РП (6-7)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00

Принято
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ Н.С. Шлыкова
Приказ № 063-ОД
от 30. 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024 уч. г.
Модуль: второй год обучения
Дисциплина: Азбука этикета для дошколят
Составитель:
Шлыкова О. В.
педагог
дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
№

Наименование раздела

Нормативно – правовые документы

Страница
3

Целевой раздел

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Планируемые результаты

9

II

Содержательный раздел

11

2.1.

Содержание курса

11

2.2.

Тематическое планирование

14

III

Организационный раздел

28

3.1.

Описание организации работы Студии

28

3.2.

Материального – техническое обеспечение

28

3.3.

Оценочные и методические материалы

31

I

Список используемых источников

36

2

Нормативно - правовые документы
Рабочая программа педагога дополнительного образования разработана в
соответствии со следующими документами:


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.07.2022).


Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся».


Примерные

требований

к

дополнительным

образовательным

программам 06-1844 от 11.12.2006 г.,


Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726),


Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».


Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).


Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение
к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)

3

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В основе педагогической концепции лежит развитие дошкольника,
обеспечивая становление его коммуникативной, духовно - нравственной
сферы личности, нравственно - эстетическое становления, ориентирующего
педагога на индивидуальные особенности.
Курс программы предназначен для коллектива воспитанников 6-7 лет,
способствует

совершенствованию

речевого

развития

ребенка

и

формированию правильной речи, коммуникабельности, а также обогащению
внутренней

духовно-нравственной

жизни

дошкольника,

развитию

восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, помогает развить в
воспитаннике способность выразить себя не только словом, но и мимикой,
жестом и др.
Данная программа направлена на речевое развитие дошкольника, его
творческих

литературных

способностей,

а

также

формирование

коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа
способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию
речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи
воспитанника, тем самым помогая адаптироваться дошкольнику к обучению
в общеобразовательном учреждении.
Программа построена с учетом основных принципов ФГОС ДО и является
значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники испытывают
трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры
речевого поведения.
Принципы федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
-

Принцип

построения

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
4

становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования;
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- Принцип сотрудничества с семьей. Включает в себя целенаправленность,
систематичность, плановость; сотрудничество педагога и родителей в
образовательном процессе; дифференцированный подход к работе с
родителями с учётом специфики каждой семьи; создание развивающей
предметно - пространственной среды; доброжелательность;
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательная
активность при правильной педагогической организации деятельности
воспитанников, систематической и целенаправленной деятельности может и
должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное
влияние на его развитие;
-

Принцип

возрастной

адекватности

дошкольного

образования

(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
-

Принцип

этнокультурной

ситуации

развития

детей. Создание

организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное
развитие этнокультурной компетентности детей 6-7 лет. Реализация
содержания образования, способствующего приобщению детей к родной и
русской

культуре;

применение

методов, приемов,

направленных

на

повышение уровня этнокультурной осведомленности детей, формирование у
них необходимых умений эффективного межэтнического и межличностного
взаимодействия.

5

В процессе освоения курса воспитанники приближаются к осознанию
важных идей - о связи языка и действительности, языка и мышления, о
значении культуры речевого поведения в жизни. Дети познают и
рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и
взрослым в процессе исследований и обсуждений, что обеспечивает
формирование у дошкольника старшего возраста целостной картины
окружающего мира. Именно поэтому особую роль играют те задачи и
упражнения, которые развивают в воспитанниках критическое восприятие
речи - чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство
коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают
внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным
отношением к человеку.

ЦЕЛЬ:
Развитие речевых умений и навыков для успешной адаптации воспитанников
старшего

дошкольного

возраста

в

социуме,

совершенствование

конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:


Развивать и совершенствовать речевые способности воспитанников;



формировать

представления

об

основных

понятиях

риторики

повседневного и делового общения, этикетных форм;


совершенствовать основные элементы правильной точной речи;



формировать и развивать умения анализировать и оценивать общение
и речь;



формировать творческую личность через приобщение воспитанника к
риторической деятельности.

6

Развивающие:


совершенствовать речь воспитанников через систему специальных
продуктивных упражнений;



развивать все компоненты устной речи дошкольников (лексическая
сторона, грамматический строй речи, произносительная сторона речи;
связная речь - диалогическая и монологическая формы);



развивать свободное общение со взрослыми и детьми;



развивать произносительно-импровизационные умения дошкольника;



развивать

понятия

уместности

использования

несловесных

(невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений,
интонации;


развивать основные свойства устной речи дошкольника: окраска
голоса, громкость, темп и др.;



развивать

умения

взаимодействовать

с

партнером

общения;

анализировать свое речевое поведение;


развивать коммуникативные качества воспитанника.

Воспитательные:


воспитывать у дошкольников потребность соблюдения речевого
этикета, добра и позитивного мировосприятия;



воспитывать чувства уважения и гордости за родной язык;



создавать условия для духовно-нравственного роста воспитанников.
Принципы совместной деятельности педагога и ребенка:



принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А. и
др.)



