РП 3-4 года

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
Учреждения
Протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ Н.С.Шлыкова
Приказ № 063- ОД
от 30 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024 уч. г.
Модуль: первый год обучения
Дисциплина: Театр-студия «Арлекин»

Составитель:
Симонова Л.Н.
педагог
дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела
Нормативно-правовые документы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
I
1.1
Пояснительная записка

1.2

2
3

Роль театрализованной деятельности в развитии
дошкольников
Цели и задачи реализации рабочей программы

3

Принципы и подходы к реализации Программы

5

Характеристика возрастных возможностей детей

6

Особенности реализации Программы

6

Планируемые результаты

7

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Содержание курса

2.2

Тематическое планирование/Календарнотематическое планирование

III

Страница

4

9

9

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Календарный учебный график на 2023-2024
учебный год
3.2. Учебный
план
по
реализации
дополнительной образовательной программы.
Модуль: первый год обучения (с 3 до 4 лет)
Материально-техническое обеспечение
программы

20

3.4

Программно-методическое обеспечение
программы

24

3.5

Оценочные материалы

25

3.1.
3.2.
3.3

21

22

Приложение

2

Нормативно - правовые документы
Рабочая программа педагога дополнительного образования разработана в
соответствии со следующими документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.07.2022).
•

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
•

Примерные требований к дополнительным образовательным программам

06-1844 от 11.12.2006 г.,
•

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726),
•

Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
•

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242).
• Дополнительная образовательная программа художественной направленности
театр-студия «Арлекин».

3

I. Целевой раздел
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа педагога дополнительного образования МАДОУ № 103
«Родники» Полосовой Л.Б. составлена в соответствии с основными нормативноправовыми актами и требованиями к оформлению рабочих программ. В рабочей
программе раскрывается общая модель образовательного процесса, в которой
учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного
возраста, определена структура и наполнение содержания образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые
требования. Одним из требований ФГОС является развитие творческих способностей у
детей дошкольного возраста.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры
личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Исходя из
анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства
и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих
способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну,
оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую
чувствительность.
Уникальным средством развития творческих способностей детей является
театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его
природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую
свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в
живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать
тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное
наслаждение. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии
через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и
совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик
персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,
совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая
роль произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко,
понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический
строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником
4

развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным
ценностям.
Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что
театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его
сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов,
театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е.
способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,
интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить
адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет
формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое
литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют
нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цели и задачи реализации Программы:
Основная цель: это развитие творческих способностей ребенка, психологическое
раскрепощение посредством театрализованных игр.
Образовательные цели:
расширение детского кругозора и повышение общей культуры;
формирование речевых и коммуникативных навыков.
Развивающие цели:
развитие способностей к творческой деятельности и внутренней свободе
самовыражения;
развитие эмпатии (способности распознавать эмоциональное состояние
человека по его мимике, жестам, интонации);
развитие способности к сопереживанию (умение ставить себя на место
другого в различных ситуациях, находить адекватные способы действия).
Воспитательные цели:
формирование нравственных ценностей личности ребенка;
формирование адекватной самооценки.
Принципы и подходы к реализации Программы
В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного
возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте,
ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра). В предложенной программе
особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного
содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально
подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным
5

инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных
умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию
личностно-волевой сферы. Дети очень любят слушать сказки. Сказки всегда были
самым эффективным способом общения с детьми. Сказка является существенным
механизмом развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей,
способом снятия тревоги и воспитания уверенности в себе и силах добра. Формы
работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Сказки
показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо
только его поискать. Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не
страшась опасностей, импровизировать. Волшебные приключения в сказке снижают
тревогу, агрессию ребенка, помогают отдохнуть от стрессов, накопить силы. Сказка
удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:
Потребность в автономии. В каждой сказке герой действует
самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения,
полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен
преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается
победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке
«некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного,
значительного и самодостаточного героя.

Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии:
куда-то идее, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется,
кому-то помогает и т.д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На
занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в
сказку. Сказка, в сущности, есть нечто иное, как фабула игры, - независимо от того,
была эта игра сыграна или нет.


Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет.
Продолжительность занятия в соответствии с нормами САНПИНа: в младшей
группе – 15 минут.
Занятия проводятся два раза в неделю (всего 64 занятия в год).
Характеристика возрастных возможностей детей дошкольного возраста
Характеристика возрастных возможностей детей младшего дошкольного
возраста (4-го года жизни)
В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического
отношения к миру. Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия
6

образов искусства, попытка понять их содержание. Ребенок с удовольствием
знакомится с элементарными средствами выразительности (звук, движение, жесты),
выделяет театральный вид искусства через художественный образ, проявляет интерес
к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки,
потешки, проза). У ребенка возникает интерес к эстетическому восприятию
окружающего; появляется представление о том, что свои жизненные впечатления
можно отображать в движении, в слове. У ребенка появляется умение соотносить
образы, использовать средства выразительности.
Характеристика контингента детей, участвующих в реализации
дополнительной образовательной программы
На первое сентября 2023 года в списочном составе дополнительной платной
образовательной услуги Театр-студия «Арлекин» зарегистрировано 12 детей 3-4 - х
летнего возраста из них – 7 мальчиков и 5 девочек.
Особенности реализации программы
Срок реализации дополнительной образовательной программы Театр-студия
«Арлекин»
Программа рассчитана на один год, занятия начинаются в сентябре и
заканчиваются в мае.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся в форме групповой кружковой работы. На данный возраст
предусмотрен свой тематический цикл занятий, которые строятся в доступной и
интересной для детей форме – в форме театрализованной игры, которая включает в
себя приемы активного обучения.
Основные средства работы:
 авторские и народные сказки;
 классические музыкальные произведения;
 изобразительные материалы (краски, фломастеры, пластилин)
 атрибуты театральных костюмов;
 различные виды театра.
Основными приемами обучения являются:

рассказывание сказки;

показ сказки средствами кукольного театра;

игровые приемы;

словесное комментирование;
7







совместная словесная импровизация;
психогимнастика;
импровизация по музыкальной композиции;
драматизация эпизодов сказки;
изобразительное творчество.
1.2 Планируемые результаты реализации дополнительной образовательной
программы

В результате проведения цикла занятий по данной программе у детей развивается:
- умение эмоционально откликаться на литературные произведения и
произведения театрального искусства;
- умение и желание делиться своими впечатлениями по поводу воспринятого со
взрослыми; передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте;
- желание участвовать в разыгрывании несложных литературных произведений,
используя простые способы создания выразительного образа.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Результаты работы детей по художественному труду, изобразительной,
музыкальной, театрализованной деятельности объединяются в единый целостный
продукт – спектакль. Дети – участники спектакля. В конце марта – начале апреля
проводится театральный фестиваль. Показ спектакля является публичной формой
отчета по выполнению данной образовательной программы. На спектакль
приглашаются родители, а также дети других групп.
В конце учебного года проводятся открытые занятия для родителей ДОУ.
Итогом реализации программы являются существенные изменения, наблюдаемые
у детей во всех сферах развития: глубокий интерес к эстетической стороне
действительности, потребность в творческом самовыражении. Дети легко
ориентируются в новых условиях, находчивы в действиях, активны в общении со
взрослыми и детьми, имеют навык сотрудничества. В театрализованной деятельности
находят адекватные выразительные средства для воплощения образа, индивидуальны в
манере исполнения. Эти достижения свидетельствуют об актуальности программы и
ее целесообразности.
В процессе
театрализованной деятельности предполагается выявление и
определение детей со следующими видами одаренности: художественноисполнительской, творческой, лидерской.

8

II. Содержательный раздел
2.1 Содержание курса
Программа реализуется посредством проигрывания авторских сказок, создания
комфортного
психологического
климата
и
благоприятной
предметнопространственной среды. Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой
сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет
детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно
участвуют в рассказе и обсуждении сказки. Цель работы на этом этапе – вызвать у
детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию,
использовать их личный опыт.
2.2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий по дополнительной
образовательной программе Театр-студия «Арлекин» на 2023-2024
учебный год для воспитанников 3-4 лет
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Наименование тем

Всего часов

«Коровка Буренка»
«Кот Васька»
«Добрая Темнота»
«Цыпленок-хвастунишка»
«Ласковый цветок и сердитые тучки»
«Курочка Ряба»
«Ежонок»
«Нехотелка»
«Как Петя научился не обижаться»
«Сказка про плохого человечка»
«Мишка-грязнуля»
«Смелый мальчик и тетушка Ночь»
«Аська и Асенька»
«Путешествие в страну Радости»
Всего

8
8
8
8
8
4
2
2
2
2
4
2
4
2
64

9

5-6

«Корова Буренка»
Цикл: 1
«Корова Буренка»
Цикл: 1

«Корова Буренка»
Цикл: 1

з
а
н
я
т
и
я

Тема

7-8

1-4

№

Календарно -тематическое планирование занятий.
Для детей 3-4-х лет
Цели

Содержание

Сроки

1.Учить слышать, понимать
содержание сказки,
соблюдать правила игры.

