,

отражающими

качество

действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Воспитанники учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги,
осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью;
в описательном и повествовательном монологах способны передать
состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты,
сравнения.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства воспитанники способны
осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им
больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической
оценки.
Второй год обучения
Второй год обучения предполагает освоение курса детьми 6-7 лет. В
этом возрасте ребёнок осознаёт себя как личность, как самостоятельный
субъект деятельности и поведения.
11

Дошкольники способны давать определения некоторым моральным
понятиям и достаточно тонко их различать. Их социально-нравственные
чувства и эмоции достаточно устойчивы.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные
(или заданные извне) правила и нормы. Мотивационная сфера дошкольников
6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных по происхождению
мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро),
а также мотивов самореализации. Общая самооценка воспитанников
представляет собой глобальное, положительное недифференцированное
отношение

к

себе,

формирующееся

под

влиянием

эмоционального

отношения со стороны взрослых.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со
взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении
взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше
узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного
повседневного взаимодействия.
Большую значимость для воспитанников 6—7 лет приобретает общение
между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми,
именно

в этот период

зарождается

детская

дружба.

Дошкольники

продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и
конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в
первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у
них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и
конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
В этом возрасте воспитанники владеют обобщёнными представлениями
(понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи
между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и
женских свойств (одежда, причёска, эмоциональные реакции, правила
поведения, проявление собственного достоинства). К 7 годам дошкольники
определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью,
12

проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения,
ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
В играх воспитанники 6—7 лет способны отражать достаточно сложные
социальные события. В игре может быть несколько центров, в каждом из
которых отражается та или иная сюжетная линия. Дошкольники этого
возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения
одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с
несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую
роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в
свою очередь, выполняют её указания).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость
непроизвольного внимания. Вместе с тем их возможности сознательно
управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и
длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для
него.
Воображение воспитанников данного возраста становится, с одной
стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и
последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой
преобразуется дошкольниками до неузнаваемости, в конечных продуктах их
воображения

чётче

прослеживаются

объективные

закономерности

действительности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием
обобщённых наглядных средств (схем, пиктограмм и пр.) и обобщённых
представлений о свойствах различных предметов и явлений. Дошкольники
классифицируют

изображения

предметов

также

по

существенным,

непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой
принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно
совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем,
что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно
13

включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для
обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к
появлению первых понятий.
Речевые умения воспитанников позволяют полноценно общаться с разным
контингентом

людей

(взрослыми

и

сверстниками,

знакомыми

и

незнакомыми). Дошкольники не только правильно произносят, но и хорошо
различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой
языка

позволяет

им

успешно

образовывать

достаточно

сложные

грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более
того, в этом возрасте дошкольники чутко реагируют на различные
грамматические ошибки, как свои, так и других людей, у них наблюдаются
первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи
старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с
сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается
словарный запас.
К 7 годам появляется речь - рассуждение. Важнейшим итогом развития
речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу
этого периода речь становится подлинным средством, как общения, так и
познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
Воспитанники проявляют интерес к коллективным работам и могут
договариваться между собой, хотя помощь педагога им всё ещё нужна.
1.2.Планируемые результаты
Дополнительная

общеразвивающая

программа

художественной

направленности Студия "Азбука этикета для дошколят" направлена на
развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры
речевого

поведения,

творческого

воображения

и

литературных

способностей). В дальнейшем это позволит детям успешно освоить мир
человеческих отношений. Создание предпосылок к социальной адаптации и
интеграции рассматривается как стержневой аспект данной образовательной
14

программы. Это не только подготовка к обучению в школе, но и подготовка к
жизни в обществе, которые предполагают:

№

Воспитательные и
развивающие задачи

1.

Формирование навыков
и умений
эффективного
общения

Способность дать
адекватную оценку в
повседневном общении и
уместности выбранных
средств общения.

Включенное
педагогическое
наблюдение,
беседы

2.

Воспитание
коммуникативных
качеств обучающихся

Коммуникативные навыки,
культура речи. Чувство
ответственности к
занятиям.

Наблюдение за
качеством
выполнения
заданий

3.

Развитие специальных
навыков
анализировать и
оценивать говоримую
(устную) речь

Соответствие основного
тона, темпа, громкости
речи, выделенных
смысловых ударений
речевой задаче говорящего

Качество
выполнения
заданий

4.

Развитие творческих
речевых способностей
через систему
специальных
продуктивных заданий

Самостоятельность,
инициатива, воображение

Через систему
специальных
заданий

Качества, которые
формируются

Механизм
отслеживания

Планируемыми результатами первого года обучения по программе Студии "
Азбука этикета для дошколят" являются:


Умение

воспитанников

благодарить

взрослого,

сверстника

за

оказанную помощь, внимание.


Устойчивый интерес воспитанника к развитию речи и желание
совершенствоваться в этом направлении.



Сформированность у дошкольников умения излагать просьбы словами,
делать это понятно.

15



Желание воспитанника обращаться к сверстнику, называть его по
имени, смотреть на него, внимательно слушать ответ и разговаривать
друг с другом в приветливой форме.



Сформированность
уважительное,

навыков

спокойное,

элементарных

без

крика,

правил

общение,

не

поведения:
мешающее

окружающим.


