РП третий год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»

ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического Совета Центра
Протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ Н.С.Шлыкова
Приказ № 063 - ОД
от 30августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024уч. г.
Модуль: третий год обучения
Дисциплина: Изо-студия

Составитель:
Горбатова Т.А.
педагог
дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
№

Наименование раздела

1

Пояснительная записка

2

Режим

занятий,

их

Страница
3

продолжительность

и

7

периодичность

3

Итогово - отчетные мероприятия

4

Учебный план по реализации программы

5

Расписание занятий

10

6

Учебно-тематический план третьего года обучения

10

7

Содержание учебно-тематического плана третьего

11

7

года обучения

8

Календарно-тематическое планирование

12

9

Информационное обеспечение

16

10

Методическое обеспечение

28

2

Пояснительная записка
Рабочая
программа
разработана
на
основе
дополнительной
общеразвивающей программы «Изо-студия» педагога дополнительного
образования Горбатовой Татьяны Александровны.
Направленность программы – художественная. Программа разработана с
учётом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29 декабря 2012 года, с изменениями от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»., Примерных требований к дополнительным образовательным
программам 06-1844 от 11.12.2006 г., Концепции развития дополнительного
образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г.
№ 1726).
Отличительные особенности программы.
Курс программы предназначен для коллектива воспитанников 6-7 лет и
направлен на более глубокое ознакомление детей с городецкой, гжельской,
урало-сибирской росписями, Павлово - Посадскими платками, каслинским
литьём, что способствует расширению круга знаний детей о народных промыслах
России и Урала. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского
декоративного искусства и её значением. Это дает толчок развитию детского
интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно
мыслить.
Данная программа направлена на творческое развитие дошкольника, его
творческих художественных способностей средствами народного декоративноприкладного искусства
ЦЕЛЬ:
Развитие
художественно-творческих
способностей
воспитанников
средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:

знакомить с историей возникновения народных промыслов (хохлома,
гжель, павлово-посадские платки). Учить выделять характерные особенности
народных промыслов. Закреплять навыки выполнения кистевой росписи.

познакомить с декоративно-прикладным искусством Урала –
художественными решетками и оградами Екатеринбурга

учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства;
выделять средства художественной выразительности: элементы узора, их цвет,
ритм;
3


учить видеть красоту геометрических и растительных узоров,
стилизацию знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист)

формировать умение самостоятельно создавать узоры на любой форме,
свободно выбирая сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости
от формы предмета, его назначения, материала;

учить создавать коллективные композиции, планировать работу,
выполнять её последовательно, в едином ритме;

формировать умение передавать в рисунке воображаемый сюжет
пословицы, поговорки, скороговорки.
Развивающие задачи:
 развивать интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы,
видеть их красоту, нарядность;

развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии народного
декоративно-прикладного искусства;

развивать чувство ритма, симметрии, цвета при украшении бумажных
силуэтов разнообразными узорами;

развивать
творческие
возможности
в
процессе
интеграции
разнообразных
видов
деятельности:
словесной,
художественной,
музыкальной;

развивать эстетическое восприятие при рассматривании иллюстраций к
пословицам, поговоркам, сказкам;

развивать умение в самостоятельном построении композиции узора;

развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и
любознательность, наблюдательность и воображение;
Воспитательные задачи:
 воспитывать интерес к народному искусству; умение видеть, любоваться и
восхищаться красотой предметов;
 воспитывать аккуратность при выполнении декоративных росписей;
 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
средствами народного декоративно-прикладного искусства;
 формировать духовно-нравственные качества личности;
 воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров,
национальную гордость за мастерство русского народа;
 воспитывать интерес к быту народа, вызывать желание поддерживать
народные традиции;
 формировать желание самим создавать работы для оформления детского
сада и дома;
4

Формы организации деятельности. Групповая. Дети организуются в
постоянные группы в соответствии с возрастом. Максимальное количество детей
в группе: 15.
Работа с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс:
(родительские собрания, открытые занятия для родителей, проведение мастерклассов, выставка детских работ, консультации)
Формы проведения занятий:

Практическое занятие;

Обсуждение, беседа;

Игра;

Творческая мастерская;

Экскурсии
Методы обучения:
Для воспитания и развития навыков творческой работы применяются
следующие основные методы: объяснительно-иллюстративные (демонстрация
методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение
вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в
конкурсах); исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного
и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение
пройденных тем, что способствует последовательному освоению материала в
данной программе.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебновоспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной,
эмоционально и информационно насыщенной.
Приемы обучения:

показ с пояснением;

организация самостоятельной поисковой деятельности;

ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к
воспитанникам и др.;

создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа
детских работ;

сравнение двух элементов, композиций, вариантов сочетания
элементов узора при создании нового мотива;

использование движения руки для выделения элементов узора на
предмете;
5


упражнения в начале занятия при изображении новых элементов;

использование художественного слова в создании образа, народного
фольклора;

сочетание музыки и изобразительной деятельности;

возвращение к пройденному материалу.

показ техники рисования и приёмов кистевого письма народных
мастеров;

показ изображения наиболее сложных элементов;
Вся работа проводится в трех направлениях:
Направление 1. Ознакомление детей с определенным видом народного
декоративно-прикладного искусства; умение выделять особенности каждого вида
декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях
народных мастеров, формировать декоративное творчество.
Направление 2. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам
народных промыслов.
Направление 3. Самостоятельное создание узоров на любой форме с
творческим применением полученных знаний.
Оценивание качества образовательной деятельности по программе
В образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей
программе предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения,
включающая в себя:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации.
Диагностика
развития
ребенка,
используется
как
профессиональный педагогический инструмент с целью получения обратной
связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми в образовательной деятельности.
Для фиксации образовательных результатов предусмотрен специальный
инструментарий, включающий карты наблюдений и оценки.
Система оценки качества предоставляет материал для рефлексии
педагогической деятельности и для серьезной работы, корректировки
образовательного процесса и условий дополнительной образовательной
деятельности.