принцип воспитывающего обучения;



принцип доступности;



принцип постепенности, последовательности и систематичности;



принцип наглядности;



принцип эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от
способностей и успешного продвижения воспитанника);
7



принцип связи теории с практикой.
Основными приемами обучения считаются:



показ с пояснением;



игровые приемы;



организация самостоятельной поисковой деятельности;



ситуативные,

сюжетно-ролевые,

игровые

задачи,

вопросы

к

воспитанникам и др.
К основным видам деятельности относятся:


игровая деятельность;



познавательно-исследовательская деятельность;



показ педагогом особенностей речевой деятельности;



анализ текстов различных речевых жанров;



рассматривание изобразительного материала;



речевые игры;



импровизационные игровые задания;



психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки) и др.

Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития
навыков речевого этикета дошкольника для успешной непосредственно
образовательной деятельности, так как это должно способствовать наиболее
полному усвоению понятийных и инструментальных знаний воспитанников,
повышению их заинтересованности к овладению грамматически правильной
речью.
Индивидуальные особенности контингента воспитанников

Контингент воспитанников
Студию «Азбука этикета для дошколят» посещают 12 воспитанников, 5
мальчиков и 7 девочки. Речевое развитие соответствует возрасту у 3
воспитанников, ниже возрастной нормы у 9.
8

Чтобы правильно построить педагогический процесс, необходимо иметь
четкое представление об особенностях речевого развития детей.

1.2 Планируемые результаты
Студия "Азбука этикета для дошколят" направлена на развитие активной
речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения,
творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это
позволить детям успешно освоить мир человеческих отношений. Создание
предпосылок к социальной адаптации и интеграции рассматривается как
стержневой аспект данной образовательной программы. Это не только
подготовка к обучению в школе, но и подготовка к жизни в обществе.
В целом к предполагаемым результатам можно отнести:
№

Воспитательные и
развивающие задачи

1.

Формирование навыков
и умений
эффективного
общения

Способность дать
адекватную оценку в
повседневном общении и
уместности выбранных
средств общения.

Включенное
педагогическое
наблюдение,
беседы

2.

Воспитание
коммуникативных
качеств обучающихся

Коммуникативные навыки,
культура речи. Чувство
ответственности к
занятиям.

Наблюдение за
качеством
выполнения
заданий

3.

Развитие специальных
навыков
анализировать и
оценивать говоримую
(устную) речь

Соответствие основного
тона, темпа, громкости
речи, выделенных
смысловых ударений
речевой задаче говорящего

Качество
выполнения
заданий

4.

Развитие творческих
речевых способностей
через систему
специальных
продуктивных заданий

Самостоятельность,
инициатива, воображение

Через систему
специальных
заданий

Качества, которые
формируются

9

Механизм
отслеживания

Планируемыми результатами являются:


Желание и возможности воспитанников для самореализации в речевой
творческой коллективной деятельности.



Устойчивый интерес воспитанника к развитию речи и желание
совершенствоваться в этом направлении.



Сформированность у дошкольников культуры речи, общения и
определенного культурного кругозора.



Правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного
языка).



Умение владеть своим голосом, понимание того, когда нужно говорить
громко, тихо, быстро, медленно, с какой интонацией.



Сформированность

у

воспитанника

соотносить

вербальные

и

невербальные средства общения.


Самостоятельность оценивания речевой ситуации, речевой роли, а
также уместность использования словесных и несловесных средств
общения.



Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах
обозначенных в программе).



Демонстрация различных видов речевой деятельности (творческие
выступления, монологи, диалоги).

10

II. Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
Раздел I. Риторика повседневного и делового общения.
Как люди общаются. Правила поведения и общения со взрослыми. Правила
знакомства. Речевые ситуации. Имена и фамилии разных народов. Имя при
рождении; отчества от отца. Имена наших предков.

Раздел II. Общение. Виды общения.
Устное общение. Словесное (вербальное) общение. Культура общения детей
разных полов. Общение в быту: в театре, по телефону, на дне рождении, в
транспорте и др. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.
Речевая ситуация: кто говорит - кому. Цели общения. Роль органов чувств в
процессе познания окружающего мира. Твой адресат: кому ты говоришь.
Твои цели общения. Невербальные средства общения, интонационная
выразительность. Общение с книгой, общение с природой, общение с
людьми. Общение: один-один; один - немного (личное): "Добрые дела,
добрые слова". Общение для контакта и для сообщения информации. Твой
адресат: кому ты говоришь. Анализ речевых ситуаций. Риторический анализ
диалогов, монологов. Различие определённых эмоциональных состояний
окружающих взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений.
Общение для контакта и для сообщения информации. Сообщение по ТВ
(речевые роли). Мастерская успешного общения.
Раздел III. Речевой этикет.
Азбука вежливости. Приветствие, прощание, благодарность, поздравление.
Этикетные слова, словосочетания. Это слово говорят, если вас благодарят!
Все начинается со слова: «Здравствуй!» Когда без извинения не обойтись?
Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе?) Тон вежливой речи. Обращение к
знакомым и незнакомым людям. Что надо сделать, чтобы тебя хотели
11