Умение правильно общаться в общественных местах.

Планируемыми результатами второго года обучения по программе Студии
" Азбука этикета для дошколят " являются:


Желание и возможности воспитанников для самореализации в речевой
творческой коллективной деятельности.



Устойчивый интерес воспитанника к развитию речи и желание
совершенствоваться в этом направлении.



Сформированность у дошкольников культуры речи, общения и
определенного культурного кругозора.



Правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного
языка).



Умение владеть своим голосом, понимание того, когда нужно говорить
громко, тихо, быстро, медленно, с какой интонацией.



Сформированность

у

воспитанника

соотносить

вербальные

и

невербальные средства общения.


Самостоятельность оценивания речевой ситуации, речевой роли, а
также уместность использования словесных и несловесных средств
общения.



Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах
обозначенных в программе).



Демонстрация различных видов речевой деятельности (творческие
выступления, монологи, диалоги).

16

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план первого года обучения
№

Разделы программы

Количество часов

I

Риторика повседневного и
делового общения.

3

II

Общение. Виды общения.

11

III

Речевой этикет.

12

IV

Речевая деятельность.

14

V

Правильная и хорошая речь.

8

VI

Речевые жанры. Текст.

16

Итого

64

Формы контроля
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

2.2. Содержание курса первого года обучения
Содержание курса состоит из следующих разделов.
Раздел I. Риторика повседневного и делового общения (3 занятия)
Чему учит риторика. Для чего люди общаются. Как люди общаются.
Правила поведения и общения со взрослыми. Правила знакомства. Речевые
ситуации.

Обращение

друг

к

другу

по

именам

для

создания

доброжелательных отношений.
Раздел II. Общение. Виды общения (11 занятий)
Устное общение. Словесное (вербальное) общение. Рассказ о своём доме,
добрые дела. Общение в быту (повседневное): в магазине, за столом, на
прогулке и др. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.
17

Речевая ситуация: кто говорит - кому. Цели общения. Поддержание
разговора, ответы на вопросы, высказывания на темы из личного опыта,
самостоятельные рассуждения. Ссоры и споры. Человеку без друзей плохо.
Играем вместе. Твой адресат: кому ты говоришь. Твои цели общения.
Общение: один - один; один - немного (личное). Общение в официальной
(деловой) обстановке (телефон разговор, д/с группа, театр, почта, и др.)
Общение для контакта и для сообщения информации. Риторический анализ.
Речевая ситуация: разговор по телефону (К.Чуковский "Телефон"). Мимика,
жесты, поза.
Раздел III. Речевой этикет (12 занятий)
Формы общения – благодарность, приветствие, прощание, обращение –
просьба, извинение. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливоневежливо-грубо. Аукцион вежливых слов. Зачем нужна вежливость. Слова –
помощники в общении между людьми. Правила ведения диалога. Диалоги на
нравственно – этические темы. Основные правила для участников диалога.
Практические умения, навыки, культура поведения в процессе диалога.
Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (силы, темпа,
дикции, ритма, интонационной выразительности и др.). О богатстве и
разнообразии в языке: лексические средства выразительности (эпитеты,
сравнения). Малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, чистоговорки).
Карусель поговорок.
Раздел IV. Речевая деятельность (14 занятий)
Происхождение языка. Первые звуки, слова, язык жестов. Древние языки. О
богатстве и разнообразии в языке: лексические средства выразительности
(эпитеты, сравнения). Слушание. Слушать и слышать. Слушали - услышали.
Правила для слушающего (учимся слушать друг друга, педагога и др.)
Композиционное построение сказки (зачин, завязка, развитие сюжета,
18

кульминация, конец). Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания:
фиксация заголовка и опорных слов. Играем в слова. Говорение. Голос, его
окраска, громкость, темп говоримой речи. Громкость - от шепота до крика.
Правила для говорящих. Сочинение диалогов в парах.
Раздел V. Правильная и хорошая речь (8 занятий)
Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка). Нормы что это такое. Зачем нужны нормы. Слово, как единица языка. Секреты
твоего успеха (языки общения). Играем вместе в слова. Рифмушки –
нерифмушки. Выразительность речи. Упражнения и дидактические игры на
развитие качеств голоса (силы, темпа, дикции, ритма, интонационной
выразительности и др.) Богатство языка. Богатство твоей речи.
Раздел VI. Речевые жанры. Текст (16 занятий)
Текст. Части текста. Основная мысль. Придумай название. Нарисую, чтобы
не забыть. Главные слова в тексте. Выделение ключевых (опорных) слов.
Запись плана в виде пиктограмм. Расскажи мне в двух словах (Сжатый
пересказ). Чья история длиннее? (Подробный пересказ). Описание предмета
по картинному плану.

19

2.3. Календарный учебный график первого года обучения

№
п/п

I.

II.

Основные
разделы

Риторика
повседневно
го общения.

Общение.
Виды
общения.

Темы непосредственно
образовательной
деятельности.

Колво

Месяц
Неделя
Число

«Красно поле пшеном, а
беседа умом».
Знакомство с риторикой.
Чему учит риторика.

1

Сентябрь
4 неделя
(20)

«Те же слова, да не так
молвить».
Рассказ М. Майна «Пока они
спорили».

2

Сентябрь
4,5 неделя
(22) (27)

«Красивую речь любо
слушать»
Устное и письменное общение.
Словесное (вербальное) и
несловесное (невербальное)
общение.