6

Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники третьего года обучения будут знать и уметь:
 будут различать и называть виды декоративно-прикладного искусства;
 знать и выделять средства выразительности, которые использует народный
мастер;
 знать и устанавливать взаимосвязь народного искусства с окружающей
действительностью;
 уметь составлять узоры на бумажных силуэтах различной формы и
расписывать изделие в соответствии с народной росписью;
 уметь передавать в рисунке выразительность образа, используя линию,
цвет, композицию, колорит и т.д. и применять в работе полученные
знания, умения и навыки;
 уметь самостоятельно провести анализ изделий и рисунков;
 уметь смешивать краски для получения нужного цвета;
 уметь свободно пользоваться кистью, намечать последовательность
выполнения работы;
 будут проявлять чувство восхищения от красоты предметов народного
искусства;
 будут уважительно относиться к труду народных мастеров.
Особенности реализации программы в 2023-2024учебном году.
Курс программы «Изо-студия» Модуль III построен на групповой работе в
пределах времени, отведенного учебным планом. Содержание курса реализуется в
течение 2023-2024 гг., учитывая возрастные возможности детей 7-го года жизни и
индивидуальное педагогическое сопровождение каждого ребенка.
Режим занятий, их продолжительность и периодичность
Длительность занятий: 30 минут, проводится 2 раза в неделю, общее
количество: 64 занятия.
Проводится с 11 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.

Итогово - отчетные мероприятия
С целью отслеживания и фиксации образовательных результатов
используется

аналитическая справка, которая составляется по итогам педагогической
диагностики;

ведение журнала посещаемости
7

Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов
является

аналитический материал по итогам проведения педагогической
диагностики

открытое занятие

выставка

Индивидуальные особенности контингента воспитанников
Занятия ИЗО-студии посещают 15 детей (7 мальчиков, 8 девочек). С первой
группой здоровья -2, со второй –13, с третьей-0.
Календарный учебный график
по реализации дополнительной образовательной программы Изостудия
на 2023-2024 учебный год

Содержание

Возрастная группа
6-7лет

4 -5 лет

5 – 6 лет

Количество возрастных
групп

1

1

Начало учебного года

11.09.2023

11.09.2023

11.09.2023

Окончание учебного года

31.05.2024

31.05.2024

31.05.2024

32 недели

32 недели

5 дней

5 дней

20 минут

25 минут

Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность
занятий
Праздничные дни

1

32недели
5дней
30мин

0.4.11.23г., 1.01.2024-8.01 2024г; 23.02 2024г;
8.03 2024г; 1.05.2024г., 9.05.2024г;

8

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
_____________Н.С.Шлыкова
Приказ № 039 - ОД
от «30августа» 2023 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по реализации дополнительной образовательной программы
ИЗО-студия
2023 – 2024 учебный год

Дисциплина
ИЗО-студия

Первый год
обучения *
20 мин
неделя
год

Количество занятий в неделю/год
Второй год
Третий год
обучения
обучения*
25 мин
30 мин
неделя
год
неделя
год

Количество
занятий

2

64

2

64

2

64

Всего минут

40 мин

1280
мин

50 мин

1600
мин

60 мин

1920 мин

Расписание занятий
День недели
Понедельник
Пятница

Возрастная группа

Время

Группа 5 - 6 лет
Группа 4-5 лет
Группа 6-7лет
Группа 5- 6 лет
Группа 4-5 лет
Группа 6-7лет

15.20 – 15.45
15.55 – 16.15
16.40 – 17.10
15.20 – 15.45
15.55 – 16.15
16.40 – 17.10

9

Учебно-тематический план третьего года обучения
№

Наименование темы

общее
кол-во
часов

В
т.ч. В
т.ч. Форма
теории
практики контроля

1

Урало-сибирская
роспись

6

1

5

2

Городецкая роспись

5

1

4

3

Хохломская роспись

5

1

4

4

Гжельская роспись

13

1

12

5

Русская матрёшка

2

0,5

1,5

6

Русский
костюм

народный 2

0,5

1,5

7

Сказки

12

3

9

5

1

4

8

Пословицы, поговорки,
скороговорки

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа

9

Декоративные решётки 6
и ограды Екатеринбурга

1

5

10

Изба

4

1

3

11

Павлопосадские платки

3

1

2

12

Итоговое занятие

1

-

1

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа, опрос

Всего:

64

12

52

Беседа, опрос

10

Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения
1.Урало-сибирская роспись(6часов)
Теория (1час) Любимый сюжет русского народного искусства – «древо жизни».
Разновидность орнамента в полосе, в котором элементы располагаются
симметрично направо и налево от средней линии (зеркальное отражение).
Принципы построения узора в квадрате или прямоугольнике с убывающим и
возрастающим ритмом. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве в
уральской росписи. Разновидности узора в квадрате. Принципы построения узора
в круге.
Практика (5часов). Последовательность изображения цветка шиповника,
купавки, цветка «веерной» формы. Сочинение узора в квадрате, заполняя его
середину и кайму. Техника выполнения бутона. Сочинение узора из бутонов в
квадрате. Упражнения в написании пяти лепесткового цветка. Техника
исполнения
листа-перчика.
Гирлянда.
Последовательность
написания
«бордового» цветка. Последовательность написания «синей» птицы с различными
вариантами приписок, «золотого петушка». Символика птиц. Райские птицы.
Последовательность рисования льва. Рисование. Древо жизни. Какая она – птица
счастья? Золотой петушок. Совушка- сова. Уральский лев.
2.Городецкая роспись (5 часов)
Теория (1час) Происхождение промысла. Особенности изделий из дерева, их
назначением, украшением, цветосочетанием. Варианты украшения цветов,
сочетания цвета и оттенка, «оживки» в узоре. Разнообразные композиции с
птицами, конями. Зависимость узора от формы украшаемого предмета. Варианты
композиции: чередование цветов и листьев; расположение цветов в виде
гирлянды, где в середине крупный цветок, по краям по одному или по два цветка;
симметричная композиция с птицами; свободная, где даётся веточка с большим
цветком, затем цветы всё меньше и меньше.
Практика (4часа) Рисование узора с двумя птицами на бумаге разной формы
(полоса, квадрат, прямоугольник, круг – на выбор). Композиция с конём.
Коллективная композиция из птиц, цветов, деревьев – рисование сказочного сада.
3.Хохломская роспись (5 часов)
11

