Дополнительная общеразвивающая программа СТУДИЯ АБВГДейка, Шлыкова О. В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00

Принято:
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от «29 августа» 2024 г.

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ С. В. Прошлецова
Приказ № 067-ОД
от 29.08. 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Студия «АБВГДейка»
для детей 5-7 лет
(срок реализации 2 года)

Составитель:
Шлыкова О. В., педагог
дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
№

Наименование раздела

Стр.

I

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Планируемые результаты освоения Программы

7

II

Содержательный раздел

9

2.1

Особенности осуществления образовательного процесса

9

2.1.1

Содержание работы по обучению грамоте детей

9

2.1.2

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

10

2.2

Учебно-тематический план

12

2.2.1

Первый год обучения (5-6 лет)

12

2.2.2

Второй год обучения (6-7 лет)

12

2.3

Календарный учебный график

13

2.3.1

Первый год обучения (5-6 лет)

13

2.3.2

Второй год обучения (6-7 лет)

16

III

Организационный раздел

20

3.1

Объем учебной нагрузки по Программе

20

3.2

Материально-техническое обеспечение

20

3.3

Оценочные и методические материалы

23

Список используемой литературы

26

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Подготовка к обучению грамоте – сложный психофизиологический
процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы:
зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания
букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими
звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его
прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением
осуществляется понимание читаемого.
Научиться читать непросто. Складывать буквы в слоги, а слоги в слова –
это ещѐ не всѐ. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не
научившись видеть смысл в прочитанном. Подготовка к обучению грамоте
является одним из главных условий успешного развития личности. Ребѐнок,
который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет
преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
Главная задача работы по подготовке к обучению грамоте – сделать для
ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и
привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном
действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие
согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на
письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек,
карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Подготовка к обучению грамоте предполагает научить детей читать на
уровне индивидуальных возможностей каждого ребѐнка. В то же время
проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи,
пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры,
уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Подготовка к обучению грамоте становится одним из основных,
базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого
развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов
получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на
первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию:
поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со
вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость
приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению
режимных
моментов,
адаптации
в
новом
школьном
3

коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков
первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из
компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом,
необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей грамоте,
продиктована потребностями общественного развития и формирования
личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического
развития ребенка.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической
значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт,
когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное –
интерес к изучению русского языка, накоплен определенный объем знаний, что
значительно облегчит освоение любой программы обучения русскому языку в
начальной школе.
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей
дошкольного возраста грамоте «Студия «АБВГДейка» МАДОУ ЦРР детский
сад №103 «Родники» на 2024 – 2025 учебный год (далее – Программа)
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
 Приказ Минпросвещения России от 27.07.22 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в
Минюсте России 26.09.2022 № 70226);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р;
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха оздоровления детей
и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г., № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
 Закон Свердловской области от 15.07.20213 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской

4

области 09.07.2013 г.; в ред. от 22.11.2022 г.; с изм. и доп., вступившими в силу с
01.01.2023 г.);
 Устав МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники»;
 Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники» (далее – ОП ДО), составленная в соответствии с
ФОП ДО;
 Иные локальные акты ДОУ.
Цель программы – формирование запаса знаний, умений, навыков,
создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу
обучения – чтению и письму в школе.
Задачи программы:
 развивать фонематические, звуко – буквенные, графические умения и
навыки у дошкольников;
 формировать у детей мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация);
 формировать умение понимать учебную задачу, планировать ее
решение и выполнять самостоятельно;
 развивать логическое мышление и творческие способности;
 развивать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки;
 формировать
навыки
принятия
самостоятельных
решений
поставленных задач, выбора приемов и средств, проверки правильности
решения.
Принципы и подходы к реализации Программы
1. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны,
взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь
одну функцию, необходима системная работа по развитию ребѐнка.
2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка –
комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции,
определяет и дополняет развитие других функций.
3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Все
занятия разработаны с учетом возрастных особенностей.
4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в
процессе занятий, способствует оптимизации процесса и повышению
эффективности.
5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и
формировании школьнозначимых функций, следование от простых и
доступных заданий к более сложным, комплексным.
6. Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения –
только после полного освоения предыдущего этапа (разнообразие заданий
5

