РП второй год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»

ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического Совета Центра
Протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ Н.С.Шлыкова
Приказ № 063-ОД
от 30 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024уч. г.
МодульII : второй год обучения
Дисциплина: Изо-студия

Составитель:
Горбатова Т.А.
педагог
дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
№

Наименование раздела

1

Пояснительная записка

2

Режим

занятий,

их

Страница
3

продолжительность

и

7

периодичность

3

Итогово - отчетные мероприятия

7

4

Учебный план по реализации программы

9

5

Расписание занятий

9

6

Учебно-тематический план второго года обучения

10

7

Содержание

11

учебно-тематического плана второго

года обучения

8

Календарно-тематическое планирование

14

9

Информационное обеспечение

24

10

Методическое обеспечение

24

2

Пояснительная записка
Рабочая
программа
разработана
на
основе
дополнительной
общеразвивающей программы «Изо-студия» педагога дополнительного
образования Горбатовой Татьяны Александровны.
Направленность программы – художественно-эстетическая. Программа
разработана с учётом Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, с изменениями от 31 июля 2020
г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»., Примерных требований к дополнительным
образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006 г., Концепции развития
дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства
РФ от 04.09.2014 г. № 1726).
Отличительные особенности программы.
Курс программы предназначен для коллектива воспитанников 5-6 лет и
способствует: формированию эстетического и художественного вкуса; более
глубокому представлению детей об истории возникновения разных промыслов;
формированию представлений о стилизованных формах росписи; обогащению
внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника; развитию восприятия,
памяти, фантазии, внимания, воображения; развитию в воспитаннике способности
выразить свои впечатления в рисунке.
Данная программа направлена на
творческое развитие дошкольника, его творческих художественных способностей
средствами народного декоративно-прикладного искусства.
ЦЕЛЬ:
Развитие художественно-творческих способностей воспитанников
средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:

Расширить представление об истории возникновения дымковской и
филимоновской игрушки. Закрепить знания о декоративных элементах
дымковской и филимоновской росписи. Уметь находить и называть
отличительные особенности этих игрушек.

Знакомить с городецким промыслом. Расширять знания детей о
происхождении данного промысла. Учить детей выделять характерные
особенности промысла. Учить выполнять декоративные элементы городецкой
росписи. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки
цветов, смешивая цветовую гуашь с белилами.

Учить видеть разнообразие материалов (дерево, глина) и их отличие
друг от друга, красоту геометрических и растительных узоров.

Знакомить с хохломской росписью. Видеть связь формы предмета,
величины с узором. Учить составлять растительный узор на бумаге разной
формы, выбирая элементы росписи, цвет, композицию.

Знакомить с урало-сибирской росписью, историей её возникновения,
элементами росписи, техникой письма;
3


Расширять представления детей об особенностях иллюстрирования
произведений устного фольклора (потешки, загадки, сказки).

Учить передавать в рисунке характерные особенности произведений
русского фольклора.
Развивающие:

Развивать интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые
образы; видеть их красоту, нарядность;

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии народного
декоративно-прикладного искусства;

Развивать чувство ритма, симметрии при украшении бумажных
силуэтов разнообразными узорами

Развивать творческие возможности в процессе интеграции
разнообразных видов деятельности: словесной, художественной,
музыкальной;

Развивать умение в самостоятельном построении композиции
узора;

Развивать эстетическое
восприятие
при
рассматривании
иллюстраций к пословицам, поговоркам, сказкам.

Развивать
ассоциативное
мышление,
любознательность,
наблюдательность.

Развивать самостоятельность и творчество в процессе
изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

Развивать творчество и фантазию.
Воспитательные:
 Воспитывать интерес к народному искусству; умение видеть,
любоваться красотой предметов;
 Воспитывать аккуратность при выполнении декоративных росписей;
 Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;
Формы организации деятельности. Групповая. Дети организуются в
постоянные группы в соответствии с возрастом. Максимальное количество детей
в группе: 15.
Работа с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс:
(родительские собрания, открытые занятия для родителей, проведение мастерклассов, выставка детских работ, консультации)
Формы проведения занятий:

Практическое занятие;

Обсуждение, беседа;

Игра;

Творческая мастерская;

Экскурсии
Приемы обучения:

показ с пояснением;

организация самостоятельной поисковой деятельности;
4


ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к
воспитанникам и др.

создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа
детских работ;

сравнение двух элементов, композиций, вариантов сочетания
элементов узора при создании нового мотива;

использование движения руки для выделения элементов узора на
предмете;

моделирование вариантов композиций на фланелеграфе;

упражнения в начале занятия при изображении новых элементов;

показ изображения наиболее сложных элементов;

использование художественного слова в создании образа;

сочетание музыки и изобразительной деятельности;

возвращение к пройденному материалу;

показ техники рисования и приёмов кистевого письма народных
мастеров.
Методы обучения:
Для воспитания и развития навыков творческой работы применяются
следующие методы:
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);
частично-поисковые
(выполнение
вариативных
заданий);
творческие(творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок и других
материалов).
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и
наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение
пройденных тем, что способствует последовательному освоению материала в
данной программе.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебновоспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной,
эмоционально и информационно насыщенной.
Вся работа проводится в трех направлениях:
Направление 1. Ознакомление детей с определенным видом народного
декоративно-прикладного искусства; умение выделять особенности каждого вида
декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях
народных мастеров, формировать декоративное творчество.
Направление 2. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных
промыслов.
5

Направление 3. Самостоятельное создание узоров на любой форме с
творческим применением полученных знаний.
Ожидаемые результаты освоения программы
В образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей
программе предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения,
включающая в себя:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации.
Диагностика
развития
ребенка,
используется
как
профессиональный педагогический инструмент с целью получения обратной
связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми в образовательной деятельности.
Для фиксации образовательных результатов предусмотрен специальный
инструментарий, включающий карты наблюдений и оценки.
Система оценки качества предоставляет материал для рефлексии
педагогической деятельности и для серьезной работы, корректировки
образовательного процесса и условий дополнительной образовательной
деятельности.