слушать. Этикетные формы выражения извинения, просьбы. Выход из
конфликтных ситуаций с использованием речевых форм извинения.
Вежливый отказ в просьбе. Одобрение, похвала (комплимент). Приглашение,
поздравление (устное, письменное). Способы выражения согласия, вежливое
возражение в споре (спор, но не ссора). Утешение, сочувствие (способы
выражения) Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления,
речи.
Раздел IV. Речевая деятельность.
Слушать и слышать. Как управлять выступлением (как начинать и
заканчивать выступление), составление писем, конца к сюжету по картинкам.
Общение на расстоянии. Язык знаков в стране вещей. Средства общения
(записка, письмо, рисунок). Приемы слушания: фиксация заголовка и
опорных слов. Основные этапы речевой деятельности (до того как сказал,
услышал, в процессе и после того). « Я должен спросить у мамы» (общение
со взрослыми в духе добра и взаимопонимания). Композиционное
построение сказки (зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, конец).
Приемы слушания: составление плана. Игры с пиктограммами «Разведчики»,
«Наскальные рисунки». Основной тон, смысловое (логическое ударение).
Искусство спора и диалога (мини – диалоги, речевые формулы общения).
Проблемно

–

речевые

ситуации.

Неподготовленная

(спонтанная)

и

подготовленная речь. Особенности спонтанного говорения. Риторический
анализ отрывка из сказки Л.Кэрролла "Приключения Алисы в стране чудес".
Подготовка рассказа о своей лучшей подруге (друге) по плану (внешность).
увлечения, черты характера).
Раздел V. Правильная и хорошая речь.
Правильность речевых высказываний. Что такое словари. Путешествие в
страну Словарию. Нормы (нормативные словари). Коммуникативные
промахи. Сочинение небылиц, рассказов по памяти и др. Сочинение
сказочных историй. Обучение рассказыванию в паре. Проблемные ситуации.
12

Выразительность речи. Упражнения и дидактические игры на развитие
качеств голоса (силы, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности
и др.)

Богатство языка. Богатство твоей речи. Стихи по пиктограммам.

Выражение одной мысли различными структурами предложений.
Раздел VI. Речевые жанры. Текст.
Основные структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть,
концовка). Типы текстов. Речевые жанры. Рассуждение. Речевая игра
"Уточни тему". Угадай сказку по опорным словам. О чём эта история
(Основная мысль текста). Запись плана в виде пиктограмм. Ключевые
(опорные) слова. Описание предмета. Напишите мне письмо (письменное
общение). Самое удивительное чудо на свете (общение и книги). Древние и
современные орудия письма. Любовь к книге, бережное к ней отношение. О
роли книги в жизни человека. Тексты с проблемным сюжетом.

13

2.2. Тематическое планирование
№
п/п

Основные
разделы

Темы непосредственно
образовательной
деятельности.

Цели

I.

Риторика
повседневного
и делового
общения.

«Риторика есть
наука…красиво говорить и
писать…»
Для чего люди общаются.
Проблемная ситуация «Не мёд,
а ко всему льнёт».

- уточнение представления о риторике
как науке;
- обогащение словаря (риторика, ритор,
«красно говорить»);
- развитие фонационного дыхания;
развитие
артикуляции
путём
проговаривания скороговорок;
- вовлечение воспитанников в активный
разговор по заданной теме;
- обучение воспитанников внимательно
слушать друг друга.

2

Сентябрь
4 неделя
(20) (22)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.110

II.

Общение.
Виды
общения.

«С добрым словом и чёрная
корка сдобой пахнет».
Речевая ситуация: кто
говорит – кому.
Цели общения. Твой адресат:
кому ты говоришь. Твои цели
общения. Общение в быту (по
телефону). Общение: один один; один - немного (личное).
("Добрые дела, добрые слова")
Общение для контакта и для
сообщения информации.
Сообщение по ТВ (речевые

- развитие артикуляции;
- развитие речевого дыхания;
- формирование умения делать «звонки»
туда, где с ними, скорее всего не
знакомы, т. е. на работу;
- формирование умения запоминать
фразеологизм путём обыгрывания его
прямого и переносного значения;
- развитие умения изменять тембр,
окраску голоса в зависимости от
речевой ситуации.

3

Сентябрь
5 неделяОктябрь
1 неделя
(27) (29)
(4)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.148

15

Колво

Месяц
Неделя

Используемая
литература

роли)
Беседа – диалог «Разговоры о
звонках на работу»
«Кто говорит, тот сеет, кто
слушает – собирает».
Работа по рисунку.
«Речи вести - не лапти
плести».
Речевая ситуация: анализ
текста
Беседа – диалог «Пауза –
кратковременное молчание».

