Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00
Принято
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
От « 31 августа » 2022 г.
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
_____________Н.С.Шлыкова
Приказ № 038 – ОД
от «31 августа » 2022 г.
Рабочая программа педагога
дополнительного образования на 2022-2023 учебный год
модуль: четвертый год обучения
Дисциплина:Студия «Увлекательный час»
Разработчик:
Лебедева Т.А.,
педагог
дополнительного образования
Екатеринбург, 2022 г.
Стр.
№
Содержание
1
Пояснительная записка
3
2
Календарно-тематический план
7
3
Календарный учебный график
11
4
Учебный план
11
5.
Расписание занятий
12
6.
Информационное обеспечение
12
7
Методическое обеспечение
12
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей
программы студии «Увлекательный час» педагога дополнительного образования
Лебедевой Татьяны Анатольевны.
Направленность программы-техническая. Программа разработана с учетом
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29
декабря 2012 года. Примерных требований к дополнительным образовательным
программам 06-1844 от11.12.2006 г., Концепции развития дополнительного
образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г.
№1726)
Отличительные особенности программы
В основе программы студии «Увлекательный час» лежит игровая технология
интеллектуально творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты
игры».В.В.Воскобовича. Обучение детей проходит в интересной игровой форме, что
позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей
на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры, осваивают цвет,
форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие,
речь, мышление, внимание, память, воображение. В процессе игр дети учатся
действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение,
развивает их творческие возможности.
Особенностью программы является связь образного восприятия с логическим
мышлением. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который
органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию,
обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр
позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Цель программы
Развитие логического мышления и математических способностей, как основы
интеллектуального развития дошкольников.
Развитие у ребенка познавательного интереса, желание и потребность узнать
новое.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомство детей с цифрами и числами, порядковым и
количественным значением числа.
Освоение разными видами счета и отсчета в пределах «10» и «20».
3
Освоение состава чисел в пределах первого десятка
Освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на
сложение и вычитание.
Освоение образования чисел второго десятка.
Продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Различать геометрические фигуры(овал, круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник), геометрические тела (шар,куб, цилиндр).
Учить решать логико-математические задачи
Развивающие:
Развивать внимание, воображение, мышление.
Развивать творческие способности.
Развивать конструктивные способности детей
Развивать мелкую моторику пальцев и рук, координаций действий « глазрука».
Развивать детскую художественно-речевую деятельность, навыки
речевого общения.
Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта.
Воспитательные:
Формировать элементы коммуникативной культуры:
умение слышать педагога, слушать сверстника, договариваться между
собой в процессе решения различных задач.
формировать умение работать в коллективе ( «паре», в « бригаде»).
Воспитывать чувство сопереживания, доброжелательного отношения к
друг-другу.
Формы организации деятельности: групповая
Формы проведения занятий:
Логико математические игры;
Интегрированные игровые занятия;
Совместная деятельность педагога и детей;
Самостоятельная игровая деятельность;
Конструктивная деятельность;
Развлечения.
Методы обучения:
4
Игровой
Словесный
Практический
Работа с родителями.
Вовлечение родителей в учебно-образовательный процесс (родительские
собрания с показом фрагментов детской деятельности, индивидуальные беседы с
рекомендациями для каждого конкретного ребенка),показать функциональные
возможности развивающих игр через игровое взаимодействие .Пропагандировать
организацию образовательной деятельности в домашних условиях на игровом
материале. Использование современных коммуникационных технологий(социальные
сети) для координации учебно-воспитательного процесса и эффективного
взаимодействия с родителями.
Ожидаемые результаты
Оценивание качества образовательной деятельности с детьми дошкольного
возраста, занимающими по дополнительной образовательной программе технической
направленности студия «Увлекательный час» по работе с детьми по технологии
Воскобовича определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации», а также ФГОС ДО и ПООП (рамочной).
Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора
развивающих игр: Воскобович В.В.; Харько Т.Г. Игровая технология
интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет
« Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».
Педагогическая диагностика основана на методе наблюдения,
связанном с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации. Диагностика развития ребенка, используется как профессиональный
педагогический инструмент с целью получения обратной связи от собственных
педагогических действий и планирования дальнейшей
работы с детьми в
образовательной деятельности
Планируемые результаты освоения программы
Четвертый год обучения
Способен назвать несколько свойств объекта (цвет, форма, величина, материал,
наличие (отсутствие) углов.
Умеет выделять объект по заданным свойствам, аргументировать свое решение.
Решает примеры на сложение и вычитание в пределах10 и 20, опираясь на
различные «подручные средства.
5
Понимает состав чисел первого десятка из 2-х меньших.
Владеет навыками счета в прямом и обратном порядке в пределах 20 и более.
Может составлять текстовую задачу с опорой на наглядность, по замыслу,
может решить ее, записать решение, дать развернутый ответ.
Имеет представление о различных объекта(площадь, вес, объем), о мерах и
мерках этих величин.
Может использовать в качестве мерки различные предметы.
Знает все геометрические фигуры, их структурные элементы.
Умеет конструировать предметные формы по схемам (конструктивным и
силуэтным.