Планируемые результаты освоения программы второго года обучения
Воспитанники второго года обучения будут знать и уметь:
проявлять интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства;
будут различать и называть виды народного декоративно-прикладного
искусства;
будут знать характерные особенности народной росписи;
могут сравнивать предметы знакомых видов искусства, находить их сходства
и различия;
уметь составлять узоры на бумажных силуэтах в соответствии с видом
народной росписи;
уметь композиционно располагать рисунок на листе бумаги;
уметь смешивать краски на палитре;
уметь передавать в рисунке характерные особенности произведений русского
фольклора;
самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на
занятиях;
будут иметь представление об особенностях иллюстрирования произведений
устного фольклора (потешки, загадки, сказки);
Уметь передавать в рисунке характерные особенности произведений
русского фольклора.
будут эмоционально отзывчивы при восприятии предметов народного
декоративно-прикладного искусства;
будут проявлять самостоятельность и творчество в процессе изображения
различных предметов и явлений окружающего мира.
6

 будут испытывать уважительное отношение к труду народных мастеров;
национальную гордость за мастерство русского народа.
Особенности реализации программы в 2022-2023 учебном году.
Курс программы «Изо-студия» Модуль II построен на групповой работе в
пределах времени, отведенного учебным планом. Содержание курса реализуется в
течение 2023-2024 г. Учитываются возрастные возможности детей 6-го года жизни.
Режим занятий, их продолжительность и периодичность
Длительность занятий: 25 минут, проводится 2 раза в неделю, общее
количество: 64 занятия.
Проводится с 11сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.
Итогово-отчетные мероприятия
С целью отслеживания и фиксации образовательных результатов
используется:

аналитическая справка, которая составляется по итогам педагогической
диагностики;

ведение журнала посещаемости
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
является

аналитический материал по итогам проведения педагогической
диагностики

открытое занятие

выставка
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие
детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному
творчеству, выставках в детском саду. Выставка - это наиболее объективная форма
подведения итогов, которая позволяет воспитанникам критически оценивать не
только чужие работы, но и свои.
Индивидуальные особенности контингента воспитанников
Занятия «ИЗО-студии» посещают 15 детей (7мальчиков, 8 девочек). С первой
группой здоровья-2 ребёнка, второй – 13детей, с третьей-0.

7

Календарный учебный график
по реализации дополнительной образовательной программы Изостудия
на 2023-2024учебный год

Содержание

Возрастная группа
6-7лет

4 -5 лет

5 – 6 лет

Количество возрастных
групп

1

1

Начало учебного года

11.09.2023

11.09.2023

11.09.2023

Окончание учебного года

31.05.2024

31.05.2024

31.05.2024

32 недели

32 недели

5 дней

5 дней

20 минут

25 минут

Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность
занятий
Праздничные дни

1

32недели
5дней
30мин

0.4.11.23г., 1.01.2024- 9.01 2024г; 23.02 2024г;
8.03 2024г; 1.05.2024г; 9.05.2024г;

8

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
Н.С.Шлыкова
Приказ № 063 - ОД
от «30 августа» 2023 г.

_

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по реализации дополнительной образовательной программы
ИЗО-студия
2023– 2024 учебный год

Дисциплина
ИЗО-студия

Первый год
обучения *
20 мин
неделя
год

Количество занятий в неделю/год
Второй год
Третий год
обучения
обучения*
25 мин
30 мин
неделя
год
неделя
год

Количество
занятий

2

64

2

64

2

64

Всего минут

40 мин

1280
мин

50 мин

1600
мин

60 мин

1920 мин

Расписание занятий
День недели
Понедельник
Пятница

Возрастная группа

Время

Группа 5 - 6 лет
Группа 4-5 лет
Группа 6-7лет
Группа 5- 6 лет
Группа 4-5 лет
Группа 6-7лет

15.20 – 15.45
15.55 – 16.15
16.40 – 17.10
15.20 – 15.45
15.55 – 16.15
16.40 – 17.10

9

№

1

2

3
4

5

6

7

8

9

Учебно-тематический план второго года обучения
Наименование темы
общее
В
т.ч. В
т.ч. Форма
кол-во
теории
практики
контроля
часов
Беседа,
Дымковская игрушка
8
1
7
педагогическое
наблюдение
Филимоновская
Беседа,
свистулька
7
1
6
педагогическое
наблюдение
Беседа,
Тверская игрушка
4
0,5
3,5
педагогическое
наблюдение
Городецкая роспись
11
1
10
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
Русские
народные
14
2
12
педагогическое
потешки
наблюдение
Беседа,
Хохломская роспись
8
1
7
педагогическое
наблюдение
Беседа,
Рисуем
отгадки
к
5
0,5
4,5
педагогическое
народным загадкам
наблюдение
Беседа,
Урало-сибирская
6
1
5
педагогическое
роспись
наблюдение
Опрос
Итоговое занятие
1
1
Педагогическое
наблюдение
Всего
64
8
56