Приветствие
Знакомство с Буренкой.
Сказка.
Психогимнастика –
1 -2 неделя
сентября
2.Воспитывать умение по
этюд «Горе»
настроению музыки
Подвижная игра
догадываться о действиях и «Дождик»
эмоциональных состояниях Ритуал прощания
героев;
(О.А. Шорохова, стр.15)
Приветствие
3.Подводить к умению
Игра
«Угадай
по
выразительно имитировать
движению»
голоса животных.
Игра «Угадай по ритму»
3 неделя
Упражнение
на сентября
4.Побуждать к выразительной произвольное
передаче в мимике и
напряжение
и
движениях эмоциональных
расслабление мышц.
состояний героев сказки.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.18)
5.Развивать умение
Приветствие
произвольно напрягать и
4 неделя
Сказка
сентября
расслаблять мышцы для
Игра-импровизация по
снятия телесных барьеров.
сказке
Упражнение на
произвольное
напряжение и
расслабление мышц.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.20)

10

«Кот Васька»
Цикл 2

9-10

1. Снятие эмоционального и
мышечного напряжения.
2. Учить угадывать по
выразительному
исполнению движений
героев их состояния.
3. Создание положительной
эмоциональной обстановки.

Приветствие
Гимнастика
пробуждения.
Работа со сказкой.
Пантомимический этюд
«Удивление».
Упражнение
на
ритмизацию движений
героев сказки.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.21)

1 неделя
октября

«Кот Васька»
Цикл 2
«Кот Васька»
Цикл 2

13-16

11-12

4. Развитие речи,
воображения, творческих
способностей.

Приветствие
Работа со сказкой
Игра «Доброе
5. Развитие общей и мелкой животное»
моторики.
Графическое задание
«Покорми животное»
Подвижная игра
«Замри»
Упражнение на
ритмизацию движений
героев сказки.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.24)
Приветствие
Работа со сказкой
Игра «Угадай по
движению»
Игра «Угадай по
музыке»
Упражнение на
произвольное
напряжение и
расслабление мышц.
Создание картиныколлажа по сказке.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.26)

2 неделя
октября

3, 4 неделя
октября

11

19-20

«Добрая темнота»
Цикл 3

17-18

1.Знакомить с оттеночными
характеристиками слов.
2.Учить детей продолжать
предложения
психолога,
дополняющие
описание
эмоционального состояния
героев
в
проблемной
ситуации.
3.Совершенствовать навыки
общения.
4.Воспитывать
доброжелательное
отношение к окружающим.

23-24

«Добрая темнота»
Цикл 3

21-22

5.Развитие общей и мелкой
моторики

Приветствие
Знакомство со сказкой
«Добрая темнота»
Пантомимический этюд
«Страх»
Ритмическое
упражнение
«Звон
колокольчиков»
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.27)
Приветствие
Работа со сказкой
Упражнение
на
активизацию лексики
Игра «Угадай движение»
Игра «Угадай по ритму»
Игра
«Угадай
по
музыке»
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.30)
Приветствие.
Работа со сказкой:
активизация лексики.
Игра «Запомни и
повтори».
Игра «Угадай по
музыке»
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.32)

1 неделя
ноября

2 неделя
ноября

3 неделя
ноября

Приветствие
Работа со сказкой
4 неделя
ноября
Упражнение на
активизацию лексики
Игра-импровизация по
сказке
Создание коллективного
коллажа
по
сказке.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.32)

12

«Цыпленок-хвастунишка»
Цикл 4

2.Учить детей продолжать
предложения
психолога,
дополняющие
описание
эмоционального состояния
героев
в
проблемной
ситуации.
3.Совершенствовать навыки
общения.
4.Воспитывать
доброжелательное
отношение к окружающим.

29-30

«Цыпленокхвастунишка Цикл 4
«Цыпленок-хвастунишка»
Цикл 4

5.Развитие общей и мелкой
моторики

31-32

27-28

25-26

1.Знакомить с оттеночными
характеристиками слов.

Приветствие
«Комплименты».
Сказка «Цыпленокхвастунишка»
Пантомимические
этюды: «Поучение»,
«Хвастовство».
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.34)
Приветствие «Подари
улыбку»
Работа со сказкой
Упражнение на
активизацию лексики
Игра «Угадай по
движению»
Игра «Угадай по
музыке»
Упражнение на
произвольное
напряжение и
расслабление мышц»
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.36)
Приветствие с мягкой
игрушкой.
Работа со сказкой
Дидактическая игра по
сюжету сказки.
Игра на зрительное
запоминание.
Графическое задание.
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.38)
Приветствие с мягкими
игрушками.
Упражнение «Кто где
живет?» (с карточками).
Упражнение на
активизацию лексики.
Игра – импровизация по
сюжету сказки.
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.38)

1 неделя
декабря

2 неделя
декабря

3 неделя
декабря

4 неделя
декабря

13

«Ласковый цветок и сердитые тучки»
Цикл 5
«Ласковый цветок и сердитые тучки»
Цикл 5

33-34
35-38
39-40

1.Развивать умение
координировать
динамическое
2.Развивать равновесие
моторного поведения и
словесных реакций.
3.Воспитывать умение по
настроению музыки
догадываться о действиях
героев.
4.Подводить к выразительной
передаче в мимике и
движениях эмоциональные
состояния.