1

Сентябрь
5 неделя
(29)

«Клади крест по – писанному,
поклон веди по – учёному».
Общение в быту
(повседневное): по телефону,
за столом, на прогулке и др..
Е. Руженцев «Телефон» Диалог
– беседа «Разговор по
телефону»

1

Октябрь
2 неделя
(4)

20

III.

Речевой
этикет.

«В добрый час молвить, а в
дурной промолчать».
Риторический анализ
словесного (вербального) и
несловесного (невербального)
общение.
В. Берестов «Прощание с
другом»

2

Октябрь
2,3 неделя
(6) (11)

«Сколько просьб начинается
с «Будьте добры».
Выполнение речевых задач
общение в быту
(повседневное): по телефону,
за столом, на прогулке и
др.(К.Чуковский "Телефон")

2

Октябрь
3,4 неделя
(13) (18)

«Доброе слово лечит, а
остальное калечит».
Мимика, жесты, поза .
Говорящий взгляд. С. Летова
«Мячик»

1

Октябрь
\4 неделя
(20)

«Не будь в людях приметлив,
будь дома приветлив».
Общение в официальной
(деловой) обстановке
(телефон, театр, почта, и др.)
Риторический анализ диалогов,
монологов.

2

Октябрь
5неделя
(25) (27)

«Слово горы ворочает».
Беседа – диалог «Звонок по
телефону»

1

Ноябрь
1 неделя
(1)

«Доброе слово человеку, что
дождь в засуху».
Беседа – диалог «Звонки в
другие города и страны».
Лингвобанк «Клевать носом».

1

Ноябрь
1 неделя
(3)

«Придумано кем – то просто
и мудро при встрече
здороваться…».
В чем состоит вежливость.
Вежливая речь (словесная
вежливость).
Вежливо-невежливо-грубо.
ВКривошеев «Доброе утро»

1

Ноябрь
2 неделя
(8)

21

«Благодарность и ответ на
неё».
В. Приходько «Король
Боровик».

1

Ноябрь
2 неделя
(10)

«Здравствуйте!» - что
особого этим мы друг другу
сказали?»
Аукцион вежливых слов.
В. Солоухин «Здравствуйте!»

1

Ноябрь
3 неделя
(15)

«Если виновен – проси
извиненья, словом ищи
выраженья…».
Карусель поговорок. Речевые
задачи по произведению
А. Кузнецова «Поссорились»

1

Ноябрь
3 неделя
(17)

«Не дорого ничто – дорого
вежество».
Анализ речевых ситуаций:
приветствие, прощание,
благодарность,
поздравление.
Мексиканская сказка
«Вежливый кролик»

1

Ноябрь
4 неделя
(22)

«Прощание, пожелание при
прощании».
Беседа – диалог.

1

Ноябрь
4 неделя
(24)

«Приветствие и ответ на
него».
Беседа – диалог.
В. Кривошеева «Доброе утро».

1

Декабрь
1 неделя
(1)

«Излишняя похвала хуже
брани»
Обращение к знакомым и
незнакомым людям.
Одобрение, похвала
(комплимент). Работа по
рисункам, схемам.

1

Декабрь
2 неделя
(6)

22

Диалог на тему «Давайте
говорить друг другу
комплименты»
1

Декабрь
2 неделя
(8)

«Из – за одного слова да
вечная ссора».
Способы выражения согласия,
вежливое возражение в споре
(спор, но не ссора).

1

Декабрь
3 неделя
(13)

Утешение, сочувствие
(способы выражения) (Сказка
В. Катаева «Цветик семицветик»). Риторический
анализ произведения.

1

Декабрь
3 неделя
(15)

«Доброе слово душу радует».
Э. Успенский «Разгром».
Беседа – диалог на тему
«Комплимент и ответ на него.

1

Декабрь
4 неделя
(20)

«Петь хорошо вместе, а
говорить порознь».
Слушание. Слушать и
слышать.
Слушали - услышали. Правила
для слушающего (учимся
слушать друг друга, педагога и
др.)
А. Шлыгина «Гром и тишина»

1

Декабрь
4 неделя
(22)

«Речь любит течь, фраза
идти потихоньку, а слово
бежать да играть!»
Слушаем и стараемся понять.

1

Декабрь
5 неделя
(27)

«Где больше двух, там
говорят вслух».
Говорение. Голос, его окраска,
громкость, темп говоримой
речи. Правила для говорящих.
С. Я. Маршак «И ежели вы
вежливы…».
Г. Остер «Советы
непослушным детям».

2

Январь
2,3 неделя
(12) (17)

«В гостях у сказочных
«почему».
Беседа по содержанию
знакомых сказок.

IV.

Речевая
деятельнос
ть.

23

V.

Правильная
и хорошая
речь.

Приемы слушания: фиксация
заголовка и опорных слов.
Встреча со сказкой «Лиса и
Журавль» на сказочном дворе.

1

Январь
3 неделя
(19)

«Ну и шёпоток – во весь
роток!»
Анализ чистоговорок,
скороговорок. Громкость-от
шепота до крика.
М. Пластов «Кто сказал, что
я горланю?»

