РП первый год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»

ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического Совета Центра
Протокол № 1
От 30 августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ Н.С.Шлыкова
Приказ № 063 -ОД
от 30августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024учебный год
Модуль: первый год обучения
Дисциплина: Изо-студия

Составитель:
Горбатова Т.А.
педагог
дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
№

Наименование раздела

1

Пояснительная записка

2

Режим

занятий,

их

Страница
3

продолжительность

и

7

периодичность

3

Итогово - отчетные мероприятия

7

4

Годовой календарный учебный график на 2023-

8

2024учебный год

5

Учебный план по реализации программы

9

6

Расписание занятий

9

7

Учебно-тематический план первого года обучения

10

8

Содержание учебно-тематического плана первого

11

года обучения

9

Календарно-тематическое планирование

14

10

Информационное обеспечение

25

11

Методическое обеспечение

25

2

Пояснительная записка
Рабочая
программа
разработана
на
основе
дополнительной
общеразвивающей программы «Изо-студия» педагога дополнительного
образования Горбатовой Татьяны Александровны.
Направленность программы – художественная. Программа разработана с
учётом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29 декабря 2012 года, с изменениями от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»., Примерных требований к дополнительным образовательным
программам 06-1844 от 11.12.2006 г., Концепции развития дополнительного
образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г.
№ 1726).
Отличительные особенности программы.
Рабочая программа курса «Изо - студия» представляет собой цикл
образовательной деятельности по знакомству детей 4-5 лет с многообразием
народных игрушек, историей их возникновения, разными материалами для
изготовления игрушек, особенностями росписи; углублённое знакомство детей с
изделиями народных художественных промыслов, которое предусматривает не
только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта,
направленное на развитие художественно-творческих способностей детей.
ЦЕЛЬ:
Развитие
художественно-творческих
способностей
средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

воспитанников

ЗАДАЧИ:
Образовательные:

Учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, развивать
представление о характерных признаках, средствах выразительности, различать 23 вида народных игрушек (дымковская, филимоновская, тверская глиняная
игрушка, матрешки, богородская игрушка) по некоторым признакам.

Учить составлять узоры на основе некоторых видов народной
игрушки (тверская, филимоновская, дымковская), выделяя геометрические
элементы росписи: круг, кольцо, точки, овалы, линии (прямые, широкие, тонкие),
черточки, характерные цвета определенного вида, их сочетание (цвет фона,
элементов). Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике, чередовать

3

элементы по форме, цвету, величине, составлять симметричный узор на квадрате,
круге, розетте, выделяя кайму, середину, углы.

Учить создавать узор, выбирая элементы, их цвета, форму бумаги,
композицию.
Развивающие:

Развивать интерес к народной игрушке, умение узнавать
знакомые образы, видеть их красоту, нарядность;

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии народного
декоративно-прикладного искусства;

Развивать чувство ритма, симметрии при украшении бумажных
силуэтов разнообразными узорами;

Развивать творческие возможности в процессе интеграции
разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной;

Развивать умение в самостоятельном построении композиции узора;
Воспитательные:

Воспитывать интерес к народному искусству; умение видеть,
восхищаться красотой предметов;

Воспитывать аккуратность при выполнении декоративных росписей;

Формировать
эстетическое
отношение
к
окружающей
действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства;

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;

Формировать желание самим создавать работы для оформления
детского сада и дома;
Объем и срок обучения:
С воспитанниками 4-5 лет занятие проводится 2 раза в неделю во второй
половине дня в соответствии санитарными нормами (20 мин.). Всего 64 занятия
в год.
Формы организации деятельности. Групповая. Дети организуются в
постоянные группы в соответствии с возрастом. Максимальное количество детей
в группе: 15.
Работа с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс:
(родительские собрания, открытые занятия для родителей, проведение мастерклассов, выставка детских работ, консультации)
Формы проведения занятий:



Практическое занятие;
Обсуждение, беседа;
4





Игра;
Творческая мастерская;
Экскурсии

Методы обучения:
Для воспитания и развития навыков творческой работы применяются
следующие основные методы: объяснительно-иллюстративные (демонстрация
методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение
вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в
конкурсах); исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и
наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение
пройденных тем, что способствует последовательному освоению материала в
данной программе.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебновоспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной,
эмоционально и информационно насыщенной.
Приемы обучения:

показ с пояснением;

организация самостоятельной поисковой деятельности;

ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к
воспитанникам и др.;

создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа
детских работ;

сравнение двух элементов, композиций, вариантов сочетания
элементов узора при создании нового мотива;

использование движения руки для выделения элементов узора на
предмете;

упражнения в начале занятия при изображении новых элементов;

показ изображения новых элементов для детей 4- 5 лет;

использование художественного слова в создании образа, народного
фольклора;

сочетание музыки и изобразительной деятельности;

возвращение к пройденному материалу.