Ориентируется на листе бумаги, способен выполнить графический диктант по
словесной инструкции, нарисовать симметричное отражение относительно оси с
помощью клеток.
Ориентируется по точкам координатной сетки.
Сформированы временные представления (дни недели, месяцы, порядок их
следования, взаимное расположение).
Имеет представление о часах, определяет время по часам.
Умеет решать логико -математические задачи, ребусы.
Способен применять знания в нестандартной ситуации, обладает развитым
воображением и фантазией.
Имеет навыки работы с развивающими играми Воскобовича.
Особенности реализации программы студии «Увлекательный час»
в 2022-2023 учебном году
Курс студии «Увлекательный час» построен на подгрупповой форме работы с
дошкольниками в пределах времени, отведенного учебным планом.
Содержание практического курса студии «Увлекательный час» для
воспитанников 6-7 лет рассчитано на реализацию в течение 2022-2023учебного года.
Длительность занятий 30 минут, 2раза в неделю, общее количество 64 занятия.
Проводится с 12 сентября 2022 г. по 31 мая 2023г. В конце каждого года обучения
предусматривается отчет о предоставленной услуге.
Реализация дополнительной образовательной программы осуществляется в
соответствии с тематическим планированием.
Особенности контингента воспитанников
Занятия Студии «Увлекательный час» посещают 14 воспитанников (7мальчиков
и 7 девочек). С первой группой здоровья - 12детей, со второй группой здоровья - 2
детей. Интеллектуальное развитие соответствует возрасту у 14 воспитанников.
6
Календарно-тематический план курса студии «Увлекательный час» 4 года
обучения
месяц
неделя
Форма занятия
Тема занятия
Колво
часов
сентябрь
1н
2н
Логикоматематическая
игра.
1н
2н
2
Самостоятельная
3,4.Купите билет в
игровая
Цифроцирк.
деятельность
Как зверята грибы
собирали.
3н
октябрь
1,2.Встреча с героями
Цифроцирка.
Логикоматематическая
игра.
2
1.Продолжение сказки
Нетающие льдинки озера
Айс.2.В саду у Всюся.
1
1
Самостоятельная
игровая
3.Робот –счетная
деятельность
машина.4.Сказка по
клеткам.
5.Арифметическая
задача.6.Арифметическая
задача.
4н
7.Десять математических
корзинок или
размышления героев
Цифроцирка.
наблюде
ние
2
5,6.Огород Всюся.
3н
Формы
текущего
контроля
наблюде
ние
1
1
2
2
8.Десять математических
корзинок.
7
ноябрь
1н
2н
Интегрированная 1.Малыш Гео и мы. Что
игровая
за линии
деятельность.
такие.2.Забавные линии.
Логикоматематическая
игра.
5.Арифметическая
задача.6.Числовая
елочка(состав числа7)
3н
4н
декабрь
1н
2н
3н
4н
3.Паучок « Чокчок»4.Числовая
елочка(состав числа 6.).
Сказочный
сюжет, Логико
математическая
игра,
Самостоятельная
деятельность.
1
1
1
1
1
1
7.Прогулка в волшебный
лес. «Лев-Павлин_ПониЛань».8.Числовая
елочка(состав числа8)
1
1.Правила путешествия
по стране
Математики.2.Рдужные
гномы(Состав числа9)
1
3.Радужные гномы(состав
исла,10).4.Линейка.
1
5.Засели числовые
домики.6.Линейка.
1
7.Загадочная шифровка
или веселый Счетовозик.
8.Арифметическая
задача.
наблюде
ние
1
наблюде
ние
1
1
1
1
1
8
январь
1н
2н
3н
февраль
1н
2н
3н
Интегрированная 1.Морское путешествие
игровая
на кораблике Брызгдеятельность.
Брызг.2.Путешествие
продолжается.
Логикоматематическая 3.Объем .Мерка.
игра.
4.Тайна Ворона Метра.
5.Презентация «Мир
часов».6.Часы.
Интегрированная 1.Образование чисел
игровая
второго
деятельность
десятка.2Арифметическая
задача.
3.Календарь.
Месяцы.4.Часы.
5.Прогулка в волшебный
лес. «Лев-Павлин_ПониЛань».6.Продолжение
пргулки.Ориентировка на
плоскости.
7.8.День рождения Кохле
1
1
наблюде
ние
1
1
1-1
1
1
наблюде
ние
1
1
1
1
1-1
4н
март
1н
2н
Интегрированная 1.Продолжение сказки
игровая
Нетающие льдинки озера
деятельность
Айс.2.Школа Гномов или
очередные проделки
незримки Всюсь.
1
1
3.Путешествия в Страну
ребусов.4.Путешествие в
страну ребусов.
1-1
5.Путешествие на
планету
1-1
наблюде
ние
9
3н
4н
Умножения.6.Планета
Умножения.
1-1
7.8.Мамин день.
апрель
1н
2н
3н
Интегрированная
1.Школа космонавтов.
игровая
2.Поможем девочке
деятельность.
Дольке. Игра «ЧудоЛогикоцветик».
математическая
3.Путешествие в Страну
игра.
