РП(5-6)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00

Принято
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ Н.С. Шлыкова
Приказ № 063-ОД
от 30. 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024 уч. г.
Модуль: первый год обучения
Дисциплина: Азбука этикета для дошколят
Составитель:
Шлыкова О. В.
педагог
дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
№

Наименование раздела

Нормативно – правовые документы

Страница
3

Целевой раздел

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Планируемые результаты

9

II

Содержательный раздел

11

2.1.

Содержание курса

11

2.2.

Тематическое планирование

14

III

Организационный раздел

38

3.1.

Описание организации работы Студии

38

3.2.

Материального – техническое обеспечение

38

3.3.

Оценочные и методические материалы

42

I

Список используемых источников

46

2

Нормативно - правовые документы
Рабочая программа педагога дополнительного образования разработана в
соответствии со следующими документами:


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.07.2022).


Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся».


Примерные

требований

к

дополнительным

образовательным

программам 06-1844 от 11.12.2006 г.,


Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726),


Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».


Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).


Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение
к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)

3

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Одно их противоречий современного общества – настоятельная
потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты,
культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает
речевой этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства.
Поэтому так важно обучать речевому этикету в дошкольном детстве.
В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с
окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств
речевого

этикета,

способствующих

доброжелательности

общения

со

сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – сенситивный период для
того, чтобы ребѐнок овладел основными средствами речевого этикета.
Речевой этикет – это не только система вербальных единиц, это формулы
хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они
способствуют установлению доброжелательных отношений. Проблема
формирования у дошкольников представлений об этических нормах и
правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее
время родители стремятся предоставить детям большую свободу во
взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно
инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми. Этикет
– это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы
взаимоотношений людей различного статуса.
Постепенно

овладевая

этикетными

формулами

в

определенных

ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально –
этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими
установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла
социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней.

4

Курс программы предназначен для коллектива воспитанников 5-6 лет,
способствует

совершенствованию

речевого

развития

ребенка

и

формированию правильной речи, коммуникабельности, а также обогащению
внутренней

духовно-нравственной

жизни

дошкольника,

развитию

восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, помогает развить в
воспитаннике способность выразить себя не только словом, но и мимикой,
жестом и др.
Данная программа направлена на речевое развитие дошкольника, его
творческих

литературных

способностей,

а

также

формирование

коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа
способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию
речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи
воспитанника, тем самым помогая адаптироваться дошкольнику к обучению
в общеобразовательном учреждении.
Программа построена с учетом основных принципов ФГОС ДО и является
значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники испытывают
трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры
речевого поведения.
Принципы федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
-

Принцип

построения

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- Принцип сотрудничества с семьей. Включает в себя целенаправленность,
систематичность, плановость; сотрудничество педагога и родителей в
5

образовательном процессе; дифференцированный подход к работе с
родителями с учётом специфики каждой семьи; создание развивающей
предметно - пространственной среды; доброжелательность;
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательная
активность при правильной педагогической организации деятельности
воспитанников, систематической и целенаправленной деятельности может и
должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное
влияние на его развитие;
-

Принцип

возрастной

адекватности

дошкольного

образования

(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
-

Принцип

этнокультурной

ситуации

развития

детей. Создание

организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное
развитие этнокультурной компетентности детей 6-7 лет. Реализация
содержания образования, способствующего приобщению детей к родной и
русской

культуре;

применение

методов, приемов,

направленных

на

повышение уровня этнокультурной осведомленности детей, формирование у
них необходимых умений эффективного межэтнического и межличностного
взаимодействия.
ЦЕЛЬ:
Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими
людьми посредством развития речевых умений и навыков.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:


выявлять и развивать речевые способности воспитанников;
6

дать начальные представления об основных понятиях речевого



этикета;


познакомить с основными элементами правильной точной речи;



формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и
речь.

Развивающие:


развивать

речь

воспитанников

через

систему

специальных

продуктивных упражнений;
развивать



все

компоненты

устной

речи

дошкольников

(лексическая сторона, грамматический строй речи, произносительная
сторона речи; связная речь - диалогическая и монологическая
формы);
●

развивать свободное общение со взрослыми и детьми;



развивать

понятия

уместности

использования

несловесных

(невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений,
интонации;


развивать основные свойства устной речи дошкольника: окраска
голоса, громкость, темп и др.;



развивать коммуникативные качества воспитанника.

Воспитательные:


воспитывать у дошкольников потребность соблюдения речевого
этикета, добра и позитивного мировосприятия;



воспитывать чувства уважения и гордости за родной язык.
Принципы совместной деятельности педагога и ребенка:



принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А. и
др.)



принцип воспитывающего обучения;



принцип доступности;



принцип постепенности, последовательности и систематичности;
7



принцип наглядности;



принцип эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от
способностей и успешного продвижения воспитанника);



принцип связи теории с практикой.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка происходит постепенное
переключение интереса и внимания на результат его деятельности, качества
того,

что

он

создает.

Чувственное

восприятие

мира

захватывает

дошкольника, полностью овладевает им, толкает к поисковой деятельности,
раскрывая творческие способности, заложенные в нем с рождения. Данный
подход позволяет решить проблемы эмоционального и речевого развития
воспитанника, поддержать ребенка, используя в целях достижения успеха
различные жизненные и игровые ситуации.

Основными приемами обучения считаются:


показ с пояснением;



игровые приемы;



организация самостоятельной поисковой деятельности;



ситуативные,

сюжетно-ролевые,

игровые

задачи,

вопросы

к

воспитанникам и др.
К основным видам деятельности относятся:


игровая деятельность;



познавательно-исследовательская деятельность;



показ педагогом особенностей речевой деятельности;



анализ текстов различных речевых жанров;



рассматривание изобразительного материала;



речевые игры;



импровизационные игровые задания;



психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки) и др.
8

Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития
навыков речевого этикета дошкольника для успешной непосредственно
образовательной деятельности, так как это должно способствовать наиболее
полному усвоению понятийных и инструментальных знаний воспитанников,
повышению их заинтересованности к овладению грамматически правильной
речью.