5

Вся работа проводится в трех направлениях:
Направление 1. Ознакомление детей с определенным видом народного
декоративно-прикладного искусства; умение выделять особенности каждого вида
декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях
народных мастеров, формировать декоративное творчество.
Направление 2. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам
народных промыслов.
Направление 3. Творческое создание

узоров

на основе полученных

знаний.
Оценивание качества образовательной деятельности по программе
В образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей
программе предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения,
включающая в себя:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации.
Диагностика
развития
ребенка,
используется
как
профессиональный педагогический инструмент с целью получения обратной
связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми в образовательной деятельности.
Для фиксации образовательных результатов предусмотрен специальный
инструментарий, включающий карты наблюдений и оценки.
Система оценки качества предоставляет материал для рефлексии
педагогической деятельности и для серьезной работы, корректировки
образовательного процесса и условий дополнительной образовательной
деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники первого года обучения будут знать и уметь:

будут узнавать народные игрушки по некоторым признакам;

могут выделять выразительные средства народных игрушек

будут выбирать по своему желанию материалы и способы рисования;

будут уметь украшать бумажный силуэт декоративной росписи,
выбирая элементы, цвет;

будет развит интерес к народной игрушке;
6


будут проявлять чувство восхищения от красоты предметов народного
искусства;

будут уважительно относиться к труду народных мастеров.
Особенности реализации программы в 2023-20234учебном году.
Курс программы «Изо-студия» Модуль I построен на групповой работе в
пределах времени, отведенного учебным планом. Содержание курса реализуется в
течение 2023-2024 г. Учитываются возрастные возможности детей 5-го года жизни,
организуется индивидуальное педагогическое сопровождение каждого ребенка.
Режим занятий, их длительность и периодичность
Длительность занятий: 20 минут, проводится 2 раза в неделю, общее
количество занятий: 64.
Проводится с 11 сентября 2023 г. по 31 мая 2024г.
С целью отслеживания и фиксации образовательных результатов
используется

аналитическая справка, которая составляется по итогам педагогической
диагностики;

ведение журнала посещаемости
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
является
 аналитический материал по итогам проведения педагогической
диагностики
 открытое занятие
 выставка
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие
детей в выставках, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных
русскому народному творчеству. Выставка -это наиболее объективная форма
подведения итогов, которая позволяет критически оценивать не только чужие
работы, но и свои.
Индивидуальные особенности контингента воспитанников
Занятия ИЗО-студии посещают 15 детей (7 мальчиков, 8 девочек). С первой
группой здоровья -2, с второй –13, с третьей-0.

7

Календарный учебный график
по реализации дополнительной образовательной программы Изостудия
на 2023-2024учебный год

Содержание

Возрастная группа
6-7лет

4 -5 лет

5 – 6 лет

Количество возрастных
групп

1

1

Начало учебного года

11.09.2023

11.09.2023

11.09.2023

Окончание учебного года

31.05.2024

31.05.2024

31.05.2024

32 недели

32 недели

5 дней

5 дней

20 минут

25 минут

Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность
занятий
Праздничные дни

1

32недели
5дней
30мин

0.4.11.23г., 1.01.2024-8.01 2024г; 23.02 2024г;
8.03 2024г; 1.05.2024г., 9.05.2024г;

8

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
_____________Н.С.Шлыкова
Приказ № 063 - ОД
от «30августа» 2023 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по реализации дополнительной образовательной программы
ИЗО-студия
2023 – 2024 учебный год

Дисциплина
ИЗО-студия

Первый год
обучения *
20 мин
неделя
год

Количество занятий в неделю/год
Второй год
Третий год
обучения
обучения*
25 мин
30 мин
неделя
год
неделя
год

Количество
занятий

2

64

2

64

2

64

Всего минут

40 мин

1280
мин

50 мин

1600
мин

60 мин

1920 мин

Расписание занятий
День недели
Понедельник
Пятница

Возрастная группа

Время

Группа 5 - 6 лет
Группа 4-5 лет
Группа 6-7лет
Группа 5- 6 лет
Группа 4-5 лет
Группа 6-7лет

15.20 – 15.45
15.55 – 16.15
16.40 – 17.10
15.20 – 15.45
15.55 – 16.15
16.40 – 17.10

9

Учебно-тематический план первого года обучения
№

Наименование темы

общее
кол-во
часов

В т.ч.
теории

В т.ч.
практики

1 Дымковская игрушка

16

3

13

2 Каргапольская
игрушка

3

0.5

2.5

3 Богородская игрушка

1

1

-

4 Матрёшки

7

2.5

4.5

5 Народные игрушки
разных видов

6

2

4

6 Филимоновские
свистульки

12

2

10

7 Тверская игрушка

8

1

7

8 Русский народный
костюм
Итоговое
Всего:

9

2

7

2
64

14

2
50

Форма
контроля
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа

10

Содержание учебно-тематического плана первого года обучения
1. Дымковская игрушка: (16часов)
Теория (3час). Выставка дымковских игрушек и их изображений. Изготовление
игрушек и их украшение. Необычность, разнообразие образов игрушек. Яркий
узор. Выделение элементов полосатого узора, клетчатого узора. Мотив узора –
кольцо - круг. Расположение узора рядами или в шахматном порядке. Заполнение
оставшегося пространства листа более мелкими элементами (круги-горошинки,
овалы). Узор на розетте. Симметричность узора. Узор на круге. Элементы, их цвет,
композиция.
Практика (13часов). Рисование узора из кругов на полосе-кайме; полосатого узора
на бумаге прямоугольной формы; клетчатого узора; составление узора из колец;
рисование узора на круге, на бумаге разной формы; сказочный теремок; ярмарка.
2. Каргапольская игрушка: (3часа)
Теория(0.5час). История возникновения промысла. Традиции народных мастеров.
Образы игрушек. Женская фигурка-крестьянка, барыня; мужские фигурки
крестьян: мужик играет на гармошке, балалайке; старичок плетёт лапти.
Фигурки животных: медведь и любимый персонаж - Конь Полкан или ПолиханЧудо с головой или туловищем человека и телом коня. Приземистость,
неуклюжесть, тяжеловесность игрушек, забавность. Особенности каргапольской
росписи: цвета неяркие, приглушённые, северные-серый, розовый, оранжевый,
красный, жёлтый, бирюзовый, коричневый, зелёный, сиренево- синий.
Геометрический орнамент--прямые и косые кресты, поперечные полосы, штрихи,
овалы, зубцы.
Практика(2.5час).
игрушек.

Украшение

узором бумажных

силуэтов

каргапольских

3. Богородская игрушка (1 час)
Теория(1час) История возникновения богородской игрушки. Материал для
изготовления. Природный цвет дерева. Декоративный ритм резьбы, узорное
оперение птиц и т.д. Подвижность вырезанных из дерева игрушек. Игрушкишутки. Разные приспособления для движения. Основные узоры богородской
игрушки. Забавный характер образов: мужики пляшут, бьют молотком по
наковальне, куры клюют, два козлика бодаются, медведи играют на музыкальных
инструментах. Сюжетные композиции по сказкам А.С.Пушкина, басням
И.Крылова.
11

4. Матрешки (7 час)
Теория (2.5час). История создания матрешки. Нарядность деревянной куклы.
Разнообразие видов данной игрушки. Матрешки Загорские, Семеновские,
Полхово - Майдана. Отличие матрешек друг от друга. Особенности росписи
матрешек, одежды.
Практика (4.5час). Роспись загорской матрёшки, семёновской. Рисование
матрёшек с натуры, их роспись.
5. Народные игрушки разных видов» (6 час.)
Теория(2час) Сравнение разных видов народной игрушки – барышень, птиц,
животных. Определение их сходства и различия (элементы узора, их цвет и
другие признаки). Многообразие русских народных погремушек. Разный
материал для изготовления (глина, прут и лыко, тряпочки). Разноцветные
набивные шарики служили мячом и погремушкой. Берестяные погремушки.
Куклы из соломы, как развлекательная игрушка.
Практика (4часа). Украшение бумажного силуэта «Ванька -Встанька»; рисование
«Мы милашки – куклы неваляшки»; роспись юбочки юлы, изготовление волчка;
коллективное составление композиции «Ярмарка игрушек».
6. Филимоновские свистульки (12 часов)
Теория (2час) Происхождение промысла. Необычность, яркость, праздничность
игрушки. Цветовой строй (желтый, малиновый, зеленый, синий).
Элементы украшения: тонкие полоски, «елочки», полосы двух цветов,
чередование цветов. Разновидности элемента «цветок». Последовательность
выполнения цветка. Композиция узоров.
Практика (10часов). Рисование узора из одного цвета, двух цветов; узор на ковре;
украшение силуэта филимоновской игрушки; украшение платьица для куклы;
роспись курицы-свистульки; последовательность рисования цветка, солнышка.
7. Тверская игрушка (8 часов)
Теория (1час). Возрождение промысла. Создание современных игрушек: - птиц
(гуси-лебеди, утки, гордые петухи, скромные курочки); животные (собаки, лисы);
женские фигурки. Птицы, украшенные двухцветными или трехцветными
перышками. Разные сочетания цветов: голубой, белый, синий; или красный,
оранжевый, белый. Нарядность игрушек за счет белых точек -жемчужинок. Узор с

12

двойными или тройными мазками. Узор с цветком из тройных или двойных
лепестков-мазков.
Практика (7часов). Упражнение в рисовании двойных мазков; рисование узора на
полосе, квадрате, круге; рисование тверской птицы
8.Русский народный костюм (9часов)
Теория(2часа) История традиционной русской одежды на Урале. Внешний вид,
назначение, изготовление. Женский костюм (сарафан, рубаха, пояс, иногда
фартук, головной убор-кокошник). Мужской костюм (рубаха-косоворотка и
порты). Головной убор у девушек-лента. Цветовая гамма уральского костюма и
значение выбора цвета. Повседневная и праздничная одежда.
История украшения одежды вышивкой. Элементы узора (орнамента) и их
значение. Полотенца повседневные (утиральник) и праздничные (обрядовые), их
отличие. Вышивка на полотенцах как оберег. Преобладающий цвет вышивкикрасный.
Практика (7 часов). Упражнения в рисовании узоров вышивки; украшение
уральского полотенца-утиральника; роспись кокошника; роспись сарафана и
мужской косоворотки.