Теория (1час) Сведения о промысле. Назначение предметов с хохломской
росписью. Растительный узор. Яркость узоров, нежность и тонкость травки,
легкость завитков – веточек, яркость ягод. Характерные сочетания цветов. Новые
варианты изображения ягод, листьев, цветов. Элементы – «капелька» и «кустик».
Элементы и их украшения: веточки – завитки с двух сторон украшены травкой,
усиками, ресничками, росинками, маленькими цветами. Варианты каймы.
Практика(4часа) Рисование узора на полосе; на бумаге разной формы. Узор для
блюда. Хохломские подарки для Иванушки.
4. Гжельская роспись (13часов)
Теория (1час). История гжельского промысла. Характерные особенности
гжельского промысла. Назначение предметов. Связь украшения и предмета
(формы, величины). Красота гжельских предметов, необычность формы, забавные
скульптурные композиции, сказочные образы. Геометрический, растительный
орнаменты. Симметричный узор и особая композиция. Основные мотивы росписи
(цветы, листья, веточки, травка, завитки, усики) Узор – необычные цветы, бутоны,
листья, тоненькие стебельки. Главный в узоре – большой цветок. Мелкие
украшения – бутоны, листья, веточки с ягодами, тонкие усики.
Практика (12часов) Последовательность рисования бордюра на гжельских
изделиях из точек, дужек, прямых и волнистых линий. Последовательность
рисования мазка с оттенком. Разные варианты розы и последовательность
рисования. Рисование. Гжельский узор на кайме. Рисование цветка на чайнике.
Составление узора на скатерти. Гжельская салфетка. Гжельское блюдо.
Составление узора для сырной доски. Роспись бокала по мотивам гжельской
росписи. Кокошник для Царевны Лебедя. Коллективное украшение панно из
гжельских цветов. Букет для Снегурочки. Коллективное украшение терема Деда
Мороза.
5. Русская матрешка (2 часа)
Теория (0.5часа) История рождения русской деревянной матрешки. Разнообразие
видов данной игрушки. Характерные особенности Сергиевской (загорской)
матрешки. Костюм–сарафан, передник, платочек; Семеновские матрешки – более
стройная, вытянутая форма, резко переходящая в утолщенный низ. Это бойкие
девушки в ярких цветовых полушалках. Травяной орнамент «Хохломы» - основа
росписи на фартуке. Полхов-майданские матрешки. Тоньше и выше семеновских
и загорских. Лицо разрисовано черной краской, туловище – огромными пяти

12

лепестковыми цветами. Краски: зеленая, желтая, синяя, малиновая. Главный
элемент росписи – цветок шиповника – символ любви, материнства.
Практика(1,5часа) Рисование. Семёновские матрёшки. Полхов–Майданские
игрушки.
6. Русский народный костюм (2 часа)
Теория (0.5часа) История и особенности русского народного костюма.
Крестьянский костюм. Два стилистических типа: южный (сохранивший основные
формы времен глубокой
древности) и северный (появился в конце XV века).
Женская одежда (южный костюм): рубаха, понева, передник. Девичий головной
убор – венок или повязки. Женский головной убор – «сорока». Сарафанный
комплекс (северный костюм). Мужской костюм: рубаха-косоворотка, юрты,
лыковые лапти или кожаные сапоги. Особенности уральского костюма. Цветовой
строй костюма. Праздничный народный костюм.
Практика(1,5часа). Рисование. Оденем Ваню и Маню в русский костюм.
7. Сказки (12 часов)
Теория (3часа). Отличие народной сказки от других жанров устного народного
творчества. Творчество художников-иллюстраторов Ю. Васнецова, Т. Филатова,
В. Васнецова, И. Билибина, Е. Рачева, Т. Мавриной. Выразительные средства,
используемые художниками: цветовая гамма, настроение героев, декоративность
и т.д. Взаимосвязь профессионального и народного искусства. Отличительные
особенности выполнения иллюстраций художниками.
Практика (9часов). Выполнение эскиза простым карандашом и оформление
изображения в цвете. Рисование иллюстраций к сказке «Заяц, лиса и петух». Баба
Яга. Василиса Прекрасная. Сказочные герои И. Рачёва - рисование по выбору
детей. Избушка на курьих ножках. Сказочный дворец.
8. Пословицы, поговорки, скороговорки.(5 часов)
Теория (1час). Стихотворные жанры устного народного творчества. Особая
стихотворная разновидность - сказовая. Отражение взгляда народа на многие
стороны жизни. Критический взгляд народа на человеческие недостатки;
одобрение достоинств. Обширность и глубина смысла пословиц и поговорок.
Многозначность толкования. Жизненная и поэтическая ценность. Главная
особенность скороговорок. Роль картинок для более быстрого запоминания
материала.
13

Практика (4часа). Иллюстрирование пословиц и поговорок. Иллюстрирование
выученных скороговорок.

