Театр студия Арлекин

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
620072 г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой 3а

Принято на заседании
Педагогического совета
Учреждения
Протокол № 1
от «30 августа» 2023 г.

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
_____________Н.С.Шлыкова
Приказ № 063 - ОД
от 30.08 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТЕАТР-СТУДИЯ «АРЛЕКИН»
для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 4 ГОДА
Разработчик: Симонова Л.Н.,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2023 г.

Пояснительная записка
Введение
Творчество – это создание человеком объективно и субъективно нового.
Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности
детей дошкольного возраста. Творчеству можно учить, но это учение особое,
оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Воспитание творчества –
это разностороннее и сложное воздействие на ребенка - обогащение ума
разнообразными представлениями, а также развитие
восприятия,
наблюдательности, что помогает сделать представления более ясными и
полными, ярче воспроизводить в своем творчестве виденное.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в
развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества
его
личности,
определяющие
ее
направленность,
становление
индивидуальности человека.
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что
эмоциональная сфера современных детей развита достаточно слабо. Причин
этому довольно много, главная из которых заключается в том, что взрослые в
наше время направляют все свои усилия в первую очередь на развитие
интеллектуальной сферы ребенка, забывая об эмоциональной сфере и не
задумываясь о том, что обедненная эмоциональная жизнь замедляет развитие
интеллекта. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают
воспринимать действительность и реагировать на неё. Недостаточное развитие
эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное
сердце» (отсутствие чувства), о котором писал В.С. Выготский. Именно в
дошкольном возрасте ребенок живет в мире эмоций, его эмоциональная сфера
пластична и легко поддается коррекции.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и
находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой.
Всякую
свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить
в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь
подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное
эмоциональное наслаждение. Воспитательные возможности театрализованной
деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром
во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные
вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С
умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе
2

работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые
реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно
изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником
развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным
ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что
театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка,
заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое
событие. Таким образов, театрализованная деятельность - важнейшее средство
развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное
состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его
место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение
или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную
направленность
(дружба,
доброта,
честность,
смелость
и
др.).
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает
преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Тем самым
программа «Театр-студия «Арлекин» не только дает основательную базу по
данному виду деятельности, но и создаёт для воспитанников перспективу их
творческого роста и личностного развития в программном поле нашей
образовательной организации.
Направленность программы – художественная
Программа направлена на развитие мотивации личности ребенка к
творчеству, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29 декабря 2012 года,
 Примерные требований к дополнительным образовательным программам
06-1844 от 11.12.2006 г.,
 Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726),
 Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
Отличительные особенности программы.
Программа реализуется с детьми дошкольного возраста. В предложенной
программе особое внимание уделено подбору литературных произведений
сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала.
Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является
эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию
коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса
общения; развитию личностно-волевой сферы. Программа носит развивающий
(оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности
ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально
неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).
Она представляет собой синтез современных методов развития речи и
личности
дошкольника:
словесные
методы
(режиссерская
игра,
комментирование,
рисование,
импровизация,
фантазирование),
пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.
Включает следующие модули: «В мире сказок» (дети младшей группы);
«Играем в сказку» (дети средней группы), «Путешествия с гномом» (дети
старшей группы); «Лесная школа» (дети подготовительной группы).
Актуальность
программы:
Согласно
ФГОС
«Художественноэстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия…». Целенаправленная работа в театрализованной
деятельности должна способствовать своевременному и полноценному
психическому развитию ребенка, приобщению к общечеловеческим ценностям
и обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку.
Программа способствует поддержке основных линий развития ребенка,
отвечающих своеобразию возраста (развитие воображения, образного
4

мышления, произвольности и др.), средством чего выступает театрализованная
деятельность.
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны,
творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за
другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на
развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве,
активности, на обучение детей самим придумывать игры, сказки, рассказы,
сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а
самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию
наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей,
дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти
чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды
деятельности:
познавательную,
художественно-эстетическую,
коммуникативную.
Дети очень любят слушать сказки. Сказки всегда были самым
эффективным способом общения с детьми. Сказка является существенным
механизмом развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей,
способом снятия тревоги и воспитания уверенности в себе и силах добра.
Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь.
Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда
есть - надо только его поискать. Сказки разовьют воображение ребёнка, научат
свободно, не страшась опасностей, импровизировать. Волшебные приключения
в сказке снижают тревогу, агрессию ребенка, помогают отдохнуть от
стрессов, накопить силы.
Сказка удовлетворяет три доминирующие
психологические потребности ребенка:
Потребность в автономии. В каждой сказке герой действует
самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения,
полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
 Потребность в компетентности (всемогуществе).
Герой способен
преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается
победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В
сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного,
значительного и самодостаточного героя.

Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в
действии: куда-то идее, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает,
с кем-то борется, кому-то помогает и т.д. Дети охотно принимают предложения
поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка


5

плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть нечто иное,
как фабула игры, - независимо от того, была эта игра сыграна или нет.
Цель программы – развитие творческих способностей, эмоциональной
сферы, культурного кругозора, способности к самовыражению средствами
театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Развивать психофизические способности детей (мимику, пантомимику);
психические процессы (восприятие, воображение, фантазию, мышление,
внимание, память и др.); речь (монолог, диалог); творческие способности
(умение перевоплощаться, брать на себя роль).
2. Совершенствовать художественно – речевые навыки детей в
драматизациях и спектаклях (эмоциональность исполнения и естественность
поведения, умение интонацией, жестом и мимикой передавать свое отношение
к содержанию произведения и ситуациям, в нем описанным).
3. Развивать интерес детей к театрализованной деятельности, обеспечить
участие детей в театрализованной игре: разыгрывании стихов, песенок,
потешек, мини – сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми
доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной театр, театр на
фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и др.виды театров).
Адресат программы.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста (3-7 лет).
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и
находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой.
Всякую
свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить
в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь
подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное
эмоциональное наслаждение. Воспитательные возможности театрализованной
деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром
во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные
вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С
умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе
работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые
реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно
6

изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником
развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным
ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что
театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка,
заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое
событие. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее
средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать
эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения
ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные
способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет
формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что
каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного
возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку
решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо
персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе,
застенчивость.
Данная программа направлена на воспитание творческого
человека в процессе театральной деятельности, развитие у него
самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками
театральной деятельности, а также в других видах деятельности:
коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ
своего «Я» в рисовании, придумывании сказочных сюжетов, выражении
сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но
в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные
моменты этой программы.
Тем самым программа «Театр-студия «Арлекин» не только дает
основательную базу по данному виду деятельности, но и создаёт для
воспитанников перспективу их творческого роста и личностного развития в
программном поле нашей образовательной организации.

Объем и срок обучения по программе.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, т.е. 4
года обучения. Содержание программы включает четыре модуля.
Модуль 1 – «В мире сказок» 1 (1-й год обучения);
Модуль 2 – «Играем в сказку» 2 (2-ой год обучения);
Модуль 3 – «Путешествия с гномом» (3-й год обучения);
Модуль 4 – «Лесная школа» (4-й год обучения).
7

Формы организации деятельности. Занятия по каждой теме строятся в
доступной и интересной для детей форме – в форме театрализованной игры,
которая включает в себя приемы активного обучения.
Занятия проводятся в соответствии с нормами САНПИН: в младшей
группе – 15 минут, в средней – 20, в старшей группе – 25 минут,
подготовительной - 30 минут.
Нерегламентированная
театрализованная
деятельность
может
осуществляться детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе
свободной самостоятельной деятельности детей. Среда является одним из
основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных
знаний и социального опыта. Причем, предметно – пространственная среда не
только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность
детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка,
своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании
предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную
деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционального развития;
- интерес, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Организованные формы театрализованной деятельности проводятся
небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к
каждому ребенку. Максимальное количество детей в группе: 14.
Предусмотрено два занятия в неделю, всего 62 занятия в год.
Результаты работы детей по художественному труду, изобразительной,
музыкальной, театрализованной деятельности объединяются в единый
целостный продукт – спектакль. Дети – участники спектакля. В конце марта –
начале апреля проводится театральный фестиваль.
Условия приема. Приём осуществляется на основе свободного выбора
родителями/законными представителями совместно с детьми дополнительной
общеразвивающей программы.
Работа с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс
(родительские собрания, открытые занятия, спектакли для родителей).
Использование современных коммуникационных технологий (мессенджеры,
социальные сети) для координации образовательного процесса и эффективного
взаимодействия с родителями.
8