2

Январь
4 неделя
(24) (26)

«Наш брат Исайка – без
струн балалайка»
Приемы слушания:
составление плана.
Работа с текстом.
Ю. Тувим «Про пана
Трулялинского»

2

Январь
5 неделя,
февраль
1 неделя
(30) (2)

«Слово пуще стрелы разит»
Игра «Войско овощей и
фруктов»

1

Февраль
2 неделя
(7)

«Красна сказка складом…»
Подготовленная речь.
Викторина «Знаете ли вы
сказочную географию?»

2

Февраль
2,3 неделя
(9) (14)

«Не пройми копьём, пройми
языком».
Подготовка рассказа о своей
лучшей подруге (друге) по
плану (внешность, увлечения,
черты характера).
Н. Дурова «Две подружки»

2

Февраль
3,4 неделя
(16) (21)

«За твоим языком не
поспеешь босиком».
Речь правильная
(соответствующая нормам
литературного языка). Нормы
-что это такое. Зачем нужны
нормы.
А. Шибаев «Была тишина…»

2

Февраль
5 неделя,
март
1 неделя
(27) (2)

24

VI.

Речевые
жанры.
Текст.

«Приятная для слуха речь –
своего рода музыка»
Выразительность речи.
Богатство языка. Сочини
загадку. Рифма.
С. Михалков «Сашина каша»

2

Март
2 неделя
(7) (9)

«Слово всегда есть, да ум наш
ленив»
Беседа – диалог «Эти
таинственные слова, или
«Если слово непонятно».

1

Март
3 неделя
(14)

«Похвала окрыляет».
Выразительность речи.
Богатство языка. Богатство
твоей речи.
А. Шибаев «Всему название
дано…»

1

Март
3 неделя
(16)

«Слово на ладошке».
Игровое упражнение
«Проверим свой словарный
запас».

1

Март
4 неделя
(21)

«Забавные стихи»
Сочинение сказочных историй.
Творческие рассказы на тему
«Фантазии о…».

1

Март
4 неделя
(23)

«Если не умеешь говорить,
научись слушать».
Что такое текст.
Основная мысль и заголовок
текста.
Ключевые (опорные слова).
В. А. Сухомлинский «Цветок
или волчья пасть»

2

Март
5 неделя
(28) (30)

«Что за прелесть это яркое,
звонкое слово!».
Сжатый пересказ.
В. А. Сухомлинский «Моя мама
самая красивая».

2

«Для чего у нас два уха, а язык
один».
Подробный пересказ.

2

Апрель
3 неделя
(11) (13)

«Хорошее начало – половина
дела»

2

Апрель
4 неделя

Апрель
2 неделя
(4) (6)

25

Описание предмета.
И. Токмакова «Плим»

(18) (20)

Основные структурносмысловые части текста
(начало, средняя часть,
концовка).

1

Апрель
5 неделя
(25)

Основные структурносмысловые части текста
(начало, средняя часть,
концовка).

1

Апрель
5 неделя
(27)

«О сказках в шутку и всерьёз»
Коллективная творческая
речевая деятельность

1

Май
1 неделя
(4)

«Эту сказку ты прочтёшь
тихо, тихо, тихо…».
Составь рассказ по опорным
словам.
С. Маршак «Тихая сказка»

2

Май
2-3 неделя
(11) (16)

«Ярко слово слушает сердце».
Рассуждение. Описательная
характеристика предмета.
Русский фольклор
«Дразнилки».

1

Май
3 неделя
(18)

Словесная игра
«Автобиография»
Игровое упражнение
«Проверим свой словарный
запас».

2

Май
4 неделя
(23) (25)

26

2.4. Учебно-тематический план второго года обучения
№

Разделы программы

Количество часов

I

Риторика повседневного и
делового общения.

2

II

Общение. Виды общения.

10

III

Речевой этикет.

16

IV

Речевая деятельность.

14

V

Правильная и хорошая речь.

10

VI

Речевые жанры. Текст.

12

Итого

64

Формы контроля
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

2.5. Содержание курса второго года обучения
Содержание курса состоит из следующих разделов.
Раздел I. Риторика повседневного и делового общения (2 занятия)
Как люди общаются. Правила поведения и общения со взрослыми. Правила
знакомства. Речевые ситуации. Имена и фамилии разных народов. Имя при
рождении; отчества от отца. Имена наших предков.

Раздел II. Общение. Виды общения (10 занятий)
Устное общение. Словесное (вербальное) общение. Культура общения детей
разных полов. Общение в быту: в театре, по телефону, на дне рождении, в
транспорте и др. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.
27

Речевая ситуация: кто говорит - кому. Цели общения. Роль органов чувств в
процессе познания окружающего мира. Твой адресат: кому ты говоришь.
Твои цели общения. Невербальные средства общения, интонационная
выразительность. Общение с книгой, общение с природой, общение с
людьми. Общение: один-один; один - немного (личное): "Добрые дела,
добрые слова". Общение для контакта и для сообщения информации. Твой
адресат: кому ты говоришь. Анализ речевых ситуаций. Риторический анализ
диалогов, монологов. Различие определённых эмоциональных состояний
окружающих взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений.
Общение для контакта и для сообщения информации. Сообщение по ТВ
(речевые роли). Мастерская успешного общения.
Раздел III. Речевой этикет (16 занятий)
Азбука вежливости. Приветствие, прощание, благодарность, поздравление.
Этикетные слова, словосочетания. Это слово говорят, если вас благодарят!
Все начинается со слова: «Здравствуй!» Когда без извинения не обойтись?
Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе?) Тон вежливой речи. Обращение к
знакомым и незнакомым людям. Что надо сделать, чтобы тебя хотели
слушать. Этикетные формы выражения извинения, просьбы. Выход из
конфликтных ситуаций с использованием речевых форм извинения.
Вежливый отказ в просьбе. Одобрение, похвала (комплимент). Приглашение,
поздравление (устное, письменное). Способы выражения согласия, вежливое
возражение в споре (спор, но не ссора). Утешение, сочувствие (способы
выражения) Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления,
речи.
Раздел IV. Речевая деятельность (14 занятий)
Слушать и слышать. Как управлять выступлением (как начинать и
заканчивать выступление), составление писем, конца к сюжету по картинкам.
Общение на расстоянии. Язык знаков в стране вещей. Средства общения
28

