Дополнительная общеразвивающая программа СКАЗКОТЕРАПИЯ, Полосова Л. Б.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00

Принято
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
ЦРР детский сад № 103 «Родники»
_____________ С. В. Прошлецова
Приказ № 067-ОД
от 29.08.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СКАЗКОТЕРАПИЯ»
для детей дошкольного возраста (2 – 5 лет)
Срок реализации: 3 года

Составитель:
Полосова Л. Б.,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п
I

Наименование раздела
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Стр.
3

1.1 Пояснительная записка

3

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

8

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

9

2.1 Учебно-тематический план первого года обучения

9

Содержание учебного плана

10

Календарный учебный график

17

2.2 Учебно-тематический план второго года обучения

18

Содержание учебного плана

19

Календарный учебный график

25

2.3 Учебно-тематический план третьего года обучения

26

Содержание учебного плана

26

Календарный учебный график

33

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

34

3.1 Методическое обеспечение программы

34

3.2 Режим занятий

36

3.3 Список используемой литературы

36

III

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной
программой (дополнительной общеразвивающей программой) и представляет
собой нормативно-методический документ, регламентирующий содержание и
организационно-методические формы работы с детьми по сказкотерапии.
Программа разработана с учѐтом следующих нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 №
71847);
 Закон Свердловской области от 15.07.20213 № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской
области 09.07.2013 г.; в ред. от 22.11.2022 г.; с изм. и доп., вступившими в силу с
01.01.2023 г.);
 Примерные
требования к дополнительным образовательным
программам 06-1844 от 11.12.2006 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
 Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
 Устав МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
3

(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242).
Актуальность, педагогическая ценность данной дополнительной
программы по сказкотерапии состоит в том, что сказка – это не просто
развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Это еще
и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает
ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о
мире и системе взаимоотношений в нем; процесс образования связи между
сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса
сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала
личности ребенка; процесс объективизации проблемных ситуаций; процесс
улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это процесс активизации
ресурсов, потенциала и развития личности ребенка.
Основные возможности «сказкотерапии» заключаются в следующем:
интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных
навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а
также обучение, диагностика и коррекция. Лечение сказками, при котором
происходит совместное открытие тех знаний, которые живут в душе и являются
психотерапевтическими.
Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире, системе
взаимоотношений в нем. Людям свойственно обмениваться историями. Для
того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен
историями, как и обмен жизненным опытом, — естественная форма
взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия — естественная форма
общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать,
творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который
будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи,
именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности,
закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние
оказывает речь детей.
Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки»:
– отвечать на вопрос «Чему же нас учат сказки?»;
– соотносить ответы со своим поведением;
– ребенок станет активным пользователем своего банка жизненных
ситуаций.
Программа
содержит
перспективное
планирование,
которое
представлено помесячно, включает необходимое материально-техническое
обеспечение.
4

Направленность программы – интеллектуально-развивающая.
Новизна программы заключается в использовании
игровых
технологий при раскрытии идеи, морали сказки. Сказка – это особое средство
постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения,
раскрытия действительности. Сказка позволяет ребенку понять и
почувствовать, что не только у него есть проблемы и переживания, предлагает
найти выход из сложных ситуаций, найти выход из конфликтных ситуаций,
оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя.
Игра – необходимый элемент творческого освоения действительности. Через
игру осуществляется разрушение психической энергии, если она уже накоплена
индивидом, происходит прорыв информации с подсознания на уровень
сознания. С этих позиций игра активизирует работу правого полушария мозга
и, соответственно, интуицию. Игра творит и моделирует творчество,
подготавливает человека к жизни как к творчеству. Чувствуя себя
психологически комфортно, ребенок может попытаться проявить себя
нестандартно, по-новому, творчески.
Программа носит практический характер. В программе для ребенка
открывается не только мир познания, но и происходит становление базовых
свойств личности, а именно эмоциональной и волевой сферы дошкольника.
Программа представляет собой синтезирование наиболее эффективных
педагогических и психологических технологий в рамках сказочной формы,
объединение и адаптацию множества терапевтических приемов в единый
сказочный контекст.
Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия в
программе используется три вида сказок:
• художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;
• психокоррекционные;
• психотерапевтические.
Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного
усложнения материала.
Программа
направлена
на
удовлетворение
образовательных
потребностей
и
интересов
воспитанников,
не
противоречащих
законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования:
 формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
 удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в
художественно-эстетическом развитии, в занятиях физической культурой;
5

 создание и обеспечение необходимых условий для личностного

развития, укрепление здоровья воспитанников.
Целью программы является нравственно-эстетическое развитие детей
через сказки, формирование психологического здоровья и успешной
социальной адаптации ребенка в окружающем его мире, развитие творческих
способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между
детьми и взрослыми, у детей между собой.
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой
активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного,
эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей,
снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую
активность детей, развивает их индивидуальные способности.
Задачи программы делятся на:
 Образовательные:
– научить детей средствами игры познавать мир;
– формировать богатую образную речь;
– расширять словарный запас, совершенствовать коммуникативную
сферу ребенка через сказки;
– научить детей пользоваться новыми качественными творческими
действиями накопленного опыта;
– сформировать уровень достижений, соответствующий потребностям
ребѐнка.
 Развивающие:
 развивать у ребенка творческое, личностное самосознание и
самооценку;
 помогать ребенку оценить свое «Я» в окружающем его мире;
 развивать у ребенка творческую активную позицию в духовном
мире его ощущений и чувств;
 развивать навыки рефлексии;
 создавать условия для развития творческой активности детей,
поощрять проявления инициативы и творчества.
 Воспитательные:
 воспитывать у детей умение регулировать свои эмоции: страх, гнев,
радость;
 воспитывать коммуникативную культуру;
 воспитывать творческую и личностную позицию;
 воспитывать доброжелательность по отношению к окружающему
миру;
6