13

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема занятия. Цель. Задачи

Материал

Методическая
литература

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
«Знакомство с дымковскими игрушками» Дымковские
Познакомить с новым видом игрушки. игрушки.
15.09.23 Учить рассматривать глиняные игрушки,
выделять материал-глину, украшения
игрушек, нарядность, яркость.
Презентация.
11.09.23

А.А.Грибовская
«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию, лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр. 23
А.А.Грибовская
«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию, лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр. 24

«Знакомство с элементами дымковской
росписи»
Познакомить
детей
с элементами
дымковской росписи. Научить рисовать
данные
элементы,
подбирая
соответствующую цветовую гамму.

Таблицы,
дымковские
игрушки, гуашь,
кисти, бумага.

22.09.23

«Дорожка для коня»
Продолжать знакомить с дымковской
игрушкой. Учить выделять один из
элементов узора-круг. Составлять на
полосе узор из кругов, украшать их
чёрными точками, выбирать цвет для
кругов.

Дымковский конь,
кукла Петрушка,
полоски белой
бумаги 5*25см,
гуашь красная,
оранжевая, жёлтая,
зелёная и чёрная.

А.А.Грибовская
«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию, лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр. 25

25.09.23

«Укрась платочек, салфеточку»
Учить узнавать знакомые
выделять из узора один
определять форму, цвет. Учить
края и середину кольцами,
овалами. Учить
Выбирать элементы, их цвет,
узор чёрным цветом.

Дымковские
игрушки, образцы
узоров. Круги из
бумаги (Д 20 см)
или квадратные
листы 20*20см,
гуашь, кисти,
квачи.

А.П.Аверьянова
«Изобразительная
деятельность в
детском саду»-М.;
Мозаика-Синтез,2016,
стр.27

18.09.23

образы,
элемент,
украшать
кругами,
украшать

14

«Рисование
каймы
для
фартука
барышни»
Продолжать знакомить с дымковской
игрушкой, выделять элементы узора
(круг, полоса), учить видеть сочетания
двух цветов. Учить составлять узор на
полосе – кайме, располагая в середине
ряд кругов, а по краям линии другого
цвета, украшать круги точками черного
цвета.

Дымковские
барышни,
иллюстрации.
Белая бумага
размером7*25 см,
гуашь (красная,
оранжевая, жёлтая,
зелёная, синяя,
черная), заготовка
фартука

А.А.Грибовская
«Народное искусство
и детское творчество»
- М., Просвещение,
2004, стр. 20

«Рисование полосатого узора на ткани
для барышни»
Учить выделять элементы полосатого
узора (полосы чередуются с кругами,
овалами или полосками другого цвета).
Создавать узор на бумаге прямоугольной
формы, чередовать полосы и круги
другого цвета, украшать круги черными
точками или чёрточками. Выбирать два
цвета из палитры.
0610.23 «Рисование клетчатого узора на ткани
для барышни»
Учить выделять новую композицию –
клетчатый узор. Составлять узор из
прямых полос (сначала вертикальные,
затем горизонтальные линии), заполнять
клетки одинаковыми элементами (круги,
овалы), выбирать цвет для полос, кругов
или овалов, использовать черный цвет
для украшений (точки или чёрточки)
09.10.23 «Узор из колец на ткани для барышни»
Продолжать учить детей рассматривать
дымковские игрушки, выделять новые
образы, новые мотивы для узора, его
украшения. Составлять узор для ткани из
нового мотива узора «кольцо-круг»,
располагать его рядами или в шахматном
порядке,
заполняя
оставшееся
пространство листа более мелкими
элементами (круги-горошинки, овалы).
Выбирать цвет для каждого элемента

Дымковская
барышня в
полосатой юбке,
иллюстрации
Белая бумага
размером 15*21см,
гуашь, трафареты
дымковских
барышень
форматА4.
Дымковские
игрушки и их
изображения,
открытки.
Белая бумага 15*15
см, гуашь,
трафареты с
изображением
дымковских
игрушек
Дымковские
игрушки,
украшенные
мотивом «кольцокруг»,
иллюстрации.
Белая бумага
размером 15*21сч,
гуашь, трафареты
дымковских
барышень ф.А4

А.А.Грибовская
«Народное искусство
и детское творчество»
- М., Просвещение,
2004, стр. 21

29.09.23

02.10.23

А.А.Грибовская
«Народное искусство
и детское
творчество» М.,Просвещение,
2004,
стр. 23

А.А.Грибовская
«Народное искусство
и детское
творчество» - М.,
Просвещение, 2004,
стр. 24-25

15

13.10.23

«Рисование узора на розетте»
Продолжать знакомить с дымковской
игрушкой – индюком, выделять новую
композицию узора, мотивы, их цвет,
украшения.
Учить
составлять
симметричный узор на розетте, украшая
края (лепестки) одинаковым мотивом
«кольцо-круг» или кругом, середину
вторым элементом – кругом или
кольцом-кругом. Выбирать сочетания
цветов, варианты украшения, дополнять
узор знакомыми мелкими элементами
(горошинки, овалы)

16.10.23 «Рисование узора на круге»

Учить рассматривать дымковские
игрушки, выделять средства
выразительности: элементы узора, цвет,
композицию. Учить составлять
симметричный узор на круге, заполняя
кайму в определенной
последовательности (вверху, внизу,
слева, справа и между этими
изображениями) мотивом «кольцо-круг»
или кругами, нанося между ними более
мелкие элементы, выбирая цвет и
украшения (варианты точек, чёрточек)
20.10.23 «Рисование