(записка, письмо, рисунок). Приемы слушания: фиксация заголовка и
опорных слов. Основные этапы речевой деятельности (до того как сказал,
услышал, в процессе и после того). « Я должен спросить у мамы» (общение
со взрослыми в духе добра и взаимопонимания). Композиционное
построение сказки (зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, конец).
Приемы слушания: составление плана. Игры с пиктограммами «Разведчики»,
«Наскальные рисунки». Основной тон, смысловое (логическое ударение).
Искусство спора и диалога (мини – диалоги, речевые формулы общения).
Проблемно

–

речевые

ситуации.

Неподготовленная

(спонтанная)

и

подготовленная речь. Особенности спонтанного говорения. Риторический
анализ отрывка из сказки Л.Кэрролла "Приключения Алисы в стране чудес".
Подготовка рассказа о своей лучшей подруге (друге) по плану (внешность,
увлечения, черты характера).
Раздел V. Правильная и хорошая речь (10 занятий)
Правильность речевых высказываний. Что такое словари. Путешествие в
страну Словарию. Нормы (нормативные словари). Коммуникативные
промахи. Сочинение небылиц, рассказов по памяти и др. Сочинение
сказочных историй. Обучение рассказыванию в паре. Проблемные ситуации.
Выразительность речи. Упражнения и дидактические игры на развитие
качеств голоса (силы, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности
и др.)

Богатство языка. Богатство твоей речи. Стихи по пиктограммам.

Выражение одной мысли различными структурами предложений.
Раздел VI. Речевые жанры. Текст (12 занятий)
Основные структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть,
концовка). Типы текстов. Речевые жанры. Рассуждение. Речевая игра
"Уточни тему". Угадай сказку по опорным словам. О чём эта история
(Основная мысль текста). Запись плана в виде пиктограмм. Ключевые
29

(опорные) слова. Описание предмета. Напишите мне письмо (письменное
общение). Самое удивительное чудо на свете (общение и книги). Древние и
современные орудия письма. Любовь к книге, бережное к ней отношение. О
роли книги в жизни человека. Тексты с проблемным сюжетом.
2.6. Календарный учебный график второго года обучения

№
п/п

Основные
разделы

Темы непосредственно
образовательной
деятельности.

Колво

Месяц
Неделя

I.

Риторика
повседневного
и делового
общения.

«Риторика есть
наука…красиво говорить и
писать…»
Для чего люди общаются.
Проблемная ситуация «Не мёд,
а ко всему льнёт».

2

Сентябрь
4 неделя
(20) (22)

II.

Общение.
Виды
общения.

«С добрым словом и чёрная
корка сдобой пахнет».
Речевая ситуация: кто
говорит – кому.
Цели общения. Твой адресат:
кому ты говоришь. Твои цели
общения. Общение в быту (по
телефону). Общение: один один; один - немного (личное).
("Добрые дела, добрые слова")
Общение для контакта и для
сообщения информации.
Сообщение по ТВ (речевые
роли)
Беседа – диалог «Разговоры о
звонках на работу»

3

Сентябрь
5 неделяОктябрь
1 неделя
(27) (29)
(4)

«Кто говорит, тот сеет, кто
слушает – собирает».
Работа по рисунку.
«Речи вести - не лапти
плести».
Речевая ситуация: анализ
текста
Беседа – диалог «Пауза –

2

Октябрь
2,3
неделя
(6) (11)

30

кратковременное молчание».

III.

Речевой
этикет.

«Будьте добры, «Будьте
любезны».
Выполнение речевых задач
общение в быту
(повседневное): по телефону,
за столом, на прогулке и
др.(К.Чуковский "Телефон")

1

Октябрь
3 неделя
(13)

«Лингвобанк»
Твой адресат: кому ты
говоришь. Анализ речевых
ситуаций "Разговоры" Г.
Горбовский

2

Октябрь
4 неделя
(18) (20)

Уточнение вежливых форм
обращений
Общение в официальной
(деловой) обстановке
(телефон, театр, почта, и др.)
Риторический анализ диалогов,
монологов.

2

Октябрь
5 неделя
(25) (27)

«Не дорого ничто – дорого
вежество».
Азбука вежливости.
Этикетные слова,
словосочетания. Тон вежливой
речи.
Г. Остер «Если ты пришёл к
кому – то»

2

Ноябрь
1 неделя
(1) (3)

«По части учтивости лучше
пересолить…».
Этикетные диалоги.
Оценивание корректности
речевого поведения.
Н. В. Пикулёва «Слово на
ладошке»

2

Ноябрь
2 неделя
(8) (10)

«Если виновен – проси
извиненья…».
Карусель поговорок. Речевые
задачи по произведению
А. Кузнецова «Поссорились»

2

Ноябрь
3 неделя
(15) (17)

«100 тысяч «почему» живут
на белом свете…».