 приобщать детей к совместным с педагогом действиям по развитию
навыков общения;
 воспитывать интерес к родному языку, его богатству и
многозначности русской словесности.
Отличительные особенности программы.
Можно сделать вывод о том, что сказкотерапия с элементами арттерапии – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии,
педагогики, психотерапии и философии разных культур, это живой, творческий
процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. В процессе
работы по данной программе воспитанники черпают множество познаний:
первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с
предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и
сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления
окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом,
происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих
реакций. На занятиях по сказкотерапии формируются представления о
справедливости и несправедливости.
В работе с детьми данная программа направлена на развитие у детей
самоконтроля, эмпатии, преодоление дезадаптации, тревожности, страхов, а
также расширение знаний об окружающем и своем внутреннем мире.
При создании Программы были разработаны практические занятия для
каждой возрастной категории детей в следующих направлениях:
 творческая деятельность,
 моделирование реальной ситуации,
 беседы,
 тестирование.
Содержание программы варьируется в зависимости от потребностей
детей и возникающих запросов группы.
Программа предусматривает интеграцию образовательных областей:
физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое,
художественно-эстетическое развитие.
Программа дополнительного образования по сказкотерапии
основывается на следующих принципах:
 принцип
психологической
комфортности
–
создание
образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих
факторов образовательного процесса;
 принцип развивающей деятельности: слушание сказок это не
просто аудирование, а глубокий синтез и анализ текста, игры по мотивам сказок
7

осуществляются не только ради игры, но с целью развития личности каждого
участника и всего коллектива в целом;
 принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала;
 принцип целостного представления о мире – при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
 принцип вариативности – у детей формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;
 принцип активной включенности каждого ребенка в сказочное
действие, а не пассивное созерцание со стороны;
 принцип сочетания индивидуального подхода с общими
развивающими процессами;
 принцип творчества – процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Возраст учащихся, возрастные и психологические особенности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
интеллектуально-развивающей направленности «Сказкотерапия» рассчитана на
работу с детьми 2-5 лет и учитывает особенности детей дошкольного возраста.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Предметные:
 дети научатся средствами игры познавать мир;
 дети научатся пользоваться новыми качественными творческими
действиями
 накопленного опыта
 у детей сформируется уровень достижений, соответствующий их
потребностям.
Метапредметные:
 у детей начнет развиваться творческое, личностное самосознание и
самооценка;
 детям предоставится возможность оценить свое «Я» в окружающем
его мире;
 у детей разовьѐтся творческая активная позиция в духовном мире их
ощущений и чувств.
Личностные:
 у детей начнѐт развиваться умение регулировать свои эмоции: страх,
гнев, радость;
8

 у детей начнѐт развиваться коммуникативная культура;
 у детей начнѐт развиваться творческая и личностная позиция;
 у детей начнѐт развиваться интерес к родному языку, его богатству и

многозначности русской словесности.
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы
Объект
Формы и
педагогической
методы
диагностики
педагогической
(мониторинга)
диагностики
Индивидуальные Педагогическое
достижения
наблюдение
детей

Периодичность
проведения
педагогической
диагностики
2 раза в год

Длительность
проведения
педагогической
диагностики
1-2 недели

Сроки
проведения
педагогической
диагностики
Сентябрь – май

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план первого года обучения (для детей 2-3
лет)
Учебный план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса
и количество часов на каждую из них.
№ п/п
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.

Наименование темы

Количество часов
Форма
контроля
Всего Теория Практика
Сказки для адаптации к ДОУ
4
2
2
Педагогическое
наблюдение
Сказки для развития навыков
4
2
2
Педагогическое
самообслуживания
наблюдение
Цикл зимних сказок для
4
2
2
Педагогическое
малышей
наблюдение
Русские народные сказки для
4
2
2
Педагогическое
малышей (кумулятивные
наблюдение
сказки или сказки-цепочки)
Русские народные сказки для
4
2
2
Педагогическое
малышей
наблюдение
Современные сказки для
4
2
2
Педагогическое
малышей
наблюдение
Сказки, способствующие
4
2
2
Педагогическое
развитию
эмоционального
наблюдение
мира ребенка
Сказки,
способствующие
4
2
2
Педагогическое
укреплению детсконаблюдение
9

родительских отношений
Итого:

32

16

16

Содержание учебного плана
№
п/п

Наименование
темы
Сказки для
адаптации к
ДОУ

2.

Сказки для
развития

Содержание
разделов и
тем
«Медвежон
ок, который
не хотел
ходить в
садик»»
«Сказка
про
Мишку и
порядок»
«Котенок
Кузька идет
в детский
сад»
«Поцелуй в
ладошке»
сказочные
истории в
которых в
иносказате
ль- ной
форме
описывают
ся все
режимные
моменты, с
которыми
встречается
ребенок

«Мышонок
Пим и

Количество
часов

Теоретическая
часть

Практическая
часть

4

Слушание
сказки, беседа
по
прочитанному
материалу
(занятия
направлены на
гармонизацию
процесса
адаптации,
улучшение
негативного
эмоционального
состояния при
адаптации, на
знакомство с
режимными
моментами в
сказочноигровой
форме)

4

Слушание
сказки, беседа

Игры на
знакомство,
игры на
сплочение
детского,
коллектива по
мотивам
сказок, игры
на
знакомств
ос
группой.
Тематическое
рисование
(элемент) в
разных техниках
в сказочном
контексте
(мелок,
карандаш,
пальчиковые
краски).
Использование
элементов
кукольного
театра и
ростовых
кукол (все
герои сказок
приходят в
детский
коллектив в
виде
визуального и
тактильного
образа).
Игровые
упражнения

10

навыков
самообслуживания

планета
забытых
игрушек»
«Машарастеряша»
«Почем
у нужно
кушать?
»
«Сказка про
горшочек»

по
прочитанному
материалу.
Знакомство
детей с
важностью
самостоятельнос
ти,
демонстрация,
как легко можно
освоить те или
иные
навыки,
показать
привлекательно
сть новой
социальной
роли –
дошкольник.
Мотивировать
ребенка к
самостоятельнос
ти.