Индивидуальные особенности контингента воспитанников

Контингент воспитанников
Студию «Азбука этикета для дошколят» посещают 15 воспитанников, 9
мальчиков и 6 девочек. Речевое развитие соответствует возрасту у 1
воспитанника, ниже возрастной нормы у 14.
Чтобы правильно построить педагогический процесс, необходимо иметь
четкое представление об особенностях речевого развития детей.

1.2. Планируемые результаты
Планируемыми результатами являются:


Умение

воспитанников

благодарить

взрослого,

сверстника

за

оказанную помощь, внимание.


Устойчивый интерес воспитанника к развитию речи и желание
совершенствоваться в этом направлении.



Сформированность у дошкольников умения излагать просьбы словами,
делать это понятно.



Желание воспитанника обращаться к сверстнику, называть его по
имени, смотреть на него, внимательно слушать ответ и разговаривать
друг с другом в приветливой форме.

9



Сформированность
уважительное,

навыков

спокойное,

без

элементарных
крика,

правил

общение,

не

поведения:
мешающее

окружающим.


Умение правильно общаться в общественных местах.

10

II Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
Раздел I. Риторика повседневного и делового общения.
Чему учит риторика. Для чего люди общаются. Как люди общаются.
Правила поведения и общения со взрослыми. Правила знакомства. Речевые
ситуации.

Обращение

друг

к

другу

по

именам

для

создания

доброжелательных отношений.
Раздел II. Общение. Виды общения.
Устное общение. Словесное (вербальное) общение. Рассказ о своём доме,
добрые дела. Общение в быту (повседневное): в магазине, за столом, на
прогулке и др. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.
Речевая ситуация: кто говорит - кому. Цели общения. Поддержание
разговора, ответы на вопросы, высказывания на темы из личного опыта,
самостоятельные рассуждения. Ссоры и споры. Человеку без друзей плохо.
Играем вместе. Твой адресат: кому ты говоришь. Твои цели общения.
Общение: один - один; один - немного (личное). Общение в официальной
(деловой) обстановке (телефон разговор, д/с группа, театр, почта, и др.)
Общение для контакта и для сообщения информации. Риторический анализ.
Речевая ситуация: разговор по телефону (К.Чуковский "Телефон"). Мимика,
жесты, поза.
Раздел III. Речевой этикет.
Формы общения – благодарность, приветствие, прощание, обращение –
просьба, извинение. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливоневежливо-грубо. Аукцион вежливых слов. Зачем нужна вежливость. Слова –
помощники в общении между людьми. Правила ведения диалога. Диалоги на
нравственно – этические темы. Основные правила для участников диалога.
11

Практические умения, навыки, культура поведения в процессе диалога.
Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (силы, темпа,
дикции, ритма, интонационной выразительности и др.). О богатстве и
разнообразии в языке: лексические средства выразительности (эпитеты,
сравнения). Малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, чистоговорки).
Карусель поговорок.

Раздел IV. Речевая деятельность.
Происхождение языка. Первые звуки, слова, язык жестов. Древние языки. О
богатстве и разнообразии в языке: лексические средства выразительности
(эпитеты, сравнения). Слушание. Слушать и слышать. Слушали - услышали.
Правила для слушающего (учимся слушать друг друга, педагога и др.)
Композиционное построение сказки (зачин, завязка, развитие сюжета,
кульминация, конец). Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания:
фиксация заголовка и опорных слов. Играем в слова. Говорение. Голос, его
окраска, громкость, темп говоримой речи. Громкость - от шепота до крика.
Правила для говорящих. Сочинение диалогов в парах.

Раздел V. Правильная и хорошая речь.
Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка). Нормы что это такое. Зачем нужны нормы. Слово, как единица языка. Секреты
твоего успеха (языки общения). Играем вместе в слова. Рифмушки –
нерифмушки. Выразительность речи. Упражнения и дидактические игры на
развитие качеств голоса (силы, темпа, дикции, ритма, интонационной
выразительности и др.) Богатство языка. Богатство твоей речи.

12

Раздел VI. Речевые жанры. Текст.
Текст. Части текста. Основная мысль. Придумай название. Нарисую, чтобы
не забыть. Главные слова в тексте. Выделение ключевых (опорных) слов.
Запись плана в виде пиктограмм. Расскажи мне в двух словах (Сжатый
пересказ). Чья история длиннее? (Подробный пересказ). Описание предмета
по картинному плану.

13

2.2. Тематическое планирование
№
п/п

I.

Основные
разделы

Риторика
повседневно
го общения.

Темы непосредственно
образовательной
деятельности.

Цели

Колво

Месяц
Неделя
Число

Используемая
литература

«Красно поле пшеном, а
беседа умом».
Знакомство с риторикой.
Чему учит риторика.

- раскрытие в доступной форм
мысли о том, что речь является
важнейшим средством общения,
обмена мыслями и чувствами;
объяснение
воспитанникам
мотива
предстоящей
деятельности;
- развитие дикции, темпа речи;
-обогащение словарного запаса
антонимами;
развитие
фантазии,
воображения,
способности
сочинять.

1

Сентябрь
4 неделя
(20)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.22

«Те же слова, да не так
молвить».
Рассказ М. Майна «Пока они
спорили».

- формирование у воспитанников
культуры поведения;
- формирование навыков речевого
поведения во время знакомства;
- формирование умения соотносить
слово
с
производным
профессиональным действием;
- формирование умения выделять
основную
идею
высказывания,
подведения итогов.

2

Сентябрь
4-5 неделя
(22) (27)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.164

15

II.

Общение.
Виды
общения.