позволяет распределить их в том количестве, той сложности, в таких
сочетаниях, которые ему необходимы).
7. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение
изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и
четких образов и представлений в сознании дошкольников.
8. Повторяемость (цикличность повторения) материала, позволяющая
формировать и закреплять механизмы реализации функции. Задания в
структуре всех занятий повторяются, постепенно усложняясь.
Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет
Словарь ребѐнка 5-6 лет растѐт не только количественно, но и
качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные
различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.
В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества
и свойства (светло-красный, тѐмно-зелѐный, легче, тяжелее и т.д.), слова,
называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети
используют
в
речи
простые
распространѐнные
предложения,
сложноподчинѐнные, сложносочинѐнные конструкции, разные слова для
названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно
изменять слова, входящие в активный словарь.
Старшие дошкольники стремятся правильно произносить слова в
родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб –
хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно
и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи
вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Они активно
участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются
сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании
предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие:
большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и
буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове,
дифференцируют звуки: гласные и согласные, твѐрдые и мягкие согласные,
звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную,
правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по
картинкам из двух-трѐх слов, определяют порядок слов в предложении.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать
адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят
за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте
позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь
6

при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают
развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
используют
практически
все
части
речи,
активно
занимаются
словотворчеством. Они могут пересказывать, рассказывать по картинке,
передавая не только главное, но и детали.
Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается
образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными
признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто
приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в
сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями,
в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности
детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее
звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В
высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер
обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно
употреблять
обобщающие
существительные,
синонимы,
антонимы,
прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной
работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической
речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с
людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция
школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
– делить слова на слоги;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– составлять звуковые схемы простых слов;
7

–
–
–
–

давать характеристику звуку;
ориентироваться на листе;
дорисовывать начатые фигуры;
уметь печатать буквы разных размеров.

К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
– находить слова с определенным звуком;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
– делить слова на слоги;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы (в виде звука);
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– овладевать послоговых осознанным чтением.
– печатать слова и предложения на листе в клетку;
– составлять схемы слов;
– выполнять письменные задания у доски;
– списывать с настенной доски и индивидуальных карточек слова,
предложения;
– уметь писать заглавные буквы (начало предложения, имена
собственные);
– соблюдать пробел между словами;
– уметь определять предложение по интонации (вопросительное,
повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения
соответствующий знак.

8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса
2.1.1. Содержание работы по обучению грамоте детей
Звуки:
 раскрывается понятие «звук». Проводится работа по его условному
обозначению;
 акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки,
твѐрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные);
 выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных;
 выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
положения звука в слове;
 звуковой анализ состава слогов и слов;
 работа со звуковой схемой слова.
Слоги:
 раскрывается понятие «слог»; слоговой анализ слов;
 подбор слов на заданное количество слогов;
 выделение в словах первого и последнего слогов;
 подбор слов на заданный слог;
 составление прямых и обратных слогов.
Слова:
 выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
 составление слова из звуков и слогов;
 из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
 изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения
звуков или слогов;
 восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в
структуре слова;
 последовательное преобразование слова в другие слова путем
неоднократного изменения его звукового и слогового состава;
 чтение слов, осмысливание значения слов.
Буквы:
 знакомство с буквами;
 дифференциация понятий «звук» и «буква»;
 согласные и гласные буквы;
 соотнесение букв и звуков;
9

 чтение букв, соединение в слоги, слова.
Связная устная речь:
 обучение ответам на вопросы диалогической речи;
 обучение составлению предложений, распространению предложений,
добавлению недостающих слов.
Работа по развитию мышления, внимания, памяти
 выявление признаков сходства и различия между двумя и более
словами;
 выделение одинаковых предметов из группы предметов;
 выделение лишнего слова;
 объединение различных слов в группы;
 выявление логических не соответствий в деформированном тексте.
Работа над общей и мелкой моторикой
 работа в тетрадях;
 пальчиковая гимнастика.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием
дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым
анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в
речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает
детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы,
учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных
вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная
ценность, основа всей учебной деятельности-творческое мышление ребенка, на
основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и
формироваться потребность в обучении грамоте.
2.1.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
 дидактическая игра;
 игры-задания;
 создание игровых ситуаций;
 сюрпризные моменты;
 использование средств ИКТ;
 творческая работа (рисование, лепка и т.д.);
 открытые занятия для родителей.
Примерная структура занятия:
1. Чтение загадки, рассматривание иллюстраций, сюрпризный момент.
2. Изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его
10