10

Содержание учебно-тематического плана второго года обучения
1.
Дымковская игрушка (8 часов)
Теория (1час) Возникновение промысла. Изготовление игрушек, их роспись.
Образы дымковских игрушек (барышня, няня, животные). Красота народных
игрушек, их забавный характер. Средства выразительности: элементы узора,
сочетания цветов, композиция. Яркость, праздничность узора. Полосатый,
клетчатый узор, узор из колец и кругов. Основные мотивы (круг и кольцо) и
варианты украшений на круге или розетте. Расположение элементов по краям и в
середине. Украшение силуэта народной игрушки, используя элементы, цвет,
композицию на выбор. Солярные знаки в узоре: круг - солнце, волнистые линии
– вода, ромб – земля.
Практика(7часов). Рисование дымковских узоров с помощью печатки-тычка,
изготовленных детьми самостоятельно из скрученной бумаги. Роспись бумажных
силуэтов: коня, уточки, козлика и барана. Рисование узора для хвоста индюка.
Самостоятельное рисование игрушек и их роспись. Коллективное создание
росписи по мотивам дымковской игрушки.
2.Филимоновская свистулька (7 часов)
Теория (1час) Происхождение филимоновского промысла. Традиции промысла.
Игрушки-свистульки. Сравнение дымковских и филимоновских игрушек.
Нахождение сходства и различий. Элементы и цветовой строй филимоновских
игрушек. Солярные знаки: круг – солнце, треугольник – земля, елочки и ростки –
символы растительности и жизни. Композиционное построение узора в
различных формах. Особенности выполнения узора в круге, полосе и квадрате.
Особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.
Практика(6часов). Рисование филимоновских элементов: полосок, ёлочек, цветов.
Украшение фигурки коня или коровки узором. Роспись бумажных силуэтов:
игрушек, филимоновской красавицы. «Мой любимый узор на игрушке»- по
замыслу детей.
3. Тверская игрушка (4 часа)
Теория (0,5часов) Возрождение промысла. Создание современной игрушки птицы (гуси -лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гордые петухи и
скромные курочки); животные (собаки, лисы); женские фигурки. Статичность
игрушек. Цвет игрушек. Украшение налепами. Особенности узора. Сочетание
темных и светлых цветов при составлении узора. Троекратное повторение одного
цвета в украшении игрушки.
Практика (3,5часа). Рисование: Сказочная дорожка; Тарелочка для птиц;
Петушок из Торжка. Тверские барышни - роспись бумажных силуэтов.
4. Городецкая роспись (11 часов)
Теория (1час) Возникновение городецкого промысла. Назначение предметов.
Основной мотив-цветок. Декоративность, сказочность цветов. Особенности
элементов узора, традиции в их изображении, сочетании цветов (цвет и оттенок,
белые «оживки», цвет фона). Последовательность рисования растительного
11

мотива – розана и купавки. Гирлянды из нескольких цветов. Разнообразие
композиций с птицей и цветами. Техника выполнения городецкой птицы.
Практика (10часов). Рисование. Составление узора на полосе из бутонов и
листьев. Рисование узора на кружке, чередуя бутоны купавки и ромашки.
Рисование узора на квадрате, выделяя середину розаном, углы - бутонами по
выбору. Составление городецкого узора на бумаге разной формы
(самостоятельное использование знакомых элементов, сочетание цветов и
расположение на форме). Коллективное создание композиции - сказочного
городецкого дерева. Рисование городецкой птицы. Рисование узора с петушком.
Коллективное рисование сказочного сада. Рисование по замыслу по мотивам
городецкой росписи.
5. Русские народные потешки (14 часов)
Теория (2часа). Характерные особенности иллюстраций художника Ю.А.
Васнецова к произведениям устного фольклора. Использование элементов
народных росписей при оформлении произведений фольклора. Сказочность,
праздничность, декоративность иллюстраций. Творчество современных
художников (Г.Скотиной, Т.Грудининой, М.Рудаченко, Т.Нехотиной) и др.,
иллюстрирующих детские книги по произведениям малого устного фольклора.
Отличительные художественные особенности иллюстраций. Сравнение
иллюстраций Ю.А.Васнецова и современных художников.
Практика (12часов). Рисование собственных иллюстраций к потешкам: «Сорока –
белобока», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Вдоль по реченьке лебёдушка
плывёт», «Как у нашего кота», «Ходит конь по бережку», «Идёт петушок,
красный гребешок».
6.Хохломская роспись (8 часов)
Теория (1час) Возникновение промысла. Материал для изготовления. Старинные
названия посуды – братина, бочонок, кандейка, поставец, ковш. Характерные
элементы – листья, ягоды, трава, рыбы птицы. Основа узора – завитки.
Украшение ягод (точки, черточки, тонкие дуги). Фон изделий и цвет для узора (на
красном фоне рисуют желтым, черным, зеленым; на желтом фоне– черным,
красным, зеленым). Вариативность ягод, листьев. Травки. Связь узора с формой и
величиной изделия, его назначением.
Практика (7часов). Рисование. Узор «травка». Кустики на полосе. Хохломская
ложка для Жихарки. Хохломское блюдо. Узор на бумаге разной формы. Узор на
подносе, чаше. Узор на бокале.
7. Рисуем отгадки к народным загадкам (5 часов)
Теория (0,5час) Разнообразие произведений фольклора. Художественновыразительные средства загадок. Рассматривание иллюстраций к загадкам.
Самостоятельное придумывание загадок и рисование отгадок к ним.
Практика (4,5часов). Рисование. Отгадай загадку. Самолет. Хитрая плутовка,
рыжая головка. Он в берлоге спит зимой. Собачка.