«Красивую речь любо
слушать»
Устное и письменное общение.
Словесное (вербальное) и
несловесное (невербальное)
общение.

- объяснение в доступной форме,
что
голос
нужно
беречь,
заботиться о нем; чтобы красиво
говорить
и заставлять
себя
слушать,
надо
овладеть
определенными умениями;
- развитие речевого дыхания;
развитие
артикуляции,
упражнение
в
произнесении
скороговорок;
- закрепление знаний основных
цветов, развитие воображения у
воспитанников;
- формирование представлений о
том, что речь нужна человеку для
того, чтобы иметь возможность
повлиять на другого человека.

1

Сентябрь
5 неделя
(29)

«Клади крест по – писанному,
поклон веди по – учёному».
Общение в быту
(повседневное): по телефону,
за столом, на прогулке и др..
Е. Руженцев «Телефон» Диалог
– беседа «Разговор по
телефону»

- обучение узнаванию людей по
стилю речи;
обучение
воспитанников
произносить
скороговорку
как
реплику в диалоге;
развитие
правильного
фонационного дыхания;
- знакомство с правилами речевого
поведения во время телефонного
разговора, быстроты мышления.

1

Октябрь
2 неделя
(4)

16

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.24

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.58

«В добрый час молвить, а в
дурной промолчать».
Риторический анализ
словесного (вербального) и
несловесного (невербального)
общение.
В. Берестов «Прощание с
другом»

развитие
правильного
фонационного дыхания;
- объяснение воспитанникам того,
что словом можно развеселить,
рассмешить, огорчить, т.е. речь
является средством воздействия;
расширение
представления
воспитанников
о
неязыковых
средствах в речи (мимика –
выражение лица).

2

«Сколько просьб начинается
с «Будьте добры».
Выполнение речевых задач
общение в быту
(повседневное): по телефону,
за столом, на прогулке и
др.(К.Чуковский "Телефон")

- обучение воспитанников дикционно
чисто
проговаривать
текст
чистоговорки
,
правильно
интонируя, придавая голосу окраску;
- развитие правильного речевого
дыхания, как опоры своего голоса;
- обучение употреблению различных
словесных форм общения с просьбой
(«пожалуйста», «будьте добры»,

2

«будьте любезны»);
- знакомство воспитанников с
синонимами;
- развитие воображения, создание
положительного
эмоционального
настроя.

17

Октябрь
2-3 неделя
(6) (11)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.29

Октябрь
3-4 неделя
(13) (18)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.40

«Доброе слово лечит, а
остальное калечит».
Мимика, жесты, поза .
Говорящий взгляд. С. Летова
«Мячик»

- формирование представлений о
том, что речь является средством
воздействия на мысли, чувства и
поведение людей;
- формирование представлений о
роли неязыковых средств в речи, о
помощниках устного слова (жестдвижение рукой);
- развитие культуры речевого
общения через создание проблемной
ситуации.

1

«Не будь в людях приметлив,
будь дома приветлив».
Общение в официальной
(деловой) обстановке
(телефон, театр, почта, и др.)
Риторический анализ диалогов,
монологов.

- развитие умения сопоставлять
описание с реальным предметом или
явлением, отгадывая загадки;
- совершенствование
правильной
дикции с помощью скороговорок;
- уточнение навыков правильного
поведения (как вести себя дома,
когда к вам пришли гости, и как
вести себя в гостях, театре);
- расширение словарного запаса по
лексическим
темам
«Посуда»,
«Продукты питания», «Сервировка
стола»;
-уточнение
выжливых
форм
обращения.

2

18

Октябрь
4 неделя
(20)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.27

Октябрь
5неделя
(25) (27)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.60

«Слово горы ворочает».
Беседа – диалог «Звонок по
телефону»

«Доброе слово человеку, что
дождь в засуху».
Беседа – диалог «Звонки в
другие города и страны».
Лингвобанк «Клевать носом».

- развитие свободного звучания речи
на основе правильного дыхания;
- формирование умения правильно
начинать разговор по телефону,
быстро ориентируясь в различных
ситуациях;
- привитие интереса к слову,
истории родного языка;
совершенствование
умения
рассуждать,
корректно
отстаивать свою точку зрения;
формирование
навыка
договариваться,
принимать
совместное решение.

1

формирование
навыка
качественного
выполнения
упражнений
на
дыхание,
самостоятельно
контролируя
осанку;
- знакомство воспитанников с
правилами
междугороднего
телефонного разговора и с тем, как
правильно отвечать на звонки
такого рода;

1

- развитие мышления, фантазии
воспитанников,
подбирая
подходящие ситуации из жизни к
устойчивому сочетанию слов типа
фразеологизмов.

19

Ноябрь
1 неделя
(1)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.142

Ноябрь
1 неделя
(3)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.151

III.

Речевой
этикет.

«Придумано кем – то просто
и мудро при встрече
здороваться…».
В чем состоит вежливость.
Вежливая речь (словесная
вежливость).
Вежливо-невежливо-грубо.
ВКривошеев «Доброе утро»

- развитие дикционной чистоты при
произнесении
скороговорок,
отработка
наиболее
трудных
буквенных сочетаний;
- развитие правильного речевого
дыхания;
развитие
способности
употреблять различные формы
приветствия
и
прощания
в
зависимости от ситуации;
формирование
первичных
представлений о роли неязыковых
средств речи в процессе общения.

1

Ноябрь
2 неделя
(8)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.32

«Благодарность и ответ на
неё».
В. Приходько «Король
Боровик».

- развитие фонационного дыхания;
- знакомство воспитанников с
этимологией слов «благодарность»,
«спасибо»
- формирование умения выражать
благодарность и отвечать на неё;
формирование
навыка
внимательно слушать друг друга,
отвечать на вопросы;
- воспитание доброжелательного
отношения к собеседнику;
- развитие навыка общаться на
вербальном и невербальном уровнях,
определять
эмоциональное
состояние других людей, выражать
свои чувства.