11

на
формирован
ие
самостоятельно
сти в одевании,
еде, уборке
группового
помещения «Помоги Машерастеряше найти
чулки и
башмаки»,
«Помоги
Лунтику
собраться на
прогулку» и
т.д.
Подвижные
игры по
мотивам сказок
– «Собери
игрушки в
контейнер,
чтобы они не
убежали из
группы»,
«Собираем
корзинку
фруктов для
Лунтика» и др.
Тематическое
рисование
(элемент) в
разных техниках
в сказочном
контексте
«Платье в
горошину для
Маши –
растеряши»,
«волшебная
тарелочка» и др.
Использование
кукол и
различных

3.

Цикл зимних
сказок для
малышей

«Вершки
и
корешки»
«Зайкин
а
избушка
»
«Рукавичка»
«Много
снега из
ничего»

4

Занятия
направлены
на развитие
речи детей
и их
познавательной
деятельности,
выявление и
формирование
творческих
способностей,
снижения
агрессивности
и развитие
навыков
саморегуляции
.

4.

Русские
народные
сказки для
малышей
(кумулятивные
сказки или
сказки-цепочки)

«Репка»
«Теремок»
«Бычок
–
смоляно
й бочок»
«Три
поросенка»

4

Слушание
сказки, беседа
по ее
содержанию.
Развитие
внимания,
кратковременно
й памяти.
12

атрибутов в
соответствии
со сказочной
историей.
Пальчиковая
гимнастика.
Физкультминутк
и. Игровые
упражнения,
направленные
на активизацию
речевых
центров и
развитие
внимания,
«Репа»,
«Отгадай
предмет по
описанию»,
«Волчьи
слова» и др.
Развитие
мелкой
моторики –
штриховка.
Тематическое
рисование
(элементы) в
разных
техниках.
Использование
кукол и
различных
атрибутов в
соответствии со
сказочной
историей.
Пальчиковая
гимнастика.
Физкультминутк
и. Игровые
задания и
упражнения,
направленные
на активизацию

Активизация
эмоциональн
ой
вовлеченност
и в процесс.
Отыгрывание
простых
сказочных
элементов
сюжета.

5.

Русские
народные
сказки для
малышей

«Маша и
Медведь»
«Лиса и
Журавль»
«Три
медведя»
«Кот, петух и
лиса»

Слушание
сказок,
повторение
знакомых
сюжетов.
Активизация
энергетического
потенциала
детей, развитие
эмоциональной
отзывчивости.
Активизация
речевых
центров путем

4

13

интеллектуально
го потенциала
детей,
эмоциональную
вовлеченность
(«Слова для
бабушки», «Кто
говорит», Общее
и различное»,
«Кто это?»,
«Домик для
поросят», «Чьи
дети»).
Тематическое
рисование и
лепка
(элементы)
сказочных
героев.
Развитие
общей
моторики и
мускулатуры
руки.
Использование
кукол и
различных
атрибутов в
соответствии
со сказочной
историей.
Пальчиковая
гимнастика.
Физкультминутк
и. Игровые
задания и
упражнения,
направленные
на активизацию
энергетического
потенциала
детей,
эмоциональную
вовлеченность,
развитие

нейростимуляц
ии, исполнения
самомассажа и
пальчиковой
гимнастики.

6.

Современные
русские сказки
для малышей
(по мотивам
сказок В.Г.
Сутеева)

«Кораблик»
«Яблоко»
«Под грибом»
«Разны
е
колеса»

Слушание
сказок,
развитие
эмоциональной
и
коммуникативн
ой сферы детей.
Расширение
кругозора,
активизация
речи.

4

14

речевых
навыков («Я
знаю пять»,
«Чье это»,
«Птицы»,
«Назови
ласково»,
«Противоположности»,
«Горщочек
меда»).
Тематическое
рисование и
лепка
(элементы)
сказочных
героев и
сюжета.
Развитие
общей
моторики и
мускулатуры
руки.
Использование
кукол и
различных
атрибутов в
соответствии
со сказочной
историей.
Пальчиковая
гимнастика.
Физкультминутк
и. Игровые
задания и
упражнения,
направленные
на активизацию
интеллектуально
го потенциала
детей,
эмоциональную
вовлеченность
(«Назови
ласково»,

7.

Сказки,
способствующие развитию
эмоционального
мира ребенка

«Заяц
Коська и
Родничок»
«Ежик
и море»
«Лягушкапутешестве
н- ница»
«Цветиксемицветик»

«Орех»,
«Назови
одним
словом»,
«Откуда упал
лист»,
«Портрет
мышки»,
«Грибы»).
Тематическое
рисование и
лепка
(элементы)
сказочных
героев и
сюжета.
Развитие
общей
моторики и
мускулатуры
руки
(штриховка).
Использование
кукол и
различных
атрибутов в
соответствии со
сказочной
историей.
Слушание
Пантомимы,
сказок,
простейшие
проигрывание
театральные
элементов
этюды,
сюжета.
отыгрывание
Знакомство
простых
детей с новыми эмоций.
сказочными
Тренировка в
персонажами.
мимическом
Развитие
выражении
эмоциональн
эмоций.
ой сферы,
Развитие
эмпатии,
общей
навыка
моторики
взаимодействия путем
со сверстниками. выполнения

4

15

8.

Сказки,
способствующие
укреплению
детскородительских
отношений

«Сказка о
Слоненке,
который
любил
воздушные
шарики»
«Сказка
о
нежных
Теплышках»
«Добра
я
сказка»
«Сказка о
непослушном
Лисенке»

Слушание
сказок,
знакомство
детей с новыми
сказочными
персонажами.
Обсуждение
прочитанного,
определение
эмоциональног
о отклика.
Развитие
нравственных
чувств –
любви,
привязанности
.
Развитие
начальных
навыков
рефлексии.