ребусов.4Графический
диктант «Игровизор».
1
1
1
1
1
5.Принцесса в башне.
4н
наблюде
ние
1
6.Графический диктант.
1
7.Затейливый шнурок
1
8.Часы.
май
1н
2н
3н
Интегрированная 1.Малыш Гео получил
игровая
подарки.
деятельность.
3.Школа Волшебства
Логико4.Лабиринт цифр.
математическая
игра.
Самостоятельная 5.Викторина Весна.
деятельность.
6.Развлечение «На
представление в
Цифроцирк».
1
наблюде
ние
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование разработано на период 2022-2023
учебный год с детьми 6-7 лет. В календарно - тематическом планировании
отражены темы занятий, задачи, методические приемы, используемые игры,
материалы. (см Приложение 4 к рабочей программе).
10
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Мл.гр.
Сред.гр.
Старш. гр
Под.гр.
3-4 года
4-5лет
5-6лет
6-7лет
1
1
1
Количество
1
возрастных групп
Начало учебного года 12.09.2022 12.09.2022
12.09.2022
12.09.2022
Окончание учебного
31.05.2023 31.05. 2023
31.05.2023
31.05.2023
32недели
32недели
32недели
32недели
5дней
5дней
5дней
5дней
15мин
20мин
25мин
30мин
года
Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность
дополнительных
занятий
Праздничные дни: 04.11.2022г, 01.01.2022-9.01.2023г; 23.02.2023г; 08.03.2023г,
01- 04.05.2023 г; 07.-10.05 2023 г.
Учебный план по реализации дополнительной образовательной
программы. Модуль:четвертый год обучения (с 6 до 7 лет)
Продолжительность
занятия
30мин.
1920мин.
Количество занятий
в неделю
2
Итого в год:
64
11
Расписание занятий
День недели
Понедельник
Среда
Четверг
Возрастная группа
Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная гр.6-7лет
Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная гр.6-7лет
Младший группа 3-4года
Средняя группа 4-5 лет
Время
15.20-15.45.
16.00-16.30.
15.20.-15.45.
16.00-16.30.
15.20-15.35.
15.50.-16.10.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы используются
Презентации: «Мир часов»; «История возникновения календарей».
Интерактивные тренажеры: «Арифметика для малышей», «Скоро в школуучимся считать», «Математика для дошкольников», «Математические представления».
Оснащенность развивающими играми В. Воскобовича
Игры и пособия, необходимые для реализации программы:
1. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) - по количеству детей в подгруппе
2. «Квадрат Воскобовича» + сказка – 1 шт.
3. «Фонарики» — по количеству детей в подгруппе.
4. «Фонарики „Ларчик"» — 1 шт.
5. «Чудо-крестики 1» - по количеству детей в подгруппе.
6. «Лепестки» — можно по количеству детей, можно 1 шт.
7. «Логоформочки 3» — по количеству детей в подгруппе.
8. «Черепашки „Пирамидка"» - по количеству детей в подгруппе.
9. «Черепашки „Ларчик"» - 1 шт.
10. «Коврограф „Ларчик"» - 1 шт.
11. Персонажи: Магнолик, Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик, Гусеница
Фифа, Девочка Долька, Гусь и Лягушки, Пчелка Жужа, Краб Крабыч, Китенок
Тимошка, Лопушок, Паучок-внучок; забавные цифры — Ежик-наездник, Зайкаукротитель, Мышка-гимнастка, Крыска-силачка, Пес-жонглер.
12. «Чудо-соты 1» - по количеству детей в подгруппе.
13. «Чудо-цветик» - по количеству детей в подгруппе.
14. «Геоконт Малыш» - по количеству детей в подгруппе.
15. «Геоконт Великан» - 1 шт.
12
16. «Математические корзинки 5» - по количеству детей в подгруппе.
17. «Шнур-Затейник» - по количеству детей в подгруппе.
18. «Игровизор»+маркер – по количеству детей в подгруппе.
Программно-методическое обеспечение
1.Бондаренко Г.М. Развивающие игры в ДОУ 2012.
2.Вакуленко
Л.С,
Вотинова
О.М.Игровая
технологияинтеллектуальнотворческого развитиядетей «Сказочные лабиринты игры» Санкт-Петербург,2017.
3.Вакуленко Л.С, Вотинова О.М. методическое пособие «Играем в математику»
Санкт-Петербург 2018.
4.Воскобович В.В, Харько Т.Г .Игровая технология интеллектуально-творческого
развития детей дошкольного возраста3-7лет. Санкт-Петербург, 2003.
5.Воскобович В.В, Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича в работе с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы 2ой Всероссийской
научно-практической конференции, 2014.
6. Воскобович В.В, Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича в работе с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы 3ей Всероссийской
научно-практической конференции, 2015.
7.В.В.Воскобович Играем в математику, 2017.
8. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников, С-П «Детство-Пресс»,
2001.
9.Панфилова Э.Н.Развивалка.ру. общеразвивающая программа, 2018.
10. Симоновский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль
«Гринго», 1996
11.Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей», Ярославль
«Гринго», 1995
13
14