12

8.Урало-сибирская роспись (6 часов)
Теория (1час) Знакомство с уральской росписью и историей ее возникновения.
Варианты геометрических орнаментов. Классификация и понятия: орнамент, узор,
ритм, симметрия. Разновидности орнамента в полосе с повторяющимися
элементами, объединенными общей линией. Принципы построения орнамента в
полосе.
Практика (5часов). Характерные особенности приемов работы кистью в
уральской росписи. Последовательность выполнения подмалевков и разживок.
Упражнения в изображении ягод и приписок к ним. Техника исполнения цветка
купавки в уральской росписи (желтая купавка на темно-бордовом круге с
коричневой разживкой). Техника исполнения цветка – солнышка и цветка «в
надерг» в уральской росписи. Сочинение композиции с цветком-солнышком и «в
надерг» на разных геометрических формах. Сочинение простейших
геометрических орнаментов. Рисование. Ягодки поспели. Купавка цветёт. Роспись
подносов для пирожков «Цыплята». Расписывание досок. Коллективное
расписывание крестьянского дома.

13

Календарно-тематическое планирование
Дата

сентябрь
11.09.23

15.09.23

18.09.23

22.09.23

25.09.23

Тема занятия. Цель. Задачи

Методическая
литература

Материал

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
«Беседа. Дымковские игрушки»
Выставка
Продолжать знакомить с дымковской дымковских
игрушкой, ее содержанием и приемами игрушек,
изготовления. Учить видеть особенности изображений.
узоров, основные мотивы геометрического
орнамента, сочетание цветов, их яркость.
Узнавать образы дымковских игрушек.
Видеть красоту контрастных цветов, теплых
тонов на белом фоне. Учить сравнивать
несколько образов, находить сходства и
различия. Презентация о дымковском
ремесле.

Грибовская
А.А.«Народное
их искусство и детское
творчество» - М.,
Просвещение, 2004,
стр. 47-49

«Рисование дымковских узоров»
Формировать умение рисовать элементы
дымковской росписи с помощью печатки тычка и кисти.
Развивать чувство цвета при составлении
узора.

Дымковские
игрушки и
их бумажные
силуэты. Таблицы с
элементами
дымковской
росписи.

О.А.Соломенникова
«Радость
творчества»-М.,
Мозаикасинтез,2006,стр.2728

«Дымковский конь»
Учить расписывать ярким узором фигуру
коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на
теле вертикальными рядами. Использовать
рациональные приёмы при раскрашивании.

Фигурки коней и
образцы с
вариантами узоров.
Силуэты коней

Соломенникова О.А.
«Радость
творчества», М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр. 29

«Роспись уточки»
Игрушки птиц,
Видеть необычную красоту дымковских бумажные силуэты.
птиц, выделять средства выразительности.
Учить
украшать
бумажные
силуэты
элементами
дымковской
росписи
в
соответствии с формой предмета.

Соломенникова О.А.
«Радость
творчества», М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр. 28

«Козлики и бараны»
Продолжать учить украшать дымковским
узором бумажные силуэты животных;
закрепить навыки построения композиции
узора;
закреплять
цветосочетание,
характерное для дымковской росписи.

А.А.Грибовская
«Народное
искусство и детское
творчество» - М.,
Просвещение, 2004,
стр. 87

14

Игрушки
дымковских
козликов и баранов и
их изображения.
Бумажные силуэты
животных. Гуашь,
кисти.

29.09.23

октябрь
02.10.23
06.10.23

«Рисование узора для хвоста индюка»
Видеть красоту узоров на хвосте, сходство и
различие, выделять кайму, середину,
основные мотивы (круг и кольцо) и
варианты их украшения. Составлять
симметричный узор на круге или розетте,
выделять края формы, используя элемент
«кольцо-круг», середину; выбирать цвет,
украшения; дополнять более мелкие
элементы (круги, овалы, их варианты), цвет.

Дымковские
игрушки – индюки,
иллюстрации.
Белая
бумага
в
форме круга, восьми
лепестковой розетты
D=20см, гуашь

А.А.Грибовская
«Народное
искусство и детское
творчество» - М.,
Просвещение, 2004,
стр. 60

«Рисование игрушек»
Продолжать знакомство с дымковской
игрушкой,
особенностями
образов
барышни, птиц, животных, их росписью.
Создавать силуэт народной игрушки белой
краской и украшать узором, используя
элемент, цвет, композицию на выбор.

Дымковские
игрушки,
иллюстрации.
Цветная
бумага
формата А4, белила,
гуашь, лист для
упражнений

ГрибовскаяА.А.
«Народное
искусство и детское
творчество» - М.,
Просвещение, 2004,
стр. 60-61

ФИЛИМОНОВСКИЕ
09.10.23

13.10.23

16.10.23
20.10.23

23.10.23

СВИСТУЛЬКИ

Беседа
« Филимоновские свистульки»
Выставка
Расширить представление о народной
филимоновских и
игрушке. Закреплять знания детей о
дымковских игрушек,
творчестве филимоновских мастеров.
иллюстрации.
Учить находить сходства и различия
между дымковскими и
филимоновскими игрушками
Презентация о филимоновском
промысле.
Залежи глины, технология изготовления
игрушек. Роспись изделий. Элементы
росписи,
Цветовая гамма.
Филимоновские и
Рисование филимоновских элементов:
полосок, ёлочек, цветов. Закреплять знаниядымковские игрушки.
детей о творчестве мастеров, о составленииДидактическая игра
«Третий лишний».
узора, простейших элементах узора.
Гуашь, кисти.

Соломенникова О.А.
«Радость
творчества», М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр.
2006,стр.

«Укрась фигурку коровки или коня
филимоновским узором»
Обратить внимание детей на
особенности расположения
филимоновского узора в разных
формах. Учить составлять узор из
знакомых элементов на готовых
силуэтах. Закреплять умение рисовать
кистью, используя только три цвета.

ГрибовскаяА.А.
«Народное
искусство и детское
творчество» - М.,
Просвещение, 2004,
стр. 33

Филимоновские
игрушки.
Бумажные силуэты из
плотной бумаги; гуашь
жёлтого, красного,
синего или зелёного
цвета.