4

16

простых
упражнений
на баланс.
Использование
техник
самомассажа и
дыхательных
техник.
Пантомимы,
простейшие
театральные
этюды,
отыгрывание
простых
эмоций.
Тренировка в
мимическом
выражении
эмоций.
Развитие
общей
моторики
путем
выполнения
простых
упражнений на
баланс.
Использование
техник
самомассаж
аи
дыхательны
х техник.

Календарный учебный график
№
п/
п

Месяц

1.

X

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

XI

XII

I

II

III

IV

V

Число

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Вторая
половина
дня

Группово
е занятие

Вторая
половина
дня

Группово
е занятие

Вторая
половина
дня

Группово
е занятие

Вторая
половина
дня

Группово
е занятие

Вторая
половина
дня

Группово
е занятие

Вторая
половина
дня

Группово
е занятие

Вторая
половина
дня

Группово
е занятие

Вторая
половина
дня

Группово
е занятие

Колво
часов

4

4

4

4

4

4

4

4

17

Тема
занятия

Место
проведения

Сказки для
Кабинет
адаптации к психолога
ДОУ
Сказки для
Кабинет
развития
психолога
навыков
самообслужи
вания
Цикл зимних Кабинет
сказок для психолога
малышей
Русские
Кабинет
народные
психолога
сказки для
малышей
(кумулятивн
ые сказки
или
сказкицепочки)
Русские
Кабинет
народные
психолога
сказки для
малышей
Современные Кабинет
сказки для психолога
малышей
Сказки,
Кабинет
способствую психолога
щие
развитию
эмоциональн
ого
мира ребенка
Сказки,
Кабинет
способствую психолога
щие
укреплению
детскородительских
отношений

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

2.2. Учебно-тематический план второго года обучения (для детей 3-4
лет)
Учебный план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса
и количество часов на каждую из них.
№ п/п

Наименование темы

1.

Сказки для адаптации к ДОУ
(вариант для детей вновь
пришедших в ДОУ)

2.

3.

4.

5.
6.

7.
8.

Итого:

Вводные занятия
«Путешествие в сказку –
давайте познакомимся» (для
детей, ранее посещавших
ДОУ)
«Первые шаги навстречу друг
другу» (формирование
коммуникативных
отношений)
«Мой внутренний мир»
(знакомство с эмоциями и
чувствами)
«Мой окружающий мир»
(развитие коммуникативной
сферы, формирование
представлений об
окружающем мире)
«Мир чувств» (развитие
эмоционально-волевой сферы)
«Радуга настроения»
(развитие творческого
мышления)
«Весеннее преображение»
(развитие самосознания)
«Сказки Страны Дружбы»
(формирование
коммуникативных связей)

Количество часов
Форма
контроля
Всего Теория Практика
4
2
2
Педагогическое
наблюдение

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

4

2

2

Педагогическое
наблюдение

4

2

2

4

2

2

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

4

2

2

4

2

2

32

16

16

18

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана
№
п/п
1.

Наименование
темы
Сказки для
адаптации к
ДОУ
(вариант для
детей вновь
пришедших в
ДОУ)
Вводные
занятия
«Путешествие в
сказку
–
давайте
познакомимся»
(для детей,
ранее
посещавших
ДОУ)

Содержание Количество Теоретическая
разделов и
часов
часть
тем
«Котенок
4
Слушание сказки,
Кузька идет в
беседа по
прочитанному
детский сад»
материалу
«Поцелуй в
ладошке»
(мероприятия
направлены на
сказочные
гармонизацию
истории, в
процесса
которых в
адаптации,
иносказательн
улучшение
ой форме
отрицательного
описываются
эмоционального
все режимные
состояния при
моменты, с
адаптации, на
которыми
знакомство
с
встречается
режимными
малыш, и
моментами в
гармонизирует
сказочно- ся процесс
игровой форме).
утреннего
На вводном
прощания с
занятии дети
родителями.
знакомятся с
правилами
Вводные
поведения на
занятия
сказкотерапии,
«Знакомство».
знакомятся с
Диагностика
ритуалами
(какой спектр
«вхождения» и
сказок детям
«выхода» из
знаком, какой
сказки.
уровень
Знакомство с
произвольного
новыми детьми.
внимания,
Формирование
предпочтения
позитивного
детей)
отношения
ребенка к своему
«Я», принятие
детьми друг
друга, снятие
Психоэмоционал
19

Практическая
часть
Игры на
знакомство,
игры на
сплочение
детского
коллектива по
мотивам сказок,
игры на
знакомство с
группой.
Тематическое
рисование
(элемент) в
разных
техниках в
сказочном
контексте
(мелок,
карандаш,
пальчиковые
краски).
Использование
элементов
кукольного
театра и
ростовых кукол
(все герои
сказок
приходят в
детский
коллектив в
виде
визуального и
тактильного
образа).

2.

«Первые шаги
навстречу друг
другу»
(формирование
коммуникативных отношений)

«Цветиксемицветик»
«Кривая
уточка»
«Красная
шапочка»),
«Волк
и
семеро
козлят»)

ьного
напряжения.
Диагностическая
часть - какой
спектр сказок
детям знаком,
какой уровень
произвольного
внимания,
предпочтения
детей – слушать,
играть, рисовать.
Формирование
представлений,
формирование
коммуникативны
х отношений,
развитие
эмоциональноволевой сферы,
формирование
представлений
об окружающем
мире.

4

20

«Рисунки в
облаках»
(сказка В.
Катаева
«Цветиксемицветик»),
«Как поделить
печенье»
(сказка «Кривая
уточка»),
«Почему ты
плачешь,
бабушка?»
(сказка Шарль
Перро «Красная
шапочка»),
«Мир родного
дома
(сказка «Волк и
семеро
козлят»),
«В гости я
жадину не
приглашу»
(сказка А.С.
Пушкина «О
рыбаке и
рыбке»), «БабаЯга – это
интересно»
(сказка А. Н.
Толстого
«Гуси- лебеди»)

3.