1

Ноябрь
2 неделя
(10)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.115

20

«Здравствуйте!» - что
особого этим мы друг другу
сказали?»
Аукцион вежливых слов.
В. Солоухин «Здравствуйте!»

«Если виновен – проси
извиненья, словом ищи
выраженья…».
Карусель поговорок. Речевые
задачи по произведению
А. Кузнецова «Поссорились»

обучение
воспитанников
рассказывать
скороговорку,
используя «сказочную» интонацию:
неторопливость,
загадочность
тона,
игривость;
пользуясь
жестами, мимикой, как умелый
сказитель;
- формирование умения произвольно
замедлять выдох, делать его
плавным;
- закрепление употребление форм
приветствия
на
примере
повседневных речевых ситуаций;
-рассмотрение ситуаций, когда
жесты мешают нам в речи и от них
надо избавится.

1

- обучение воспитанников правильно
(логически
и
интонационно)
реагировать на то, что говорит
собеседник;
- развитие правильного речевого
дыхания (правильно расходовать
воздух при прооизнесении звуков);
формирование
навыка
употребления
различных
форм

1

выражения извинения;
- обогащение знаний детей об
окружающем, активизация словаря;
- формирование умения осознанно
задавать вопросы и отвечать на них.

21

Ноябрь
3 неделя
(15)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.34

Ноябрь
3 неделя
(17)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.37

«Не дорого ничто – дорого
вежество».
Анализ речевых ситуаций:
приветствие, прощание,
благодарность,
поздравление.
Мексиканская сказка
«Вежливый кролик»

- формирование у воспитанников
правильной дикции;
- развитие фонационного дыхания;
- закрепление умения употреблять
различные
формы
словесной
вежливости,
используя
художественное слово и создание
стандартных ситуаций;
привлечение
внимания
воспитанников к живому слову, к
русскому литературному языку.

1

«Прощание, пожелание при
прощании».
Беседа – диалог.

формирование
навыка
использования
произвольного
дыхания
при
проговаривании
скороговорки;
- обогащение речи воспитанников
такими
словами,
оборотами,
конструкциями,
которые
необходимы
в
повседневном
общении между людьми;
формирование
навыка
внимательно, вдумчиво относиться
к употреблению слов в речи;
- формирование на практике умения
выбирать языковые средства, более
всего уместные в конкретной
речевой ситуации;
- воспитание
уважительного
отношения к людям, желания
контактировать, сотрудничать.

1

22

Ноябрь
4 неделя
(22)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.52

Ноябрь
4 неделя
(24)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.122

«Приветствие и ответ на
него».
Беседа – диалог.
В. Кривошеева «Доброе утро».

- развитие речевой активности;
- воспитание любви и уважения к
родному русскому языку;
- формирование
устойчивого
навыка употребления этикетных
формул;
- формирование умения достойно
выходить из различных речевых
ситуаций.

1

Декабрь
1 неделя
(1)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.120

«Излишняя похвала хуже
брани»
Обращение к знакомым и
незнакомым людям.
Одобрение, похвала
(комплимент). Работа по
рисункам, схемам.
Диалог на тему «Давайте
говорить друг другу
комплименты»

формирование
бережного
отношения
к
чужой
речи,
высказыванию;
- вопитание чуткого отношения к
собеседнику, желания слышать и
быть услышанным;
- формирование умения ясно и чётко
выражать свои мысли, правильно
ставить вопросы, аргументировать
свои суждения;
- воспитание желания помочь,
подбодрить собеседника, создать у
него хорошее настроение;
- воспитание чувства доверия друг к
другу, чувства ответственности за
другого.

1

Декабрь
2 неделя
(6)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.134

«В гостях у сказочных
«почему».

- воспитание у воспитанников
интереса к родному языку, желания
овладевать
его
речевыми
богатствами;

1

Декабрь
2 неделя
(8)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.103

Беседа по содержанию

23

знакомых сказок.

- совершенствование
умения
рассуждать, раскрывая в своих
рассуждениях
причинно–
следственные отношения.

«Из – за одного слова да
вечная ссора».
Способы выражения согласия,
вежливое возражение в споре
(спор, но не ссора).

совершенствовать
умение
контролировать свои движения и
работать по инструкции;
- формирование умения логически и
интонационно
правильно
рассказывать скороговорки;
- знакомство воспитанников с
тоном высказывания как средством
выразительности устной речи;
- развитие умения действовать
согласованно.

1

Декабрь
3 неделя
(13)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.77

Утешение, сочувствие
(способы выражения) (Сказка
В. Катаева «Цветик семицветик»). Риторический
анализ произведения.

- развитие связной речи детей;
- формирование умения передавать
свои впечатления и свое отношение
к героине сказки, эмоционально
окрашивать речь;
подведение
к
пониманию
нравственного
смысла
сказки,
мотивированной оценке поступков и
характера главной героини;
- обучение составлять творческие
рассказы;
- закрепление знаний о жанровых
особенностях сказки;
- развитие внимания и памяти;

1

Декабрь
3 неделя
(15)

Конспект беседы –
анализа сказки В.
Катаева «Цветик семицветик»

24

- воспитание умения слушать друг
друга.

IV.

Речевая
деятельнос
ть.

«Доброе слово душу радует».
Э. Успенский «Разгром».
Беседа – диалог на тему
«Комплимент и ответ на него.

- воспитание умелой, искусной,
эффектной речи;
- формирование представлений о
том, как люди общаются, какие
виды общения существуют;
- формирование
умения делать
комплименты окружающим людям,
сказочным героям;
- развитие фантазии, воображения
воспитанников;
совершенствование
умения
общаться
на
вербальном
и
невербальном уровнях, определять
эмоциональное состояние других
людей, выражать свои чувства.