15

Соломенникова
О.А.«Радость
творчества», М.,
«Мозаика-Синтез»,
2006,стр.43-44

27.10.23

30.10.23

ноябрь
03.11.23

06.11.23

«Роспись
бумажных
силуэтов
филимоновских игрушек»
Расширить представления детей о
многообразии филимоновской
игрушки. Показать особенности
выполнения росписи различных
бумажных силуэтов. Развивать
творчество и фантазию; учить
подбирать для росписи нужные цвета.
«Мой любимый узор на игрушке»
Найти сходство и различия узоров
дымковских и филимоновских игрушек.
Учить узнавать и называть эти игрушки
по форме изделия, узорам, цветовому
сочетанию элементов; придумывать и
рисовать карандашом филимоновскую
игрушку и расписывать её красками
соответствующим узором. Развивать
цветовое восприятие, творческую
активность в составлении орнаментов.

Филимоновские
игрушки.
Бумажные
силуэты филимоновских
игрушек, гуашь, кисти

Дымковские и
филимоновские
игрушки, образцы
элементов каждого
промысла. Альбомные
листы, простые
карандаши, гуашь,
кисти, палитры.

ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА
«Сказочная дорожка»
Дымковские,
Учить сравнивать и находить различия филимоновские
с дымковскими и филимоновскими и тверские глиняные
игрушками.
игрушки;
бумага
Учить составлять узор на полосе , коричневая 7 -21, гуашь.
украшая двойными мазками и точками«жемчужинками»,
выбирать
характерные сочетания цветов.
«Тарелочка для птиц»
Продолжать
учить
рассматривать
тверскую
игрушку,
выделять
особенности узора. Учить составлять
Узор на круге, выделяя середину
цветком из двойных мазков, края
украшать белыми точками Закреплять
умение рисовать мазки всей кистью,
точки - концом кисти.
Учить выбирать характерные сочетания
цветов.

16

Соломенникова О.А.
«Радость
творчества», М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр. 44

Тверские
игрушки;
бумага
коричневого
цвета –круг диаметром
16 см, гуашь

Грибовская
А.А.«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр.. 46-48
Грибовская
А.А.«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию, лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр.. 48-49

10.11.23

13.11.23

17.11.23

20.11.23

«Петушок из Торжка»
Учить выделять особенности лепки:
налепы на хвосте, крыльях, хохолке,
видеть особенности росписи – мазок,
сочетание коричневого фона и ярких
пятен мазков, белые «жемчужинки».
Учить рисовать петуха по народной
игрушке, украшать узором
«Тверские барышни»
Найти различия между барышнями
тверскими,
дымковскими
и
филимоновскими. Украшать бумажный
силуэт барышни, используя знакомые
элементы росписи, сочетания цветов.

Тверские
глиняные Грибовская
игрушки, тверской петух А.А.«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр. 62
Дымковские,
филимоновские
и
тверские
глиняные
барышни,
бумага
коричневая, гуашь.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
«Ознакомление
с
городецким Изделия
городецких
промыслом»
мастеров, иллюстрации с
Познакомить с изделиями городецких изображением
мастеров.
Развивать
эстетическое городецких
изделий
восприятие,
формировать народного
искусства.
эмоциональную отзывчивость. Учить Дымковские
и
выделять характерные особенности филимоновские
городецкой,
дымковской
и игрушки.
филимоновской росписи.
Презентация.
«Составление узора на полосе»
Предметы с городецкой
Учить выделять один из элементов - росписью иллюстрации с
купавка (бутон) и составлять узор на их
изображением;
полосе из бутонов, чередуя их с бумага
тонированная
листьями. Закрепить умение составлять (охра) 10*20, гуашь,
оттенки цвета (розовый, голубой).
палитра.

24.11.23

«Составление узора на кружке»
Предметы с городецкой
Учить рисовать узор из купавки и росписью,
бумажные
ромашки, выбирая цвет и оттенок
силуэты кружки цвета
охры, гуашь.

27.11.23

«Составление узора на квадрате»
Продолжать знакомить с городецкой
росписью, выделять новые элементы, их
чередование и варианты колорита сочетание цвета и оттенка. Учить
составлять узор на квадрате, выделяя
середину розаном, углы, кайму бутонами по выбору.

17

Предметы с городецкой
росписью
с
новым
элементом-розаном;
бумага цвета дерева 20
на20; гуашь -красная,
синяя, белая, зелёная,
чёрная; палитра.

Грибовская
А.А.«Народное
искусство и детское
творчество» - М.,
Просвещение, 2004,
стр.85
Соломенникова О.А.
«Радость
творчества»,
М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр. 50-51

Грибовская
А.А.«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр. 49
Грибовская
А.А.«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр.50
Грибовская
А.А.«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр.51

декабрь
01.12.23

«Составление городецкого узора на Разные формы цвета
бумаге разной формы»
охры, гуашь, палитра
Продолжать
учить
рассматривать
предметы с городецкой росписью,
выделять средства выразительности.
Составлять узор на бумаге разной
формы.
Использовать
знакомые
элементы,
сочетания
цветов,
расположение по форме.

Грибовская
А.А.«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр.51
-53

04.12.23

«Сказочное городецкое дерево»
Продолжать учить выделять и рисовать
,элементы
узора;
называть
их;
объединять рисунки детей, создавать
общую композицию сказочное
дерево.

