Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00
Принято:
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от «29 августа» 2024 г.
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ С. В. Прошлецова
Приказ № 067-ОД
от 29.08. 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Предшкола нового поколения»
для детей 5-7 лет
(срок реализации 2 учебных года)
Составитель:
Задорина Т. В., педагог
дополнительного образования
Екатеринбург, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела
Стр.
I
Целевой раздел
3
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Планируемые результаты освоения Программы
9
II
Содержательный раздел
11
2.1
Программа по началам обучения грамоте «Учимся читать и
писать»
Программа по математике «Учимся считать»
11
18
2.4
Программа по окружающему миру «Изучаем окружающий
мир»
Учебный план
III
Организационный раздел
23
3.1
Объем учебной нагрузки по Программе
23
3.2
Материально-техническое обеспечение
23
3.3
Оценочные и методические материалы
24
Список используемой литературы
24
2.2
2.3
2
13
21
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Модель новой школы России предусматривает включение в систему
общего образования еще одного уровня, а именно уровня дошкольного
образования, рассчитанного на детей 6 -7 лет.
Это объясняется необходимостью построения дошкольного образования
как полноценного уровня целостной системы образования, обеспечивающей
равные стартовые возможности детям старшего дошкольного возраста.
Обращаясь к проблеме преемственности различных уровней
образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых
точках – в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из
дошкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной
школы в среднюю.
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой
образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к
содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на
формирование предметной и психологической готовности ребенка к
успешному обучению в школе.
Образовательная программа подготовки детей 5-7 лет к школе
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
на
основе
методического комплекта программы «Предшкола нового поколения»,
составитель комплекта программ профессор Роза Гельфановна Чуракова,
авторы программ О. А. Захарова, Н. А. Чуракова, И. С. Рукавишников, А. К.
Сундукова, О. В. Малаховская, О. Н. Федотова, Т. Г. Раджувейт, Л. В. Харазова,
Л. Г. Кудрова.
Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения»
разработан на основе ФГОС ДО и «Примерной общеобразовательной
программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного
возраста «Предшкола нового поколения». В соответствии с основной идеей
программы парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на
полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, а также
достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.
Актуальность данной программы обоснована:
необходимостью совершенствования образовательного процесса на
основе ФГОС ДО в целях оптимизации общекультурного, личностного и
познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех
детей;
3
необходимостью
сохранения
единства
образовательного
пространства, обеспечения преемственности уровней образовательной системы
школы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в
детском возрасте обусловлена
возрастанием
явлений
школьной
дезадаптации, обусловленных низкой школьной зрелостью и недостаточной
психологической готовностью детей к школьному обучению).
При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд
проблем, которые возникают в связи с наблюдающейся тенденцией их более
раннего образования:
сохранение и укрепление здоровья детей;
отбор содержания образования детей на уровне предшкольного
образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе
школы;
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на
уровне предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей
детей этого возраста.
На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к
систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к
школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими
учащимися.
Цель программы:
Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в
образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования.
Задачи:
1. Воспитывать и развивать у каждого ребѐнка:
положительное отношение к себе и окружающему миру;
познавательную и социальную мотивацию;
инициативность;
самостоятельность.
2. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным
школьным образованием, содействовать развитию умений и навыков,
необходимых для успешного обучения в начальной школе:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать
коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных
видах деятельности;
4
развивать инициативу, любознательность, способность к творческому
самовыражению;
развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе,
включать детей в различные формы сотрудничества.
Одна из основных целей дошкольного образования – достижение
воспитанниками готовности к школе, необходимой и достаточной для
успешного освоения детьми основных общеобразовательных программ
начального общего образования.
Комплект включает обязательную часть основной образовательной
программы детей старшего дошкольного возраста.
Комплект парциальных программ:
ориентирован
на
светский
характер
образования,
на
общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским
культурным традициям;
построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия
взрослых с детьми с учѐтом относительных показателей детской успешности;
обеспечивает целостность педагогического процесса посредством
взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и
развития;
учитывает вариативность организационных форм дошкольного
образования;
предусматривает оптимальную нагрузку на ребѐнка с целью
предупреждения перегрузки;
учитывает принцип интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и
при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми (игры) и с учѐтом основных видов детской
деятельности: игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения
художественной литературы.
