Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00
Принято
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от « 30 августа» 2023 г.
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР детский
сад № 103 «Родники»
_____________Н.С.Шлыкова
Приказ № 063 – ОД
от « 30 августа» 2023 г.
Рабочая программа педагога
дополнительного образования на 2023-2024 учебный год
модуль: третий год обучения
Дисциплина: Студия «Увлекательный час»
Разработчик:
Лебедева Т.А.,
педагог
дополнительного образования
Екатеринбург, 2023 г.
Содержание
Стр.
№
Содержание
1
Пояснительная записка
3
2
Календарно-тематический план
7
3
Календарный учебный график
10
4
Учебный план
11
5.
Расписание занятий
11
6.
Информационное обеспечение
12
7
Программно-методическое обеспечение
12
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей
программы студии «Увлекательный час» педагога дополнительного образования
Лебедевой Татьяны Анатольевны.
Направленность программы-техническая. Программа разработана с учетом
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29
декабря 2012 года. Примерных требований к дополнительным образовательным
программам 06-1844 от11.12.2006г., Концепции развития дополнительного
образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г.
№1726)
Отличительные особенности программы
В основе программы студии «Увлекательный час» лежит игровая технология
интеллектуально творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты
игры».В.В.Воскобовича. Обучение детей проходит в интересной игровой форме, что
позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей
на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры, осваивают цвет,
форму, величину; тренируют мелкую моторику рук .Совершенствуется восприятие,
речь, мышление, внимание, память , воображение. В процессе игр дети учатся
действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение,
развивает их творческие возможности.
Особенностью программы является связь образного восприятия с логическим
мышлением. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который
органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию,
обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр
позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Цель программы
Развитие логического мышления и математических способностей, как основы
интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомство детей с цифрами и числами, порядковым и
количественным значением числа.
Усвоение счета и отсчета в пределах «10» .
Продолжать учить ориентироваться в пространстве.
3
Различать геометрические фигуры(овал, круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник), геометрические тела (шар,куб, цилиндр).
Учить решать логико-математические за дачи
Развивающие:
Развивать внимание, воображение, мышление.
Развивать творческие способности.
Развивать конструктивные способности детей
Развивать мелкую моторику пальцев и рук, координаций действий « глазрука».
Развивать детскую художественно-речевую деятельность, навыки
речевого общения.
Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта.
Воспитательные:
Формировать элементы коммуникативной культуры:
умение слышать педагога, слушать сверстника,
договариваться между собой в процессе решения различных задач.
Формировать умение работать в «паре», в «мини-группе»
Воспитывать дружеские отношения, желание действовать совместно ради
достижения общей цели
Воспитывать чувство сопереживания.
Формы организации деятельности: групповая.
Формы проведения занятий:
Логико- математические игры;
Интегрированные игровые занятия;
Самостоятельная игровая деятельность;
Совместная игровая деятельность детей и взрослых;
Конструктивная деятельность;
Развлечения.
Методы обучения:
Игровой
Словесный
Практический
Работа с родителями. Вовлечение родителей в учебно-образовательный
процесс (родительские собрания с показом фрагментов детской деятельности,
индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного
ребенка),подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на
развитие логического мышления. Продолжать знакомить родителей с
развивающими играми В.В.Воскобовича.Показать функциональные возможности
4
развивающих игр через игровое взаимодействие. Пропагандировать организацию
образовательной деятельности в домашних условиях на игровом материале.
Использование современных коммуникационных технологий(социальные сети) для
координации учебно-воспитательного процесса и эффективного взаимодействия с
родителями.
Ожидаемые результаты
Оценивание качества образовательной деятельности с детьми дошкольного
возраста, занимающими по дополнительной образовательной программе
технической направленности студия «Увлекательный час» по работе с детьми по
технологии Воскобовича определяются требованиями Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО и ПООП (рамочной).
Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями
автора развивающих игр: Воскобович В.В.; Харько Т.Г. Игровая технология
интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет
«Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».
Педагогическая диагностика основана на методе наблюдения, связанном с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации. Диагностика развития ребенка, используется как профессиональный
педагогический инструмент с целью получения обратной связи от собственных
педагогических действий и планирования дальнейшей
работы с детьми в
образовательной деятельности
Планируемые результаты освоения программы
Третий год обучения
Правильно называет геометрические фигуры( круг,квадрат, треугольник,
овал, прямоугольник), тела (шар, куб цилиндр).
Умеет рисовать геометрические фигуры по заданным точкам.
Умеет сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру,
группировать их по признакам;
Использует приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе
выделения их существенных свойств и отношений;
Умеет составлять по силуэтной схеме фигуры из частей.
Понимает и находит от какого целого та или иная часть, на сколько частей
разделено целое;
Умеет делить целое на части, сравнивать их между собой.
5
Умеет воспринимать количество независимо от расположения, цвета и
размера;
Умеет составлять фигуры по точкам координатной сетки.