правильной артикуляции.
3. Знакомство дошкольников с характеристикой звука: гласный или
согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на
тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при
знакомстве с характеристиками звука.
Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:
 при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и
свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не
встречает никакой преграды, препятствия;
 при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить
свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает
преграду, препятствие на своем пути).
Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука,
используйте тактильно-вибрационный прием с накладыванием тыльной
стороны ладони на горло: если горлышко «звенит, дрожит, вибрирует», значит,
звук звонкий, если «не звенит, не дрожит, не вибрирует»  глухой.
Для определения твердости-мягкости звука можно «помочь» кулачком:
при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при
произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.
Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя
предложенные приемы.
4. На занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком,
развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и
представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит
речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
5. Графический образ звука – буква. Используется стихотворение про
букву.
Используемые приемы закрепления образа буквы:
 «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
 выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек,
спичек, шнурков или других предметов;
 выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой
крупе.
 построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли,
гороха, гречи на столе;
 игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать
буквы из мешочка и называть их.
 педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а
11

ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми
глазами.
6. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на
отдельные звуки).
2.2. Учебно-тематический план
2.2.1. Первый год обучения (5-6 лет)
№

Разделы программы

Количество часов

I
II
III
IV
V

Знакомство со звуками русского языка
Знакомство с буквами
Дифференциация звуков и букв
Игротека, КВН, квест
Творческая работа
Итого

28
24
6
9
13
80

2.2.2. Второй год обучения (6-7 лет)
№

Разделы программы

Количество часов

I
II
III
IV
V

Знакомство со звуками русского языка
Знакомство с буквами
Дифференциация звуков и букв
Игротека, КВН, квест
Творческая работа
Итого

17
24
13
11
15
80

12

2.3. Календарный учебный график
2.3.1. Первый год обучения (5-6 лет)
№ п/п

Тема занятий

Количество
занятий

Месяц
Неделя
Сентябрь
2 неделя
Сентябрь
3 неделя
Сентябрь
4 неделя
Сентябрь
4-5 неделя
Октябрь
1 неделя
Октябрь
1 неделя
Октябрь
2 неделя
Октябрь
3 неделя
Октябрь
3 неделя
Октябрь
4 неделя
Октябрь
4 неделя
Октябрь
5 неделя
Октябрь
5 неделя
Ноябрь
2 неделя
Ноябрь
3 неделя
Ноябрь
4 неделя

1–2

Звуки речи.

2

3–4

Гласные звуки

2

Звук [А]

1

Звук [А]. Буква А а.

2

8

Творческая работа.

1

9

Звук [У]

1

Звук [У]. Буква У у.

2

12

Гласные звуки [А], [У]. Буквы Аа, Уу.

1

13

Звук [О]

1

14

Звук [О]. Буква О о.

1

15
16

Гласные звуки [А], [У], [О].
Аа, Уу, Оо.
Согласные звуки

17

Творческая работа.

5
6–7

10 – 11

Буквы

1
1
1

18 – 19 Звуки [М], [Мь].

2

20 – 21 Звуки [М], [Мь]. Буква М м.

2

22

Звуки [П], [Пь].

1

13

23 – 24 Звуки [П], [Пь]. Буква П п.

2

Творческая работа.

1

25

26 – 27 Деление слов на слоги.
28

2

Звук [И]

1

29 – 30 Звук [И]. Буква И и.

2

31 – 32 Закрепление пройденного материала.
Чтение слов с буквами А, О, У, И, М,
П.
33 – 34 Творческая
работа
«Новогодний
сюрприз»
35
Звуки [Т], [Ть].

2

36 – 37 Звуки [Т], [Ть]. Буква Т т.

2

Звуки [К], [Кь].

1

38

2
1

39 – 40 Звуки [К], [Кь]. Буква К к.

2

Согласные звуки [М], [Мь], [П], [Пь],
[Т], [Ть], [К], [Кь].
42 – 43 Творческая работа

1

41

44

Звуки [Х], [Хь].