«Мой
внутренний
мир»
(знакомство с
эмоциями и
чувствами)

«Синие
листья»
«Чебурашка и
крокодил
Гена»
«Малыш и
Карлсон»
«Иван
Царевич и
Серый волк»

4

4.

«Мой
окружающий
мир» (развитие
коммуникативной
сферы,

«Лиса и
Журавль»
«Ивашечка»
«Мойдодыр»
«Подарки феи»

4

Формирование
коммуникативны
х отношений.
«Синие листья»,
формирование
представлений
об окружающем
мире.
Мой внутренний
мир –
формирование
преставлений.
Развитие
эмоциональноволевой сферы.

«Как
помириться с
другом» (сказка
В. Осеевой
«Синие
листья»), «Я
говорю –
здравствуй, ты
мой друг»
(сказка Э.
Успенского
«Чебурашка и
кроколил
Гена»), «Сказки
про себя»
(сказка
«Малыш и
Карлсон» А.
Линдгрен), «Ты
мой друг и я
твой друг»
(Сказка «Иван
Царевич и
Серый волк» А.
Н. Толстого),
«У сильного
всегда
бессильный
виноват»
(Сказка «Волк и
лиса»
Афанасьева),
«Не зная броду,
не лезь в воду»
(Сказка
«Морской
царь»), «Без
чудес – нет
сказки (Сказка
«Два Мороза»)
Развитие
Рисунки детей
мышления.,
по теме. Сказка
формирование
«Лиса и
коммуникативны Журавль» из
х отношений,
сборника
21

формирование
представлений
об окружающем
мире)

5.

«Царевналягушка»

«Мир чувств» «Золушка»
(развитие
«Хаврошечка»
эмоционально«Снегурочка»,
волевой сферы) «Кот
в
сапогах»
«Аленький
цветочек»

формирование
представлений
об окружающем
мире, развитие
эмоциональноволевой сферы.

Афанасьева,
сказка
«Ивашечка»,
сказка К.И.
Чуковского
«Мойдодыр»,
сказка Ш.Перро
«Подарки феи»,
сказка
«Царевналягушка» в обр.
А.Н. Толстого.
Сказка
«Морозко» в
обр. А. Н.
Толстого,
сказка «Финист
- ясный сокол».
Развитие
Загадки,
творческого
рисунки детей
мышления.
по теме,
Формирование
викторины.
представлений об Сказка
окружающем
«Золушка»,
мире, развитие
сказка
эмоционально«Хаврошечка» в
волевой сферы, обр. А.Н.
развитие
Толстого,
самооценки.
сказка
«Снегурочка»,
сказка «О
мертвой
царевне и 7
богатырях»
А.С. Пушкин,
сказка «Кот в
сапогах» Ш.
Перро, сказка
«Аленький
цветочек» обр.
Аксакова.
Сказка «Иванкрестьянский
сын и ЧудоЮдо», сказка

4

22

6.

«Радуга
настроения»
(развитие
творческого
мышления)

«Дракон
Эндрю и его
бабушка»
«Поросенок
Икар»
«Забытый день
рождения»

4

7.

«Весеннее
преображение»
(развитие
самосознания)

«Сказка о том,
как мышонок
попал в беду»
«Ловушка»
«Сказка про
непослушные
ручки и
ножки»
«Сказка о том,
как слоненок
Миша искал
друзей»

4

«Спящая
красавица» в
обр. И. С.
Тургенева.
Первые шаги на
Рисунки детей
встречу друг
по теме.
другу.
«Придумывание
Формирование
» своего конца
коммуникативны сказки,
х отношений
сочинение
(человек и
сказок. Сказка
человек, человек «Дракон Эндрю
и его бабушка»
и животное,
по ск. Д.
животное и
Биссета
животное),
«Поросенок
развитие
Икар», по ск. Д.
творческого
мышления
и Биссета.
«Забытый день
фантазии,
рождения» по
формирование
ск. Д. Биссета
представления
«Я в
окружающем
мире».
Прослушивание
Игра «Ракета»
сказок,
Упражнение
активизация
«Кот и мыши»,
творческого
театр по сказке
потенциала.
«Сказка о том,
Развитие
как мышонок
творческого
попал в беду».
мышления,
Игра
воображения.
«Путаница».
Развитие навыков Упражнение
эмпатии и
«Зайцы».
рефлексии.
Сказка
«Ловушка».
Беседа и
обсуждение
сказки.
Упражнение
«Попроси
зайчика
поделиться».
Упражнение
23

«Сказки Страны
Дружбы»
(формирование
коммуникативных связей)

8.

«Как Маша
поссорилась с
подушкой»
«Сказка о
дружелюбном
котенке и
вредных
мышатах»
«Сказка о
высунутом
язычке»
Сказка «О
самом
большом
друге»

«Паровозики».
Сказка «Про
непослушные
ручки и ножки».
Игра «Потому
что».
Прослушивание
Упражнение
сказок,
«Ай тили-тилиактивизация
тили».
творческого
Упражнение
потенциала.
«Танцы для
Развитие
пальцев». Театр
творческого
по сказке «Как
мышления,
Маша
воображения.
поссорилась с
Развитие навыков подушкой».
эмпатии и
Игра «Магазин
рефлексии.
игрушек». Игра
Формирование
«Кот и мыши».
умения
Сказка «Как
выстраивать
мышонок попал
долгосрочные
в беду».
дружеские
Беседа и
отношения.
обсуждение
Способствование сказки.
развитию
Упражнение
интереса детей
«Если да
друг к другу.
похлопай если
нет потопай».
Упражнение
«Пальчики».
Игра «Мишка
ночью и днем».
«Сказка о
высунутом
язычке».
Упражнение
«Кто пришѐл к
нам в гости».
Сказка
«О
самом большом
друге».
Упражнение
«Скажи котику
добрые слова».