Приветствие с мягкой
игрушкой
Знакомство со сказкой.
Пантомимический этюд:
«Удивление»
Упражнение «Ветер»
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.39)

2 неделя
января

Приветствие «Ласковые
слова»
Работа
со
сказкой:
словесное
комментирование
эмоциональноэффективных состояний. 3-4 неделя
Упражнение «Угадай по января
движению»
Упражнение «Угадай по
музыке»
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.42)
Приветствие «Ласковые
слова»
Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
«Сделай
1 неделя
также»
февраля
Графическое
задание:
раскрасить
силуэты
героев сказки и создать
картину.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.44)

14

«Курочка Ряба»
Цикл 6

41-42

зрительного Приветствие «Ласковые
(форма, слова»
Совместное
рассказывание сказки.
2.Совершенствование
Игра «Угадай героя»
навыков
общения. Рисование сказочного
Воспитание
яйца и украшение его.
доброжелательного
Ритуал прощания
отношения к окружающим. (см. Приложение)
1.Развитие
восприятия
величина).

«Курочка Ряба»
Цикл 6

43-44

3.Снятие
психоэмоционального
напряжения у детей.
4.Развитие рефлексии
эмоциональных состояний
5.Способствовать развитию
самоуважения у детей

«Ежонок»
Цикл 7

45-46

6.Развитие общей и мелкой
моторики
1. Воспитание
добрых
чувств
–
сострадания,
сочувствия,
доброжелательного
отношения к окружающим.
2. Развитие внимания и
памяти.
3. Совершенствование
навыков общения.

2 неделя
февраля

Приветствие
«Здравствуй, я курочка»
Работа со сказкой:
словесное
комментирование
3 неделя
эмоциональнофевраля
эффективных состояний.
Составление
продолжения сказки.
Ритуал прощания.
(см. Приложение)
4 неделя
Приветствие
февраля
Работа со сказкой
Упражнение «Помоги
ежонку»
Упражнение на развитие
слухового внимания.
Игра «Ежонок и лиса»
Игра «Измени сказку»
Ритуал прощания
(см. Приложение)
1 неделя

15

«Нехотелка»»
Цикл 8
«Как Петя научился не обижаться»
«Сказка про плохого человечка»

47-48
49-50
51-52

1. Учить угадывать по
выразительному
исполнению движений
героев их состояния.
2. Создание положительной
эмоциональной обстановки.
3. Развитие речи,
воображения, творческих
способностей.
4. Профилактика капризов и
упрямства.
1. Развитие рефлексии
эмоциональных состояний
2. Способствовать развитию
самоуважения.
3. Воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.
4. Совершенствование
навыков общения.
5. Профилактика упрямства и
каприз.

Приветствие
Работа со сказкой.
Двигательно-речевая
игра «Нехотелка».
Упражнение «Измени
сказку»
Игра «Доброе
животное»
Ритуал прощания
(см. Приложение)

марта

Игра-приветствие
«Здравствуй!»
Сказка.
Беседа по сказке.
Пантомимические
этюды:
«Обиженный
Петя»,
2 неделя
«Улыбка»
марта
Игра «Ау!»
Графическое
упражнение «Подарок»
Ритуал прощания
(см. Приложение)
Приветствие «Подари
улыбку»
3 неделя
Работа со сказкой.
марта
Пантомимические
этюды:
«Капризка», «Сердитая
мама»
Музыкальные загадки
Игра «Ласковые лапки»
Ритуал прощания
(см. Приложение)

16

«Мишка-грязнуля»
Цикл №10
«Мишка-грязнуля»
Цикл №11
«Смелый мальчик и тётушка Ночь»
Цикл № 12

53-54
55-56
57-58

1.Формировать
положительное отношение к
выполнению гигиенических
процедур.
2.Укрепить
нервнопсихическое здоровье детей.
3.Учить
различные
состояния.

распознавать
эмоциональные

Приветствие «Подари
улыбку»
Знакомство со сказкой.
Упражнение на
активизацию лексики.
Пантомимический этюд 4 неделя
«Грустный мишка»
марта
Двигательно-речевая
игра «Водичка-водичка»
Ритуал прощания
(см. Приложение)

1.Профилактика трудностей в Приветствие «Доброе
освоении
навыков утро!»
самообслуживания.
Работа со сказкой.
Упражнение на
2.Способствовать сохранению произвольное
нервно-психического
напряжение и
здоровья детей.
расслабление мышц.
«Карандашик-кисточка
3.Способствовать
Игра «Угадай эмоцию»
самовыражению детей.
Ритуал прощания.
(см. Приложение)
Приветствие «Доброе
1.Профилактика капризов и утро!»
непослушания.
Знакомство со сказкой,
беседа.
2.Способствовать сохранению Игра «День – Ночь».
нервно-психического
Игра «Доброе
здоровья детей.
животное»
Ритуал прощания.
3.Предоставить
детям (см. Приложение)
возможность актуализировать
свой страх и поговорить о
нём.