Дымковские
индюки и другие
игрушки, в узоре
которых
встречаются
кольца;
иллюстрации;
открытки.
Белая
шестилепестковая
розетта D=20см,
гуашь, трафареты
птиц

А.А.Грибовская
«Народное искусство
и детское
творчество» - М.,
Просвещение,2004,
стр. 28-29

Дымковские
игрушки,
украшенные
мотивом «кольцокруг», кругами;
иллюстрации,
открытки.
Белая бумага в
форме круга
D=20см, гуашь,
фланелеграф и
готовые формы
(круги)

А.А.Грибовская
«Народное искусство
и детское
творчество» - М.,
Просвещение, 2004,
стр. 30-31

узора на бумаге разной Дымковские
формы»
игрушки,
Закрепить знания детей о дымковской иллюстрации,
игрушке, её образах (барышни, птицы и открытки.
др.). Видеть их яркость, сказочность, Белая бумага в
необычность. Составлять
узор по форме розетты,
мотивам росписи дымковских игрушек круга D=20см,
на бумаге разной формы (полоса, круг, прямоугольника
розетта,
квадрат,
прямоугольник), размером 7*25 см,
выбирать форму бумаги, элементы узора, 15*20 см, гуашь,
их цвет, украшения.
трафареты
дымковских
игрушек
23.10.23
«Сказочный теремок»
Иллюстрации с
Учить рисовать сказочный теремок, изображением
учить передавать форму дома (квадрат), сказочных
крыши (треугольник).
теремков, бумага
27.10.23
Украшать
теремок
элементами светлых тонов

А.А.Грибовская
«Народное искусство
и детское творчество»
- М., Просвещение,
2004, стр. 32

А.А.Грибовская
«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию, лепке,
16

дымковской
росписи.
Развивать
творчество.
30.10.23 «Ярмарка»
Продолжать знакомить с дымковской
10.11.23 игрушкой. Закреплять навыки рисования
основных элементов росписи, передавать
особенности и своеобразие колорита.
Развивать
композиционные
навыки.
Способствовать развитию творческих
способностей.

ф.А4, гуашь
Дымковские
игрушки, силуэты
дымковских
игрушек, объемная
карусель, кисти
трех размеров

аппликации» - М.,
2008, стр. 31
А.А.Грибовская
«обучение
дошкольников
декоративному
рисованию, лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр. 59

КАРГАПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
13.11.23 «Беседа»
Выставка
Знакомить детей с каргапольской игрушкой, ее каргапольских
17.11.23 содержанием и приемами изготовления. Видеть игрушек
своеобразие игрушек, выдумку народных
мастеров, основные мотивы узора. Выделять
средства выразительности. Презентация.

А.А.Грибовская«
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации»
М., 2008, стр. 6365
20.11.23 «Каргапольские игрушки»
Каргапольские
Соломенникова
Дать
представление
об
особенностях игрушки, таблицы О.А.
«Радость
каргапольской
росписи:
цвета
неяркие, с
элементами творчества», М.
приглушенные, северные - серый, розовый, каргапольской
«Мозаикажёлтый,
оранжевый,
красный;
гамма росписи,
Синтез», 2006,
сдержанная. Учить украшать бумажные силуэты иллюстрации,
стр. 18
элементами каргапольской росписи (прямые и гуашь,
силуэты Шестакова
А.
косые кресты, поперечные полосы, овалы, бумажные
Росток
–
пятна, волнистые линии и т.д.) в соответствии с
Челябинск, 1999,
формой предмета.
стр. 61
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
24.11.23 «Богородская игрушка»
Шестакова
А.
Выставка
Росток
–
Дать представление о происхождении данного богородских
Челябинск,
1999,
промысла. Учить детей видеть особенности игрушек,
стр. 99
данного промысла (игрушки выполнены из иллюстрации
А.А.Грибовская
дерева, не окрашиваются). Учить видеть
«Обучение
динамику
деревянных
игрушек,
дошкольников
выразительность образов.
декоративному
рисованию
Презентация
лепке,
аппликации»
М., 2008, стр. 65
17

27.11.23

Матрёшки
Русские матрешки
«Путешествие с матрешкой»
Познакомить детей с историей рождения
русской деревянной матрешки. Показать
разнообразие видов данной игрушки, её
декоративных композиций. Презентация

Соломенникова
О.А.
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез», 2006,
стр. 89

Ознакомление с элементами росписи матрёшек. Иллюстративный
И.А.Лыкова
Познакомить с внешним видом и особенностями материал, слайды, «С
чего
росписи матрёшек.
матрёшки
начинается
Родина.
Народное
искусство»,
стр.97
04.12.23 «Загорская матрешка»
Сергиевопосадские Соломенникова
Показать
характерные
особенности матрешки.
О.А.
«Радость
08.12.23
сергиевопосадской матрешки. Формировать Белые бумажные творчества», М.
технические умения и навыки кистевой росписи. силуэты матрешек, «МозаикаУчить использовать в росписи матрешек гуашь, кисти,
Синтез», 2006,
печатку-тычок. Презентация.
печатки.
стр. 92
11.12.23 «Семёновская матрёшка»
Семёновские
Соломенникова
Показать характерные особенности семёновской матрешки.
О.А. «Радость
матрешки. Формировать технические умения и Белые бумажные творчества», М.
навыки кистевой росписи.
силуэты матрешек, «Мозаикагуашь, кисти.
Синтез», 2006,
стр. 96
01.12.23