4

\

24

Календарный учебный график
№
п/
п

Месяц

1.

X

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

XI

XII

I

II

III

IV

V

Число

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Вторая
половина дня

Группово
е занятие

Вторая
половина дня

Группово
е занятие

Вторая
половина дня

Группово
е занятие

Вторая
половина дня

Группово
е занятие

Вторая
половина дня

Группово
е занятие

Вторая
половина дня

Группово
е занятие

Вторая
половина дня

Группово
е занятие

Вторая
половина дня

Группово
е занятие

Колво
часов

4

4

4

4

4

4

4

4

25

Тема
занятия
Сказки для
адаптации к
ДОУ
(вариант для
детей вновь
пришедших
в ДОУ)
Вводные
занятия
«Путешествие в сказку
–давайте
познакомим
-ся» (для
детей, ранее
посещавших
ДОУ)
«Первые
шаги
навстречу
друг другу»
«Мой
внутренний
мир»

Место
проведения

Форма
контроля

Кабинет
психолога

Педагогическое
наблюден
ие

Кабинет
психолога

Педагогическое
наблюден
ие
Педагогическое
наблюден
ие
Педагоги
ческое
наблюден
ие
Педагогическое
наблюден
ие
Педагогическое
наблюден
ие
Педагогическое
наблюден
ие
Педагогическое
наблюдение

Кабинет
психолога

«Мой
окружающий мир»

Кабинет
психолога

«Мир
чувств»

Кабинет
психолога

«Радуга
настроения»

Кабинет
психолога

«Весеннее
преображение»

Кабинет
психолога

«Сказки
Страны
Дружбы»

Кабинет
психолога

2.3. Учебно-тематический план второго года обучения (для детей 4-5
лет)
Учебный план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса
и количество часов на каждую из них.
№ п/п

Наименование темы

Количество часов
Всего Теория Практика

1.

Сказки о дружбе

4

2

2

2.

4

2

2

3.

Сказки страны Грусти и
Радости
Сказки Доброй страны

4

2

2

4.

Сказки о добре и зле

4

2

2

5.

Русские народные сказки

4

2

2

6.

Сказки Страны Обижайки

4

2

2

7.

Сказки Королевы Заботы

4

2

2

8.

Мой волшебный внутренний
мир

4

2

2

32

16

16

Итого:

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана
№
п/п
1.

Наименование
темы
Сказки о
дружбе

Содержание
разделов и
тем
«Сказкато
дружбе»
«Ненастоящий друг»
«Сказка
о
вредном
лисенке,
кторый не
умел
дружить»
Составление
сказки на
тему дружбы

Количество
часов

Теоретическая
часть
Слушание
сказки, беседа
по
прочитанному
материалу.
Словарна
я работа.
Расширение
словарного
запаса ребенка,
развитие
речи.
Развитие
творческой
активности,
создание общего

4

26

Практическая
часть
Игра «На какого
персонажа из
сказки я похож».
Рисование
персонажей.
Беседа, обсуждение
озвученных сказок.
Беседа, зачем
нужны сказки,
притчи, мифы Игра
«Пересядьте все те,
кто…».
Игра «Паровозик».
Мысленная
картинка на тему
«Настоящий друг»

2.

Сказки страны
Грусти и
Радости

«Царевна
Несмеяна»
«О веселых
смешинках и
грустных
слезинках»
«Сказка
о том,
как
Даше
подарил
и
радость»
«Грустная
сказка»

позитивного
фона в детском
коллективе.
Работа с
детскими
страхами
и
неуверенностью
Укрепление
отношений
между
сверстниками.
Мероприятия
направлены
на развитие
речи детей и
их
познавательной
деятельности,
выявление и
формирование
творческих
способностей,
снижения
агрессивности
и развитие
навыков
саморегуляции
. На этом
этапе
основная
работа
уделяется
активному
слушанию и
развитию
рефлексии.

4

27

Упражнение
«Маша –
настоящий друг,
потому что…»
Создание
браслетов
дружбы. Создание
сказки про
дружбу. Беседа
«Какие чувства
мешают дружить»
Игра «Пчелка и
цветок».
Игра
«Зеваки».
Упражнение
«Ласковое
имя».
Рассматривани
е фотографий
грустных
детей.
Беседа «Как
помочь грустному
человеку». Чтение
сказки
«Царевна
Несмеяна». Игра
«Царевна
Несмеяна».
Игра
«Веселые
обезьянки».
Пальчиковая игра
«Смешные
человечки» (в
парах).
Чтение сказки про
маму.
Беседа,
обсуждение
сказки.
Рисуем рисунок
«Подари
подарок маме»
Составление
сказки про маму.
Релаксация.

3.

Сказки Доброй
страны

«Морозко»
«12 месяцев»
«Новогоднее
чудо»
«Самая
добрая
сказка»

4

4.

Сказки о добре
и зле

«Сказка
о добром
волшебнике»
«Сказка о
бесстрашном
мышонке»
Сочинение
сказок о
своих страхах

4

Слушание
сказки, беседа
по
прочитанному
материалу.
Активная
словарная
работа
(описывание
предмета и др.)
Работа с
пересказом,
анализ
и осмысление
литературного
текста,
приобретения
навыка
структурированного рассказа.
Знакомство
через сказку с
окружающим
миром.
Разгадывание
загадок.
Мотивировать
ребенка к
самостоятельности и
бережному
отношению к
природе.
Познакомит
ь детей с
социальным
и нормами
поведения.
Начинать
знакомить
с
понятиями
жадность, лень
– повышение
уровня
осознанности.
Использовать
сказочную
форму для
28

Случаи из жизни и
Копилка добрых
дел (беседа).
Создаем
«копилку»
добрых дел.
Этюд
«сказочные
персонажи».
Игра «Море
волнуется».
Чтение
русской
народной
сказки
«Морозко».
Беседа и
обсуждение
сказки. Разукрась
персонажа сказки.
Игра «Поводырь».
Игра «Работа с
чувствами».
Работа с
пословицами.
Беседа
«Волшебство
Нового года».
Составление
Новогодней
сказки.