5
Основные положения комплекта программ отражены в УМК для детей и
взрослых «Предшкола нового поколения».
Содержание УМК предусматривает разные виды деятельности ребѐнка
(различные игры, рисование, конструирование, экспериментирование,
спортивные мероприятия, и т. д.). Связанность, взаимопроникновение и
взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого
и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой
деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при
подготовке детей к школе.
УМК создаѐт все условия для оптимального сочетания индивидуальной
и совместной деятельности ребѐнка и взрослого, строится на адекватных
возрасту
формах
работы
с
детьми
(коллективных,
групповых,
индивидуальных).
Образовательный процесс в предшкольных группах включает
совместную деятельность взрослых и детей и самостоятельную деятельность
детей. Совместная деятельность взрослых и детей характеризуется партнѐрской
позицией взрослого и формами организации образовательного процесса по
решению
образовательных
задач
(коллективными,
групповыми,
индивидуальными, парными). Особо следует отметить, что все формы
организации предусматривают возможность свободного перемещения детей в
течение учебного процесса и постоянное общение детей между собой и со
взрослым. Самостоятельная деятельность детей – это деятельность
воспитанников в условиях предметно-развивающей среды, созданной
педагогом. Среда обеспечивает каждому ребѐнку выбор деятельности по
интересам, позволяя взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально. Безусловно, коррекционная деятельность педагога и в этом
случае обязательна.
Сроки освоения Программы
Данная программа может быть освоена детьми в течение двух учебных
лет на базе образовательного учреждения.
Содержание дошкольного образования
Содержание дошкольного образования, согласно «Концепции
содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»,
должно соответствовать таким направлениям развития детей старшего
дошкольного возраста, как физическое, познавательно-речевое, социальноличностное, художественно-эстетическое.
Физическое развитие и здоровье
Основные цели: сохранение и укрепление физического и
психологического здоровья детей, формирование ценностного отношения к
6
здоровому образу жизни.
В сфере физического развития дошкольника взрослые способствуют
формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни:
бережное отношение к своему организму, представление о том, что полезно и
что вредно для здоровья, овладение необходимыми гигиеническими навыками.
Физическая готовность определяется общим физическим развитием
ребѐнка (нормальный рост, вес, объѐм груди, мышечный тонус, пропорции
тела, кожный покров), моторикой (особенно развитием мелких движений
кистей рук и пальцев), зрительно-двигательной координацией; состоянием
зрения и слуха, состоянием нервной системы ребѐнка (степенью еѐ
возбудимости и уравновешенности).
Общее состояние здоровья – один из основных показателей физической
готовности ребѐнка к обучению в школе.
Познавательно-речевое развитие
Основные
цели:
формирование
целостной
картины
мира,
познавательных
интересов,
сенсорных
эталонов
и
элементарных
математических представлений, расширение кругозора ребѐнка, комплексное
развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи
(письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребѐнка.
Формируются общие представления ребѐнка об окружающем его мире и
природе, о себе, семье, обществе, государстве, религии.
На протяжении дошкольного воспитания совершенствуется и
обогащается речь ребѐнка, становясь одним из основных условий познания.
Образование, направленное на познавательное развитие ребѐнка в
дошкольный период предполагает:
опору на природную детскую любознательность;
поощрение познавательной инициативы ребѐнка: детских вопросов,
рассуждений, самостоятельных умозаключений;
опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение,
экспериментирование, познавательное общение, игровая деятельность;
организацию
образовательной
среды,
стимулирующей
познавательную активность ребѐнка;
опору на совместную деятельность детей и взрослых.
Познавательно-речевое развитие ребѐнка предполагает наличие у него
интеллектуальной и речевой готовности.