Может ориентироваться в пространстве и на плоскости;
Знает времена года, дни недели, порядок их следования, взаимное
расположение
Умеет анализировать схему фигуры и находить ошибки при ее
конструировании;
Считает до «10» и более, понимает итог счета как обозначение количества
предметов;
Умеет пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и
результата сравнения в пределах 10;
Умеет измерять параметры величины мерками разного размера, фиксировать
результат числом и цифрой;
Решает простые логические, комбинаторские задачи;
Развиты коммуникативные качества;
Имеет навыки работы с развивающими играми Воскобовича.
Особенности реализации программы студии «Увлекательный час»
в 2023-2024 учебном году
Курс студии «Увлекательный час» построен на групповой форме работы с
дошкольниками в пределах времени, отведенного учебным планом.
Содержание практического курса студии «Увлекательный час» для
воспитанников 5-6 лет рассчитано на реализацию в течение 2023-2024 уч.г.
Длительность занятий 25 минут, периодичность – 2 раза в неделю, общее
количество: 64 занятия.
Проводится с 11 сентября 2023 г. по 30 мая 2024 г. В конце каждого года
обучения предусматривается отчет о предоставленной услуге.
Эти виды образовательной деятельности проводятся по тематическому
планированию.
Особенности контингента воспитанников
Студию «Увлекательный час» посещают 14 воспитанников (7мальчиков, 7
девочек). С первой группой здоровья - 11детей, со второй группой здоровья- 3
ребенка. Интеллектуальное развитие соответствует возрасту у 14 воспитанников.
6
Календарно-тематический план курса студии «Увлекательный час» 3-го
года обучения
месяц
неделя
Форма
занятия
Тема занятия
Кол
-во
часо
в
сентябрь
1н
2н
октябрь
Логико1-2И снова в гостях у
математическа зверят Цифроцирка.
я игра
3-4.В Цифроцирке
появились новые
артисты.
2
5-6.Встреча с
Черепашками.Модель
логического ряда.
Построение
изображения по схеме
2
1н
Логико1-2.Забавные цифры в
математическа лесу на своих
я игра
полянках».—
3,4Математические
корзинки(образование
числа 6,7, 8,).
2
5,6Математические
корзинки(образование
числа 9,10).
2
3н
4н
наблюдени
е
2
3н
2н
Формы
текущего
контроля
наблюдени
е
2
2
7-8.Грибная поляна.
7
ноябрь
1н
Интегрирован
ная игровая
деятельность
2н
3,4,Вертикальная
линия.Горизонтальная
линия.Отрезок
3н
5,6.Ломаная линия.
Кривая линия.
2
наблюдени
е
2
наблюдени
е
2
7,8.Замкнутые,
разомкнутые линии
4н
декабрь
1,2Сказка о Малыше
Гео и его
удивительном
сне.Считалка:Кохле,
Охле, Желе, Зеле,
Геле, Селе, Фи(цвета
радуги).
1н
2н
Сказочный
сюжет, логико
математическа
я игра,
продуктивная
деятельность
1,2,,Луч. Солнечные и
несолнечные лучи
3,4. Два
противоположных
луча.
2
3н
5,6.Малыш Гео в
гостях у девочки
Дольки.
2
4н
7,8.Как Галчонок
Карчик украшал
новогоднюю елку
2
8
январь
1н
2н
Логико1,2.Угол - прямой,
математическа острый, тупой
я игра
3,4 В плаванье на
новом корабле
«Брызг- брыз
5.Паутинки
3н
6.Путешествие на
«Чудо острова» Игра
«Чудо соты».
февраль
2
5,6.Соседи числа.
2
7,8Последующеепредыдущее.
2
1,2.Нетающие льдинки
озера Айс. Игра
«Прозрачный
квадрат».
2
2н
3,4.Сказочная история
о Дионе, Дване и
Трине
2
3н
5,6.Приключения
Квадрата.
2
4н
7,8.Как шуты
развлекали Короля.
2
1н
Логико1,2.Игра «Квадратматематическа домино»
я игра.
Пространственные
2
4н
апрель
1
3,4.Волшебная
восьмерка
3н
март
1
2
2н
1н
Интегрирован
ная игровая
деятельность
наблюдени
е
2
1,2.Письмо для Эника
и Беника. Игра «Шнур
–затейник».
1н
Сказочный
сюжет, логико
математическа
я игра,
самостятельна
я деятельность
2
наблюдени
е
наблюдени
е
наблюдени
е
9
Самостоятель
ная игровая
деятельность.
май
отношения.
2н
3,4..Квадрат
«Домино».Гонки по
игровому полю.
2
3н
5,6.Загадки Кота
Филимона о цифрах.
2
4н
7,8Филимон и его
волшебные
превращения.
2
1,2.Подарки для
друзей от пчелки
Жужи. Конструктор
«Чудо-крестики.
2
3,4.ак проходят
занятия в школе
Волшебства.
2
1н
2н
Сказочный
сюжет, Логико
математическа
я игра,
Самостоятель
ная
деятельность
1
5.Развлечение:
«Путешествие на
Цветочный остров».