9. Художественные решётки и ограды Екатеринбурга (6 ч.)
Теория (1час) Влияние горнозаводской промышленности Урала на возникновение
художественной ковки и литья из чугуна. История создания в Екатеринбурге
художественных решёток и оград. Профессия кузнеца и её отражение в
русском
народном
творчестве. Основные элементы и классификация
орнаментальных мотивов. Кованые балконные ограждения, ограждения на
кровле.
Связь с архитектурой. Своеобразие и художественная ценность
каслинского чугунного павильона.
Практика (5часов). Рисование элементов решёток и оград. Нарисуй узор для
решётки моста. Ограда, которая мне понравилась. Красивые решётки на окна
замка Василисы Прекрасной.
10. Русская изба. (4 часа)
Теория (1час) Представление о русской избе как о памятнике русского
деревянного зодчества. Гармоничная связь человека с окружающим миром
природы. Конструкция избы и назначение её частей. Польза, прочность, красота.
Принципы построения орнамента на ставнях; композиционное решение декора
наличника окна русской избы.
Практика(3часа). Рисование. Русская изба. Окна расписные, ставенки резные. А я
в горницу войду.
11. Павловопосадские платки. (3 часа)
Теория (1час) Представление детей о географическом расположении города
Павловский Посад. Искусство оформления павлопосадских платков; кайма,
середина, углы, сочетание цветов и оттенков. Нарядность и яркость платков.
Расположение цветов на платке, объединение их в букеты, гирлянды. Типы
рисунка – травчатый, копытцами, уступами, струями, перьями, шахматный.
Сочетание цвета фона и элементов узора.
Практика(2часа) Рисование. Цветы - по мотивам павлопосадских платков (розы,
маки, подсолнухи, букетики полевых цветов).

14

Календарно-тематическое планирование
Дата
СЕНТЯБРЬ
11..09.23

15.09.23

18.09.23

22.09.23

25.09.23

Тема занятия. Цель. Задачи

Материал

УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ
Беседа: «Урало-сибирская роспись»
Предметы
История возникновения росписи.
уральской
Отличие от других росписей. Традиции
росписи,
уральских мастеров. Элементы, техника иллюстрации,
письма,
цветная
бумага,
гуашь, кисти
«Древо жизни»
Предметы
Познакомить
с
разновидностью уральской
орнамента в полосе, в котором элементы росписи,
располагаются симметрично направо и иллюстрации,
налево от средней линии (зеркальное цветная
бумага,
отражение). Учить писать элемент гуашь, кисти
уральской
росписи
«листочек»
круглыми пятнами по убывающей
величине
«Какая она – птица счастья?»
Предметы
Закрепить знания и умения сочинения уральской
узора в полосе, круге, квадрате, росписи
с
прямоугольнике, овале.
изображением
Познакомиться с последовательностью птиц,
цветная
написания «Синей» птицы. Отработать бумага в форме
написание «синей» птицы с различными геометрических
вариантами приписок и сочинить фигур
композицию.
«Лёвушка» в урало-сибирской росписи. Картинки
с
Значение образа зверя Познакомиться изображением
с последовательностью написания льва. льва в уральской
Отработать написание зверя и сочинить росписи. Гуашь,
композицию
палитры, кисти.
«Золотой петушок»
Дать понятие о традиционных и
современных
приемах
росписи.
Познакомить с последовательностью
выполнения «Золотого петушка»

15

Иллюстрации
И.Я.Билибина
«Золотой
петушок»,
произведения
уральских
мастеров

Методическая
литература
Шестакова
А.
Росток
–
Уральская
роспись
Челябинск, 1999,
стр. 11
Шестакова
А.
Росток
–
Уральская
роспись
Челябинск, 1999,
стр. 11

Шестакова
А.
Росток
–
Уральская
роспись
Челябинск, 1999,
стр. 18

Шестакова
А.
Росток
–
Уральская
роспись
Челябинск, 1999,
стр. 18
Шестакова
А.
Росток
–
Уральская
роспись
Челябинск, 1999,
стр. 26

29.09.23

02.10.23

06.10.23

09.10.23

13.10.26

16.10.23

«Совушка-сова»
Дать понятие о традиционных и
современных
приемах
росписи.
Познакомить с последовательностью
выполнения
птицы и сочинить композицию.
Городецкая роспись
«Городецкий узор. Рисование узора с
двумя птицами»
Цель: Учить рассматривать новую
композицию в городецкой росписи,
видеть
разные
образы
птиц,
расположение
цветов.
Составлять
городецкую композицию с двумя
птицами, симметричную оси, располагая
по разному цветы и листья, подбирать
сочетания теплых и холодных цветов,
украшать белым и черным цветом,
заполнять пространство листа
«Композиция с конём»
Знакомить с образом коня в городецкой
росписи,
различать
средства
выразительности в его украшении,
расположении на предметах разной
формы. Видеть разнообразие цветового
решения. Составлять композицию с
изображением образа коня на бумаге
разной формы (прямоугольник, круг),
учить рисовать силуэт коня всей кистью,
дополнять узор цветами и листьями
«Рисование сказочного сада с птицами»
Закрепить знания детей о городецкой
росписи и промысле: содержание и
назначение
предметов,
средства
выразительности, сочетания цветов.
Составлять
композицию
в
стиле
росписи, выбирая фон, элементы узора,
цвет

16

Иллюстрации
изделий уральских
мастеров
с
изображением
совы.

Шестакова
А.
Росток
–
Уральская
роспись
Челябинск, 1999,
стр. 18

Городецкие панно
или предметы с
изображением
птиц,
иллюстрации,
открытки.
Бумага цвета охры
ф.А4,
гуашь,
бумага
для
упражнений,
карандаш

Грибовская А.А.
Народное
искусство
и
детское
творчество – М.,
Просвещение,
2004, стр. 98

Предметы
с
городецкой
росписью,
иллюстрации,
открытки.
Бумага цвета охры
в
форме
прямоугольника
20*30 см и круга
D=20см,
бумага
для упражнений,
гуашь
Предметы
с
городецкой
росписью,
иллюстрации,
открытки.
Бумага
цвета
охры,
красная,
синяя,
зеленая
ф.А4, бумага для
упражнений,
гуашь

Грибовская А.А.
Народное
искусство
и
детское
творчество – М.,
Просвещение,
2004, стр. 101

Грибовская А.А.
Народное
искусство
и
детское
творчество – М.,
Просвещение,
2004, стр. 102

Хохломская роспись

20.10.23

23.10.23

27.10.23

03.11.23

Экскурсия на выставку «золотой
хохломы».
Продолжать знакомить с хохломским
промыслом. Учить различать и называть
предметы с хохломской росписью.
Растительный
узор.
Использование
определённых цветов.
Рисование узора на полосе.
Учить видеть основной элемент росписи
– завиток. Видеть характерное сочетание
цветов, вариативность ягод, листьев,
травки. Составлять узор, чередуя
завитки в разном направлении; украшать
их
ягодами,
листьями,
травкой.
Выбирать цвет полоски и элементов.