Интеллектуальная готовность – это, прежде всего, общий кругозор
ребѐнка и развитие познавательных процессов: воображения, творчества,
мышления, а также достаточный уровень сформированности познавательных
7
интересов, их ориентированность на зону ближайшего развития.
Под
речевой
готовностью
понимается
сформированность
грамматического строя речи, представлений о правильном звукопроизношении,
достаточный для общения активный и пассивный словарный запас, владение
основами монологической речи; способность к восприятию на слух
разговорной речи, к пониманию и использованию символов.
Социально-личностное развитие
Основные цели: содействие появлению у детей ценностных ориентаций,
социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности
произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной
жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения
к решению поставленной задачи.
Образование, направленное на социально- личностное развитие ребѐнка
в дошкольный период, предполагает:
создание условий для появления нравственных основ патриотических
чувств (первоначальные представления о России – стране, в которой он живѐт, о
столице России – Москве, о малой родине, о родной природе и др.);
воспитание доброжелательного отношения к окружающим,
воспитание уважения прав сверстников, умения сотрудничать с ними;
формирование положительного отношения к себе;
формирование культуры поведения;
формирование у ребѐнка внутренней позиции будущего школьника;
формирование умений работать по правилу, по образцу, точно
выполнять инструкции, контролировать процесс и результат деятельности.
Социально-личностная готовность ребѐнка к школе включает в себя
сформированность нравственных и коммуникативных способностей ребѐнка.
Применительно к моменту поступления ребѐнка в школу можно
выделить
следующие
показатели
сформированности
регулятивных
универсальных учебных действий:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение видеть указанную ошибку и исправлять еѐ по указанию
взрослого;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Целесообразно оценивать готовность ребѐнка к поступлению в школу не
столько на основе умений чтения, письма, счѐта, сколько на уровне
сформированности внутренней позиции школьника, произвольного поведения
8
и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие
Основные цели: формирование интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, содействие художественно-эстетическому
развитию детей, удовлетворение потребности детей в творческом
самовыражении.
Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие
ребѐнка в дошкольный период, предполагает создание следующих условий:
обогащение сенсорного и чувственного опыта ребѐнка во всех видах
творческой деятельности;
организация
образовательной
среды,
стимулирующей
изобразительные виды деятельности (рисование, раскраска, художественное
конструирование и пр.);
предоставление ребѐнку возможности выбора деятельности, сюжетов,
материалов и средств воплощения художественного замысла;
поддержка детской инициативы, поощрение, стимулирование
творческих замыслов ребѐнка.
Художественно-эстетическое развитие определяет готовность ребѐнка к
различным видам
художественно-эстетической деятельности, вызывает
интерес к содержанию высокохудожественных произведений, переданному
средствами изобразительного искусства, формирует потребность совместной
творческой деятельности.
Указанные направления соответствуют действующим концептуальным и
нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной
системы дошкольного образования.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Личностные:
ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
9
ребѐнок
овладевает
основными
культурными
способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности; ребѐнок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам
и социальным нормам.
Предметные:
ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки
грамотности;
у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;
ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком
с
произведениями
детской
литературы,
обладает
элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории;
ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа по началам обучения грамоте «Учимся читать и писать»
Пояснительная записка
Подготовка детей к чтению и письму является многоаспектной
проблемой, которая требует совместных усилий ребѐнка и взрослого в разных
направлениях:
развитие фонематического
слуха и
правильного
звукопроизношения, развитие пространственных ориентиров и тонкой (мелкой)
моторики кисти руки, развитие грамматического строя речи и словарного
запаса. А также практическое освоение звуков русского языка с разными
целями:
а) с целью последующего чтения (поскольку процесс чтения связан с
декодированием напечатанных, то есть представленных в буквенном виде, слов
в их звуковые эквиваленты);
б) с целью последующего письма (поскольку процесс письма связан с
кодированием звукового образа слова в его письменный эквивалент).
Содержание курса
Формирование представлений о разнице между предметом и его
обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей
(более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).