1

Декабрь
4 неделя
(20)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.130

«Петь хорошо вместе, а
говорить порознь».
Слушание. Слушать и
слышать.
Слушали - услышали. Правила
для слушающего (учимся
слушать друг друга, педагога и
др.)
А. Шлыгина «Гром и тишина»

- развитие речевого дыхания;
- обогащение словаря воспитанников
словосочетаниями: громкая речь,
тихая речь, говорить громко,
слишком
громко,
достаточно
громко: говорить тихо, шепотом,
недостаточно громко;
- развитие
умения изменять
громкость в зависимости от
ситуации или от содержания
высказывания;
воспитание
уважительного

1

Декабрь
4 неделя
(22)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.67

25

отношения
у
собеседнику
(выслушивать внимательно, не
перебивая, вежливо отвечать на
вопросы).
«Речь любит течь, фраза
идти потихоньку, а слово
бежать да играть!»
Слушаем и стараемся понять.

- отработка умения «окрашивать»
произносимый
звук,
овладение
смысловой интонацией;
-развитие
умения
правильно
перерабатывать информацию;
- формирование умения выполнять
пересказ близко к тексту;
- составление плана рассказа,
выполнение по нему пересказа.

1

«Где больше двух, там
говорят вслух».
Говорение. Голос, его окраска,
громкость, темп говоримой
речи. Правила для говорящих.
С. Я. Маршак «И ежели вы
вежливы…».
Г. Остер «Советы
непослушным детям».

- развитие диктоционной чистоты
при произнесении скороговорок,
умения логически и интонационно
реагировать на сигнал;
- развитие фонационного дыхания;
- знакомство воспитанников с
правилами поведения во время
разговора;
обогащение
и
активизация
словарного запаса воспитанников;
- обучение распознаванию по мимике
и жестам поступков человека.

2

Приемы слушания: фиксация
заголовка и опорных слов.
Встреча со сказкой «Лиса и
Журавль» на сказочном дворе.

- знакомство воспитанников со
сказкой;
совершенствовать
навык
воспитанников правильно отвечать

1

26

Декабрь
5 неделя
(27)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.94

Январь
2-3 неделя
(12) (17)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.54

Январь
3 неделя
(19)

Дополнительный
конспект. Встреча
со сказкой «Лиса и
Журавль»
на

на вопросы;
- развитие монологической речи
через пересказ сказки с помощью
схем;
- воспитание интереса и развитие
творческих способностей через
театрализованную деятельность.

сказочном дворе.

«Ну и шёпоток – во весь
роток!»
Анализ чистоговорок,
скороговорок. Громкость-от
шепота до крика.
М. Пластов «Кто сказал, что
я горланю?»

развитие
интонационной
выразительности
(изменение
громкости своего голоса);
- формирование у воспитанников
знаний о громкости речи, умения
изменять громкость в зависимости
от ситуации или от содержания
высказывания;
воспитание
произвольности
внимания;
- формирование умения общаться на
вербальном и невербальном уровнях,
определять состояние других людей,
выражать свои чувства.

2

«Наш брат Исайка – без
струн балалайка»
Приемы слушания:
составление плана.
Работа с текстом.
Ю. Тувим «Про пана
Трулялинского»

обучение
произнесению
чистоговорки в разном темпе;
- формирование умения слышать
убыстрение или замедление темпа
речи,использования этого звукового
средства
выразительности
в
собственной речи;
формирование
навыка

2

27

Январь
4 неделя
(24) (26)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.65

Январь
5 неделя –
февраль
1 неделя
(30) (2)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.190

ориентировки
на
звучание
грамматических форм, при помощи
которых
образуются
названия
людей и животных;
- развитие фантазии воспитанников
путём придумывания образных слов,
характеризующих
игрушечных
персонажей.
«Слово пуще стрелы разит»
Игра «Войско овощей и
фруктов»

«Красна сказка складом…»
Подготовленная речь.
Викторина «Знаете ли вы
сказочную географию?»

- активизация словаря, развитие
произвольного
внимания,
сообразительности,
сосредоточенности;
совершенствование
умения
правильно, вежливо реагировать на
обращение к ним;
- воспитание верной реакции на
привлечение внимания;
активизация
речевой
деятельности;
- формирование желания общаться
и
достойно
выходить
из
нестандартных речевых ситуаций.

1

- повышение речевой активности;
- развитие фонационного дыхания;
развитие
творческого
воображения
и
вариативного
мышления воспитанников;
совершенствование
навыка
взаимодействия друг с другом;

2

28

Февраль
2 неделя
(7)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.159

Февраль
2-3 неделя
(9) (14)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.197

- формирование заинтересованного
отношения к общему продукту
деятельности.

V.

Правильная
и хорошая
речь.

«Не пройми копьём, пройми
языком».
Подготовка рассказа о своей
лучшей подруге (друге) по
плану (внешность, увлечения,
черты характера).
Н. Дурова «Две подружки»

- активизирование и обогащение
словарного запаса (подбор слов –
синонимов);
- уточнение представлений о
правилах знакомства, об этикетных
выражениях, принятых в этих
случаях;
формирование
умения
анализировать и оценивать свои
поступки и поступки других;
- воспитание у воспитанников
осознания
необходимости
выполнять правила этикета;
формирование
умения
перефразировать
сказанное,
сохранив главный смысл.

2

«За твоим языком не
поспеешь босиком».
Речь правильная
(соответствующая нормам
литературного языка). Нормы
-что это такое. Зачем нужны
нормы.
А. Шибаев «Была тишина…»

- развитие речевого дыхания (при
произнесении звуков);
- формирование у воспитанников
представления о такой особенности
устной речи, как скорость (темп),
упражнение в умении изменять
темп речи в зависимости от
ситуации
общения
или
от
содержания высказывания;
-активизация детского словаря:

2

29

Февраль
3-4 неделя
(16) (21)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 168

Февраль
5 неделямарт
1 неделя
(27) (2)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.69

темп речи, медленный, быстрый,
нормальный.
«Приятная для слуха речь –
своего рода музыка»
Выразительность речи.
Богатство языка. Сочини
загадку. Рифма.
С. Михалков «Сашина каша»

- развитие речевого дыхания
(правильно делать вдох и выдох,
согласуя их с движениями руки);
- формирование умения изменять
громкость
и
темп
речи
в
зависимости
от содержания
высказывания;
- формирование у воспитанников
представления о такой особенности
устной речи, как окраска голоса
(тембр), умения изменять окраску
голоса в зависимости от речевой
ситуации.