Изделия
с
хохломской
росписью: посуда,
мебель.

Грибовская А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации – М.,
2008, стр. 73
Посуда
с Грибовская А.А.
хохломской
Народное
росписью,
искусство
и
иллюстрации.
детское
Бумага красная,
творчество – М.,
Жёлтая,
чёрная Просвещение,
7*25,
гуашь. 2004, стр. 112
Трафареты
посуды:
вазы,
бокалы,
чаши;
высота 7 см.

Рисование узора для блюда.
Учить
рассматривать
новую
композицию, расположение завитков по
краю круга – блюда. Выделить знакомые
элементы – ягоды, листья, цветы, травку.
Учить составлять узор на круге, выделяя
края завитками и украшая их знакомыми
одинаковыми элементами.

Посуда
с
хохломской
росписью,
иллюстрации.
Бумага в форме
круга диаметром
20 см красного,
жёлтого, чёрного
цвета,
гуашь,
листы
для
упражнений.

Грибовская А.А.
Народное
искусство
и
детское
творчество – М.,
Просвещение,
2004, стр. 113

«Рисование узора на бумаге разной
формы»
Закрепить знания о хохломской росписи,
разнообразии
предметов
(мебель,
посуда, декоративное панно), выделять
яркость узоров, нежность и легкость
завитков – веточек, пятна ягод, цветов,
листья, тонкие украшения, характерные
сочетания цветов.
Составлять узор на бумаге разной
формы,
определять
назначение

Предметы
с
хохломской
росписью,
иллюстрации,
открытки.
Бумага красного,
черного, желтого
цвета
20*20,
20*30, 10*30, в
форме
круга
D=20см,
30см,

Грибовская А.А.
Народное
искусство
и
детское
творчество – М.,
Просвещение,
2004, стр. 114

17

предмета, выбирать
композицию

10.11.23

13.11.23

17.11.23

20.11.23

элементы, цвет, гуашь, лист для
упражнений

«Хохломские подарки для Иванушки»
Цель: Закрепить знания о хохломе, ее
истории, назначении предметов, их
названии
Учить составлять узор на форме по
выбору,
передавать
характерные
элементы (ягоды, цветы, травка, завитки
и т.п.), колорит, композицию в
соответствии с формой бумаги

Гжельская роспись
«Ознакомление с гжельской керамикой»
Расширять
знания
об
истории
гжельского промысла. Учить выделять
характерные особенности. Формировать
эстетический вкус.

Рисование гжельского узора на
полосе – кайме. Учить выделять:
элементы,
сочетания
цветов
и
расположение узора на форме. Учить
составлять узор на полосе-рисовать
варианты каймы: полосы широкие и
тонкие, полоса и точки, полоса и мазки.

«Рисование цветка на гжельском
чайнике»
Продолжать
учить
рассматривать
предметы с гжельской росписью,
выделять основной элемент узора –
цветок и мелкие украшения: бутоны,
веточки, усики, сочетание цветка и
оттенка.
Учить рисовать цветок гжели двойным
18

Предметы
с
хохломской
росписью,
иллюстрации,
открытки.
Бумага красного,
черного, желтого
цвета
20*20,
20*30, 10*30, в
форме
круга
D=20см,
30см,
гуашь, лист для
упражнений,
силуэты
предметов посуды

Грибовская А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации – М.,
2008, стр. 80

Посуда
с
гжельским
узором,
скульптуры малой
формы,
иллюстрации,
открытки.
Посуда
с
гжельским
узором,
иллюстрации;
бумага
белая
размером 5*20см,
гуашь, листы для
упражнений,
силуэты самовара,
чашки.
Предметы
с
гжельской
росписью,
иллюстрации,
открытки.
Силуэты
чайников, бумага
для
украшений,
гуашь

Соломенникова
О.А.
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез»,
2006,
стр. 75
Грибовская А.А.
Народное
искусство
и
детское
творчество – М.,
Просвещение,
2004, стр. 116

Грибовская А.А.
Народное
искусство
и
детское
творчество – М.,
Просвещение,
2004, стр. 119

мазком, получая цвет и оттенок,
украшать завитками, усиками, точками,
листочками

24.11.23

27.11.23

01.12.23

04.12.23

«Составление узора на скатерти по
мотивам гжельской росписи»
Продолжать знакомить с предметами
Гжели, их росписью. Выделять основной
мотив узора – цветок, листья, украшения
и цветы, расположение на предмете
(сбоку чашки, вазы)
Учить рисовать композицию
узора
Гжели: цветок на выбор, дополняя его
веточками,
листьями,
усиками,
сочетание крупных элементов и мелких,
наносить мазок с оттенком
Гжельская салфетка. Учить выделять
цветок-розу, видеть красоту узоров,
крупные пятна цветов и ажурные
завитки, капельки. Учить составлять
узор на квадрате, выделять цветком
середину и мазками – кайму.

Предметы гжели с
изображением
цветов,
иллюстрации
Белая бумага в
форме
круга
D=20см, в форме
квадрата 20*20 см

Грибовская А.А.
Народное
искусство
и
детское
творчество – М.,
Просвещение,
2004, стр. 121

Предметы гжели,
бумага
белая
20*20см, гуашь,
лист
для
упражнений,
палитра,
кисти
двух размеров.