- совершенствование артикуляции;
- развитие фонационного дыхания;
развитие
памяти,
умения
классифицировать
предметы
по
группам;
- объяснение воспитанником важности
делать паузу во время разговора;
- обогащение речи воспитанников
меткими образными выражениями –
фразеологизмами.

2

«Будьте добры, «Будьте
любезны».
Выполнение речевых задач
общение в быту
(повседневное): по телефону,
за столом, на прогулке и
др.(К.Чуковский "Телефон")

- обучение воспитанников дикционно
чисто
проговаривать
текст
чистоговорки, правильно интонируя,
придавая голосу окраску;
- развитие правильного речевого
дыхания, как опоры своего голоса;
- обучение употреблению различных
словесных форм общения с просьбой
(«пожалуйста»,
«будьте
добры»,
«будьте любезны»);
знакомство
воспитанников
с
синонимами;
- развитие воображения, создание
положительного
эмоционального
настроя.

1

16

Октябрь
2-3
неделя
(6) (11)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.140

Октябрь
3 неделя
(13)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.40

III.

Речевой
этикет.

«Лингвобанк»
Твой адресат: кому ты
говоришь. Анализ речевых
ситуаций "Разговоры" Г.
Горбовский

- формирование
у воспитанников
интереса к слову, истории родного
языка;
совершенствование
умения
рассуждать, корректно отстаивать
свою точку зрения;
совершенствование
умения
договариваться, принимать совместное
решение.

2

Уточнение вежливых форм
обращений
Общение в официальной
(деловой) обстановке
(телефон, театр, почта, и др.)
Риторический анализ диалогов,
монологов.

- развитие умения сопоставлять
описание с реальным предметом или
явлением, отгадывая загадки;
- совершенствование правильной дикции
с помощью скороговорок;
- уточнение навыков правильного
поведения (как вести себя дома, когда к
вам пришли гости, и как вести себя в
гостях, театре);
- расширение словарного запаса по
лексическим
темам
«Посуда»,
«Продукты питания», «Сервировка
стола»;
-уточнение выжливых форм обращения.

2

«Не дорого ничто – дорого
вежество».
Азбука вежливости.
Этикетные слова,
словосочетания. Тон вежливой
речи.

- совершенствование правильной дикции;
- отработка фонационного дыхания;
- закрепление умения употреблять
различные
формы
словесной
вежливости, используя художественное
слово
и
создание
стандартных

2

17

Октябрь
4 неделя
(18) (20)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.144

Октябрь
5 неделя
(25) (27)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.60

Ноябрь
1 неделя
(1) (3)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.50

Г. Остер «Если ты пришёл к
кому – то»

ситуаций;
- привлечение внимания воспитанников к
живому слову, заинтересованности
русским языком;
- закрепление знания названий различных
предметов, развитие фантазии в
процессе рисования по воображению.

«По части учтивости лучше
пересолить…».
Этикетные диалоги.
Оценивание корректности
речевого поведения.
Н. В. Пикулёва «Слово на
ладошке»

- продолжение работы по постановке
речевого дыхания;
- формирование знаний о правильном
извинении и ответе на извинение;
- пробуждение интереса к живому
слову;
- воспитание у воспитанников внимания,
усидчивости,
умения
слушать
и
понимать собеседника.

2

Ноябрь
2 неделя
(8) (10)

«Если виновен – проси
извиненья…».
Карусель поговорок. Речевые
задачи по произведению
А. Кузнецова «Поссорились»

- обучение воспитанников правильно
(логически и интонационно) реагировать
на то, что говорит собеседник;
- развитие правильного речевого
дыхания (правильно расходовать воздух
при прооизнесении звуков);
- формирование навыка употребления
различных форм выражения извинения;
- обогащение знаний детей об
окружающем, активизация словаря;
- формирование умения осознанно
задавать вопросы и отвечать на них.

2

Ноябрь
3 неделя
(15) (17)

18

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.112

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.37

«100 тысяч «почему» живут
на белом свете…».
Этикетные формы
выражения извинения,
просьбы. Вежливый отказ в
просьбе.
Детский фольклор «Мирись,
мирись…»

совершенствование
умения
регулировать речевое дыхание;
знакомство
воспитанников
с
произведениями детского народного
творчества – «мирилками»;
- формирование умения рассуждать,
раскрывая в своих рассуждениях
причинно–следственные отношения;
воспитание
у
воспитанников
уважительного отношения к чужому
мнению.

2

«То же слово, да не так бы
молвить!»
Приглашение, поздравление
(устное). Риторический анализ
стихотворения
В. А. Сухомлинский «Цветок
или волчья пасть?»

- формирование
умения слышать
убыстрение и замедление темпа речи,
навыка использовать это звуковое
средство в собственной речи;
- формирование умения слышать и
различать оттенки основного тона
высказывания,
использовать
это
средство
выразительности
в
собственной речи.

3

«Согласие – несогласие –
частичное согласие с
мнением собеседника»
Беседа – диалог.