2

«Слово всегда есть, да ум наш
ленив»
Беседа – диалог «Эти
таинственные слова, или
«Если слово непонятно».

воспитание
внимания
воспитанников
к
слову,
формирование умения толковать
значение слова;
формирование
стремления
узнавать значение непонятных слов;
- формирование знания о том, что
значение слова можно объяснить,
растолковать, с помощью других,
понятных (знакомых) слов;
воспитание
умения
быть
ласковым, активизирование в речи
воспитанников нежных, ласковых
слов;

1

30

Март
2 неделя
(7) (9)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.71

Март
3 неделя
(14)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 173

формирование
умения
образовывать
новые
слова с
помощью
уменьшительных
суффиксов.
«Похвала окрыляет».
Выразительность речи.
Богатство языка. Богатство
твоей речи.
А. Шибаев «Всему название
дано…»

- воспитание умения отличать
истинную вежливость от показной;
- формирование умения оценивать
правдивость комплимента, тон при
общении;
- воспитание самостоятельности,
творческой
активности
воспитанников во время выполнения
речевой разминки;
привлечение
внимания
воспитанников к живому слову,
формирование заинтересованности
русским языком.

1

Март
3 неделя
(16)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 137

«Слово на ладошке».
Игровое упражнение
«Проверим свой словарный
запас».

привлечение
внимания
воспитанников к живому слову,
формирование заинтересованности
русским языком,
- активизация словаря, развитие
произвольного
внимания,
сообразительности,
сосредоточенности;
- настраивание детей на желание
делать открытия с радостью и
удовольствием;
- формирование умения работать в

1

Март
4 неделя
(21)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 156

31

одной команде, сопереживать,
радоваться успехам сверстников;
- воспитание духа соревнования,
чувства солидарности.

VI.

Речевые
жанры.
Текст.

«Забавные стихи»
Сочинение сказочных историй.
Творческие рассказы на тему
«Фантазии о…».

формирование
правильного
четкого произнесения (дыхание,
артикуляция, дикция);
формирование
умения
выразительно передавать мысли
автора (интонацию, логическое
ударение, силу голоса, темп речи);
- развитие воображения, умения
представить то, о чем говорится;
- расширение словарного запаса
воспитанников,
воспитание
внимания к слову.

1

Март
4 неделя
(23)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 107

«Если не умеешь говорить,
научись слушать».
Что такое текст.
Основная мысль и заголовок
текста.
Ключевые (опорные слова).
В. А. Сухомлинский «Цветок
или волчья пасть»

-формирование у воспитанников
умения использовать различные
средства выразительности устной
речи;
- развитие умения грамматически
правильно строить предложения;
- предупреждение затруднений в
общении,
конфликтности
и
обособленности;
овладение
воспитанниками
некоторыми
способами
самоконтроля,
управления
произвольным вниманием;

2

Март
5 неделя
(28) (30)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.85

32

- формирование умения выражать
свои мысли, переживания.
«Что за прелесть это яркое,
звонкое слово!».
Сжатый пересказ.
В. А. Сухомлинский «Моя мама
самая красивая».

- развитие гибкости дыхания,
регулирования
громкости
произношения слова;
- формирование навыка правильно
формулировать вопросы;
- обучение воспитанников умению
говорить
ярко,
образно.
Выразительно, привлекая внимание
слушателей;
- воспитание интереса и уважения к
родному языку.

2

«Для чего у нас два уха, а язык
один».
Подробный пересказ.

- развитие умения произвольно
замедлять выдох, делая его плавным
или
прерывистым,
укрепление
дыхательных мышц;
- создание условий для овладения
воспитанниками
творческой
продуктивной деятельностью;
- развитие умения соотносить
средства
вербального
и
невербального общения;
- формирование навыка критически
оценивать себя и других;
- развитие речевого творчества,
умения перевоплощаться;
развитие
у
воспитанников
интереса к тому, о чем они говорят,

2

33

Апрель
2 неделя
(4) (6)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.92

Апрель
3 неделя
(11) (13)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.87

воспитание
сознательного
намерения говорить выразительно,
образно, эмоционально;
- развитие навыка внимательно
слушать друг друга.
«Хорошее начало – половина
дела»
Описание предмета.
И. Токмакова «Плим»

Основные структурносмысловые части текста
(начало, средняя часть,
концовка).

- развитие речевого дыхания
(правильно расходовать воздух при
произнесении слова, фразы);
- создание условий для овладения
воспитанниками
творческой
продуктивной деятельностью;
- активизация словарного запаса
воспитанников
(ранняя
осень,
пепельно-серое, нахмуриться, степь,
облако кудрявое) при составлении
сказки;
- развитие детского творчества и
фантазии.

2

- формирование навыка
пересказывать сказку близко к
тексту;
- развитие умения слушать
художественный текст и
реагировать на его содержание;
- формирование умения следить за
развитием сюжета;
- формирование эмоционального
восприятия сказки и интереса к ней;
- формирование умения отвечать на

1

34

Апрель
4 неделя
(18) (20)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.89

Апрель
5 неделя
(25)

Дополнительный
конспект. «Зимовье
зверей»

вопросы по его содержанию;
- формирование умению выполнять
игровые действия,
соответствующие тексту сказки;
- развитие памяти, внимания,
мышления.
Основные структурносмысловые части текста
(начало, средняя часть,
концовка).