Беседа «О добрых
и злых». Игра
«Ехал Грека».
Игра
«Запрещенное
движение».
Игра
«Атомы». Беседа о
страхах.
Упражнение
«Страхи в
домиках». Рисуем
бабочку
сновидений.
Игра «Поиграем в
сказку».

интеграции
личности
ребенка,
развития
творческих
способностей.

5.

Русские
народные
сказки

«Лиса
и
Козел»
«По
щучьему
велению»
«Сказка
о
золотой
рыбке»
«Лиса и
Журавль»

4

Познакомит
ь детей с
социальным
и нормами
поведения.
Начинать
знакомить
с
понятиями
жадность, лень
– повышение
уровня
осознанности.
Использовать
сказочную
форму для
интеграции
личности
ребенка,
развития
творческих
способностей.

6.

Сказки Страны
Обижайки

«Маленький
медвежонок»
«Как

4

Мероприятия
направлены
на развитие
29

Беседа о Знании.
Игра «Слушай
счет». Беседа «Я
умею».
Сказка
наизнанку.
Составление
сказки по МАК.
Игра
«Делаем
выводы».
Игра
«Тайный
смысл».
Упражнение
«Ласковое
имя». Чтение
русской
народной
сказки
«Лиса и козел».
Разыгрывание
сказки
«Лиса и козел».
Игра
«Волшебник».
Игра «Радио».
Чтение русской
народной сказки
«По щучьему
велению». Беседа
и обсуждение
сказки.
Игра «Услышь
свое имя».
Упражнение с
картами МАК.
Игра
«Какое
слово
лишнее».
Игра
«Гномики».
Игра
«Слушаем
хлопки».
Упражнение
«Самое
интересное».

Андрюша
гостей
встречал»
«Сказка о том,
как зайчик
обиделся на
свою маму»
«Сказка о
лисенке,
который
обиделся»

7.

Сказки
Королевы
Заботы

«Колосок»
«Мороз
Иванович»
«Гусилебеди»
«Сказка о
храбрых
зайчиках,
которые
думали, что

речи детей и
их
познавательной
деятельности,
выявление и
формирование
творческих
способностей,
снижения
агрессивности
и развитие
навыков
саморегуляции
. На этом
этапе
основная
работа
уделяется
активному
слушанию и
развитию
рефлексии, а
также
нравственных
чувств.

Слушание
сказки, беседа
по
прочитанному
материалу.
Активная
словарная
работа
(описывание
предмета и др.)

4

30

Упражнение «С
кем я дружил
летом».
Игра «Я люблю…»
Чтение сказки
«Маленький
медвежонок».
Беседа,
обсуждени
е сказки.
Упражнение
«Какие мальчики,
какие девочки».
Игра «Что любят
мальчики, что
любят девочки».
Сказка «Как
Андрюша гостей
встречал».
Мысленная
картинка на тему
«Обида».
Игра «Обида,
стоп!» Чтение
сказки «Как
зайчик обиделся
на свою маму».
Мысленная
картинка на тему
«Мальчик
(девочка)
обиделся». Игра
«Два барана».
Чтение сказки
«Сказка о лисенке,
который
обиделся». Игра
«Листочек
падает».
Мысленная
картинка на тему
«Лень и труд».
Игра
«Вулкан».
Чтение
народной
сказки
«Колосок».
Беседа,

они
трусливые»

8.

Мой
волшебный
внутренний
мир

«Хочу быть
счастливым»
«Белочкаприпевочка»
«Сказка о
том, как
Миша себя
искал»
Составление
сказки о
своем
внутреннем
мире

Работа с
пересказом,
анализ
и осмысление
литературного
текста,
приобретение
навыка
структурированного рассказа.
Разгадывание
загадок.
Мотивирование
ребенка к
самостоятельности и
бережному
отношению друг
к другу.

Мероприятия
направлены
на развитие
речи детей и
их
познавательной
деятельности,
выявление и
формирование
творческих
способностей,
снижения
агрессивности

4

31

обсуждение
сказки. Игра
«Помоги друг
другу, или самая
дружная пара».
Игра «Кого укусил
комарик».
Чтение сказки
«Мороз
Иванович» В.Ф.
Одоевский.
Игра «Окажи
внимание
другому».
Игра
«Погодный
массаж»
Игра «Ехал
Грека…» Чтение
русской народной
сказки
«Гуси-лебеди».
Беседа,
обсуждение
сказки.
Мысленная картинка
«Доброта». Игра
«Прогони Бабу
Ягу». Чтение
сказки
«Сказка о храбрых
зайчатах, которые
думали, что они
трусливые». Игра
«Закончи
предложения».
Приветствие
«Погодный
массаж». Игра
«Колобок».
Беседа «Какие вы
знаете сказки».
Игра «Хоровод
сказочных
героев». Игра
«Кидаемся
словами».
Игра
«Покажи

и развитие
навыков
саморегуляции.
На этом этапе
основная работа
уделяется
активному
слушанию и
развитию
рефлексии, а
также
нравственных
чувств.

32

руками».
Упражнение
«Зеркало». Игра
«Воздушный
шарик». Беседа
«Радость – это…».
Игра «Море
волнуется».
Игра – ассоциация
«На что похожа
ваша радость».
Мысленная картинка
«Счастье – это…».
Чтение сказки
«Хочу быть
счастливым»
Беседа и
обсуждение
сказки.
Игра
«Крылья».
Релаксация
«Счастливый
сон». Игра
«Назови свои
сильные
стороны» Чтение
терапевтической
сказки
«Белочкаприпевочка».
Беседа и
обсуждение
сказки. Игра «Мой
зверь». Игра «Кто
это».

Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

1.