Развитие фонематического слуха:
а) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного
качества (гласных и согласных, твѐрдых и мягких, звонких и глухих) без
введения терминов;
б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в
середине слова;
в) специально организованная работа по произнесению трудных по
артикуляции звуков: свистящих [c], [з], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], [щ],
сонорных [р], [л].
Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру
рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и
пишущим средством).
Формирование первичного навыка чтения:
а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции; б)
отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными;
в) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными ( с
синхронным повторением первой модели);
11
г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых
слогов;
д) чтение открытых слогов с использованием всѐ новых и новых букв
согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введѐнной согласной
через звукоподражание).
Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения.
Универсальные учебные действия
С помощью системы пособий дошкольник научится:
удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает
взрослый, или рассматривая репродукцию;
понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику
чтения сверху вниз и слева направо;
ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить
ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом
выделенные фрагменты, строчки разного размера);
пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с
разными окнами, указателями, фишками, лупой и т. д.);
правильно держать орудие письма;
выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой,
репродукциями, инструментами);
обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы,
касающиеся прослушанного текста;
по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не
получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или
указатель и т.д.)
Предметные знания и умения
Ребѐнок будет способен:
слышать, различать и произносить изучаемые звуки;
иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках
разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука (в
исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением звука, которое
является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата
ребѐнка;
понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;
сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных
букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде
12
знака (буквы);
узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв; ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию,
текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву;
пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной
строчки, слова, слога, буквы или детали картины;
менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и
фишки) по заданию взрослого;
различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;
различать предмет и слово-название предмета;
членить слово на части (понимать, что слово делится на отдельные
слоги);
различать звуки разного качества.
Учебные пособия:
И. С. Рукавишников, Т. Г. Раджувейт «Друзья Кронтика учатся читать»
(книга для работы взрослых с детьми);
И. С. Рукавишников, Т. Г. Раджувейт «Учимся писать буквы» (тетрадь
для работы взрослых с детьми).
2.2. Программа по математике «Учимся считать»
Пояснительная записка
Предпосылками
формирования
элементарных
математических
представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей
(зрительного, координационного и цветового) и освоение ими логических
операций (классификация, анализ, сравнение, обобщение и синтез).
К основным видам логических операций можно отнести классификацию
и сериацию.
Классификация (распределение – объединение объектов по группам) –
анализ (выделение признаков объекта); сравнение (сопоставление ряда
объектов по выделенному признаку); обобщение выделение общего признака у
ряда объектов); синтез (объединение объектов в группу по выделенному
признаку).
Сериация – установление последовательных взаимосвязей (определение
различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или
возрастанию степени проявления признака).
13
Уровни сложности логических операций:
а) самостоятельно;
б) с помощью сверстников, взрослых.
классификация: по количеству объектов – 2-4;
по количеству признаков – от 1 до 3;
сериация: по количеству объектов – не более 3.
Цель программы: формирование умственных способностей и
математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать,
находить скрытые для непосредственного восприятия математические
взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи программы:
1. Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления
и развития интересов, склонностей и способностей ребѐнка.
2. Формировать внутреннюю учебную мотивацию, других мотивы
учения. 3. Развивать психические процессы (ощущение, восприятие,
представление).
4. Развивать вариативное и образное мышление (фантазию,
воображение, творческие способности).
5. Формировать приѐмы умственных действий (анализ,
синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
6. Формировать общеучебные умения и навыки (умение обдумывать и
планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и
проверять их, строго придерживаться заданным правилам и алгоритмам)
Содержание курса
Программа дочислового периода обучения математике:
1. Формирование представлений о количестве.
Классификация множеств объектов по кол-ву объектов (один, много, ни
одного).
2. Виды преобразований основных объектов:
инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг,
вращение, симметрическое отображение, подобие и их композиции;
преобразование количества;
инвариантные (изменение положения элементов группы в
пространстве);
неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).
3. Способы сравнения: на глаз; наложение; перенос; взаимно
14
однозначное соответствие.
4. Способы описания результатов сравнения: равенство; неравенство;
установление последовательности.
1) Развитие представлений о количестве: количество как характеристика
множества предметов.
2) Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни
одного).
3) Сравнение двух множеств предметов по количеству различными
способами.
4) Распределение предметов по порядку: установление первого и
последнего, следующего и предыдущего.
5. Развитие представлений о форме.
1) Сравнение предметов по форме различными способами.
2) Выделение геометрических форм (пространственные, плоские,
линейные).
3) Знакомство с объѐмными геометрическими фигурами.
4) Знакомство с плоскими геометрическими фигурами.
5) Знакомство с линейными геометрическими фигурами. Построение
геометрических фигур от руки и с помощью линейки.
6) Преобразования геометрических фигур.
7) Сравнение форм геометрических фигур под действием
преобразований различными способами.
6. Развитие представлений о непрерывных величинах.
1) Сравнение двух предметов – геометрических фигур по длине,
ширине, высоте различными способами.
2) Сравнение трѐх предметов – геометрических фигур по длине, ширине,
высоте различными способами.
3) Сравнение двух предметов – геометрических фигур по площади
различными способами.
4) Сравнение двух предметов – геометрических фигур по объѐму
различными способами.
5) Сравнение двух предметов – геометрических фигур по величине
различными способами.
Содержание числового периода обучения математике: Основные
объекты: числа, действия над числами.
Представление о числах: количественное описание равноэлементных
множеств, способы записи числа, число как результат измерения, число как
результат сложения единиц, аддитивный состав числа.
Представление о ряде чисел: упорядоченность числового ряда,
15
положение числа в ряду, порядковые числительные.
Действия над числами (от 1 до 5):
понятие арифметического действия;
действие сложение как объединение множеств;
действие вычитание как изъятие подмножества из множества.
Программа числового периода обучения математике:
Числа от 1 до 5.
Классификация множеств по количеству элементов. Равноэлементные
множества. Число как количественная характеристика равноэлементных
множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные» множества.
Способы записи числа: точечная и цифровая.
Действия над числами.
1. Понятие арифметического действия.
2. Действие сложения.
3. Действие вычитания.
4. Получение последующего и предыдущего числа.
Аддитивный состав чисел от 1 до 5:
разложение числа на сумму единиц;
произвольное разложение числа;
способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3;
способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3, 4, 5.
Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения.
Формирование познавательных УУД:
классификация-объединение по группам;
анализ – выделение признака из целого объекта (например, предмет
круглый, большой, объемный и т.д.);
сравнение – выделение признака из ряда предметов (например,
умение сравнивать предметы по форме, выделять знакомые геометрические
фигуры в предметах реального мира);
обобщение – выделение общего признака из ряда объектов; - синтез –
объединение в группы по признакам;
сериация – умение видеть и называть соседний объект; умение
распределять объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления
признака.
Формирование сенсорного опыта:
ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчѐта
себя или другой предмет;
16
ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги; определение временных отношений (день, месяц, год);
определение цвета;
умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до»,
«после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Дети должны уметь:
оценивать количество предметов числом и проверять сделанную
оценку в пределах десяти;
вести счѐт как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 10;
показывать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрой);
раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;
производить арифметические действия сложения и вычитания на
множестве чисел, наибольшее из которых 10;
осуществлять набор и размен монет;
сравнивать предметы по форме разными способами;
узнавать и называть объѐмные, плоские, линейные геометрические
фигуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и
сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной форме несложных текстов по интересующей
младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях
повседневного
общения
(приветствие,
прощание,
благодарность,
поздравительная открытка, письмо другу).
Учебные пособия:
Р. Г. Чуракова «Кронтик учится считать» (книга для работы взрослых с
детьми);
Р. Г. Чуракова «Кронтик учится считать» (тетрадь для работы взрослых
с детьми);
О. А. Захарова «Учимся записывать числа» (тетрадь для работы
взрослых с детьми).
17
2.3. Программа по окружающему миру «Изучаем окружающий мир»
Пояснительная записка
Программа курса не только расширяет знания будущих первоклассников
об окружающем мире, но и направлена на то, чтобы помочь им познакомиться с
правилами школьной жизни, научиться быть учениками, учит их
ориентироваться в пространстве школы и в новом для них социуме.