«Весёлые матрёшки».
Учить узнавать матрёшек по характерным
18.12.23
особенностям, отличиям. Рисование матрёшки с
натуры, с передачей формы, пропорций и
элементов оформления «одежды» (цветы и
листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).
Развивать чувство цвета, формы, пропорций.
15.12.23

Листы белой
бумаги, гуашь,2-3
матрёшки в
качестве натуры,
таблица с
элементами
растительного
орнамента.

НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ РАЗНЫХ ВИДОВ
22.12.23 «Ознакомление с народными игрушками»
Выставка
Учить находить знакомые игрушки, вспоминать народных игрушек
их названия; сравнивать разные виды народной («Ванька25.12.23
встанька»,
игрушки (по форме, материалу, назначению).
народные
Презентация
погремушки,

И.А.Лыкова
«Изобразительна
я деятельность в
детском саду.
Средняя
группа»,
М,2007,стр.106

Шестакова
А.
Росток
–
Челябинск, 1999,
стр. 55

разноцветные
шарики, куклы из
соломы, тропочек и
т.д.)
18

12.01.24

15.01.24
19.01.24

22.01.24

26.01.24

29.01.24

«Мы милашки, куклы-неваляшки»
ИгрушкиЗнакомство с современной игрушкой. Обучение неваляшки
навыкам создания выразительного образа.

Шестакова
А.
Росток
–
Челябинск, 1999,
стр. 55
«Ай да игрушки»
Юла, волчок.
Шестакова
А.
Знакомство
с
забавными
народными Шаблон,
гуашь, Росток
–
игрушками. Освоение эффектов оптического кисть
Челябинск, 1999,
смешения цвета. Учить расписывать юбочку
стр. 62
юлы, изготавливать волчок.
«Ярмарка игрушек»
Детские
работы Шестакова
А.
Составление
композиции,
объединенной предыдущих
Росток
–
единым содержанием, на основе традиций и занятий, народные Челябинск, 1999,
взаимодействия
ярмарочных
персонажей. игрушки
стр. 62
Навыки коллективной работы
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
«Филимоновская игрушка»
Выставка
А.А.Грибовская
Учить рассматривать игрушки, узнавать их дымковских
и «Народное
изображения на иллюстрациях, называть и филимоновских
искусство
и
сравнивать с дымковскими и определять, чем игрушек,
детское
они похожи (одинаковые образы:птицы, иллюстрации
творчество»
барышни,
животные).
Видеть
яркость,
М.,
сказочность, необычность игрушек. Учить
Просвещение,
выделять средства выразительности: элементы
2004, стр. 33-34
узора, их цвет. Презентация.

Дымковские
и
филимоновские
игрушки,
иллюстрации.
Бумага
светложёлтого
цвета
размером 15*20 см,
гуашь (малиновая,
зеленая,
синяя),
тонкая
кисть,
несколько
трафаретов
филимоновских
игрушек
05.02.24 «Рисование узора из двух цветов»
Филимоновские
Узнавать филимоновские игрушки, выделять игрушки,
средства выразительности (цвет, элементы узора иллюстрации.
Бумага
светло– полосы двух цветов, чередование цветов).
жёлтого
цвета
Учить составлять узор, чередуя тонкие полосы размером 15*20 см,
02.02.24

«Рисование узора из одного цвета»
Составлять узор из тонких полос одного цвета,
выбирая его на основе рассмотренных игрушек
(малиновый, зеленый, синий). Проводить
горизонтальные линии быстрым движением.

А.А.Грибовская
«Народное
искусство
и
детское
творчество»
М.,
Просвещение,
2004, стр. 35-36

А.А.Грибовская
«Народное
искусство
и
детское
творчество»
19

двух цветов. Выбирать цвета (малиновый и гуашь (малиновая,
зеленая,
синяя),
зеленый, малиновый и синий).
тонкая
кисть,
трафареты
филимоновских
игрушек
09.02.24 «Коврик»
Филимоновские
Освоение
простейших
элементов игрушки,
филимоновской росписи – наклонных полос. иллюстрации.
Учить составлять узор из тонких наклонных Бумага
светлополос одного цвета.
жёлтого
цвета
10*20 см, гуашь

М.,
Просвещение,
2004, стр. 36-37

А.А.Грибовская
«Народное
искусство
и
детское
творчество»
М.,
Просвещение,
2004, стр. 37
А.П.Аверьянова
«Изобразительна
я деятельность в
детском саду»М.;
МозаикаСинтез,2016,
стр.23

12.02.24

«Филимоновские цветы»
Учить
рисовать
традиционный
элемент
филимоновской росписи «цветок». Показать
разные филимоновские цветы на игрушках и
последовательность рисования каждого.

Филим.барыни,оле
шек,
барашек,
образцы
цветов.
Полоски
бумаги
жёлтого
цвета;
красная,
зелёная
гуашь,кисти, квачи.