2
1

45 – 46 Звуки [Х], [Хь]. Буква Х х.

2

47

Звуки [К] - [Х].

1

48

Звук [Ы].

1

49

Звук [Ы]. Буква ы.

1

14

Ноябрь
4,5 неделя
Ноябрь
5 неделя
Декабрь
2 неделя
Декабрь
3 неделя
Декабрь
3, 4 неделя
Декабрь
4, 5 неделя
Январь
3 неделя
Январь
4 неделя
Январь
4 – 5 неделя
Январь
5 неделя
Февраль
2 неделя
Февраль
3 неделя
Февраль
3 – 4 неделя
Февраль
4 неделя
Март
2 неделя
Март
3 неделя
Март
3 неделя
Март
4 неделя

50 – 51 Звуки [Ы] - [И].

2

52 – 53 Творческая работа.

2

54

Гласные звуки [А], [У], [О], [Ы], [И].

1

55 – 56 Звуки [С], [Сь].

2

57 – 58 Звуки [С], [Сь]. Буква С с.

2

59

Звук [Э].

1

60 – 61 Звук [Э]. Буква Э э.

2

62 – 63 Звуки [Н], [Нь].

2

64

Звуки [Н], [Нь]. Буква Н н.

1

65

Творческая работа.

1

66 – 67 Звуки [Б], [Бь].

2

68 – 69 Звуки [Б], [Бь]. Буква Б б.

2

70

Ребусы

1

71 – 72 Творческая работа. Ребусы «Сами с
усами».

2

73

КВН по закреплению пройденного
материала.

1

74

Игротека «Фонематика»

1

75

Игротека «Буквознайка»

1
15

Март
4 – 5 неделя
Март
5 неделя,
Апрель
1 неделя
Апрель
1 неделя
Апрель
2 неделя
Апрель
3 неделя
Апрель
4 неделя
Апрель
4 – 5 неделя
Апрель
5 неделя,
Май
2 неделя
Май
2 неделя
Май
3 неделя
Май
3 – 4 неделя
Май
4 – 5 неделя
Май
5 неделя
Май
5 неделя
Июнь
1 неделя
Июнь
1 неделя
Июнь
2 неделя

76

Игротека «Словарик»

1

77

Мастерская Букводелкина

1

78

Игротека «Звуковая тайна слова»

1

79

Игротека «Слоговая путаница»

1

80

Квест «Самый грамотный»

1

Июнь
2 неделя
Июнь
3 неделя
Июнь
3 неделя
Июнь
4 неделя
Июнь
4 неделя

2.3.2. Второй год обучения (6 – 7 лет)
№ п/п

Тема занятий

Количество
занятий

Месяц
Неделя
Сентябрь
2 неделя
Сентябрь
2 неделя
Сентябрь
3 неделя
Сентябрь
4 неделя
Сентябрь
5 неделя,
Октябрь
1 неделя
Октябрь
1 – 2 неделя
Октябрь
2 неделя
Октябрь
3 неделя
Октябрь
3 – 4 неделя
Октябрь
4 неделя

1

Повторение пройденного материала

1

2

Творческая работа «Мастерская Бабы
Яги» (гласные и согласные звуки)

1

3–4

Звук [Ш].

2

5–6

Звук [Ш]. Буква Ш ш. Правило ШИ
ПИШИ С БУКВОЙ И.

2

7–8

Звуки [С] - [Ш].

2

9 – 10

Творческая работа

2

11

Звуки [З].

1

12

Звуки [Зь].

1

13 – 14 Звуки [З], [Зь]. Буква З з.

2

Звуки [С] - [З].

1

15

16

Буква Я в начале слова.

1

17 – 18 Буква Я после согласного звука.

2

16

19

Буквы А - Я

1

20 – 21 Творческая работа

2

22

Звук [В].

1

23

Звук [Вь].

1

24

Звуки [В], [Вь]. Буква В в.

1

25

Буква Е в начале слова.

1

26

Буква Е после согласного звука.

1

27

Буквы Е – Э.

1

25

Звук [Ф].

1

26

Звук [Фь].

1

27

Звуки [Ф], [Фь]. Буква Ф ф.

1

28 – 29 Творческая работа
30

2

Звуки [В] - [Ф].

1

31 – 33 Предлоги в предложении.