1 неделя
апреля

2 неделя
апреля

5.Способствовать
самовыражению детей.

17

«Смелый мальчик и тётушка ночь»
Цикл № 12
«Аська и Асенька»
Цикл № 13
«Путешествие в страну Радости»
Цикл №14

59-60
61-62
63-64

Приветствие
«Здравствуй!»
Работа со сказкой:
словесное
комментирование
эмоциональноэффективных состояний. 3 неделя
апреля
Рисование «Мой самый
прекрасный сон»
Ритуал прощания
«Тепло ладоней»
(см. Приложение)
1.Расширять представления
детей об эмоциях и
состояниях.
2.Способствовать снижению
психофизического
напряжения.
3.Развивать воображение.
4.Способствовать развитию
самоуважения детей.

Приветствие.
Знакомство со сказкой:
словесное
комментирование
эмоциональноэффективных состояний
Упражнение «Зеркало».
Инсценировка эпизода
сказки.
Ритуал прощания
(см. Приложение)

1.
Расширять
представление
детей
об
эмоции «радость» и её
графическом изображении.
2.
Формировать
положительные эмоции,
чувства через улыбку.
3. Расширять представления
детей о поступках, которые
приносят радость.

Приветствие-полет на
«волшебном вертолете».
Упражнение «Страна
Радости».
Упражнение «Зеркало».
Сказка «Котенок,
который хотел
порадовать свою маму».
Рисунок «Улыбка».
Заключение.
(см. Приложение)

4 неделя
апреля

1-2 неделя
мая

18

19

III. Организационный раздел
3.1.Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Праздничные дни: 04.11.2023г, 01.01.2022-9.01.2024г;23.02.2024г; 08.03.2024г,
01.05.2024 г; 09.05. 2024 г.
Мл.гр.

Сред.гр.

3-4 года

4-5лет

1

1

Начало учебного года

11.09.2023

11.09.2023

Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность
дополнительных
занятий

31.05.2024

31.05.2024

32 недели

32 недели

5 дней

5 дней

15 мин

20 мин

Количество
возрастных групп

20

3.2.Учебный план по реализации дополнительной образовательной
программы. Модуль: первый год обучения (с 3 до 4 лет)
Продолжительность занятия

Количество занятий в
неделю
2

15 мин.
Итого в год:
960 мин.

64

3.3. Материально-техническое обеспечение программы
Предметно-пространственная среда
Общие сведения о кабинете
Площадь – 36,4 кв. м
Освещение соответствует норме
Помещение
Кабинет психолога и
дополнительного
обучения

Мебель, оборудование
пристенная мебель
стол компьютерный
стол детский «радуга»
стул взрослый
стул детский
мольберт детский
стол – песочница
шкаф для игр
пианино
доска магнитная настенная
магнитофон
интерактивная доска с проектором
световой песочный столик
фотоаппарат
компьютер
принтер
ноутбук
подвесной модуль «Разноцветная гроза»
пальма искусственная
мягкий модуль
анимационный сканер «брейскан»
«звуковой шар»
настенное панно «бесконечность»»
воздушно-пузырьковая колонна
аквариум с тумбой
столик маленький для ноутбука
ультразвуковой распылитель эфирных
масел
столик пристенный

Количество
1
1
1
2
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21

пуфик-кресло

2

шторы светозащитные
шторы интерьерные
ковровое покрытие (4 м.п.)
коврик круглый

3
2
1
1

Наименование учебно-методических и игровых материалов
Театральное обеспечение
Пальчиковый театр «Теремок»

набор

2

Пальчиковый театр «Репка»

набор

1

Пальчиковый театр «Курочка Ряба»

набор

1

Мягкие варежковые куклы

6

Набор кукол «би-ба-бо»

набор

1(7)

Театр «би-ба-бо» - «Сказка о золотом петушке»

набор

1(4)

Настольный театр резиновый «Красная шапочка»

набор

1(5)

Настольный театр резиновый «Лесная школа»

набор

1(6)

«Сказочный домик» (тканевый)

1

Маски-шапочки (на резинке)

24

Костюмы

разные

…

Музыкальный диск «Ароматерапия»

М. диск

1

«Дети океана» Целительные силы музыки

М. диск

1

«Звуки живой природы»

М. диск

1

«Хромотерапия» исцеление цветом

М. диск

1

«Музыка моря» Джаз для детей

М. диск

1

«Музыка гор» Джаз для детей

М. диск

1

«Музыка леса» Джаз для детей

М. диск

1

«Классика на бис»

М. диск

1

«Строим замки из песка»

видео

1

Электронно-образовательные ресурсы

22

«Песочные фантазии»

видео

1

«Времена года» Вивальди, Шуман, Штраус и др.