Основные цели программы:
знакомство с окружающим миром,
воспитание нравственных основ патриотических чувств,
формирование предметных знаний и универсальных учебных
действий, обеспечивающих ребѐнку возможность успешного обучения в
начальной школе.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
передать первоначальные представления о стране, в которой живут,
о названии государства, его символике, о столице России – Москве и ее
достопримечательностях;
воспитывать уважение к малой родине, знакомить с понятиями «мой
город» (поселок, село, деревня), «мой край»;
закладывать интерес к достопримечательностям родного края;
поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, интерес к истории
семьи, профессиям родителей и близких людей;
поддерживать интерес к обучению в школе, к школьной жизни,
желание пойти в школу.
Специфика этой предметной области в том, что она имеет
интегрированный характер, соединяющий в себе обществоведческие,
исторические, природоведческие знания и ОБЖ.
В «Окружающем мире» заложена содержательная основа для широкой
реализации взаимосвязей таких образовательных областей, как развитие
связанной речи, художественная литература, основы математических
представлений,
природоведение,
технология,
физическая
культура,
изобразительное искусство, музыка и др.
Взаимосвязь и взаимозависимость содержания образовательных
областей при знакомстве детей с окружающим миром создают условия для
формирования нравственной основы патриотических чувств.
Программа курса основывается на развитии накопленных в дошкольном
возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих
18
первоклассников опирается на конкретно образные представления,
эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебноигровой форме.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной
эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.
Содержание курса
1. Источники получения знаний об окружающем мире:
Органы чувств: уши, глаза, нос, язык, кожа. Исследование предметов с
помощью органов чувств. Определение запаха, вкуса, цвета, источника звука,
анализ своих тактильных ощущений (теплый или холодный предмет и т.д.).
2. Изучение свойств воды и воздуха:
Определение свойств воды (вода не имеет вкуса, запаха, цвета, вода
растворяет соль и сахар).
Определение свойств воздуха (воздух окружает человека со всех сторон,
воздух не имеет запаха; воздух прозрачен и бесцветен, а потому не видим).
Воздух может приходить в движение (ветер).
Эксперименты, опыты, наблюдения.
3. ОБЖ
Обучение детей простейшим способам преодоления опасностей и
получения помощи (знание своего имени, фамилии и домашнего адреса, имен
родителей; умение набрать телефонный номер службы спасения, связаться с
родителями). Правила безопасного поведения на кухне, в ванной комнате
(осторожное обращение с емкостями, содержащими жидкости).
Правила безопасного поведения при обращении с острыми предметами.
Правила безопасного поведения на улице (мячик на проезжей части
дороги, правила перехода через дорогу и т. д.).
Правила гигиены.
Правила поведения при обнаружении запаха дыма и газа.
4. Дошкольник и его семья.
Домашний адрес, телефон, имя ребѐнка, имя и отчество родителей. Труд
взрослых.
Семейный альбом, ближайшие родственники, традиции семьи.
Профессии родителей и родственников.
5. Живая природа Земли. Растения – часть живой природы.
Знакомство с разнообразием растительного мира: деревьями,
кустарниками и травами.
Различие деревьев по форме листьев (лиственные и хвойные деревья).
Форма листа. Различие листьев-хвоинок у ели, сосны и лиственницы.
19
Кустарники – ягодные, лекарственные, декоративные. Злаковые
культуры – пшеница, рожь, просо и рис.
Травянистые растения – крапива, чертополох, ромашка, одуванчик и
подорожник.
Знакомство с организацией коллекций живых растений (ботанический
сад) и сухих растений (гербарий).
6. Животные – часть живой природы.
Животные – насекомые, птицы, звери.
Дикие и домашние животные. Признаки, отличающие домашних
животных от диких.
Домашние любимцы (кошки, собаки, хомячки, птицы и др.) Уход за
домашними животными.
7. Наша Родина – Россия. Родной край как часть великой Родины –
России.
Наша
Родина
–
Россия.
Москва
–
столица
России.