- формирование у воспитанников вкуса
к
овладению
приёмами
речевой
самооценки;
- развитие умения ориентироваться в
ситуациях
общения,
определять
коммуникативное намерение партнёра;
- совершенствование умения вежливо
выражать собственную точку зрения.

2

19

Ноябрь
4 неделя
(22) (24)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.100

Декабрь
1-2
неделя
(1) (6) (8)

Декабрь
3 неделя
(13) (15)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.80

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.126

IV.

Речевая
деятельность.

«Давайте говорить друг другу
комплименты»
Обращение к знакомым и
незнакомым людям.
Одобрение, похвала
(комплимент). Работа по
рисункам, схемам.
Диалог на тему «Давайте
говорить друг другу
комплименты»

- формирование бережного отношения
к чужой речи, высказыванию;
- вопитание чуткого отношения к
собеседнику, желания слышать и быть
услышанным;
- формирование умения ясно и чётко
выражать свои мысли, правильно
ставить вопросы, аргументировать
свои суждения;
воспитание
желания
помочь,
подбодрить собеседника, создать у него
хорошее настроение;
- воспитание чувства доверия друг к
другу, чувства ответственности за
другого.

1

Декабрь
4 неделя
(20)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.134

«Спеси боятся, а вежливость
чтут».
Решение речевых задач
Этикетные диалоги:
утешение, сочувствие
(способы выражения).
Узбекская сказка «Аист и
соловей»

- совершенствование умения чётко
произносить окончания при разучивании
чистоговорок;
- закрепление умения употреблять
различные
формы
словесной
вежливости;
- обогащение предикативного словаря;
развитие
умения
выражать
изобразительными средствами на листе
бумаги свои эмоции.

2

Декабрь
4-5
неделя
(22) (27)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.44

«Кто знания обрёл, богаче во
сто крат».
Основные этапы речевой
деятельности (до того как

- повышение речевой активности
воспитанников;
- совершенствование умения правильно
выполнять дыхательно – речевые

3

Январь
2-3
неделя
(12) (17)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.181

20

сказал, услышал, в процессе и
после того)
Игра «Связующая нить».

упражнения;
- формирование
умения слышать в
чужой и выделять в собственной речи
самое главное, используя логическое
ударение;
- совершенствование использования в
устной речи для выделения главного
разных средств: замедление темпа речи,
изменение громкости, увеличение паузы,
произнесение по слогам отдельных слов;
- формирование
умения задавать
открытые и закрытые вопросы;
- воспитание чувства коллективизма,
желания
доставлять
друг
другу
радость.

«Верный тон и речь красит, и
успех делу сулит».
Основной тон, смысловое
(логическое ударение). Работа
с текстом.
В. Лунин «Вежливый слон»

- развитие мышечных ощущений ,
произнесения протяжных звуков;
- совершенствовать умение говорить
выразительно;
- воспитание творческих способностей,
фантазии воспитанников, умения точно
подмечать и изображать названное
животное;
- формирование умения пересказывать
текст от третьего лица (использование
косвенной речи);
- формирование желания общаться и
достойно выходить из нестандартных
речевых ситуаций.

21

(19)

3

Январь
4-5
неделя
(24) (26)
(31)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.96

«Бином фантазии»
Неподготовленная
(спонтанная) и
подготовленная речь.
Придумывание историй «Рыба
– скрипка», «Рыба в трубе».

- развитие фонационного дыхания;
- формирование чёткой артикуляции и
выразительности речи;
- формирование
умения видеть
предметы и явления в многообразных
связях;
- формирование умения устанавливать
с помощью воображения родство
между указанными словами, создавать
единое фантастическое целое, в
котором оба чужеродных элемента
могли бы существовать;
- активизация образного восприятия,
создания целостного изображения на
основе одной – двух деталей.

3

Приемы слушания: фиксация
заголовка и опорных слов.
Встреча со сказкой «Лиса и
Журавль» на сказочном дворе.

- знакомство воспитанников со сказкой;
совершенствовать
навык
воспитанников правильно отвечать на
вопросы;
- развитие монологической речи через
пересказ сказки с помощью схем;
- воспитание интереса и развитие
творческих
способностей
через
театрализованную деятельность.

1

Риторический анализ отрывка
из сказки Л.Кэрролла
"Приключения Алисы в стране
чудес"

- активизация словаря, развитие
произвольного
внимания,
сообразительности,
сосредоточенности;
- развитие речевой активности;
- развитие фонационного дыхания;

3

22

Февраль
1-2
неделя
(2) (7) (9)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.98

Февраль
3 неделя
(14

Февраль
3-4
неделя
(16) (21)
(23)

Дополнительный
конспект. Встреча
со сказкой «Лиса и
Журавль»
на
сказочном дворе.

Дополнительный
конспект
викторина
«По
сказочной стране»
Отрывок из
произведения

- воспитание любви и уважения к
родному русскому языку.

V.

Правильная и
хорошая речь.

Л.Кэрролл
"Приключения
Алисы в стране
чудес"

«Сказочная география»
Подготовленная речь.
Викторина «Знаете ли вы
сказочную географию?»