3н
наблюдени
е
Календарно - тематическое планирование разработано на период 2023 г.2024 г. с детьми 5-6 лет (старший возраст)
В календарно - тематическом планировании отражены темы занятий, задачи,
методические приемы, используемые игры, материалы.(см Приложение 3 к рабочей
программе).
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Количество возрастных
Мл.гр.
Сред.гр.
Старш. гр
Под.гр.
3-4 года
4-5лет
5-6лет
6-7лет
1
1
1
1
10
групп
Начало учебного года
11.09.2023
11.09.2023
11.09.2023
11.09.2023
Окончание учебного года
31.05.2024
31.05.2024
31.05.2024
31.05.2024
Продолжительность
учебного года
32недели
32недели
32недели
32недели
Продолжительность
учебной недели
5дней
5дней
5дней
5дней
Продолжительность
дополнительных занятий
15мин
20мин
25мин
30мин
Праздничные дни: 04.11.2023г, 01.01.2024-9.01.2024г; 23.02.2024г; 08.03.2024г,
01.05.2024 г; 09.05 2024 г.
Учебный план по реализации дополнительной
образовательной программы. Модуль: третий год
обучения (с 5 до 6 лет)
Продолжительность
занятия
25мин.
1600мин.
Количество занятий в
неделю
2
Итого в год:
64
Расписание занятий
День недели
Понедельник
Среда
Четверг
Возрастная группа
Старшая группа 5-6 лет.
Подготовительная гр. 6-7лет
Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная группа6-7 лет
Младший группа 3-4года
Средняя группа 4-5 лет
Время
15.20-15.45.
16.00-16.30.
15.20.-15.45.
16.00-16.30.
15.20-15.35
15.45-16.05.
11
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы используются
Презентации: «Мир часов»; «История возникновения календарей».
Интерактивные тренажеры: «Арифметика для малышей», «Скоро в школуучимся
считать»,
«Математика
для
дошкольников»,
«Математические
представления».
Оснащенность развивающими играми В. Воскобовича
Игры и пособия, необходимые для реализации программы:
1. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) - по количеству детей в подгруппе
2. «Квадрат Воскобовича» + сказка – 1 шт.
3. «Фонарики» — по количеству детей в подгруппе.
4. «Фонарики „Ларчик"» — 1 шт.
5. «Чудо-крестики 1» - по количеству детей в подгруппе.
6. «Лепестки» — можно по количеству детей, можно 1 шт.
7. «Логоформочки 3» — по количеству детей в подгруппе.
8. «Черепашки „Пирамидка"» - по количеству детей в подгруппе.
9. «Черепашки „Ларчик"» - 1 шт.
10. «Коврограф „Ларчик"» - 1 шт.
11. Персонажи: Магнолик, Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик, Крутик
По, Гусеница Фифа, Девочка Долька, Гусь и Лягушки, Пчелка Жужа, Краб
Крабыч, Китенок Тимошка, Лопушок, Паучок-внучок; забавные цифры —
Ежик-наездник, Зайка-укротитель, Мышка-гимнастка, Крыска-силачка, Песжонглер.
12. «Чудо-соты 1» - по количеству детей в подгруппе.
13. «Чудо-цветик» - по количеству детей в подгруппе.
14. «Геоконт Малыш» - по количеству детей в подгруппе.
15. «Геоконт Великан» - 1 шт.
16. «Математические корзинки 5» - по количеству детей в подгруппе.
17. «Шнур-Затейник» - по количеству детей в подгруппе.
18. «Игровизор»+маркер – по количеству детей в подгруппе.
Программно-методическое обеспечение
1.Бондаренко Г.М. Развивающие игры в ДОУ Издательств: М-Книга 2013-190с.
12
2.Вакуленко Л.С, Вотинова О.М.Игровая технология интеллектуальнотворческого развитиядетей «Сказочные лабиринты игры» Санкт-Петербург:ООО
«Развивающие игры Воскобовича», КАРО,2017.-352с.
3.Вакуленко Л.С, Вотинова О.М. методическое пособие «Играем в математику»
Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича»- 2018.-312с.
4. Воскобович В.В, Харько Т.Г .Игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста3-7лет. «Сказочные лабиринты
игры» Санкт-Петербург: ООО «РИВ», 2007-110с.
5. Воскобович В.В, Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича в работе с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы 2ой
Всероссийской научно-практической конференции, СПб.: Свое издательство,2014.172.
6. Воскобович В.В, Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича в работе с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы 3ей
Всероссийской научно-практической конференции,СПб.:ООО «Политон-СПб»,
2015.-288с.
7.В.В.Воскобович,Л.В.Вакуленко Играем в математику-Санкт_Петербург:ООО
«Развивающие игры Воскобовича» 2018.-312с.
8. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников, С-П «Детство-Пресс»,
2001.-120с.
9.Панфилова Э.Н.Развивалка.ру. общеразвивающая программа, Санкт –
Петербург:ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.-112с
10. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей, Ярославль
«Гринго», 1996.-190с.
11.Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей, Ярославль
«Гринго», 1995.-235с.
13
14