Достопримечательности столицы: Красная площадь, Кремль, башни Кремля,
Кремлевские куранты. Государственные праздники.
Родной
край
как
часть
великой
Родины
–
России.
Достопримечательности родного края.
Времена года (сезонные изменения) – весна, лето, осень, зима.
Формирование умения узнавать время по часам.
Базовые ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия:
ребѐнок способен выполнить инструкцию взрослого при работе в
тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию;
обучен отвечать на вопросы, может обсуждать со взрослыми
возникшую проблему или известное ему правило, способен поддержать
разговор на интересующую его тему, сформулировать вопросы, касающиеся
наблюдаемых явлений (как? зачем? почему?);
отвечает на вопросы (о себе, о своей семье и т.д.)
указанию взрослого переделывает работу, если допущена ошибка;
способен выбрать для себя род занятий из предложенных на выбор;
участвует в совместной деятельности, подчиняя свои интересы общим
требованиям и правилам в процессе различных подвижных игр и игровых
ситуациях;
действует по образцу, помня о заданной цели, видит указанную
ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность
20
по результату.
Предметные знания и умения.
Ребѐнок должен знать (уметь назвать, использовать знания в
практической деятельности или соблюдать изученные правила):
своѐ имя, отчество, фамилию, дату рождения, имя, отчество и
фамилию своих родителей;
название своего города, название своей улицы, номер своего дома и
квартиры;
название своего государства, столицы;
основные государственные праздники;
узнавать государственную символику России (герб, флаг, гимн); называть органы чувств и их функции;
знать свойства воды и воздуха;
знать правила поведения на дороге, правила поведения на кухне, в
ванной комнате, правила поведения при появлении задымлѐнности или запаха
газа;
знать правила гигиены;
приводить примеры некоторых растений;
приводить примеры домашних и диких животных, знать основные
признаки, отличающие диких животных от домашних;
чувствовать ответственность за домашних животных, если они
имеются в доме;
узнавать время по часам, если минутная стрелка на двенадцати; называть времена года.
Учебные пособия:
1. О. Н. Федотова. Маша и Миша изучают окружающий мир. Книга для
работы взрослых с детьми: учеб. пособие. М.: Академкнига / Учебник, 2012.
2. О. Н. Федотова. Маша и Миша изучают окружающий мир. Тетрадь
для работы взрослых с детьми: учеб. пособие. М.: Академкнига / Учебник,
2012.
2.4. Учебный план
Учебный план МАДОУ ЦРР детского сада №103 «Родники» по
реализации дополнительных образовательных услуг по предшкольной
подготовке детей составлен в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
21
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования (приказ № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» Министерства образования и науки РФ), далее ФГОС ДО;
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»,
СанПиН
2.4.1.3049-13
утвержденными
постановлением
Главного
государственного врача РФ от 15.05.2013 № 26, далее СанПиН 2.4.1.3049-13;
Уставом ДОУ.
Учебный
план
для
ДОУ,
реализующего
дополнительные
образовательные услуги, является нормативным актом, устанавливающим
перечень образовательных услуг и объем учебного времени, отводимого на
проведение периодов непосредственной образовательной деятельности.
Данный учебный план составлен для организации деятельности с детьми
с 5 до 7 лет.
Длительность 1 занятия – 30 минут. В середине времени, отведенного на
НОД, проводят физкультурные минутки.
Исходя из запросов родителей и с целью развития способностей детей
дошкольного возраста, в ДОУ организованы следующие курсы:
«Учимся считать»
«Учимся читать и писать»
«Изучаем окружающий мир»
«Учимся слушать и рассуждать»
На основе Учебного плана разработана сетка непосредственно
образовательной деятельности на неделю, не превышающая учебную нагрузку.
В сетке учтены психофизиологические особенности детей, продолжительность
видов образовательной деятельности в день в каждой группе. Образовательная
деятельность проводится с группой из 15-20 детей или индивидуально.