М. диск

1

«Созвездие хитов» Классика

М. диск

1

«Веселая гимнастика для малышей» Е. Железнова

М.видео

1

«100 лучших детских песен»

М. диск

1

«Волшебная страна чувств» Музыкальная программа

М. диск

1

Музыкальная подборка Метеновой

М. диск

1

«В мире сказок» Сборник мультфильмов

диск

1

«Иван Айвазовский»

видео

1

3.4. Программно-методическое обеспечение реализации программы
1. О.А. Шорохова «Играем в сказку». Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 208 с.
2. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Харьков, «Фолио», 1997г.
3. О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет».
Психологические игры, упражнения, сказки.
Серия «Психологическая работа с детьми», М. Генезис, 2006г.
4. Н.В. Микляева, С.Н., Толстикова, Н.П., Целикина «Сказкотерапия в ДОУ
и семье» М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. И.В.Маниченко, «50 исцеляющих сказок от 33 капризов»: сборник
терапевтических сказок.
3.5. Оценочные материалы
Тест «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя
варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения:
1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного
произведения, его художественную идею........................................................
2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..
3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития
событий произведения..................................................................
23

4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......
5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно
интерпретирует образы..................................................................
6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении...
7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на
бумаге»................................................................................................. …….
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............
10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью
декламирования, мимики и пантомимики.................................
11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игрыдраматизации................................................................................
12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не
понравившихся персонажах...................................................................
13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к
импровизациям............................................................................................
14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои
впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на
бумаге с их помощью................................................................................
16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо
изображать в игре-драматизации......................................................
17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................
18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность,
умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................
19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной
деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку
доводит до конца)..............................................................
20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо
рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной
деятельности..........................................................
Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции
(актер, режиссер, зритель):
• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
24

• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок
и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.
Диагностика театральной деятельности детей в младшей группе
Дата
Цель: Оценка результатов театрально-игровой деятельности детей
№ Вопрос/имя, фамилия ребенка
1 Этюдный тренаж
1.1 Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки)
1.2. Жесты (этюды на выразительность жеста)
1.3 Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение
отдельных черт характера)
1.4 Движение (этюды с музыкальным сопровождением)
2 Игры-драматизации
2.1 Умение общаться с партнером
2.2 Способность импровизировать при создании образа
2.3. Желание участвовать в играх-драматизациях
3 Этюды с куклами
3.1 Желание играть с куклой
3.2 Умение управлять ею
3.3. Способность импровизировать с куклой
4 Кукольные спектакли
4.1. Желание участвовать
4.2 Умение общаться с партнером, используя куклы настольного театра
4.3 Способность создавать образ с помощью кукол настольного театра
Оценка: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
Вывод: Из ___ детей
25

Приложение
Конспекты занятий с детьми 3-4-х лет.
Занятие № 21. «Курочка Ряба» (1-е занятие)
Цель:
Совершенствование навыков общения.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Развитие зрительного восприятия (форма, величина).
Снятие психоэмоционального напряжения у детей.
Развитие рефлексии эмоциональных состояний.
Способствовать развитию самоуважения у детей.
Развитие общей и мелкой моторики.
Ход занятия:
1. Приветствие «Ласковые слова». Дети сидят на ковре в кругу. По очереди,
подавая руку, тихо пожимают руку соседу справа, говоря слова приветствия:
«Здравствуй, … (называет ласковое имя), я рад тебя видеть!».
2. Совместное рассказывание сказки «Курочка Ряба» при помощи настольного
театра.
3. Беседа с детьми по сказке:
- Кто в сказке добрый? Почему вы так думаете
- Почему же плакали дед и баба?
- Чем отличается простое яйцо от золотого?
4. Игра «Угадай героя». Психолог вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого
он должен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных
ситуациях.
5. Рисование сказочного яйца и украшение его (листок бумаги и фломастеры).
Источник - 2. Стр. 92.

Занятие № 22. «Курочка Ряба» (2-е занятие)
Цель:
Совершенствование навыков общения.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Развитие зрительного восприятия (форма, величина).
Снятие психоэмоционального напряжения у детей.
Развитие рефлексии эмоциональных состояний.
Способствовать развитию самоуважения у детей.
Развитие общей и мелкой моторики.
Ход занятия:
1. Приветствие «Здравствуй, я Курочка». Дети сидят на ковре в кругу. По
очереди здороваются с курочкой, называя свое имя.
26

2. Работа со сказкой.
3. Словесное комментирование эмоциально-эффективных состояний:
- Как вы думаете, почему плакали дед и баба
- Покажите, как расстроились дед и баба?
- Курочка Ряба была доброй, каким голосом она разговаривала с дедом и
бабой?
4. Составим продолжение сказки: «Добрая курочка снесла золотое яичко. Оно
было волшебным». Придумывание сообща дальнейших событий.
5.Ритуал прощания.
Источник - 2. Стр. 92.