Грибовская А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации – М.,
2008, стр. 94

Гжельское блюдо. Учить выделять
разные цветы – розу, мак и другие,
особенности
построения.
Учить
составлять узор на круге, овале,
выделять цветком середину, края –
каймой.

Гжельские
изделия с разными
цветами; бумага
белая
–
круг
диаметром 20см,
овал из листа
А4,кисти разных
размеров.
Предметы
с
гжельской
росписью,
иллюстрации
Бумага в форме
доски
ф.А4,
гуашь, лист для
упражнений
Предметы
с
гжельской
росписью,

Грибовская А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации – М.,
2008, стр. 94
Грибовская А.А.
Народное
искусство
и
детское
творчество – М.,
Просвещение,
2004, стр. 122

«Составление
узора
по
мотивам
гжельской росписи для сырной доски»
Продолжать воспитывать интерес к
гжели, видеть ее красоту, выделять
новые мотивы, их украшение.
Учить составлять узор на прямоугольной
форме (доске), украшая середину и края
(кайму), передавать цвет и оттенок.
Роспись бокала по мотивам гжельской
росписи.
Учить
выделять
новые
элементы в узоре. Учить составлять узор
19

Грибовская А.А.
Народное
искусство
и

08.12.23

11.12.23

15.12.23

на объёмном предмете, украшая его иллюстрации.
цветком и другими элементами.
Бумажные
стаканчики,
гуашь, кисти.
Кокошник для Царевны – Лебедя. Учить Репродукция
составлять узор на новой форме – картины
М.
кокошнике, выделяя середину большим Врубеля «Царевна
цветком, по краям поменьше и – Лебедь», бумага
одинаковыми. Дополнять узор мелкими белая в форме
деталями.
кокошника.

детское
творчество – М.,
Просвещение,
2004, стр. 123
Грибовская А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации – М.,
2008, стр. 96

Панно
из
гжельских
цветов
(коллективная)
Учить
составлять
симметричный узор, создавать единую
композицию на ткани. Развивать
творчество,
воображение,
художественный вкус.

Ткань
белая
80*120см(накрахм
аленная), гуашь,
кисти толстые с
тупыми концами и
тонкие.

Букет для Снегурочки (коллективная
работа). Учить составлять композицию
из гжельских цветов. Учить работать
коллективно, договариваться, решать
общую задачу.

Гжельская посуда
с
разными
цветами, ватман
А2,круги
диаметром 15см,

«Украсим
терем
Деду
Морозу»
(коллективная работа)
Цель:
Продолжать
знакомить
с
творчеством
старинных
русских
мастеров – зодчих. Познакомить с
особенностями
старинных
русских
построек, их украшениями.
Развивать умение рисовать узоры для
украшения различных геометрических
форм: ставен, наличников, крыши,
дверей и т.д.
Развивать интерес к коллективному
творчеству

Иллюстрации
с
изображениями
старинных
построек,
Силуэтное
изображение
терема
Деда
.Мороза,
Детали украшения
терема: окна со
ставнями, крыши,
наличники и т.д.

Грибовская А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации – М.,
2008, стр. 97
Грибовская А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации – М.,
2008, стр. 100
Грибовская А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации – М.,
2008, стр. 106

18.12.23

22.12.23

Русские матрёшки
20

12.01.24

15.01.24

19.01.24

22.01.24

Копирование матрешек, сделанных в
городе Семенове»
Расширять представление детей о
разнообразии
русской
матрешки.
Показать
характерные
особенности
семеновской матрешки. Формировать
технические умения и навыки кистевой
росписи
«Роспись полхов-майданских игрушектарарушек»
Расширять представление детей о
разнообразии
русской
игрушки.
Показать
характерные
особенности
полхов-майданских матрешек и других
игрушек. Учить расписывать силуэты
игрушек
Русский костюм
Экскурсия в музей русского народного
костюма «Бабушкин сундучок»
Расширять знания детей о истории и
особенностях
русского
народного
костюма, его названии, составных
частях,
декоративных
элементах,
конструктивных особенностях
Воспитывать любовь и уважение к
родной культуре и прошлому русского
народа, желание поддерживать и
развивать народные традиции
«Народный костюм» (коллективная
работа)
Учить рисовать русский народный
костюм, передавая в рисунке разные
типы женской одежды в зависимости от
региона, семейного положения.
Развивать творческие способности детей
при рисовании декоративных элементов
и конструировании костюма. Закреплять
умение работать сообща при создании
коллективной композиции

Рисование

Сказки
иллюстраций к

Семеновские
деревянные
матрешки
Гуашь,
силуэты
матрешек

Соломенникова
О.А.
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез»,
2006,
стр. 92

Полховмайданские
игрушки,
иллюстрации,
силуэты матрешек

Соломенникова
О.А.
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез»,
2006,
стр. 93-94

Иллюстрации,
репродукции
картин
А.Венецианова;
народные
костюмы: рубаха,
сарафаны, ручная
вышивка, платье

Грибовская А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации – М.,
2008, СТР. 116

Иллюстрации из
альбомов,
репродукции
картин
А.Венецианова
«На
жатве»
Силуэты кукол из
картона
Силуэты
рубах,
сарафанов,
фартуков,
душегрей,
головных уборов,
гуашь

Грибовская А.А.
Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию,
лепке,
аппликации – М.,
2008, СТР. 117118