познакомить с величайшим
богатством
русской
народной
культуры сказками;

-

1

Апрель
5неделя

- формирование навыка узнавания
отдельных сказок по характерным
признакам;

Дополнительный
конспект. "Ах, эти
русские сказки".

(27)

- активизация речи, обогащение
словарного запаса: подбор слов,
определяющих качеств героев;
- воспитание доброжелательного
отношения к героям сказок и друг к
другу.
«О сказках в шутку и всерьёз»
Коллективная творческая
речевая деятельность

- развитие у воспитанников
речетворчества, с использование
знакомых сказок;
- создание условий для овладения
творческой продуктивной
деятельностью;
- воспитание у воспитанников
интереса к русской народной сказке;
- формирование стремления

35

1

Май
1 неделя
(4)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 203

сотрудничать со сверстниками.
«Эту сказку ты прочтёшь
тихо, тихо, тихо…».
Составь рассказ по опорным
словам.
С. Маршак «Тихая сказка»

«Ярко слово слушает сердце».
Рассуждение. Описательная
характеристика предмета.
Русский фольклор
«Дразнилки».

- формирование навыка
произносить скороговорку в разном
темпе, с разной силой голоса ,с
изменением интонации; играя
звуками и рифмами;
- развитие слухового восприятия;
- формирование способности
слышать усиление и ослабление
силы голоса (громкости);
- формирование у воспитанников
навыка использования различных
средств выразительности устной
речи; чувствовать рифму, играть
звуками;
- развитие умение образовывать
названия детенышей животных.

2

- развитие речевого дыхания
(делать вдох и выдох, согласуя их с
движениями рук);
- знакомство воспитанников с
произведениями детского народного
творчества («дразнилки»);
- обучение воспитанников
«рисовать» словами, то есть
раскрывать признаки предмета в
зависимости от цели высказывания;
- воспитание интереса к родному
языку, желания овладеть его

1

36

май
2-3 неделя
(11) (16)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 185

Май
3 неделя
(18)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 104

речевыми богатствами.
Словесная игра
«Автобиография»
Игровое упражнение
«Проверим свой словарный
запас».

- развитие речевого дыхания
(качественное выполнение
дыхательных упражнений с
контролем осанки);
- развитие внимания, мышления,
фантазии;
- развитие слухового восприятия.

ИТОГО:

2

Май
4 неделя
(23) (25)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 155

64

37

III. Организационный раздел
3.1. Описание организации работы Студии «Азбука этикета для
дошколят»
Курс Студии "Азбука этикета для дошколят " построен на групповой
форме работы с дошкольниками в пределах времени, отведенного учебным
планом.
Содержание практического курса Студия «Азбука этикета для дошколят»
для воспитанников 5 – 6 лет рассчитано:
- на 64 фронтальные формы образовательной деятельности (2 раза в неделю по
25 минут).
Проводится с 1 сентября по 31 мая. В конце каждого года обучения
предусматривается отчёт о предоставленной услуге.
Эти виды образовательной деятельности с воспитанниками предшкольного
возраста проводятся по тематическому планированию.

3.2. Материально-техническое обеспечение
Для успешной работы по программе " Азбука этикета для дошколят " и
обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:


Материально-техническая база
Уютное эстетическое пространство для образовательной деятельности
(помещение группы), оснащённое следующим:
- интерактивная доска,
- ноутбук,
- нетбук (6 шт.),
- телевизор,
- магнитофон,
- столы для индивидуальной работы детей.
38



Материально-техническое обеспечение

I. Дидактические игры:
- Д/и «Уроки этикета»;
- Д/и «Орлиный глаз» (по Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным
сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»:
«Удачная рыбалка»;
«Попугай Петруша»;
«Первое свидание»;
«Вот так игрушка»;
«Конфета с сюрпризом»;
«Настоящий друг»;
«Илюшина чашка»;
«В огороде»;
«Новогодняя ёлка»
- Д/и «Собери пословицу»;
- Д/и «Солнышки»;
- Д/и «Маски»;
- Д/и «Зоопарк настроений»;
- «Кубики настроения»;
- Д/и «Весёлые истории» ;
- Театр Бибабо ;
- Наборы театров настольных;
- Наборы пальчиковых театров .
II. Демонстрационный наглядный материал:
- Схемы описательных рассказов;
- Комплект мнемотаблиц для заучивания стихотворений;
- Комплект мнемотаблиц для составления рассказов;
- План описательного рассказа в картинках;
- Путешествие в мир эмоций (картинный материал);
- Пиктограммы (картинный материал);
- Наборы серий сюжетных картинок


Библиотечный фонд:

I. Художественные произведения отечественных и зарубежных авторов
39

М. Майн «Пока они спорили»
Е. Руженцев «Телефон»
В. Берестов «Прощание с другом»
К.Чуковский "Телефон"
С. Летова «Мячик»
В. Приходько «Король Боровик»
В. Солоухин «Здравствуйте!»
А. Кузнецова «Поссорились»
Мексиканская народная сказка «Вежливый кролик»
В. Кривошеев «Доброе утро»
В. Катаев т«Цветик - семицветик»
Э. Успенский «Разгром».
А. Шлыгин «Гром и тишина»
С. Маршак «И ежели вы вежливы…»
Г. Остер «Советы непослушным детям»
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
М. Пластов «Кто сказал, что я горланю?»
Ю. Тувим «Про пана Трулялинского»
Н. Дурова «Две подружки»
А. Шибаев «Была тишина…»
С. Михалков «Сашина каша»
А. Шибаев «Всему название дано…»
В. А. Сухомлинский «Цветок или волчья пасть»
В. А. Сухомлинский «Моя мама самая красивая»
И. Токмакова «Плим»
С. Маршак «Тихая сказка»
Русский фольклор «Дразнилки»
II. Учебно-методическая литература
1.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М., 2002.
2.Арушанова А. Г., Дурова Н. В. Истоки диалога. М., 2004.
40