Занятие № 23 «Ежонок»
Цель:
1. Воспитание добрых чувств – сострадания, сочувствия, доброжелательного
отношения к окружающим.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Совершенствование навыков общения.
Ход занятия:
1. Приветствие «Доброе утро!». Ведущий предлагает детям взяться за руки и
вместе сказать: «Доброе утро!» шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.
2. Знакомство со сказкой.
3. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц «Научи
ежонка съеживаться».
4. Игра «Ежонок и лиса». Ежата гуляют по лесу (ползают на четвереньках), при
появлении лисы сворачиваются в клубок и замирают.
5. Игра «Измени сказку». Детям предлагается составить продолжение сказки по
плану: «Старик тигр заболел ангиной… и в это время Ежонок вышел на прогулку.
А навстречу ему бежит голодная лиса…»
6. Ритуал прощания.
Источник - 2. Стр. 173.
Занятие № 24. «Нехотелка»
Цель:
1. Учить угадывать по выразительному исполнению движений героев их
состояния.
2. Создание положительной эмоциональной обстановки.
3. Развитие речи, воображения, творческих способностей.
4. Профилактика капризов и упрямства.
Ход занятия:
1. Приветствие «Доброе утро!». Ведущий предлагает детям взяться за руки и
вместе сказать: «Доброе утро!» шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.
27

2. Чтение стихотворения – шутки «Нехотелка».
3. Беседа:
- Почему стало скучно Нехотелке.
- Почему Нехотелка захотел есть и спать.
4. Двигательно-речевая игра «Нехотелка». Изображение движений и мимики, в
соответствии с содержанием стихотворения.
5. Упражнение «Измени сказку»: «Нехотелка очутился на необитаемом острове,
откуда ему трудно вернуться домой…»
6. Ритуал прощания.
Источник - 2. Стр. 186.
Занятие № 25. «Как Петя научился не обижаться»
Цель:
1. Развитие рефлексии эмоциональных состояний
2. Способствовать развитию самоуважения.
3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
4. Совершенствование навыков общения.
5. Профилактика упрямства и каприз.
Ход занятия:
1. Игра-приветствие «Здравствуй!». Дети стоят в кругу, держась за руки. По
очереди тихо пожимают руку соседа справа и говорят слова приветствия:
«Здравствуй, … (называют имя, я рад (рада) тебя видеть!»
2.Знакомство со сказкой.
3. Беседа:
- Почему Петя на всех обижался?
- Кто помог Пете подружиться с детьми?
4. Пантомимические этюды: «Обиженный Петя», «Улыбка».
5. Игра на развитие слухового внимания «АУ!». Один ребенок отворачивается,
остальные по очереди зовут его, называя по имени. Ребенок отгадывает, кто его
позвал.
6. Графическое упражнение «Подарок», нарисуй подарок своему другу.
7. Ритуал прощания.
Источник - 4. Стр. 50.
Занятие № 26. «Сказка про плохого человечка»
Цель:
1. Развитие рефлексии эмоциональных состояний.
2. Способствовать развитию самоуважения.
3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
28

4. Совершенствование навыков общения.
5. Профилактика упрямства и каприз.
Ход занятия:
1. Игра-приветствие «Подари улыбку». Дети сидят на ковре по кругу, подавая
руку своему соседу справа дарят ему свою улыбку.
2. Знакомство со сказкой.
3. Пантомимические этюды «Капризка», «Сердитая мама»
4. Музыкальные загадки. Дети слушают музыкальные произведения и отвечают
на вопросы:
- Какое настроение у этой мелодии?
- Что происходит в сказке под эту музыку?
5. Игра-упражнение «Ласковые лапки».
Ведущий кладет на стол 6-7 предметов: кусочек меха, кисточку, стеклянный
флакон, пластмассовые бусы, вату и т.д. Ведущий касается ребенка «ласковыми
лапками», угадать с закрытыми глазами какой зверек прикасался к руке, - отгадать
предмет
6. Ритуал прощания.
Источник - 4. Стр. 31.
Занятие № 27. «Мишка - грязнуля»
(1-е занятие)
Цель:
1.
Формирование положительного отношения к выполнению гигиенических
процедур.
2.
Укрепление нервно-психического здоровья детей.
3.
Учить распознавать различные эмоциональные состояния.
Ход занятия:
1. Приветствие «Подари улыбку».
2. Знакомство со сказкой.
3. Беседа с детьми по сказке:
- Почему друзья не захотели играть с Мишкой?
- Какое настроение было у Мишки?
4. Пантомимический этюд «Грустный Мишка».
5. Двигательно-речевая игра «Водичка-водичка».
6. Ритуал прощания.
Источник - 3. Стр. 63.
Занятие № 28. «Мишка - грязнуля»
(2-е занятие)
Цель:
29

1.
2.
3.