3

34 – 35 Звук [Й].

2

36

Звук [Й]. Буква Й й.

1
17

Октябрь
5 неделя
Октябрь
5 неделя,
Ноябрь
1 неделя
Ноябрь
2 неделя
Ноябрь
2 – 3 неделя
Ноябрь
3 неделя
Ноябрь
4 неделя
Ноябрь
4 неделя
Ноябрь
5 неделя
Ноябрь
5 неделя
Декабрь
2 неделя
Декабрь
2 неделя
Декабрь
3 неделя
Декабрь
3 неделя
Декабрь
4 неделя
Декабрь
5 неделя
Декабрь
5 – 6 неделя
Февраль
2 неделя
Январь
3 неделя

37

Звуки [Й] - [И]. Деление на слоги.

38 – 39 Рифмы. Развитие
восприятия.

фонематического

40 – 41 Творческая работа.

1
2
2

42

Звук [Д].

1

43

Звук [Дь].

1

44

Звуки [Д], [Дь]. Буква Д д.

1

45

Звуки [Д] - [Т], [Дь] - [Ть].

1

47

Буква Ё в начале слова.

1

48

Буква Ё после согласного звука.

1

49

Буквы Ё – О.

1

50 – 51 Творческая работа.

2

52

Звуки [Г], [Гь].

1

53

Звуки [Г], [Гь]. Буква Г г.

1

54

Звуки [Г] - [К], [Гь] - [Кь].

1

55

Буква Ю ю.

1

56

Буквы Ю – У.

1

57 – 58 Буква ь.

2

59 – 60 Творческая работа.

2

61

Звуки [Л], [Ль].

1
18

Январь
3 неделя
Январь
3 – 4 неделя
Январь
3 – 4 неделя
Январь
5 неделя
Январь
5 неделя
Февраль
2 неделя
Февраль
2 неделя
Февраль
3 неделя
Февраль
3 неделя
Февраль
4 неделя
Февраль
4 – 5 неделя
Февраль
5 неделя
Март
2 неделя
Март
2 неделя
Март
3 неделя
Март
3 неделя
Март
4 неделя
Март
5 неделя
Апрель
1 неделя

62

Звуки [Л], [Ль]. Буква Л л.

1

63

Звук [Ж].

1

64

Звук [Ж]. Буква Ж ж. Правило ЖИ
ПИШИ С БУКВОЙ И.

1

65

Звуки [Ж] - [Ш]. Правило ЖИ - ШИ
ПИШИ С БУКВОЙ И.

1

66

Звуки [Р], [Рь]. Буква Р р.

1

67

Звуки [Р] - [Л], [Рь] - [Ль].

1

68

Звуки [Ц]. Буква Ц ц.

1

69

Ребусы (различной сложности).

1

70

Творческая работа.

1

71

Звуки [Ч]. Буква Ч ч.

1

72

Звуки [Щ]. Буква Щ щ.

1

73

Кроссворд.

1

74 – 75 Творческая работа. Кроссворд

2

76

КВН по закреплению пройденного
материала.

1

77

Игротека «Фонематика»

1

78

Игротека «Буквознайка»

1

79

Игротека «Звуковая тайна слова»

1

80

КВН по закреплению пройденного
материала.

1

19

Апрель
1 неделя
Апрель
2 неделя
Апрель
2 неделя
Апрель
3 неделя
Апрель
3 неделя
Апрель
4 неделя
Апрель
4 неделя
Май
3 неделя
Май
3 неделя
Май
4 неделя
Май
4 неделя
Июнь
1 неделя
Июнь
1 – 2 неделя
Июнь
2 неделя
Июнь
3 неделя
Июнь
3 неделя
Июнь
4 неделя
Июнь
4 неделя

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Объем учебной нагрузки по Программе
Программа рассчитана на два года обучения и рекомендуется для
занятий детей с 5 до 7 лет.
Программа дополнительного образования «АБВГДейка» предлагает
проведение занятий 2 раз в неделю. Исходя из календарного года (сентябрь июнь) в количестве 80 занятий в каждой возрастной группе.
Продолжительность занятия в старшей группе 25 мин, в
подготовительной к школе группе 30 мин.
Возраст
Первый год
обучения
(5-6 лет)
Второй год
обучения
(6-7 лет)