3.Баландина Л. А. Риторика для малышей. - Ростов н/Д.-, 2003.
4.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
5.Ельцова О. М. Риторика для дошкольников.- СПб.-, 2009.
6.Еременко Н. И. Художественная литература. Игровая деятельность.
Подготовительная группа. - Волгоград, 2005.
7.Иванова Т. В. Развитие связной речи. Средняя группа. - Волгоград,
2009.
8.Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников Занятия, игры. – М..
1990.
9.Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 2. - Ярославль, 1997.
10.Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников. Книга 2. Старшая группа. - М., 2004.
11.Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. –
М.,1979.
12.Репина З. А., Васильева А. Д. Поле речевых чудес. Уч. пособие. Екатеринбург, 1997.
13.Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
14.Сорокина Г. И., Ладыженская Н. В. Детская риторика в рисунках,
стихах, рассказах. - М., 1995.
15.Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. – М.,1999.
16.Соколова Ю. Развитие речи. – М., 2003.
17.Сорокко О. С., Никольская Р. И. Риторика для маленьких. М., 2012.
18.Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.
19.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,
1988.



Электронные образовательные ресурсы:
1. Программно-методические комплексы:
- «Весёлые уроки. Учимся говорить правильно»
- «Фантазеры. Моя страна»
41

2. Презентации:
- Сборник презентаций «Мир вокруг нас»
3. Аудиозаписи:
- «Русские композиторы»
- «Звуки природы»
- «Мелодии леса»
- «Шум океана»
4.Электронное приложение к журналу «Обруч»:
- «Сказка в детском саду» (фотосессия+ метод. рекомендации)
- «История одного облака» (видеофильм)
- «Куклы» (фотосессия+метод. рекомендации)

3.3. Оценочные и методические материалы
Методика диагностики форм общения (по М. И. Лисиной)
В предлагаемой М. И. Лисиной методике в возрасте 5-6 лет исследуется
внеситуативно-познавательная

(ВП)

форма

общения. С целью изучения

этой формы общения осуществляется чтение и обсуждение книг. Книги
подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный характер
(о зверях, машинах...). Педагог читает книжку, объясняет, что нарисовано
на картинках,

дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в

соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему
беседы

и

конкретную

книжку

ребенок

выбирает сам из ряда

предложенных.
Форма общения и её основные параметры
Параметры форм общения
Формы общения

Время

С кем и где

Вид

Ведущий

Средство

Продукты

проявле

общается

потребности

мотив

общения

общения

ния

ребенок

общения

Внеситуативно-

5–6

Совместная

Потребность в

Познавательны

познавательная

лет

деятельнос

доброжелатель

й: взрослый –

42

Речь

Развитие
наглядно-

ть со

ном внимании,

источник

образного

взрослыми

сотрудничеств

познания.

мышления и

и

е, уважении

Партнер по

воображения

самостояте

обсуждению

льная

причин и

деятельнос

связей

ть ребенка

Описание методики
Проведение наблюдения. Наблюдение за формами общения проводится
следующим образом. Педагог наблюдает за ребёнком в ситуациях, где он
играет с игрушками, рассматривает книжку или беседует со взрослыми и
сверстниками.

Затем

педагог

анализирует

ту

деятельность,

которая

предпочтительна для ребенка. После этого анализируются оставшиеся типы
деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог
предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить.
Во время наблюдения педагог заполняет сводную таблицу.
В таблице фиксируются 6 показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты наблюдения;
- характер активности по отношению к объекту внимания;
- уровень комфортности во время наблюдения;
- анализ речевых высказываний детей;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения
Ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение.
Обработка результатов
При определении ведущей формы общения у детей особое внимание уделяете
тематике

и

содержанию

речевых

высказываний.

Приветствуются

внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания.
43

Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со
взрослыми, сверстниками
№

Показатели поведения

п/п
I

Порядок выбора ситуации:
игры-занятия
чтение книги
беседа на личностные темы

II

Основной объект внимания в первые минуты
наблюдения:
игрушки
книги
взрослый

III

Характер активности по отношению к
объекту внимания:
не смотрит
беглый взгляд
приближение
прикосновение
речевые высказывания

IV

Уровень комфортности во время
наблюдения:
напряжен, скован
озабочен
смущен
спокоен
раскован
44

Степень проявления

весел
V

Анализ речевых высказываний детей:

1.

По форме:
ситуативные
внеситуативные

2.

По теме:
несоциальные (животные, игрушки, бытовые
вещи, предметы и т.д.)
социальные (я, другие дети,
экспериментатор, родители и т.д.)

3.

По функции:
просьбы о помощи
вопросы
высказывания

4.

По содержанию:
констатирующие высказывания
высказывания о принадлежности
оценка мнения

45

Список используемых источников
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.07.2022).


Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений

в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».


Примерные требований к дополнительным образовательным программам

06-1844 от 11.12.2006 г.,


Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726),


Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».


Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение

Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика – Синтез,
2004.
46

2. Арушанова А. Г., Иванкова Р.А.. Коммуникация. М., 2013.
3. Арушанова А. Г., Дурова Н.В.. Истоки диалога. М., 2004.
4. Баландина Л. А. Риторика для малышей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003
5.Баринова Е.В. Уроки Вежливости и Доброты:

пособие по этикету для

воспитателей детских садов. Феникс, 2014.
5. Ельцова О. М. Риторика для дошкольников.- С.- П., Детство – пресс, 2009.
6. Купина Н.А.,Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Флинта, 2010.
7. Сорокина Г.И., Ладыженская Н. В. Детская риторика в рисунках, стихах,
рассказах. - М.,1995.
8. Сорокко О.С., Никольская Р.И.. Риторика для маленьких. 2012.
9. Шалаева Г.П. Школа вежливости для маленьких хозяев. АСТ., 2009.
10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. - С.- П.: Детство –
пресс, 2002.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».