2

Ноябрь
4 неделя
31

Этикетные формы
выражения извинения,
просьбы. Вежливый отказ в
просьбе.
Детский фольклор «Мирись,
мирись…»

IV.

Речевая
деятельность.

(22) (24)

«То же слово, да не так бы
молвить!»
Приглашение, поздравление
(устное). Риторический анализ
стихотворения
В. А. Сухомлинский «Цветок
или волчья пасть?»

3

Декабрь
1,2
неделя
(1) (6) (8)

«Согласие – несогласие –
частичное согласие с
мнением собеседника»
Беседа – диалог.

2

Декабрь
3 неделя
(13) (15)

«Давайте говорить друг другу
комплименты»
Обращение к знакомым и
незнакомым людям.
Одобрение, похвала
(комплимент). Работа по
рисункам, схемам.
Диалог на тему «Давайте
говорить друг другу
комплименты»

1

Декабрь
4 неделя
(20)

«Спеси боятся, а вежливость
чтут».
Решение речевых задач
Этикетные диалоги:
утешение, сочувствие
(способы выражения).
Узбекская сказка «Аист и
соловей»

2

Декабрь
4,5
неделя
(22) (27)

«Кто знания обрёл, богаче во
сто крат».
Основные этапы речевой
деятельности (до того как
сказал, услышал, в процессе и
после того)
Игра «Связующая нить».

3

Январь
2,3
неделя
(12) (17)
(19)

«Верный тон и речь красит,
и успех делу сулит».
Основной тон, смысловое

3

Январь
4-5
неделя
32

(логическое ударение). Работа
с текстом.
В. Лунин «Вежливый слон»

V.

Правильная и
хорошая речь.

(24) (26)
(31)

«Бином фантазии»
Неподготовленная
(спонтанная) и
подготовленная речь.
Придумывание историй «Рыба
– скрипка», «Рыба в трубе».

3

Февраль
1-2
неделя
(2) (7) (9)

Приемы слушания: фиксация
заголовка и опорных слов.
Встреча со сказкой «Лиса и
Журавль» на сказочном дворе.

1

Февраль
3 неделя
(14)

Риторический анализ отрывка
из сказки Л.Кэрролла
"Приключения Алисы в стране
чудес"

3

Февраль
3-4
неделя
(16) (21)
(23)

«Сказочная география»
Подготовленная речь.
Викторина «Знаете ли вы
сказочную географию?»

1

Февраль
5 неделя
(28)

«Красота звука нужна не
только скрипке».
Точность речи. Нормы
(нормативные словари).
Стих «В день солнечный
июльский».

3

Март
1,2
неделя
(2) (7) (9)

«Говорить не думая, что
стрелять не целясь».
Коммуникативные промахи.
Беседа « О словах – сорняках»

2

Март
3 неделя
(14) (16)

«Если слово непонятно»
Беседа – диалог «Эти
таинственные слова, или
«Если слово непонятно».

1

Март
4 неделя
(21)

33

VI.

Речевые
жанры.
Текст.

«Всему название дано…».
Путешествие в страну
«Словарию».
Сказка «Колобок» ( сусек,
амбар, короб, горсть).
О. Дриз «Прислала мне
тётя…».

2

Март
4,5
неделя
(23) (28)

«Дивишься драгоценности
нашего языка».
Ю. Тимянский «Рассказ
школьного портфеля».

2

Апрель
2 неделя
(4) (6)

«Если не знаешь имён,
пропадает и знание вещей».
Работа с текстом. Заголовок
текста. Речевая игра «Уточни
тему». Основная мысль
текста.
Г. Остер «Мартышка».

3

Апрель
3,4
неделя
(11) (13)
(18)

Ключевые (опорные слова).
Составление плана рассказа.

2

Апрель
4,5
неделя
(20) (25)

«Путешествие в Страну
Сочиняйку».
Угадай сказку по опорным
словам.
Отрывки из сказок «Сивка –
бурка», «Василиса премудрая»,
«Царевна – лягушка»

3

Апрель
5 неделя,
май
1,2
неделя
(27) (4)
(11)

«Главное - начать»
Описание предмета.
И. Токмакова «Плим»

1

Май
3 неделя
(16)

«Сказка - ложь, да в ней
намёк…»
Подробный пересказ.
П. Бажов «Серебряное
копытце».

3

Май
3-4
неделя
(18) (23)
(25)

34

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Объём учебной нагрузки по программе
Возраст
Первый год
обучения
(5-6 лет)
Второй год
обучения
(6-7 лет)

Объем недельной
нагрузки
50 минут
60 минут

Количество занятий в неделю,
месяц, год
2/8/64

2/8/64
Всего: 128

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе художественной
направленности Студия «Азбука этикета для дошколят» проводятся во
второй половине дня.

35

3.2. Материально-техническое обеспечение
Для успешной работы по программе " Азбука этикета для дошколят " и
обеспечения

прогнозируемых

результатов

необходимы

определенные

условия:


Материально-техническая база
Уютное эстетическое пространство для образовательной деятельности
(помещение группы), оснащённое следующим:
- интерактивная доска,
- ноутбук,
- нетбук (6 шт.),
- телевизор,
- магнитофон,
- столы для индивидуальной работы детей.