Сундук
или
ларец,
расписанный городе
цким
узором;
стих
О.Хреновой «Городецкая
сказка»; нарисованное на
двух листах формата А 4
дерево; гуашь.
«Рисование птицы»
Городецкие предметы,
Учить выделять образ птицы, видеть иллюстрации.
традиции росписи: птица чёрного цвета, Бумага в форме доски А
необычный хвост, сочетание цвета и 4, цвета охры, гуашь
оттенка и белый цвет в оживлении
узора.
Учить составлять композицию из птицы
и цветов, выполняя узор в определенной
последовательности,
передавать
характерный образ птицы,
цветов, выбирать цвета

Грибовская А.А.
«Коллективное
творчество
дошкольников» М.,
Творческий
Центр,2004,
стр.89
Грибовская
А.А.
Народное искусство
и детское творчество
– М., Просвещение,
2004, стр. 74-76

«Коллективное рисование сказочного
сада»
Видеть красоту городецких узоров.
Учить создавать коллективную работу,
уметь договариваться, распределять
задание. Создавать композицию из
птиц, цветов, деревьев, передавая
колорит
росписи,
использовать
полученные знания
«Рисование по замыслу»
Закреплять знание о городецкой
росписи, уметь обосновывать свой
выбор.
Составлять узор на бумаге разной
формы
(полоса,
квадрат,
прямоугольник, круг, доска – на выбор),
используя мотивы, свою композицию,
передавать колорит и особенности
городецкой росписи

Предметы с городецкой
росписью, иллюстрации,
Бумага
20*10
см
(несколько листов) цвета
охры, гуашь, лист для
упражнений

Грибовская
А.А.
Народное искусство
и детское творчество
– М., Просвещение,
2004, стр. 77

Предметы с городецкой
росписью, иллюстрации
Бумага
в
форме
прямоугольника
12*27см, 20*27 см, в
форме круга D=20см,
доски 16*27 см, гуашь.

Грибовская
А.А.
Народное искусство
и детское творчество
– М., Просвещение,
2004, стр. 78

08.12.23
11.12.23

15.12.23
18.12.23

22.12.23

18

январь
2
занятия

12.01.24
15.01.24

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ
Знакомство с творчеством художника- Выставка
дымковских
иллюстратора Ю.А.Васнецова
игрушек.
Портрет
Учить
замечать
характерные художника.
Книги,
особенности иллюстраций. Показать оформленные
использование элементов народных Ю.А.Васнецовым
росписей
при
оформлении
произведений фольклора.

Соломенникова О.А.
«Радость
творчества»,
М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр. 32-33

2 занятия
19.01.24.
22.01.24

Рисование «Сорока - белобока»
Учить
обращать
внимание
на
характерные
выразительные
особенности иллюстраций; сказочность,
праздничность, декоративность; на
изображение
травы,
деревьев
и
взаимосвязь творчества художника с
народным искусством.

Русские
народные
песенки, потешки.
Белые листы бумаги,
простой
карандаш,
гуашь, кисти

2 занятия
26.01.24
26.01.24

« Водичка, водичка, умой моё личико».
Учить рассматривать иллюстрации,
находить особенности. Познакомить с
понятием
«рушник».
Формировать
желание
работать
в
паре
и
договариваться о выполнении работ.
Развивать творчество и инициативу.

Иллюстрации к потешке Соломенникова
(художник
О.А.
«Радость
Ю.А.Васнецов).
творчества»,
М.
Бумажный
силуэт «Мозаика-Синтез»,
рушника,
простой 2006, стр. 34-35
карандаш,
гуашь,
палитра, кисти.

февраль
2 занятия
02.02.24

«Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт»
Учить рисовать лебедя, передавать в
рисунке народный характер потешки.
Формировать
желание
украшать
рисунок декоративными элементами

Иллюстрация
Ю.А.
Васнецова. Листы белой
бумаги,
простой
карандаш,
гуашь,
палитра, кисти.

Соломенникова
О.А.
«Радость
творчества»,
М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр. 36-37

«Знакомство
с
творчеством
современных
художниковиллюстраторов»
Познакомить детей с творчеством
современных художников (Г.Скотиной,
М.Рудаченко, Т.Нехотиной и др.),
иллюстрирующих детские книги по
произведениям
малого
устного
фольклора.
Учить
видеть
детей
отличительные
художественные
особенности иллюстраций. Закреплять
технические
умения
и
навыки
рисования
различными
художественными материалами
«Как у нашего кота»
Расширять представления о творчестве
художников-иллюстраторов. Закреплять
умение рисовать домашнее животное –
кошку.

Детские
книги,
иллюстрированные
Ю.Васнецовым
и
современными
художниками
по
произведениям малого
устного фольклора
Листы белой бумаги,
простой
карандаш,
гуашь, палитра, кисти

Соломенникова О.А.
«Радость
творчества»,
М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр. 37

Детские
книги,
иллюстрированные
современными
художниками
Г.Скотиной,
Т.Грудининой,

Соломенникова О.А.
«Радость
творчества»,
М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр. 39

05.02.24
09.02.24

12.02.24

19

Соломенникова
О.А.
«Радость
творчества»,
М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр. 33-34