Планируемый результат образования воспитанников 1 -го года
обучения:
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
- умение эмоционально откликаться на произведения литературного и
театрального искусства;
- умение и желание делиться своими впечатлениями по поводу
воспринятого со взрослыми; передавать свое отношение в речи, мимике,
движениях, жесте;
- участие в разыгрывании несложных литературных произведений,
используя простые способы создания выразительного образа.
Предметно-информационная составляющая образованности
- знание содержания прослушанных литературных произведений.
Планируемый результат образования воспитанников 2-го года
обучения.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
- заинтересованное занятие театрально – игровой деятельностью;
- умение разыгрывать несложные сюжеты по знакомым литературным
произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- умение использовать в театральных играх образные игрушки и бибабо,
самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов;
- умение использовать некоторые приемы и манипуляции, применяемые в
знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой игрушки, мягкой
(кукольный), настольном, настольно – плоскостном, конусной игрушки,
стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол;
Предметно-информационная составляющая образованности
- представление о театре, театральной культуре;
- роли артистов; кукол;
Планируемый результат образования воспитанников 3 - го года
обучения.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
- умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям,
песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов,
декораций;
9

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в
ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями,
иной аудиторией;
- умение использовать выразительные средства для создания образа
Предметно-информационная составляющая образованности
- представление о театре, театральной культуре, истории театра;
устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
Планируемый результат образования воспитанников 4 - го года
обучения.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
- умение самостоятельно организовывать театрализованные игры
(выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить
необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли);
- разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства
выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);
- использовать в самостоятельной театрализованной деятельности
различные виды театров.
Предметно-информационная составляющая образованности
- представление о некоторых видах театров (кукольный, драматический,
музыкальный, оперы и балета, театр зверей и др.)
- представление об устройстве театра, театральной культуре;
- представление о театральных профессиях;
- знать некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых
видах театров: кукол – вертушек, тростевых кукол, напольном конусном.
Характеристика возрастных особенностей
Характеристика возрастных особенностей детей младшего
дошкольного возраста (4-го года жизни)
В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического
отношения к миру. Ребенка отличает целостность и эмоциональность
восприятия образов искусства, попытка понять их содержание. Ребенок с
удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности
(звук, движение, жесты), выделяет театральный вид искусства через
художественный образ, проявляет интерес к произведениям народного и
классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза). У
ребенка возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего;
10

появляется представление о том, что свои жизненные впечатления можно
отображать в движении, в слове. У ребенка появляется умение соотносить
образы, использовать средства выразительности.
Характеристика
возрастных
особенностей
детей
среднего
дошкольного возраста (5 года жизни)
У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению
прекрасного, он продолжает осваивать способы выразительности на основе
восприятия общего характера произведения, эмоционально-ярко откликается на
произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей
самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим
миром ребенок становится активным участником театрализованной
деятельности. На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает
произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко
устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п.,
эмоционально откликается на отраженные в произведениях театрального
искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими
представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразном и т.д. у
ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с
искусством со взрослым и сверстниками.
Характеристика возрастных особенностей детей старшего
дошкольного возраста (6-7-го года жизни)
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более
осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту,
но в какой-то мере создавать ее.
Совершенствуются
творческие
способности
детей,
формируется
художественный вкус.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на произведения
театрального
искусства.
Возросшая
активность,
сознательность,
самостоятельность ребенка позволяет ему значительно ярче проявлять себя в
процессе театрализованной деятельности, выражать свою индивидуальность
через художественные образы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В процессе театрализованной деятельности предполагается выявление и
определение детей со следующими видами одаренности: художественноисполнительской, творческой, лидерской.
11

Вид

Измерительный инструментарий для выявления и определения
одаренности детей дошкольного возраста.
Вид
одаренности

Признаки различения
Предпочитает визуальную информацию, подробно
детализирует. Запоминает и художественно
воспроизводит увиденное, услышанное, обостренная
Художественно- интуиция, охотно экспериментирует, применяя
исполнительская средства художественной выразительности,
оригинальность художественных, музыкальных,
сценических видов продукции, неповторимость в
самовыражении, сильная увлеченность разными
видами искусства, настойчивость в достижении
мастерства.

Творческая

Лидерская

различных видов

Методы
выявления
Опросники,
специализированные тесты,
контрольные
записи
наблюдений,
тесты Люшера.