Объем недельной
нагрузки
50 минут

Количество занятий в неделю,
месяц, год
2/8/80

60 минут

2/8/80
Всего: 160

3.2. Материально-техническое обеспечение
Для успешной работы по программе «Студия «АБВГДейка» и
обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:
 Материально-техническая база
Уютное эстетическое пространство для образовательной деятельности
(помещение группы), оснащѐнное следующим:
 интерактивная доска,
 ноутбук,
 нетбук (6 шт.),
 телевизор,
 магнитофон,
 подушки,
 доска магнитно-маркерная;
 столы, стулья для индивидуальной работы детей.
 Материально-техническое обеспечение
I. Дидактические игры:
20






















Д/и «Тайна звука»;
Д/и «Живые звуки»;
Д/и «Фонематика»;
Д/и «Звуковая пирамида»;
Д/и «Скала достижений»;
Д/и «Волшебный клубок»;
Д/и «Логокуб»;
Д/и «Сделай сам»;
Д/и «Звонкий - глухой»;
Игры «Дин, Дон»;
Д/и «Деление слов на слоги»;
Д/и «Карта страны АБВГДейка»;
Д/и «Я учу буквы»;
Д/и «Найди слова»;
Д/и «Детская типография»;
Д/и «Найди место звука в слове»;
Конструкрор ТИКО;
Д/и «Мозаика»;
Ребусы;
Пазлы «Играем и учимся» и т.д.

II. Демонстрационный наглядный материал:
 Схемы звукового анализа звука;
 Домики звуков и букв;
 Звуковые человечки;
 Настенная азбука букв;
 Индивидуальные кассы букв;
 Картинный материал;
 Набор картинок «На что похожа буква»;
 Пиктограммы (картинный материал);
 Ребусы.
III. Учебно-методическая литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М., 2002.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
3. Еременко Н. И. Художественная литература. Игровая деятельность.
Подготовительная группа. – Волгоград , 2005.
21

4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.,
1985.
5. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников. СПб, 1998.
6. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для
развития речи. М., 1995.
7. Лопухина И. С. Логопедия. 550 Звуки, буквы и слова. СПб, 1998.
8. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 2. – Ярославль, 1997.
9. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников. Книга 2. Старшая группа. – М., 2004.
10. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина.
– М., 1979.
11. Репина З. А., Васильева А. Д. Поле речевых чудес. Уч. пособие. Екатеринбург, 1997.
12. Селивѐрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
13. Соколова Ю. Развитие речи. – М., 2003.
14.Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.
15. Ундзенкова А., Колтыгина Л. Звукарик. – Екатеринбург, 1998.
16. Шалаева Г. П. Занимательная грамматика. – М., 2006.
17. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,
1988.
IV. Электронные образовательные ресурсы:
1. Программно-методические комплексы:
 «Развитие речи»
 «Весѐлые уроки. Учимся говорить правильно»
2. Презентации, викторины.
V. Рабочие тетради для индивидуальной работы воспитанников:
1. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: рабочая тетрадь № 1 (5 – 7
лет) – СПб, 2023.
2. Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: рабочая тетрадь № 2 (6 – 7
лет) – СПб, 2023.
3. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем грамоту. Часть 1.
– Киров, 2024.
4. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем грамоту. Часть 2.
– Киров, 2024.
5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Тетрадь с заданиями для развития
детей. Рисуем по клеточкам. Часть 2. – Киров, 2024.
22

3.3. Оценочные и методические материалы
С целью контроля результативности обучения педагог проводит
диагностику один раз в год, которая преимущественно направлена на изучение
оценки освоения программы учащимися. Это помогает педагогу сделать
условия обучения максимально приближенными к реализации детских
потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию
детской индивидуальности; позволяет определить актуальные образовательные
задачи, индивидуализировать образовательный процесс.
Формы подведения итогов: открытые занятия, отчет педагога.
Средства выявления результатов 1-й год обучения
Наблюдение на занятиях Использование игр.
Игры, используемые для проверки усвоения программы:
«Слог потерялся»
Цель: Определять недостающий слог в слове, составлять слово
полностью и прочитывать его.
«Подбери слово к картинке» (лото)
Цель: Чтение слов, подбирать слова к картинкам, подходящие по
смыслу. Викторина «Мы читаем».
Цель: Смысловое чтение – читая слова, подбирать нужные
названия к картинкам, классифицировать слова по определенным понятиям.
«Светофорики»
Цель: Умение определять гласные, мягкие и твердые согласные в
начале и конце слов.
«Подбери пару»
Цель:
1. Узнавание букв и называние звуков, которые они обозначают.
2. Подбор пар по двум одинаковым буквам.
«Составь цепочку»
Цель:
1. Умение определять первый и последний звук и букву в слове.
2. Умение выделять в словах первый и последний слог в словах.
«Прочитай по первым буквам»
Цель:
1. Узнавание буквы, с которой начинается предмет на картинке.
2. Чтение слова с высказыванием букв, с которых начинаются
предметы на картинках.
3. Чтение слова на слух, устанавливая слово по первым звукам.
23