русской Иллюстрации
21

к Соломенникова

26.01.24

29.01.24

02.02.24

05.02.24

09.02.24

12.02.24

16.02.24

19.02.24

26.02.24

народной сказке «Заяц, лиса и петух»
Вызвать эмоциональный отклик на
сказку. Развивать интерес к героям
сказки. Закреплять умение отличать
народную сказку от других жанров
устного
народного
творчества.
Закреплять умение делать эскиз простым
карандашом,
а
затем
оформлять
изображение в цвете.
«Знакомство с творчеством художника
В.М. Васнецова»
Расширять знания детей о творчестве
В.М. Васнецова.
Развивать
чувство
цвета,
наблюдательность,
художественное
восприятие. Закреплять умение делать
эскиз простым карандашом. Учить
отражать в рисунке впечатления от
рассматривания картин
«Знакомство с творчеством художника
И.Я. Билибина»
Знакомить с творчеством художникаиллюстратора И.Я. Билибина.
Формировать эстетическое восприятие
произведений
книжной
графики.
Показать
взаимосвязь
профессионального
и
народного
искусства. Дать представление об
особенностях выполнения иллюстраций
художником И.Я. Билибиным.
Уметь
делать
эскиз
простым
карандашом, отражая впечатления от
прочитанных сказок
Знакомство с творчеством художникаиллюстратора
Е.М. Рачёва Учить
эмоционально
воспринимать
иллюстрации, понимать их содержание,
всматриваться в образы, созданные
художником. Закреплять технические
навыки
и умения в
рисовании
пастелью.
Знакомство с творчеством художникаиллюстратора Т.А. Мавриной. Учить
видеть характерные особенности её
творчества. Показать
взаимосвязь
22

сказке
Ю.Васнецова,
Т.Филатова
Белая
бумага,
простые
карандаши,
краски, кисти

О.А.
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез»,
2006,
стр. 106

Потрет художника
Картины
художника
«Богатыри»,
«Аленушка»,
«Снегурочка»,
«Иван-царевич на
Сером
волке»,
«Ковер – самолет»

Соломенникова
О.А.
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез»,
2006,
стр. 107-108

Набор
«Сказки
Пушкина
–
«Сказка о золотом
петушке», «Сказка
о царе Салтане»
Сказка «Василиса
Прекрасная»
Бумага
ф.А3,
простой
карандаш, гуашь

Соломенникова
О.А.
«Радость
творчества», М.
«МозаикаСинтез»,
2006,
стр. 109-111

Портрет Е.М.Рачё
ва.
Выставка
книг,
ллюстрированных
художником.
Бумага, пастель.

О.А.Соломеннико
ва
«Радость
творчества» М.,
«МозаикаСинтез»,
2006,
стр.57-58

Портрет
Т.А.
Мавриной.
Выставка
книг.
Белая
бумага,

О.А.Соломеннико
ва
«Радость
творчества» ,М.,
«Мозаика-

01.03.24

04.03.24

11.03.24

профессионального
искусства.

и

народного гуашь,
кисти,
карандаш,
баночки с водой,
палитра.
Сказочный дворец
Иллюстрации
к
.Развивать воображение при создании сказкам с
сказочного образа. Учить видеть красоту, изображением
изящество, оригинальность формы и сказочных
деталей дворцов.
дворцов.
Белая
Расширять представления о сказочных бумага,
гуашь,
дворцах, замках.
кисти,
палитры,
вода.

Синтез»,
стр.55-56

2006,

О.А.Соломеннико
ва
«Радость
творчества» ,М.,
«МозаикаСинтез»,
2006,
стр.57

Пословицы, поговорки, скороговорки

15.03.24

18.03.24

22.03.24

25.03.24

29.03.24

Пословицы и поговорки русского
народа.
Познакомить
детей
с
устным
творчеством русского народа. Учить
понимать переносный смысл пословиц.
Развивать эстетическое восприятие при
рассматривании
иллюстраций
к
пословицам.
Формировать
умение
передавать в рисунке воображаемый
сюжет пословицы. Учить украшать
рисунок декоративными элементами

Иллюстрированны
е
книги
с
пословицами
и
поговорками.
ЛистА3,
гуашь,
акварельные
краски, палитра,
карандаши, кисти
разных размеров,
вода, салфетки

О.А.Соломеннико
ва
«Радость
творчества»-М.,
«МозаикаСинтез»
2006,
стр.82-84.

Всех скороговорок не переговоришь и
не
перевыговоришь.
Воспитывать
желание
слушать
и
запоминать
скороговорки,
учить
быстро
их
произносить. Развивать
эстетическое
восприятие
при
рассматривании
иллюстраций.
Формировать умение
передавать
в
рисунке
сюжет
скороговорок.
Закреплять
желание
украшать
рисунок
декоративными
элементами.

Иллюстрированны
е
книги
скороговорок.
Белая бумага ф
А4,
гуашь,
акварельные
краски, палитра,
вода,
кисти
разных размеров..

О.А.Соломеннико
ва
«Радость
творчества» М.,
«МозаикаСинтез»,
2006,
стр. 84-85.

Художественные решётки и ограды Екатеринбурга
Рассказ о кузнеце и его работе.
Иллюстрации
Дать детям необходимые сведения о горна, наковальни,
кузнеце, раскрыть связь образа кузнеца молота, щипцов.
с русским народным творчеством.
Домашняя утварь
русской избы.
23