Умение переструктурировать информацию,
Тесты Торренса,
пытливость ума и дотошность в получении сведений, наблюдения.
фактов, стремление мыслить и делать все по-своему,
изобретательность, разрушение стереотипов
обыденной среды, исследовательская активность,
гибкость и вариативность мышления, жажда
необычного, частая импровизация, способность
генерировать неординарные идеи, независимость в
суждениях, ослабленное внимание к условностям и
авторитетам.
Имеет склонность к руководству и организации
деятельности других, свободное и легкое общение со
Тесты –
сверстниками и взрослыми людьми, в определенной
опросники.
мере регулирует взаимоотношения детей, проявляет
инициативу, берет на себя повышенную
ответственность, оказывает влияние на разрешение
конфликтов, оказывает помощь советами,
рекомендациями.

В результате целенаправленной педагогической деятельности по развитию
детей средствами театра планируется получить новообразования как в структуре
знаний, навыков, поведении, так и в направленности личности дошкольника, в
системе ее отношений, а именно: положительное отношение ребенка к себе, другим
людям, окружающему миру, развитый интерес к эстетической стороне
12

действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и
самостоятельность в воплощении художественного замысла. Фиксация фактора
изменения осуществляется в форме педагогического дневника наблюдений. Кроме
того, предлагается:
1.
Для выявления степени результативности работы по развитию
творческого воображения детей могут быть использованы следующие методики.
 Методика Немова Р.С. «Придумай рассказ»
 Методика Немова Р.С. «Нарисуй что-нибудь»
 Методика Немова Р.С. «Придумай игру».
2. В конце каждого учебного года (последняя неделя марта) в ДОУ проводится
театральный фестиваль, в котором участвует каждая группа со спектаклем, над
которым работали в течение года, также организуются выставки по продуктивной
деятельности, связанные с работой над спектаклем (афиши, программки,
конструирование пространства сцены, дизайн костюмов и др.). Показ спектакля
является публичной формой отчета по выполнению данной образовательной
программы. На спектакль приглашаются родители, а также дети других групп.

Учебный план
Содержание программы включает четыре модуля.
Модуль 1 – «В мире сказок» (1-й год обучения);
Модуль 2 – «Играем в сказку» (2-ой год обучения);
Модуль 3 – «Путешествия с гномом» (3-й год обучения);
Модуль 4 – «Лесная школа» (4-й год обучения).
В основе модуля 1 – авторская программа О.А. Шороховой «Играем в
сказку». Данный цикл занятий направлен на знакомство детей 4-го года жизни с
элементарными средствами выразительности (звук, движение, жесты), развитие
интереса к произведениям народного и классического искусства, к литературе
(стихи, сказки, потешки), развитие словесного творчества детей. Особое место в
программе отводится речевым играм: совместная словесная импровизация,
словесное комментирование. В программе большое внимание уделяется
двигательной активности: психогимнастические этюды, двигательно-танцевальное
творчество.
Учитывая возрастные особенности и любовь младших дошкольников к
повторениям, работа над одной сказкой проходит на нескольких занятиях.

13

Задачи (1-го года обучения):
o Обучение пониманию эмоциональных состояний и поступков персонажей
сказок.
o Формирование интереса к языковому богатству родного языка; обогащение
активного словаря, развитие словесного творчества.
o Развитие чувства ритма, выразительности движений и мимики.
Основные средства работы:
 авторские и народные сказки;
 классические музыкальные произведения;
 изобразительные материалы (краски, фломастеры, пластилин)
 атрибуты театральных костюмов;
 различные виды театра.
Учебно-тематический план первого года обучения
«В мире сказок»
№

1

Наименование темы
Сказка

общее колво часов

В т.ч.
теории

В т.ч.
практики

8

2

6

8

2

6

8

2

6

8

2

6

8

2

6

Беседа,
педагогическое
наблюдение

4

1

3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

«Коровка Буренка»
2

Сказка

«Кот Васька»

3

Сказка

4

Сказка

«Добрая Темнота»
«Цыпленокхвастунишка»

5

Сказка

6

Сказка

7

Сказка

8

Сказка

9

Сказка

«Ласковый цветок и
сердитые тучки»
«Курочка Ряба»
«Ежонок»
«Нехотелка»
«Как Петя научился

Форма контроля
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

14

не обижаться»
10 Сказка
«Сказка про плохого
человечка»
11 Сказка
«Мишка-грязнуля»