- повышение речевой активности;
- развитие фонационного дыхания;
- развитие творческого воображения и
вариативного мышления воспитанников;
совершенствование
навыка
взаимодействия друг с другом;
- формирование заинтересованного
отношения
к
общему
продукту
деятельности.

1

«Красота звука нужна не
только скрипке».
Точность речи. Нормы
(нормативные словари).
Стих «В день солнечный
июльский».

- развитие речевой активности;
- развитие фонационного дыхания;
- воспитание любви и уважения к
родному русскому языку;
- развитие быстроты реакции на
сигнал;
- формирование устойчивого навыка
употребления этикетных формул;
- формирование умения достойно
выходить
из
различных
речевых
ситуаций.

3

Март
1-2
неделя
(2) (7) (9)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 118

«Говорить не думая, что
стрелять не целясь».
Коммуникативные промахи.
Беседа « О словах – сорняках»

- совершенствование речевых умений,
формирование понятия « слово –
сорняк»;
закрепление
умения
говорить
правильно, интонационно выразительно,

2

Март
3 неделя
(14) (16)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 162

23

Февраль
5 неделя
(28)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.197

пользоваться «языком внешнего мира»:
мимикой, жестами, пантомимикой;
- воспитание интереса к русскому языку
и внимательного отношения к своей
речи.
«Если слово непонятно»
Беседа – диалог «Эти
таинственные слова, или
«Если слово непонятно».

- воспитание внимания воспитанников к
слову, формирование умения толковать
значение слова;
- формирование стремления узнавать
значение непонятных слов;
- формирование знания о том, что
значение слова можно объяснить,
растолковать, с помощью других,
понятных (знакомых) слов;
- воспитание умения быть ласковым,
активизирование в речи воспитанников
нежных, ласковых слов;
- формирование умения образовывать
новые
слова
с
помощью
уменьшительных суффиксов.

1

Март
4 неделя
(21)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 173

«Всему название дано…».
Путешествие в страну
«Словарию».
Сказка «Колобок» ( сусек,
амбар, короб, горсть).
О. Дриз «Прислала мне
тётя…».

- воспитание у воспитанников интереса
к слову, формирование умения замечать
непонятные слова;
формирование
стремления
употреблять
слова
в
точном
соответствии с их значением;
развитие
коммуникативных
способностей детей;
- развитие воображения и умения

2

Март
4-5
неделя
(23) (28)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 170

24

передавать свой замысел с помощью
слов;
воспитание
уважительного,
заботливого отношения к людям.

VI.

Речевые
жанры.
Текст.

«Дивишься драгоценности
нашего языка».
Ю. Тимянский «Рассказ
школьного портфеля».

- развитие речевой активности;
упражнение
воспитанников
в
правильном выполнении дыхательно –
речевых упражнений;
- привлечение внимания детей к живому
слову;
- воспитание интереса к истории языка;
- вызывание желания чаще общаться с
книгами, заглядывать в словари.

2

2 неделя
апреля
(4) (6)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 179

«Если не знаешь имён,
пропадает и знание вещей».
Работа с текстом. Заголовок
текста. Речевая игра «Уточни
тему». Основная мысль
текста.
Г. Остер «Мартышка».

совершенствование
умения
воспитанников рассуждать, логически
мыслить,
сопоставлять,
слова,
исследуя, углубляясь в историю слова;
- воспитание внимания к слову;
- формирование умения использования
слова в точном соответствии с его
значением;
- знакомство воспитанников с тем, как
можно определить значение слова и его
толкование;
обучение
воспитанников
взаимодействию друг с другом.

3

Апрель
3-4неделя
(11) (13)
(18)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 176

Ключевые (опорные слова).
Составление плана рассказа.

-формирование умения детей связно,
последовательно, пересказывать текст
художественного
произведения;

2

Апрель
4-5
неделя

Дополнительный
конспект. Пересказ
рассказа
К.

25

- закрепление характерных признаков
осени;
- активизация словаря по теме
«Деревья;
-обучение воспитанников правильно
строить и употреблять в своей речи
разных
видов
предложений;
- развитие
речевого аппарата,
координации движений и мелкой
моторики;
- работа над дыханием и мимикой;
развитие
мышления,
путем
отгадывания
загадок;
- развитие воображения и творчества.
«Путешествие в Страну
Сочиняйку».
Угадай сказку по опорным
словам.
Отрывки из сказок «Сивка –
бурка», «Василиса премудрая»,
«Царевна – лягушка»

- развитие речевой активности;
- развитие речевого дыхания;
- развитие навыка придумывания своих
сказок, с изменением сюжета
известных сказок путем введения новых
сказочных героев;
- воспитание творческой инициативы.