2 занятия
16.02.24
19.02.24

2 занятия
26.02.24
01.03.24

март
04.03.24

11.03.24

М.Рудаченко,
Т.Нехотиной и др.
«Ходит конь по бережку»
Детские книги, листы Соломенникова О.А.
Закреплять знания детей о творчестве белой бумаги, простой «Радость
художников-иллюстраторов. Развивать карандаш, гуашь.
творчества»,
М.
художественно-творческие
«Мозаика-Синтез»,
возможности
2006, стр. 40
«Идет петушок, красный гребешок»
Иллюстрации различных Соломенникова О.А.
Развивать художественное восприятие художников
с «Радость
по произведениям малого устного изображением петушка. творчества»,
М.
фольклора. Расширять представления Листы белой бумаги, «Мозаика-Синтез»,
детей о разнообразии птиц. Развивать простой
карандаш, 2006, стр. 35
желание украшать рисунок различными гуашь
узорами
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
«Знакомство с хохломским промыслом» Выставка
хохломских Соломенникова О.А.
Знакомить с хохломской росписью. изделий. Предметы с «Радость
Назначение предметов (посуда, мебель, городецкой
и творчества»,
М.
панно).
Растительный
узор- хохломской росписью, «Мозаика-Синтез»,
характерные элементы: ягоды, цветы, иллюстрации, открытки. 2006, стр. 85
листья, травка и др. Основа узора –
завиток,
который
завивает
все
предметы; традиционное сочетание
цветов (золотой, красный, черный и
немного зеленого). Презентация.
Рисование. Узор «травка»
Предметы с хохломской Грибовская
Учить детей рассматривать хохломской росписью,
бумага А.А.«Обучение
узор, выделяя травку, расположенную жёлтого цвета 10*20, дошкольников
на завитке. Учить составлять узор на гуашь чёрная
декоративному
полосе, украшая завитками и каждый
рисованию,
лепке,
завиток
травкой,
дополняя
аппликации» - М.,
ресничками, усиками
2008, стр.75

15.03.24

Рисование «Кустики на полосе»
Продолжать знакомить с изделиями
хохломы. Выделять знакомый элементкустик. Учить составлять узор на
полосе -тонкие завитки, украшенные
травинками, ресничками, усиками

Изделия с хохломской
росписью
«кустик»;
бумага жёлтая 10 20,
гуашь красная и чёрная,
кисти.

Грибовская
А.А.«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр.76

18.03.24

Хохломская ложка для Жихарки.
Учить составлять узор на круге,
украшать завиток ягодами, листьями,
травкой. Учить передавать колорит
росписи, сочетание цвета фона и
элементов растительного узора.

Силуэты
ложек
красного, жёлтого и
чёрного цветов; гуашь жёлтая, красная, чёрная,
зелёная

Грибовская
А.А.«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр.77

20

22.03.24

Рисование. Хохломское блюдо.
Учить составлять узор на круге,
украшая его большим завитком.
Располагать на завитке ягоды на выбор,
листья и знакомые элементы. Учить
выделять кайму и цвет фона, и
элементов узора

Предметы с хохломской
росписью с вариантами
изображения
ягод;
панно, круги диаметром
20 см из красной,
жёлтой, чёрной бумаги;
гуашь - чёрная, красная,
жёлтая, зелёная; кисти

Грибовская
А.А.«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации» - М.,
2008, стр.78

25.03.24

«Рисование узора на бумаге разной
формы»
Продолжать знакомить с хохломской
росписью,
видеть
связь
формы
предмета,
величины
с
узором,
чередование одинаковых элементов
(ягоды, листья, цветы, травка), их
расположение.
Составлять узор на бумаге разной
формы и величины (круг, овал, квадрат,
прямоугольник), украшая его завитками
- веточками, одинаковыми ягодами,
листьями, травкой. Выбирать элементы,
цвет, форму бумаги и ее цвет.
«Рисование узора на подносе, чаше»
Учить видеть основной элемент
росписи – завиток, как он завивается,
выходит один из другого и каждый
окрашен одинаково (ягоды, листья,
травка). Видеть характерное сочетание
цветов золотой хохломы (красный,
золотой, жёлтый и немного зеленого),
вариативность ягод, листьев, травки
(реснички, осочки, усики).
Составлять узор, чередуя завитки в
разном направлении (вверх, вниз),
украшать их ягодами, листьями,
травкой. Выбирать цвет изделия и
элементов.
«Рисование узора на бокале»
Учить видеть красоту формы предметов
с хохломской росписью, сочетание
цветов, элементы узора, заполнение
формы. Учить украшать предметы
завитками, ягодами, травкой по выбору
детей

Предметы с хохломской
росписью: стулья, столы,
панно,
блюда,
иллюстрации.
Бумага
красного
и
черного
цветов
формата
А4
(круг,
квадрат,
прямоугольник,
овал),
бумага для упражнений,
гуашь

Грибовская
А.А.
Народное искусство
и детское творчество
– М., Просвещение,
2004, стр. 108

Посуда с хохломской
росписью, иллюстрации,
открытки.
Бумага
желтая,
красная, черная, гуашь,
силуэты посуды: вазы
бокалы, чаши, высота7см

Грибовская
А.А.
Народное искусство
и детское творчество
– М., Просвещение,
2004, стр. 110

Предметы с хохломской
росписью, иллюстрации,
открытки.
Предметы – бумажные
стаканчики
красного,
желтого, черного цвета,
гуашь.
Лист для упражнений

Грибовская
А.А.
Народное искусство
и детское творчество
– М., Просвещение,
2004, стр. 112