Материально-техническое обеспечение

I. Дидактические игры:
- Д/и «Уроки этикета»;
- Д/и «Тайна решётки»;
- Д/и «Орлиный глаз» (по Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным
сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»:
«Удачная рыбалка»;
«Попугай Петруша»;
«Первое свидание»;
«Вот так игрушка»;
«Конфета с сюрпризом»;
«Настоящий друг»;
«Илюшина чашка»;
«В огороде»;
«Новогодняя ёлка»
- Д/и «Мудрая ромашка» (три комплекта);

- Д/и «Собери пословицу»;
- Д/и «Притворщик»;
- Д/и «Солнышки»;
- Д/и «Гномики»;
- Д/и «Маски»;
- Игры «Оживлялки»;
- Д/и «Зоопарк настроений»;
- Игрушка Клоун «Эмоции» ;
- «Кубики настроения»;
- «Домик настроений»;
- Д/и «Весёлые истории» ;
- Театр Бибабо ;
- Наборы театров настольных;
- Наборы пальчиковых театров .
II. Демонстрационный наглядный материал:
- Схемы описательных рассказов;
- Комплект мнемотаблиц для заучивания стихотворений;
- Комплект мнемотаблиц для составления рассказов;
- План описательного рассказа в картинках;
- Мимические позы настроения (картинный материал);
- Фотомимика (картинный материал);
- Путешествие в мир эмоций (картинный материал);
- Пиктограммы (картинный материал);
- Наборы серий сюжетных картинок



Библиотечный фонд:

I. Художественные произведения отечественных и зарубежных авторов
М. Майн «Пока они спорили»
Е. Руженцев «Телефон»
38

В. Берестов «Прощание с другом»
К.Чуковский "Телефон"
С. Летова «Мячик»
В. Приходько «Король Боровик»
В. Солоухин «Здравствуйте!»
А. Кузнецова «Поссорились»
Мексиканская народная сказка «Вежливый кролик»
В. Кривошеев «Доброе утро»
В. Катаев «Цветик - семицветик»
Э. Успенский «Разгром».
А. Шлыгин «Гром и тишина»
С. Маршак «И ежели вы вежливы…»
Г. Остер «Советы непослушным детям»
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
М. Пластов «Кто сказал, что я горланю?»
Ю. Тувим «Про пана Трулялинского»
Н. Дурова «Две подружки»
А. Шибаев «Была тишина…»
С. Михалков «Сашина каша»
А. Шибаев «Всему название дано…»
В. А. Сухомлинский «Цветок или волчья пасть»
В. А. Сухомлинский «Моя мама самая красивая»
И. Токмакова «Плим»
С. Маршак «Тихая сказка»
Русский фольклор «Дразнилки»
К.Чуковский "Телефон"
Г. Горбовский "Разговоры"
Г. Остер «Если ты пришёл к кому – то»
Н. В. Пикулёва «Слово на ладошке»
Детский фольклор «Мирись, мирись…»
39

Узбекская сказка «Аист и соловей»
В. Лунин «Вежливый слон»
Л.Кэрролл "Приключения Алисы в стране чудес"
О. Дриз «Прислала мне тётя…»
Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»
Г. Остер «Мартышка»
Русская народная сказка «Сивка – бурка»
Русская народная сказка «Василиса премудрая»
Русская народная сказка «Царевна – лягушка»
П. Бажов «Серебряное копытце»
II. Учебно-методическая литература
1.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М., 2002.
2.Арушанова А. Г., Дурова Н. В. Истоки диалога. М., 2004.
3.Баландина Л. А. Риторика для малышей. - Ростов н/Д.-, 2003.
4.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
5.Ельцова О. М. Риторика для дошкольников.- СПб.-, 2009.
6.Еременко Н. И. Художественная литература. Игровая деятельность.
Подготовительная группа. - Волгоград, 2005.
7.Иванова Т. В. Развитие связной речи. Средняя группа. - Волгоград,
2009.
8.Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников Занятия, игры. – М..
1990.
9.Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 2. - Ярославль, 1997.
10.Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников. Книга 2. Старшая группа. - М., 2004.
11.Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. –
М.,1979.
12.Репина З. А., Васильева А. Д. Поле речевых чудес. Уч. пособие. Екатеринбург, 1997.
13.Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
40

14.Сорокина Г. И., Ладыженская Н. В. Детская риторика в рисунках,
стихах, рассказах. - М., 1995.
15.Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. – М.,1999.
16.Соколова Ю. Развитие речи. – М., 2003.
17.Сорокко О. С., Никольская Р. И. Риторика для маленьких. М., 2012.
18.Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.
19.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,
1988.