15.02.24

«Узор на полосе»
Учить рассматривать глиняные игрушки,
выделять материал, цвет, элементы росписи.
Учить составлять узор на полосе, используя
новые элементы: ёлочки, линии. Закреплять
умение рисовать прямые и наклонные линии
безотрывным движением.

Игрушки, образцы
узоров.
Бумага
15*21см, гуашь,
кисти, квачи.

А.П.Аверьянова
«Изобразительна
я деятельность в
детском саду»М.;
МозаикаСинтез,2016,
стр.27

19.02.24

«Филимоновское солнышко»
Формировать умение рисовать концом кисти
прямые линии вокруг круга-солнца на
определённом расстоянии друг от друга,
учитывая цветосочетание.

Вырезанные
из
бумаги
круги,
палитра с красками
для росписи, кисти.

И.А.Лыкова
«Изобразительна
я деятельность в
детском саду.»,
М,2007,стр.152

26.02.24

«Филимоновский петушок».
Расширять представления о многообразии
филимоновской игрушки. Формировать навыки
построения композиции, используя знакомые
элементы росписи.

Вырезанные
из
бумаги
петушки,
палитра с красками,
иллюстрации
росписи.

Комарова Т.С.
Цвет в детском
изобразительном
творчестве
дошкольников –
М.:
Педобщество
России,
2005,
стр. 74
20

01.03.24

Украшение силуэта игрушки.
Развивать эстетическое восприятие у детей.
Учить их видеть и выделять особенности
филимоновской игрушки: её строение, цветовой
строй украшения, его элементы, ритмичность
узора. Закреплять умение рисовать красками и
тонкой кистью.

Иллюстрации,
элементы росписи
филимоновской
игрушки, силуэты
игрушек,
гуашь,
кисти

«Украшение платьица для куклы»
Развивать эстетическое восприятие, обогащать
эстетические
представления
детей
о
возможности украшения вещи на основе знания
народного декоративно-прикладного искусства.
Упражнять детей в составлении узора, чередуя
элементы по цвету и выделяя кайму, выбирая
композицию.

Таблица
с
элементами
росписи, силуэты
платьев, гуашь

Комарова Т.С.
Цвет в детском
изобразительном
творчестве
дошкольников –
М.:
Педобщество
России,
2005,
стр. 74

Комарова Т.С.
Цвет в детском
изобразительном
творчестве
дошкольников –
М.:
Педобщество
России,
2005,
стр.
74
11.03.24 «Роспись курицы-свистульки»
Силуэты
О.А.Соломенник
Закреплять знания детей о филимоновской филимоновской
ова
«Радость
игрушке – свистульке; видеть их разнообразие. курицытворчества», М.
Развивать творчество и фантазию: подбирать свистульки, гуашь, «Мозаикадля росписи нужные цвета.
кисти
Синтез», 2006,
стр. 46
04.03.24

ТВЕРСКАЯ ИРУШКА
«Знакомство с тверским народным декоративно- Выставка тверских
прикладным искусством»
игрушек,
18.03.24
Различать новый вид народного искусства –
иллюстрации.
тверскую игрушку. Выделять разные сочетания Бумага
цветов, «оживки-жемчужинки». Находить такие коричневого цвета,
же игрушки на иллюстрациях. Упражнять в
гуашь
рисовании двойных мазков. Презентация.
15.03.24

22.03.24

«Тверская игрушка»
Учить рассматривать тверские игрушки –образы
птиц,
сравнивать
с
дымковскими,
филимоновскими птицами, определять их

Выставка
дымковских,
филимон-х
и
тверских игрушек,

А.А.Грибовская
«Народное
искусство
и
детское
творчество» - М.,
Просвещение,
2004, стр. 34

А.А.Грибовская
«Народное
искусство
и
детское
21

сходство и различия (элементы узора, их цвет и иллюстрации.
другие признаки)
«Рисование узора на полосе»
Узнавать народные глиняные игрушки. Они
коричневого цвета, сделаны из глины, украшены
овалами разной величины и точкамижемчужинами.
Составлять узор на полосе, выделяя середину
двойными мазками, а края полосы точками.
Выбирать цвета в соответствии с росписью.
29.03.24 «Рисование узора на квадрате»
Узнавать тверские игрушки по некоторым
признакам (коричневый фон, мазки, точкижемчужинки).
Составлять узор на квадрате, выделяя середину
формы цветком из двойных лепестков-мазков, а
края украшая точками-жемчужинками.
Выбирать сочетания цветов. Рисовать мазки
всей кистью, а точки – концом кисти
25.03.24

Тверские игрушки,
иллюстрации.
Бумага
коричневого цвета
в форме квадрата
16*16 см, гуашь

А.А.Грибовская
«Народное
искусство
и
детское
творчество» - М.,
Просвещение,
2004, стр. 39

А.А.Грибовская
«Народное
искусство
и
детское
творчество» - М.,
Просвещение,
2004, стр. 40
05.04.24 «Рисование птицы»
Тверские игрушки, А.А.Грибовская
08.04.24 Узнавать тверскую игрушку по некоторым бумага, гуашь
«Народное
признакам (цвет, украшения).
искусство
и
Передавать форму частей птицы: овальное
детское
туловище, круглая голова, украшение--налепы
творчество» - М.,
(пёрышки)
Просвещение,
2004, стр. 41
01.04.24