3

«Главное - начать»
Описание предмета.
И. Токмакова «Плим»

- развитие речевого дыхания (правильно
расходовать воздух при произнесении
слова, фразы);
- создание условий для овладения
воспитанниками
творческой
продуктивной деятельностью;
- активизация словарного запаса
воспитанников (ранняя осень, пепельно-

1

26

(20) (25)

Ушинского
деревьев»

Апрель
5 неделямай
1-2
неделя
(27) (4)
(11)

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 194

Май
3 неделя
(16)

«Спор

Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр.89

серое, нахмуриться, степь, облако
кудрявое) при составлении сказки;
- развитие детского творчества и
фантазии.
«Сказка - ложь, да в ней
намёк…»
Подробный пересказ.
П. Бажов «Серебряное
копытце».

- обучение использованию
выразительных средств языка
(жест, мимика, тон);
- развитие речевого дыхания;
- обогащение словаря словами,
обобщающими материальную культуру,
природу, человека, его деятельность;
- формирование умения обирать для
связного высказывания те лексические
средства, которые точно отражают
замысел волшебной сказки;
- формирование умения вступать в
контакт со взрослыми и сверстниками:
выслушивать, спросить, ответить,
возразить, объяснить, спросить и др.;
- развитие творческого воображения и
фантазии.

3

Май
3-4
неделя
(18) (23)
(25)
Ельцова О.М.
Риторика для
дошкольников.
Стр. 199

ИТОГО: 64

27

III. Организационный раздел
3.1. Описание организации работы Студии «Азбука этикета для
дошколят»
Курс Студии "Азбука этикета для дошколят " построен на групповой
форме работы с дошкольниками в пределах времени, отведенного учебным
планом.
Содержание практического курса Студия «Азбука этикета для дошколят»
для воспитанников 6 – 7 лет рассчитано:
- на 64 фронтальные формы образовательной деятельности (2 раз в неделю по
30 минут).
Проводится с 1 сентября по 31 мая. В конце каждого года обучения
предусматривается отчёт о предоставленной услуге.
Эти виды образовательной деятельности с воспитанниками предшкольного
возраста проводятся по тематическому планированию.

3.2. Материально-техническое обеспечение
Для успешной работы по программе " Азбука этикета для дошколят " и
обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:


Материально-техническая база
Уютное эстетическое пространство для образовательной деятельности
(помещение группы), оснащённое следующим:
- интерактивная доска,
- ноутбук,
- нетбук (6 шт.),
- телевизор,
- магнитофон,
- столы для индивидуальной работы детей.



Материально-техническое обеспечение

I. Дидактические игры:
28

- Д/и «Тайна решётки»;
- Д/и «Мудрая ромашка» (три комплекта);
- Д/и «Притворщик»;
- Д/и «Гномики»;
- Игры «Оживлялки»;
- Игрушка Клоун «Эмоции» ;
- «Домик настроений»;
- Театр Бибабо ;
- Наборы театров настольных;
- Наборы пальчиковых театров .
II. Демонстрационный наглядный материал:
- Схемы описательных рассказов;
- Комплект мнемотаблиц для заучивания стихотворений;
- Комплект мнемотаблиц для составления рассказов;
- План описательного рассказа в картинках;
- Мимические позы настроения (картинный материал);
- Фотомимика (картинный материал);
- Путешествие в мир эмоций (картинный материал);
- Пиктограммы (картинный материал);
- Наборы серий сюжетных картинок


Библиотечный фонд:

I. Художественные произведения отечественных и зарубежных авторов
К.Чуковский "Телефон"
Г. Горбовский "Разговоры"
Г. Остер «Если ты пришёл к кому – то»
Н. В. Пикулёва «Слово на ладошке»
Детский фольклор «Мирись, мирись…»
Узбекская сказка «Аист и соловей»
В. Лунин «Вежливый слон»
Л.Кэрролл "Приключения Алисы в стране чудес"
О. Дриз «Прислала мне тётя…»
29

Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»
Г. Остер «Мартышка»
Русская народная сказка «Сивка – бурка»
Русская народная сказка «Василиса премудрая»
Русская народная сказка «Царевна – лягушка»
П. Бажов «Серебряное копытце»
II. Учебно-методическая литература
1.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М., 2002.
2.Арушанова А. Г., Дурова Н. В. Истоки диалога. М., 2004.
3.Баландина Л. А. Риторика для малышей. - Ростов н/Д.-, 2003.
4.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
5.Ельцова О. М. Риторика для дошкольников.- СПб.-, 2009.
6.Еременко Н. И. Художественная литература. Игровая деятельность.
Подготовительная группа. - Волгоград, 2005.
7.Иванова Т. В. Развитие связной речи. Средняя группа. - Волгоград,
2009.
8.Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников Занятия, игры. – М..
1990.
9.Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 2. - Ярославль, 1997.
10.Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников. Книга 2. Старшая группа. - М., 2004.
11.Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. –
М.,1979.
12.Репина З. А., Васильева А. Д. Поле речевых чудес. Уч. пособие. Екатеринбург, 1997.
13.Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
14.Сорокина Г. И., Ладыженская Н. В. Детская риторика в рисунках,
стихах, рассказах. - М., 1995.
15.Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. – М.,1999.
30

16.Соколова Ю. Развитие речи. – М., 2003.
17.Сорокко О. С., Никольская Р. И. Риторика для маленьких. М., 2012.
18.Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.
19.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.,
1988.