01.04.24

апрель
05.04.24

21

РИСУЕМ ОТГАДКИ К НАРОДНЫМ ЗАГАДКАМ
08.04.24

12.04.24

15.04.24

19.04.24

22.04.24

25.04.24

29.04.24

«Отгадай загадку»
Иллюстрированные детские Соломенникова
Расширить знания детей о разнообразии книги с загадками
О.А.
«Радость
произведений
фольклора.
Учить Гуашь,
мелки, цветные творчества», М.
рассматривать иллюстрации к загадкам. карандаши
«МозаикаРазвивать
самостоятельность
и
Синтез»,
2006,
творчество в процессе изображения
стр. 47
различных предметов и явлений
окружающего мира
«Самолет»
Иллюстрированные детские Соломенникова
Расширить представления детей о книги с загадками
О.А.
«Радость
произведениях
фольклора. Гуашь,
мелки, цветные творчества», М.
Формировать умения выполнять эскиз карандаши на выбор детей
«Мозаикасначала простым карандашом, а затем Синтез»,
2006,
в цвете. Учить красиво распределять
стр. 48
рисунок на бумаге
«Хитрая плутовка, рыжая головка»
Гуашь,
мелки, цветные Соломенникова
Расширять представления детей о карандаши
О.А.
«Радость
многообразии
животного
мира.
творчества», М.
Формировать
эмоциональное
«Мозаикавосприятие произведений фольклора.
Синтез»,
2006,
Учить
передавать
характерные
стр. 48
особенности животного
«Он в берлоге спит зимой»
Иллюстрированные детские Соломенникова
Продолжать
знакомить
детей
с книги с загадками
О.А.
«Радость
обитателями леса. Учить отгадывать Гуашь,
мелки, цветные творчества», М.
загадки и рисовать отгадки к ним. карандаши
«МозаикаУчить
передавать
характерные
Синтез»,
2006,
признаки
животного,
пользуясь
стр. 48-49
знакомыми приемами изображениями.
Развивать умение красиво строить
композицию рисунка
«Собачка»
Иллюстрированные детские Соломенникова
Продолжать
знакомить
детей
с книги с загадками
О.А. «Радость
домашними
животными.
Учить
Игрушка- собачка
творчества», М.
отгадывать загадки и рисовать отгадки к Гуашь,
мелки, цветные «Мозаиканим. Закрепить навыки рисования карандаши
Синтез», 2006,
гуашью
стр. 49
УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ
«Наш Урал богат мастерами»
Произведения уральских Шестакова
А.
Знакомство с Уральской росписью и мастеров
Росток – Уральская
историей её возникновения. Обучение Бумага, кисти флейцевые, роспись Челябинск,
характерными особенностями приемов гуашь
1999, стр. 3
работы кистью в уральской росписи
«Ягодки поспели»
Кисти, бумага цветная, Шестакова
А.
Умение набирать на кисть две краски гуашь
(белая,
синяя, Росток – Уральская
и выполнять вращательное движение черная, красная зеленая, роспись Челябинск,
кистью, характерные для уральской желтая), дополнительная 1999, стр. 4
росписи; обучение элементом росписи бумага
для
пробных
травного мазка; составлять простую мазков.
композицию на узком листе бумаги Иллюстрации
с
22

для закладки
май
06.05.24

13.05.24

17.05.24.

20.05.24

24.05.24

изображением кустов с
ягодами, кустарников
«Купавка цветет»
Предметы с изображением Шестакова
А.
Обучение технике исполнения цветка купавки, кисти, гуашь
Росток – Уральская
купавки в уральской росписи (желтая
роспись Челябинск,
купавка на темно-бардовом круге с
1999, стр. 5
коричневой разживкой)
Роспись подносов для пирожков Большой
поднос
с Конспект занятия
«Цыплята»
курицей, под большой
Учить детей создавать композицию из пирог
знакомых
элементов
(ягоды, Маленькие подносы под
приписки, листья).
пирожки
Учить
рисовать
цыпленка.
На Модель
рисования
основании умении рисовать ягодки, цыпленка,
его
стараться придать ему характер последовательность
(грустный, веселый и т.д.).
Закреплять
умение
правильно
набирать двухцветную краску.
«Расписывание досок»
Образцы цветов росписи; Шестакова
А.
Учить
детей
композиционно цветок шиповника, цветок Росток – Уральская
вписывать узор в заданный силуэт.
–
солнышко,
цветок роспись Челябинск,
Научить рисовать цветы (шиповник, колокольчика
1999,
колокольчик)
Закрепить навыки поворота кисти,
пальцев рук.
«Роспись
крестьянского
дома» Элементы
росписи, Шестакова
А.
(коллективная)
образцы
Росток – Уральская
Закрепить умения рисовать элементы
Детали
дома
– роспись Челябинск,
Урало-Сибирской росписи, закрепить наличники, косяк, рамы, 1999,
умения подбирать необходимые для завалинка, дверь и т.д.
этого цвета
Беседа/продуктивная деятельность итоговое
определить уровень умения рисовать
орнамент в различных геометрических
формах; умения украшать бумажный
силуэт
в
соответствии
с
представленной
формой
и
особенностями народного промысла

23

Геометрические формы из
бумаги
белого
цвета,
гуашь, кисти. Предметы
декоративно-прикладного
искусства и бумажные
силуэты

О.А.Соломенников
а
«Радость
творчества»,
М.
«Мозаика-Синтез»,
2006, стр. 148-150

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы используются презентациипо всем изучаемым
темам
Сайты: 1.Русские народные промыслы. ruvera.ru/narodnye_promysly;
2. Народное искусство. Виртуальный музей.
rusmuseumvrm.ru>collections/folk_ art/#slide-3
3.Промыслы.рф.
4. Азбука народной культуры. azbukank.ru
5.Устное народное творчество русского народа. schci. ru
6. Фольклор -устное народное творчество. liveinternet.ru
7. Виды устного народного творчества.dohcolonok.ru.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Грибовская А.А. Детям о народном творчестве – М., Просвещение, 2001
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество – М.,
Просвещение, 2004
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,
аппликации – М., 2008
Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников – Москва, Сфера,
2004
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников – М.:
Педобщество России, 2005
Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников –
М.: ПедобществоРоссии,2005
Пастухова Г.В. Приобщение старших дошкольников к Урало-сибирской
росписи – Екатеринбург, 1996
Соломенникова О.А. «Радость творчества», М. «Мозаика-Синтез», 2006
Шестакова А. Росток – Челябинск, 1999
Суворова Л.С. «Художественные решетки и ограды Екатеринбурга», 2004

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».