Профилактика трудностей в освоении навыков самообслуживания.
Способствовать сохранению нервно-психического здоровья детей.
Способствовать самовыражению детей.

Ход занятия:
1. Приветствие «Доброе утро!». Ведущий предлагает детям взяться за руки и
вместе сказать: «Доброе утро!» шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать. 2.
Работа со сказкой. Беседа:
- Кто понравился в сказке? Почему?
- Кто рассердился на Мишку?
- Кто смеялся над Мишкой?
- Почему Мишка решил улыбаться?
4. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц «Карандаш –
кисточка». Ведущий показывает, как изображать карандашик – напряженной
вытянутой вперед рукой. Потом все вместе изображают кисточку – мягкой изогнутой
рукой. Затем педагог дает детям разные команды. По команде «Карандашик!» - дети
напрягают руку, по команде «Кисточка!» расслабляют руку. Через некоторое время
можно подключить вторую руку.
5. игра «Угадай мелодию». Воспитанники по очереди изображают свое
настроение, остальные отгадывают.
6. Ритуал прощания. (см. Приложение)
Источник - 3. Стр. 63.
Занятие № 29. «Смелый мальчик и тетушка Ночь»
Цель:
4.
Формировать представление о путях преодоления страха.
5.
Снять эмоциональную напряженность и возможное чувство страха детей.
6.
Способствовать сохранению нервно-психического здоровья детей.
7.
Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и
поговорить о нём.
Ход занятия:
1. Приветствие «Доброе утро!». Ведущий предлагает детям взяться за руки и
вместе сказать: «Доброе утро!» шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.
2. Знакомство со сказкой.
3. Беседа:
- Почему Сережа прогнал тетушку Ночь и Темноту?
- Почему солнышко устало?
- Для чего нужна ночь?
4. Игра «День-Ночь». «Днем» дети свободно ходят по комнате, изображая
различные действия. На слово «Ночь» - присаживаются на корточки, изображая сон.
30

5. Игра «Доброе животное». Воспитанники встают в круг и берутся за руки.
Педагог тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное, которое спит.
Давайте послушаем как оно дышит!» (все прислушиваются к своему дыханию).
6. Ритуал прощания.
Источник - 5. Стр. 33.
Занятие № 30. «Смелый мальчик и тетушка Ночь»
Цель:
1.
Формировать представление о путях преодоления страха.
2.
Снять эмоциональную напряженность и возможное чувство страха детей.
3.
Способствовать сохранению нервно-психического здоровья детей.
4.
Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и
поговорить о нём.
Ход занятия:
1. Игра-приветствие «Здравствуй!». Дети стоят в кругу, держась за руки. По
очереди тихо пожимают руку соседа справа и говорят слова приветствия:
«Здравствуй, … (называют имя, я рад (рада) тебя видеть!»
2. Работа со сказкой: словесное комментирование эмоционально-эффективных
состояний.
3. Рисование «Мой самый прекрасный сон».
4. Объяснение детьми своих рисунков.
5. Ритуал прощания «Тепло ладоней»: ведущий предлагает детям взяться за
руки, нежно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу.
Источник - 5. Стр. 33.
Занятие № 31. «Аська и Асенька»
Ход занятия:
1. Игра-приветствие «Доброе утро всем!». Взявшись за руки в кругу, дети
одновременно поднимают и опускают руки, произнося слова приветствия.
2. Знакомство со сказкой.
3. Беседа:
- В каком настроении вернулась дочка из детского сада?
- Почему мама не узнала свою дочку?
4. Упражнение «Зеркало». Ведущий изображает различные эмоциональные
состояния героев сказки, а остальные «отражают» эти эмоции.
5. Инсценировка заключительного эпизода сказки.
5. Ритуал прощания.
Источник - 5. Стр. 191.
Занятие № 32. «Путешествие в страну Радости»
31

Детям предлагается отправиться в волшебный мир на волшебном вертолете. Они
бегут друг за другом под музыку, педагог говорит слова: «Наш волшебный вертолет
отправляется в полет».
Дети прилетают в страну Радости (на столе и на полу лежат карточки с
изображением радостных людей и животных)
Упражнение «Зеркало». Дети сидят по кругу. Педагог передает по кругу
«волшебное зеркало» и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя и
улыбнуться.
Сказка «Котенок, который хотел порадовать свою маму».
Пантомимический этюд «Котенок».
Рисунок смайлика «Улыбка»
Источник - 6. Стр. 33

32

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».