Учебный план
Нагрузка в месяц
Нагрузка за год
«Учимся считать»
4
28
«Учимся читать и писать»
4
28
«Изучаем окружающий мир »
3
21
«Учимся слушать и
рассуждать»
2
14
Учебный курс
22
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Объем учебной нагрузки по Программе
Программа рассчитана на два года обучения и рекомендуется для
занятий детей с 5 до 7 лет.
Программа дополнительного образования «Предшкола нового
поколения» предлагает проведение занятий 2 раз в неделю. Исходя из
календарного года (сентябрь – июнь) в количестве 80 занятий в каждой
возрастной группе.
Продолжительность занятия в старшей группе 25 мин, в
подготовительной к школе группе 30 мин.
Возраст
Первый год
обучения
(5-6 лет)
Второй год
обучения
(6-7 лет)
Объем недельной
нагрузки
50 минут
Количество занятий в неделю,
месяц, год
2/8/80
60 минут
2/8/80
Всего: 160
3.2. Материально-техническое обеспечение
Для успешной работы по программе «Предшкола нового поколения» и
обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:
Материально-техническая база
Уютное эстетическое пространство для образовательной деятельности,
оснащѐнное следующим:
интерактивная доска,
ноутбук, проектор,
библиотека,
комплекты учебников и дидактических материалов,
столы, стулья для индивидуальной работы детей.
Информационное обеспечение:
компьютер для показа иллюстраций,
интернет-сайты с логическими играми.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы принимает участие педагог дополнительного
образования.
23
3.3. Оценочные и методические материалы
С целью контроля результативности обучения педагог проводит
диагностику один раз в год, которая преимущественно направлена на изучение
оценки освоения программы учащимися. Это помогает педагогу сделать
условия обучения максимально приближенными к реализации детских
потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию
детской индивидуальности; позволяет определить актуальные образовательные
задачи, индивидуализировать образовательный процесс.
Формы подведения итогов: открытые занятия, мониторинг, анализ
выполненных работ, наблюдения, отчет педагога.
Список используемой литературы
1. Чуракова Р. Г. Кронтик учится считать. Книга для работы взрослых
с детьми; под ред. О. А. Захаровой, М., Академкнига, 2015.
2. Чуракова Р. Г. Кронтик учится считать. Тетрадь для взрослых
с детьми Учебное пособие, М., Академкнига, 2015.
3. Рукавишников И. С. Друзья Кронтика учатся читать. Книга
для работы взрослых с детьми: учебное пособие И. С. Рукавишников, Т.
Г. Раджувейт; М., Академкнига, 2015.
4. Рукавишников И. С. Кронтик осваивает звуки. Книга для работы
взрослых с детьми. М., Академкнига, 2015.
5. Раджувейт Т. Г., Лаврова Н. М. Кронтик учится писать. Прописи №
1, 2. М., Академкнига, 2015.
6. Захарова О. А., Чуракова Р. Г. Кронтик учится рисовать фигуры.
Книга для работы взрослых с детьми, М., Академкнига, 2015.
7. Захарова О. А., Чуракова Р. Г. Кронтик учится рисовать фигуры.
Тетрадь для работы взрослых с детьми, М., Академкнига, 2015.
8. Захарова О. А. Учимся записывать числа. Под ред. Р. Г.
Чураковой, М., Академкнига, 2015.
9. Малаховская О. В. Кронтик учится слушать и рассуждать. Книга
для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2015.
10. Малаховская О. В. Кронтик учится слушать и рассуждать.
Тетрадь для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2015.
11. Федотова О. Н. Маша и Миша изучают окружающий мир. Книга
для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2015.
12. Федотова О. Н. Маша и Миша изучают окружающий мир.
Тетрадь для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2015.
13. Чуракова Н. А. Кронтик в музее. Как там – внутри картин? Книга
для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2015.
24
14. Чуракова Н. А. В музее с Кронтильдой. Книга для работы
взрослых с детьми; М., Академкнига, 2015.
15. Чуракова Н. А. Кронтик в музее. Как там – внутри картин? Книга
для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2015.
16. Малевич и Матисс. Альбом для работы взрослых с детьми: учеб.
пособие / составитель Н. А. Чуракова М., Академкнига, 2015.
25