2

0,5

1,5

Беседа,
педагогическое
наблюдение

4

1

3

12 Сказка
«Смелый мальчик и
тетушка Ночь»
13 Сказка
«Аська и Асенька»

3

1

2

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение

4

1,5

2,5

14 «Путешествие
страну Радости»

1

0

1

64

16,5

47,5

Итого:

в

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Развлечение,
педагогическое
наблюдение

В основе модуля 2 – та же авторская программа О.А. Шороховой «Играем в
сказку», но сказочный материал усложнен. Для развития у детей 5-го года жизни
умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно
ориентироваться в тексте, представлять образы героев используются специальные
упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Отвечая на вопросы
и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и
представлять определенный образ. внимание уделяется анализу эмоционального
состояния персонажей, («Что с ним? Почему он плачет?» и т.д.).
Для поддержания интереса к персонажам сказки каждое занятие начинается
по-разному: используются загадки, шуточные характеристики героя, необычные
стихи о нем.
На данном этапе используется драматизация отдельных эпизодов сказки с
использованием деталей костюмов, некоторых атрибутов.
Задачи для воспитанников (2-го года обучения):
1. Обучение осмыслению сюжетов сказок с помощью языковых средств
выразительности.
2. Углубление осознания собственных чувств; обучение навыкам управления
своими поведенческими реакциями.
3. Активизация образной лексики и положительных эмоциональных
проявлений.
4. Развитие словесного творчества в процессе преобразования сказок.
5. Профилактика эмоциональных проблем у детей.
15

Основные средства работы:

авторские и народные сказки;

классические музыкальные произведения;

изобразительные материалы (краски, фломастеры, пластилин)

атрибуты театральных костюмов;

иллюстрации (интерактивная доска);

различные виды театра.
Учебно-тематический план второго года обучения
«Играем в сказку»
№

Наименование темы

общее
кол-во
часов

В т.ч.
теории

В т.ч.
практики

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

2

0,5

1,5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

6

1

5

10 Сказка
«Кривляки»

6

1

5

11 Сказка
«Страна Солнца»

8

2

6

64

11,5

52,5

1 Сказка
«Цветок-лепесток»
2

Сказка

3

Сказка

4

Сказка

5

Сказка

6

Сказка

7

Сказка

8

Сказка

9

Сказка

«Жадный великан»
«Каприза»
«Снежинкапушинка»
«Ворон»
«Зайка-зазнайка»
«Волшебные слова»
«Непослушный
Ваня»
«Малыш-трусиш»

Всего

Форма контроля

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Драматизация
сказки,
педагогическое
наблюдение

16

Для 3-го года обучения была использована программа «Путешествие с гномом»
Н.И.Монакова. Предлагаемая программа включает в себя три раздела: «Мои
эмоции», «Я и эмоции других», «Навыки общения».
В первом разделе собраны игры и упражнения, направленные на расширение
представлений о таких эмоциях, как радость, грусть, удивление, страх, гнев, на
знакомство с новыми эмоциями: отвращение, зависть, вина, на развитие внимания к
самому себе, к своим эмоциям и переживаниям, на развитие умения адекватно
выражать свои чувства.
Во втором разделе представлены игры и упражнения, направленные на
понимание индивидуальных особенностей других людей, на распознавание
эмоциональных реакций окружающих, на дальнейшее развитие языка жестов,
мимики и пантомимики.
Третий раздел является итоговым. В данном блоке в ходе упражнений
закрепляются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных
ситуациях.
Задачи для воспитанников (3-го года обучения):
o Углубление осознания собственных чувств; обучение навыкам управления
своими поведенческими реакциями.
o Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными
социально приемлемыми способами (словесными, творческими и т.д.).
o Активизация образной лексики и положительных эмоциональных
проявлений.
o Развитие словесного творчества в процессе преобразования сказок.
Учебно-тематический план третьего года обучения
«Путешествия с гномом»
№

Наименование темы

общее
кол-во
часов

В т.ч.
теории

В т.ч.
практики

1 Вводное занятие
2 «Путешествие в
страну Радости»

1
2

0,5
0,5

0,5
1,5

3

«Мое веселое
настроение»

2

0,5

5

4

«Путешествие в
страну Грусти»

2

0,5

5

5

«Путешествие в

2

0,5

1,5

Форма контроля

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
17

6

страну Удивления»
«Путешествие в
страну Страха»