«Рисование узора на круге»
Составлять узор на круге, выделяя середину
формы цветком из тройных лепестков-мазков,
украшая края точками-жемчужинками.
Выбирать сочетания цветов. Рисовать мазки
всей кистью, а точки – концом кисти

творчество» - М.,
Просвещение,
2004, стр. 35
Тверские игрушки, А.А.Грибовская
иллюстрации.
«Народное
Бумага
искусство
и
коричневого цвета детское
7*25 см, гуашь
творчество» - М.,
Просвещение,
2004, стр. 38

Тверские игрушки,
иллюстрации.
Бумага
коричневого цвета
в форме круга
D=16 см, гуашь

Русский народный костюм

22

«Гости из прошлого»
Познакомить детей с русским народным
15.04.24
костюмом. Дать знания об особенностях
национального
костюма.
Активизировать
словарь детей.
Презентация.
12.04.24

Куклы в русских
народных
костюмах,
иллюстрации
народного
костюма.

О.А.Соломенник
ова
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез», 2006,
стр. 72
О.А.Скоролупов
а
«Знакомство
детей с русским
народным
искусством»

19.04.24

Экскурсия в музей Русская изба»
Обобщить знания детей о русском народном
костюме, его названии, составных частях,
декоративных элементах.

Уральская народная вышивка
Познакомить детей с уральской народной
26.04.24
вышивкой и её символикой, цветовой гаммой.
Упражнения в рисовании символов вышивки.
Презентация.
22.04.24

06.05.24

«Уральское полотенце-утиральник.
Продолжать знакомить детей с особенностями
уральской вышивки. Учить украшать полотенце
узорами, характерными для нашего края.
Развивать интерес к работе.

Народные
костюмы, ручная
вышивка, кружево,
лоскутные
коврики,
платки,
полотенца.

А.А.Грибовская
«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию
лепке,
аппликации»
М., 2008 ,стр.116

Вышитые
образцы
изделий
Бумага,
фломастеры.

И.О.Смирнова
О.В.Толстикова
«Приобщение
детей
дошкольного
возраста
к
культуре Урала».
Екатеринбург,
ИРРО,2003,
с.119.

Повседневное
и И.О.Смирнова
подарочное
О.В.Толстикова
полотенца,
«Приобщение
иллюстрации,
детей
схемы вышивки,
дошкольного
гуашь, кисти
возраста
к
культуре Урала».

23

«Бабушкин кокошник»
Знакомить детей с историей создания женских
головных
уборов.
Формы,
украшения
кокошников. Роспись кокошника.
Упражнять в технике работы кистью: кончиком
ворса, плашмя.

Представление
кокошника,
иллюстрации
женских головных
уборов

О.А.Соломеннио
ва
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез», 2006,
стр. 73

«Славянский орнамент на русской рубашке.
Обогащать знания детей о русской народной
одежде. Учить
составлять узор, используя
элементы славянского орнамента.
Формировать представление о значении
красного цвета как символа красоты, доброты,
любви.
20.05.24 «Девочка в русском сарафане»
Учить украшать узором полосу впереди
сарафана и на подоле. Учить располагать
элементы узора на ограниченной плоскости лис

Гуашь,
кисти,
ватные
палочки,
бумажные
кокошники.

О.А.Соломенник
ова
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез», 2006,
стр. 74

Иллюстрации
одежды,
славянских узоров,
заготовки рубашек
из бумаги, гуашь
красная.
Кукла,
шаблон
куклы в народном
костюме,
гуашь,
кисть
Геометрические
формы из бумаги
белого
цвета,
гуашь,
кисти.
Предметы
декоративноприкладного
искусства
и
бумажные силуэты.

О.А.Соломенник
ова «Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез», 2006,
стр. 72

13.05.24

17.05.24

24.05.24
27.05.24

Итоговое занятие.
«Нарисуй орнамент»
«Укрась бумажный силуэт»
Цель: определить уровень умения рисовать
орнамент в различных геометрических формах;
умения украшать бумажный силуэт в
соответствии с представленной формой и
особенностями народного промысла.

О.А.Соломенник
ова
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез», 2006,
стр. 148-150

24

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы используются презентации по всем изучаемым
темам:
Сайты: 1.Русские народные промыслы. ruvera.ru/narodnye_promysly;
2.Народное искусство. Виртуальный музей.
rusmuseumvrm.ru>collections/folk_ art/#slide-3
3.Промыслы.рф.
4. Азбука народной культуры. azbukank.ru
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Грибовская А.А. Детям о народном творчестве – М., Просвещение,
2001
2.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество – М.,
Просвещение, 2004
3.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию,
лепке, аппликации – М., 2008
4.
Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников – Москва,
Сфера, 2004
5.
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников – М.:
Педобщество России, 2005
6.
Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве
дошкольников – М.: Педобщество России,2005
7.
Соломенникова О.А. «Радость творчества», М. «Мозаика-Синтез», 2006
8.
Шестакова А. Росток – Челябинск, 1999
1.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».