Л.С.
Суворова,
Г.В.Пастухова
«Приобщение
дошкольников к
декоративно-

01.04.24

05.04.24

08.04.24

12.04.24

15.04.24

19.04.24

прикладному
искусству Урала
через
ознакомление с
художественными
решётками
и
оградами
Екатеринбурга.
Основные элементы решёток и оград. Иллюстрации
Л.С.
Суворова,
Познакомить с элементами решёток и решёток и оград. Г.В.Пастухова
оград: символикой и трансформацией Завитки,
«Приобщение
природных, зооморфных мотивов в сделанные
из дошкольников к
орнаменте; дать понятие моделирования бумаги,
декоративнорешёток и оград.
пластилина.
прикладному
Иллюстрации
искусству Урала
растительного
орнамента.
Разновидности кованой и литой из Рассматривание
Л.С.
Суворова,
чугуна решёток в ограждении мостов.
ограждений
Г.В.Пастухова
дать понятие моделирования решёток и мостов
на «Приобщение
оград.
иллюстрациях,
дошкольников к
фотографиях.
декоративноМоделирование на прикладному
фланелеграфе.
искусству Урала
Нарисуй, какой хочешь, узор решётки Фломастеры,
Л.С.
Суворова,
моста.
тушь,
уголь, Г.В.Пастухова
Учить отражать в рисунке знания, перьевые ручки, «Приобщение
полученные на экскурсии; закреплять бумага.
дошкольников к
умение
рисовать
кольца, круги,
декоративноквадраты, завитки.
прикладному
искусству Урала
Рисование «Ограда, которая мне больше Иллюстрации,
Л.С.
Суворова,
понравилась.»
фильм о решётках Г.В.Пастухова
Познакомить детей с разновидностью и
оградах «Приобщение
высокой ограды для ограждения парков и Екатеринбурга
дошкольников к
скверов города, её конструкцией. Связь с .Фломастеры,
декоративноархитектурой. Передавать соотношение тушь,
перьевые прикладному
элементов по величине,
соблюдать ручки.
искусству Урала
пропорции.
Рисование красивых решёток на окна Чёрные
Л.С.
Суворова,
замка Василисы Прекрасной
фломастеры,
Г.В.Пастухова
Продолжать
учить
передавать
в макет
замка, «Приобщение
рисунке
форму,
пропорции
и заготовка
окон дошкольников к
расположение
частей
решёток, для рисования на декоративномотивировать
своё
отношение
к них решёток.
прикладному
24

22.04.24

выбору определённой решётки.
Русская изба.
Познакомить с сельским пейзажем;
расширять представление о русской
избе как о памятнике русского
деревянного
зодчества;
совершенствовать
художественнотворческие
способности
детей
в
изображении изб.

25.04.24

10.05.24

Окна расписные, ставенки резные.
Познакомить с основными принципами
построения орнамента; учить находить
композиционное
решение
декора
наличника окна русской избы.

13.05.24

А я в горницу войду.
Совершенствовать
художественнотворческие
способности
детей
в
изображении
интерьера;
находить
композиционное решение.

17.05.24

Знакомство с платками из Павловского
Посада. Учить выделять элементы узора,
сочетание цветов и оттенков.
Цветки на платке.
Развивать
интерес
к
искусству
оформления павлопосадских платков.
Учить составлять узоры для оформления
25

искусству Урала

Репродукция
картины
И.
Левитана
«Золотая
осень.
Слободка»
Иллюстрации
с
изображением
крестьянских
домов;
лист
бумаги
фА3;
гуашь,
кисти,
чёрный
маркер;
схемы символов
солнца.

Т. В. Королёва
«Занятия
по
рисованию
с
детьми 6-7 лет.»
Стр.20-23.

Иллюстрации
и
фотографии
с
изображением
наличников окон
русской
избы;
лист
ф А4;
чёрный
маркер;
цветные
карандаши;
схемы элементов
украшения.
Иллюстрации
с
изображением
интерьера русской
избы; предметы
домашней утвари;
лист бумаги фА3;
простой
карандаш; гуашь.
Контурное
изображение
букета цветов на
каждого ребёнка.
Гуашь, палитра,
Павлопосадские
шали,

Т. В. Королёва
«Занятия
по
рисованию
с
детьми 6-7 лет.»
Стр.23-25

Т. В.Королёва
«Занятия
по
рисованию
с
детьми 6-7 лет.»
Стр. 25-27.

О.А.
Соломенников
«Радость
творчества»
стр. 101-102.
А.А. Грибовская
«Обучение

20.05.24

24.05.24

27.05.24

шали. Продолжать формировать умение иллюстрации.
соединять
различные
цвета
для
получения нужного оттенка.

дошкольников
декоративному
рисованию « стр.
111-113

Цветы
Продолжать знакомить
с портретной
живописью,
рассматривать
картину
передавать своё отношение к образу
на портрете. Продолжать знакомить
детей с платками, как частью одежды
русских женщин. Учить рисовать
цветы
по
мотивам павлопосадских
платков (розы, маки, подсолнухи, лилии,
букетики полевых цветов)
«Нарисуй орнамент»

А.А. Грибовская
«Обучение
дошкольников
декоративному
рисованию « стр.
113-114

Квадрат из листа
бумаги
ф А3
чёрного,
красного,
жёлтого, зелёного
цветов,
гуашь.
Репродукция
картины
И.Куликова
«Баба в платке»
Геометрические
формы,
гуашь,
Определить уровень умения рисовать бумажные
орнамент
из
растительных
и силуэты посуды и
геометрических элементов.
игрушек
«Укрась бумажный силуэт»
Определить уровень умения украшать
силуэт в соответствии с формой и
особенностями народного промысла.

26

О.А.Соломеннико
ва
«Радость
творчества» М.,
«МозаикаСинтез»,
2006,
стр. 147

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы используются презентациипо всем изучаемым
темам
Сайты: 1.Русские народные промыслы. ruvera.ru/narodnye_promysly;
2.Народное
искусство.
rusmuseumvrm.ru>collections/folk_ art/#slide-3

Виртуальный

музей.

3.Промыслы.рф.
4. Азбука народной культуры. azbukank.ru
5.Устное народное творчество русского народа. schci. ru
6. Фольклор-устное народное творчество. liveinternet.ru
7. Виды устного народного творчества.dohcolonok.ru.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Грибовская А.А. Детям о народном творчестве – М., Просвещение, 2001
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество – М.,
Просвещение, 2004
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,
аппликации – М., 2008
Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников – Москва, Сфера,
2004
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников – М.:
Педобщество России, 2005
Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников –
М.: ПедобществоРоссии,2005
Пастухова Г.В. Приобщение старших дошкольников к Урало-сибирской
росписи – Екатеринбург, 1996
Соломенникова О.А. «Радость творчества», М. «Мозаика-Синтез», 2006
Шестакова А. Росток – Челябинск, 1999
Суворова Л.С. «Художественные решетки и ограды Екатеринбурга», 2004

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».