2

0,5

1,5

7

«Маленький гном и
Баба-Яга»

2

0,5

1,5

8

«Путешествие в
страну Злости»

2

0,5

1,5

9

«Победитель Злости»

2

0,5

1,5

10 «Путешествие в
страну Отвращение»

2

0,5

1,5

11 «Путешествие в
страну Вина»

2

0,5

1,5

12 «Путешествие
Гусеницы»

2

0,5

1,5

13 «Путешествие в
страну Зависть»

2

0,5

1,5

14 «Королевство
Эмоций»

2

0,5

1,5

15 «Наше хорошее
настроение»

2

0,5

1,5

16 «Мы сегодня
грустим»

2

0,5

1,5

17 «Удивительное
рядом»

2

0,5

1,5

18 «Победим страх»

2

0,5

1,5

19 «Смешинки и
злючки»

2

0,5

1,5

20 «Ты не виноват»

2

0,5

1,5

21 «Мы все такие
разные»

2

0,5

1,5

22 «Зависть – это не
всегда плохо»

2

0,5

1,5

наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
18

23 «События и эмоции»

2

0,5

1,5

24 «Мы слушаем
настроение»

2

0,5

1,5

25 «Волшебные слова»

2

0,5

1,5

26 «Давай поговорим»

2

0,5

1,5

27 «Поиграем вместе»

2

0,5

1,5

28 «Наши поступки»

2

0,5

1,5

29 «Про друзей»

2

0,5

1,5

30 «Про взрослых»

2

0,5

1,5

31 «Невоспитанный
мишка»

4

1,5

2,5

32 Заключительное
занятие

1

0

1

64

11,5

52,5

Всего

наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Для 4-го года обучения была использована комплексная программа "Лесная
школа", в структуру которой вошли модифицированные варианты развивающих
программ для детей дошкольного возраста. Программа для детей 6-7 лет
реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного
психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки
взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные
ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в
рассказе и обсуждении сказки. Цель работы на этом этапе – вызвать у детей интерес
к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их
личный опыт. Каждой сказке посвящено два занятия. Тридцать «лесных» сказок
раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе,

19

отношение к школьным принадлежностям, отношение к урокам, знаниям,
отношение к здоровью, школьные конфликты.
Задачи для воспитанников (4-го года обучения):
• воспитание у ребенка потребности участвовать в театральных
представлениях, выступать вместе с коллективом сверстников;
• воспитание интереса и любви к театральному творчеству;
• формирование у воспитанников положительного отношения к обучению в
школе и желания учиться;
• формирование готовности ребенка к принятию новой социальной позиции;
• развитие эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции
• развитие мелкой моторики.









Базовыми средствами работы служат:
моделирование игровых проблемно-практических ситуаций;
психогимнастические упражнения;
беседы на различные темы;
коммуникативные игры;
психологические этюды;
чтение и обсуждение сказок;
графические задания.

Учебно-тематический план четвертого года обучения
«Лесная школа»
№

Наименование
темы

общее
кол-во
часов

В т.ч.
теории

В т.ч.
практики

1

Создание «Лесной
школы»

2

0,5

0,5

2

«Букет для
учителя»

2

0,5

1,5

3

«Смешные страхи»

2

0,5

5

4

«Игры в школе»

2

0,5

5

5

«Школьные
правила»

2

0,5

1,5

Форма контроля

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
20

6

«Собирание
портфеля»

2

0,5

1,5

7

«Белочкин сон»

2

0,5

1,5

8

«Госпожа
Аккуратность»

2

0,5

1,5

9

«Жадность»

2

0,5

1,5

«Волшебное
яблоко
(воровство)»
«Подарки в день
рождения»

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

12

«Домашнее
задание»

2

0,5

1,5

13

«Школьные
оценки»

2

0,5

1,5

14

«Ленивец»

2

0,5

1,5

«Списывание»

2

0,5

1,5

16

«Подсказка»

2

0,5

1,5

17

«Обманный отдых»

2

0,5

1,5

18

«Бабушкин
помощник»

2

0,5

1,5

19

«Прививка»

2

0,5

1,5

20

«Больной друг»

2

0,5

1,5

21

«Ябеда»

2

0,5

1,5

22

«Шапканевидимка»

2

0,5

1,5

10
11

15

наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
21

23

«Прививка»