Электронные образовательные ресурсы:
1. Программно-методические комплексы:
- «Развитие речи»
- «Мир музыки»
- «Фантазеры. Моя страна»
- «Фантазеры. МУЛЬТИтворчество»
2. Презентации:
- Сборник презентаций «Мир вокруг нас»
3. Аудиозаписи:
- «Русские композиторы»
- «Звуки природы»
- «Мелодии леса»
- «Шум океана»
4.Электронное приложение к журналу «Обруч»:
- «Школа здоровьесбережения» ( видеофильм+ метод. рекомендации)

- «Сказка в детском саду» (фотосессия+ метод. рекомендации)
- «По пути к празднику» (фотосессия+ метод. рекомендации)

3.3. Оценочные и методические материалы
В

предлагаемой

М. И. Лисиной

методике в возрасте 6-7 лет исследуется

внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа
на личностные темы. Педагог задает вопросы ребенку о его семье, друзьях,
отношениях в группе. Педагог рассказывает о себе, о поступках разных
31

людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.
Форма общения и её основные параметры
Параметры форм общения
Формы общения

Время

С кем и где

Вид

Ведущий

Средство

Продукты

проявле

общается

потребности

мотив

общения

общения

ния

ребенок

общения

Внеситуативно-

6–7

Общение

Потребность в

Личностный:

Речь

Накопление

личностная

лет

разворачив

доброжелатель

взрослый как

морально-

ается на

ном внимании,

целостная

нравственных

фоне

сотрудничеств

личность,

ценностей.

самостояте

е, уважении.

обладающая

Развитие

льной

Ведущая роль

знаниями и

логического

деятельнос

– стремление к

умениями

мышления.

ти ребенка

взаимопомощи

Готовность к

и

обучению.

сопереживани

Система

ю

мотивов,
произвольнос
ть поведения

Описание методики
Проведение наблюдения. Наблюдение за формами общения проводится
следующим образом. Педагог наблюдает за ребёнком в ситуациях, где он
играет с игрушками, рассматривает книжку или беседует со взрослыми и
сверстниками.

Затем

педагог

анализирует

ту

деятельность,

которая

предпочтительна для ребенка. После этого анализируются оставшиеся типы
деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог
предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить.
Во время наблюдения педагог заполняет сводную таблицу.
В таблице фиксируются 6 показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты наблюдения;
32

- характер активности по отношению к объекту внимания;
- уровень комфортности во время наблюдения;
- анализ речевых высказываний детей;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения
Ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
Обработка результатов
При определении ведущей формы общения у детей особое внимание уделяете
тематике

и

содержанию

внеситуативные,

речевых

социально-значимые,

высказываний.

Приветствуются

оценочные

высказывания,

свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному
общению со взрослыми.
Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со
взрослыми, сверстниками
№

Показатели поведения

п/п
I

Порядок выбора ситуации:
игры-занятия
чтение книги
беседа на личностные темы

II

Основной объект внимания в первые минуты
наблюдения:
игрушки
книги
взрослый

III

Характер активности по отношению к
объекту внимания:
33

Степень проявления

не смотрит
беглый взгляд
приближение
прикосновение
речевые высказывания
IV

Уровень комфортности во время
наблюдения:
напряжен, скован
озабочен
смущен
спокоен
раскован
весел

V

Анализ речевых высказываний детей:

1.

По форме:
ситуативные
внеситуативные

2.

По теме:
несоциальные (животные, игрушки, бытовые
вещи, предметы и т.д.)
социальные (я, другие дети,
экспериментатор, родители и т.д.)

3.

По функции:
просьбы о помощи
вопросы
высказывания

4.

По содержанию:
констатирующие высказывания
высказывания о принадлежности
34

оценка мнения

35

Список используемых источников
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.07.2022).


Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений

в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».


Примерные требований к дополнительным образовательным программам

06-1844 от 11.12.2006 г.,


Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726),


Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».


Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение

Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика – Синтез,
2004.
2. Арушанова А. Г., Иванкова Р.А.. Коммуникация. М., 2013.
36

3. Арушанова А. Г., Дурова Н.В.. Истоки диалога. М., 2004.
4. Баландина Л. А. Риторика для малышей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
5. Баринова Е. Знакомство с вежливыми словами. Пособие по этикету для
воспитателей детских садов. Феникс, 2013.
5. Ельцова О. М. Риторика для дошкольников.- С.- П., Детство – пресс, 2009.
6. Курочкина И. Этикет для дошколят. – М., 2007.
7. Сорокина Г.И., Ладыженская Н. В. Детская риторика в рисунках, стихах,
рассказах. - М.,1995.
8. Сорокко О.С., Никольская Р.И.. Риторика для маленьких. 2012.
9. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. - С.- П.: Детство –
пресс, 2002.
10. Шорыгина Т.А. Беседы об этикете для дошколят 5-8 лет. М., 2017.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».