Средства выявления результатов 2-й год обучения
Наблюдение на занятиях Использование игр.
Игры, используемые для проверки усвоения программы:
«Телеграмма»
Цель:
1. Умение составлять предложения из отдельных слов.
2. Составление рассказа из трех-четырех предложений.
«Расшифруй слова»
Цель: Составление слов по цифрам.
«Прятки с буквами»
Цель: Определение пропущенной буквы в словах.
Лото «Подбери картинку»
Цель: Чтение слов и предложений.
«Слова рассыпались»
Цель: Составление предложений.
«Прочитай по первым буквам»
Цель: Чтение слов с определением первой буквы, с которых
начинается картинка.
«Маленькие слова»
Цель: Работа с предлогами.
Набор кроссвордов, ребусов
Цель: Определение последовательности звуков и букв в слове.
Оценка освоения Программы
По окончанию первого года обучения воспитанники овладеют знаниями
и умениями:
1. Знать буквы.
2. Уметь соотносить звук с буквой.
3. Различать гласные и согласные звуки.
4. Различать твердые, мягкие звуки.
5. Осознанно складывать простейшие слоги.
6. Определять звук в словах и выделять его.
7. Определять место звука в слове (начало, средина, конец слова).
По окончанию второго года обучения у детей формируются следующие
основные умения:
1. различать понятия «звук», «буква», «слово»;
2. называть слова с заданным звуком;
3. чѐтко и правильно произносить начальные звуки в названиях
предметов;
24

4. слышать в слове интонационно выделенный звук и называть его;
5. писать букву по образцу;
6. находить заданную букву в тексте;
7. читать слоги;
8. отвечать на вопросы полным ответом;
9. рисовать
вертикальные,
горизонтальные,
округлые
линии,
закрашивать контуры предметов, заштриховывать предметы, используя
различные виды штриховки.
К концу освоения Программы основным результатом должно стать
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения,
развитие интереса и внимания к слову, мышления, внимания, памяти.
Показатели достижений детей в освоении Программы «АБВГДейка»

Проявляет интерес к
чтению, родному языку.

Осознанно складывает
простейшие слоги

Различает твердые и
мягкие согласные звуки

Различает гласные и
согласные звуки

Соотносит звук с буквой

Знает буквы

Хорошо владеет понятиями:
«звук»,
«буква»

Ф. И. ребенка

Слышит звук, выделяет его
в начале, в середине, в
конце слова

№
п/п

Слышит звук в словах и
выделяет его

Дата проведения
Педагог дополнительного образования

Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление
носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление,
зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого,
настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2
балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво
сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или
отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или
неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий уровень).

25

Список используемой литературы
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.
2.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
3. Еременко Н. И. Художественная литература. Игровая деятельность.
Подготовительная группа. – Волгоград, 2005.
4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
5. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников. СПб, 1998.
6. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для
развития речи. М., 1995.
7. Лопухина И.С. Логопедия. 550 Звуки, буквы и слова. СПб, 1998.
8. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 2. – Ярославль, 1997.
9. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников. Книга 2. Старшая группа. – М., 2004.
10. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. –
М., 1979.
11. Репина З. А., Васильева А. Д. Поле речевых чудес. Уч. пособие. –
Екатеринбург, 1997.
12.Селивѐрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
13. Соколова Ю. Развитие речи. – М., 2003.
14.Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.
15. Ундзенкова А., Колтыгина Л. Звукарик. – Екатеринбург, 1998.
16. Шалаева Г.П. Занимательная грамматика. – М., 2006.
17. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,
1988.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».