2

0,5

1,5

24

«Задача для
лисенка»

2

0,5

1,5

«Спорщик»

2

0,5

1,5

26

«Обида»

2

0,5

1,5

27

«Хвосты»

2

0,5

1,5

28

«Драки»

2

0,5

1,5

29

«Грубые слова»

2

0,5

1,5

30

«Дружная страна»

2

0,5

1,5

31

«В гостях у сказки»

4

1,5

2,5

11,5

52,5

25

Итого: 64

Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Методическое обеспечение Программы
При реализации программы используется литература:
1. О.А. Шорохова
«Играем в сказку». Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
дошкольников
2. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».
Харьков, «Фолио», 1997г.
3. О.В. Хухлаева.
«Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет». Психологические
игры, упражнения, сказки.
Серия «Психологическая работа с детьми», М. Генезис, 2006г.
4. Н.В. Микляева, С.Н., Толстикова, Н.П., Целикина
«Сказкотерапия в ДОУ и семье»
5. И.В.Маниченко,
«50 исцеляющих сказок от 33 капризов»: сборник терапевтических сказок.
22

6. Н.И. Монакова
«Путешествие с гномом» Развитие эмоциональной сферы дошкольников. СПб.,
Речь, 2008
7. Е.В. Чех.
«Расскажи мне сказку. Я сегодня злюсь»
8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера»,
2004. - 128 с
9. М.А. Панфилова «Лесная школа»: Коррекционные сказки и настольная игра
для дошкольников и младших школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Предметно-пространственная среда
Общие сведения о кабинете
Площадь – 36,4 кв. м
Освещение соответствует норме
Материально-техническая база кабинета психолога и дополнительного
образования
Помещение
Кабинет психолога и
дополнительного
обучения

Мебель, оборудование
пристенная мебель
стол компьютерный
стол детский «радуга»
стул взрослый
стул детский
мольберт детский
стол – песочница
шкаф для игр
пианино
доска магнитная настенная
магнитофон
интерактивная доска с проектором
световой песочный столик
фотоаппарат
компьютер
принтер
ноутбук
подвесной модуль «Разноцветная гроза»
пальма искусственная
мягкий модуль
анимационный сканер «брейскан»
«звуковой шар»
настенное панно «бесконечность»»

Количество
1
1
1
2
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23

воздушно-пузырьковая колонна

Наименование учебно-методических и игровых

1

Ед. изм.

Колво

материалов
аквариум с тумбой
столик маленький для ноутбука
ультразвуковой распылитель эфирных
масел
столик пристенный
пуфик-кресло
шторы светозащитные
шторы интерьерные
ковровое покрытие (4 м.п.)
коврик круглый

1
1
1
1
2
3
2
1
1

Театральное обеспечение
Пальчиковый театр «Теремок»

набор

2

Пальчиковый театр «Репка»

набор

1

Пальчиковый театр «Курочка Ряба»

набор

1

Мягкие варежковые куклы

6

Набор кукол «би-ба-бо»

набор

1(7)

Театр «би-ба-бо» - «Сказка о золотом петушке»

набор

1(4)

Настольный театр резиновый «Красная шапочка»

набор

1(5)

Настольный театр резиновый «Лесная школа»

набор

1(6)

«Сказочный домик» (тканевый)

1

Маски-шапочки (на резинке)

24

Костюмы

разные

…

Электронно-образовательные ресурсы
Музыкальный диск «Ароматерапия»

М. диск

1

«Дети океана» Целительные силы музыки

М. диск

1

«Звуки живой природы»

М. диск

1

«Хромотерапия» исцеление цветом

М. диск

1

«Музыка моря» Джаз для детей

М. диск

1

«Музыка гор» Джаз для детей

М. диск

1
24

«Музыка леса» Джаз для детей

М. диск

1

«Классика на бис»

М. диск

1

«Строим замки из песка»

видео

1

«Песочные фантазии»

видео

1

«Времена года» Вивальди, Шуман, Штраус и др.

М. диск

1

«Созвездие хитов» Классика

М. диск

1

«Веселая гимнастика для малышей» Е. Железнова

М.видео

1

«100 лучших детских песен»

М. диск

1

«Волшебная страна чувств» Музыкальная программа

М. диск

1

Музыкальная подборка Метеновой

М. диск

1

«В мире сказок» Сборник мультфильмов

диск

1

«Иван Айвазовский»

видео

1

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».