Электронные образовательные ресурсы:
1. Программно-методические комплексы:
- «Развитие речи»
- «Весёлые уроки. Учимся говорить правильно»
- «Мир музыки»
- «Фантазеры. Моя страна»
- «Фантазеры. МУЛЬТИтворчество»
2. Презентации:
- Сборник презентаций «Мир вокруг нас»
3. Аудиозаписи:
- «Русские композиторы»
- «Звуки природы»
- «Мелодии леса»
- «Шум океана»
4.Электронное приложение к журналу «Обруч»:
- «Школа здоровьесбережения» ( видеофильм+ метод. рекомендации)

- «Сказка в детском саду» (фотосессия+ метод. рекомендации)
- «По пути к празднику» (фотосессия+ метод. рекомендации)
- «История одного облака» (видеофильм)
- «Куклы» (фотосессия+метод. рекомендации)
41

3.3. Оценочные и методические материалы
Для

оценки

качества

реализации

Программы

используется

методика М. И. Лисиной, в основе которой лежит наблюдение за ребенком в
естественной для него ситуации коммуникации, а также

специально

организованной педагогом беседе.
В

используемой

методике М. И. Лисиной исследуются

две формы

общения
1. Внеситуативно-познавательная

(ВП)

форма

общения. С целью

изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг.
Книги подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный
характер (о зверях, машинах...). Педагог читает

книжку,

объясняет,

что

нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих
знаниях в соответствующей области,

подробно отвечает на вопросы

ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из
ряда предложенных.
2. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится
беседа на личностные темы. Педагог задает вопросы ребенку о его семье,
друзьях, отношениях в группе. Педагог рассказывает о себе, о поступках
разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть
равноправным и активным участником беседы.
Формы общения и их основные параметры
Параметры форм общения
Формы

Время

С кем и где

Вид

Ведущий

Средст

Продукты

общения

проявлен

общается

потребности

мотив

во

общения

ия

ребенок

общения

общени
я

Совместная

Потребность в

Познавательн

Внеситуатив

деятельность

доброжелательн

ый: взрослый

наглядно-

но-

со взрослыми

ом внимании,

– источник

образного

познавательн

и

сотрудничестве,

познания.

мышления и

ая

самостоятельн

уважении

Партнер по

воображения

1.

5 – 6 лет

Речь

Развитие

42

обсуждению

деятельность

причин и

ребенка

связей

Общение

Потребность в

Личностный:

Внеситуатив

разворачивает

доброжелательн

взрослый как

морально-

но-

ся на фоне

ом внимании,

целостная

нравственны

личностная

самостоятельн

сотрудничестве,

личность,

х ценностей.

ой

уважении.

обладающая

Развитие

деятельности

Ведущая роль –

знаниями и

логического

ребенка

стремление к

умениями

мышления.

2.

6 – 7 лет

ая

Речь

Накопление

взаимопомощи

Готовность к

и

обучению.

сопереживанию

Система
мотивов,
произвольно
сть
поведения

Описание методики
Проведение наблюдения. Наблюдение за формами общения проводится 2
раза в год (сентябрь, май) следующим образом. Педагог наблюдает за
ребенком в ситуациях, где он играет с игрушками, рассматривает книжку
или беседует со взрослыми и сверстниками. Затем педагог анализирует ту
деятельность,

которая

предпочтительна

анализируются оставшиеся
самостоятельно

сделать

для

ребенка.

После

этого

типы деятельности. Если ребенок не может
выбор,

педагог

предлагает

последовательно

поиграть, потом почитать, а затем поговорить.
Во время наблюдения педагог заполняет сводную таблицу.
В протоколах фиксируются

показатели поведения детей:

- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты наблюдения;
- характер активности по отношению к объекту внимания;
- уровень комфортности во время наблюдения;
43

- анализ речевых высказываний детей;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из двух ситуаций:
1-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;
2-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
Обработка результатов
При определении ведущей формы общения у детей особое внимание
уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Приветствуется
внеситуативные,

социально-значимые,

оценочные

высказывания,

свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному
общению со взрослыми.
Ведущей считается та форма общения, которая проявляется наиболее ярко у
ребенка.
Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со
взрослыми, сверстниками
№

Показатели поведения

Степень проявления

п/п
I

Порядок выбора ситуации:
игры-занятия
чтение книги
беседа на личностные темы

II

Основной

объект

внимания

в

первые

минуты наблюдения:
игрушки
книги
взрослый
III

Характер активности по отношению к
44

объекту внимания:
не смотрит
беглый взгляд
приближение
прикосновение
речевые высказывания

V

Уровень
комфортности
во
время
наблюдения:
напряжен, скован
озабочен
смущен
спокоен
раскован
весел
Анализ речевых высказываний детей:

1.

По форме:

IV

ситуативные
внеситуативные
2.

По теме:
несоциальные (животные, игрушки,
бытовые вещи, предметы и т.д.)
социальные (я, другие дети,
экспериментатор, родители и т.д.)

3.

По функции:
просьбы о помощи
вопросы
высказывания

4.

По содержанию:
констатирующие высказывания
высказывания о принадлежности
оценка мнения
45

Список используемых источников
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.07.2022).


Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».


Примерные

требований

к

дополнительным

образовательным

программам 06-1844 от 11.12.2006 г.,


Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726),


Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».


Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».


Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).


Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)

(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)

46

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ельцова О. М. Риторика для дошкольников.- С.- П., Детство – пресс,

1.
2009.
2.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика –

Синтез, 2004.
3.

Баландина Л. А. Риторика для малышей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

4.

Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. - С.- П.: Детство

– пресс, 2002.
5.

Арушанова А. Г., Иванкова Р. А. Коммуникация. М., 2013.

6.

Арушанова А. Г., Дурова Н. В. Истоки диалога. М., 2004.

7.

Сорокко О. С., Никольская Р. И. Риторика для маленьких. М., 2012.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».