X

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

XI

XII

I

II

III

IV

V

Число

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Вторая
половина дня

Групповое
занятие

Вторая
половина дня

Групповое
занятие

Вторая
половина дня

Групповое
занятие

Вторая
половина дня

Групповое
занятие

Вторая
половина дня

Групповое
занятие

Вторая
половина дня

Групповое
занятие

Вторая
половина дня

Групповое
занятие

Вторая
половина дня

Групповое
занятие

Колво
часов

4

4

4

4

4

4

4

4

33

Тема
заняти
я
Сказки
о
дружбе

Место
проведения
Кабинет
психолога

Сказки
Кабинет
страны
психолога
Грусти
и
Радости
Сказк
Кабинет
и
психолога
Добр
ой
стран
ы
Сказки о
Кабинет
добре и зле психолога

Русские
народн
ые
сказки
Сказки
Страны
Обижай
ки
Сказки
Королев
ы
Заботы
Мой
волшебны
й
внутренн
ий мир

Кабинет
психолога
Кабинет
психолога
Кабинет
психолога
Кабинет
психолога

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на 3 года, общее количество часов – 32 часа в год.
Группы формируются в зависимости от количества детей дошкольного
возраста.
Количество детей в группе – до 15; количество групп – до 6. Набор детей
в группы – свободный (без участия в специальных конкурсах). Группы
комплектуются по возрастному принципу. Учитывается разный уровень
развития умений и коммуникационных навыков у детей. Внимание к каждому
ребенку, учет его интересов, своевременная коррекция Программы в случае
трудности ее выполнения; поощрение усилий ребенка, повышение самооценки
и значимости личности ребенка, достижение качества выполнения программы
каждым ребенком через его заинтересованность и трудолюбие.
Программа реализуется на русском языке в очной форме.
Для реализации образовательной программы «Сказкотерапия»
необходимы:
 педагогические разработки
 дидактические карточки;
 иллюстрации;
 дидактические сказки.
 Информационные материалы
 видеозаписи со сказками;
 аудиозаписи со звуками природы, голосами людей и животных;

Разработки
для
организации
контроля
и
определения
результативности обучения
 анкеты;
 вопросники;
 тест РТС.
В качестве дидактического материала необходимо:
1. Репродукции живописных и графических полотен признанных
мастеров, различные иллюстрации детских книг.
2. Разнообразная библиотека сказок.
3. Разнообразные изобразительные материалы для арт-терапии
4. Фонотека релаксационной и классической музыки, звуки природы.
5. Фотографии детей с разными эмоциональными состояниями.

34

6. Различные ткани, сказочные атрибуты, разнообразные предметы для
организации сказочной атмосферы, создание сюрпризного момента в контексте
сказочной истории.
7. Психолого-педагогическая литература.
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:
Для проведения теоретических
и практических
работ
по темам программы используются разнообразные инструменты и материалы:
Для сказкотерапии с элементами арт-терапии:
 емкости для воды;
 простой карандаш;
 альбом для рисования;
 бумага для рисования акварелью;
 бумага для рисования гуашью;
 цветные карандаши;
 простые карандаши;
 акварель художественная;
 цветная бумага;
 клей-карандаш;
 пластилин.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Для занятий по программе необходимы:
 посадочное место преподавателя
 посадочные места для детей
 аппаратура (медиаплеер), компьютер, мультимедийный проектор.
Материально-техническое
обеспечение
должно
соответствовать
действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивать выполнение всех
видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом.
Требования к кадровому обеспечению.
Педагогическая
деятельность
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Сказкотерапия»
осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее
образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению
дополнительной
общеобразовательной
программе)
и
отвечающими
квалификационным требованиям, указанным
в
квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
35

Формы и методы.
Форма организации занятий – групповая, формы проведения занятий –
беседа, специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение
художественной
литературы,
соревнования,
просмотр
презентаций,
самостоятельная деятельность детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1
академическому часу.
3.2. Режим занятий
Общее количество
занятий в год
32

32

32

Продолжительность
мероприятий (занятий)
Группа для детей раннего
дошкольного возраста 2-3 лет –
до 15 минут
Группа для детей младшего
дошкольного возраста 3-4 лет –
до 20 минут
Группа для детей среднего
дошкольного возраста 4-5 лет –
до 25 минут

Периодичность
мероприятий (занятий)
1 раз в неделю
(октябрь – май)
1 раз в неделю
(октябрь – май)
1 раз в неделю
(октябрь – май)

Мероприятия (занятия) по Программе проводятся во вторую половину
дня (после дневного сна).
3.3. Список используемой литературы
1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через
психологическую сказку / И. В. Вачков. М.: Изд-во «Ось-89», 2007. 144 с.
2. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л. Г.
Гребенщикова. СПб: Речь, 2007. 80 с.
3. Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая
инициация женщины в волшебных сказках. Монография / Р. П. Ефимкина, СПб:
Речь, 2006. 263 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т.
Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб: Речь, 2008. 240 с.
5. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес» - развивающая
сказкотерапия для детей. Спб: Издательство – Речь, 2008.
6. Киселева М. Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для
детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми
/М.Б. Киселева. СПб: Речь, 2006. 160 с.
7. Короткова Л. Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего
школьного возраста».- СПб, 2015.
36

8. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного
и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. –
208 с.
9. Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. Сказкотерапия в
ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128 с.
10. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и
психотерапия / Н. Пезешкиан. М: Институт позитивной психотерапии, 2006.
160 с.
11. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка / СПб: Речь, 2007.
296 с.
12. Сакович Н. А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н. А.
Сакович. СПб: Речь, 2008. 176 с.
13. Синицына Е. «Умные сказки». – М., 2012.
14. Соколов Д.Ю. «Сказки и сказкотерапия». – М., 2012.
15. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. СПб: Речь;
М.: Сфера, 2008. 118 с.
16. Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку / Е. В. Чех. СПб:
Речь; М.: Сфера, 2009. 144 с.
17. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему
Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.:
Генезис, 2010. – 175 с.
18. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.
Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и
сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384 с.
19. Шорохова О.А. Играем в сказку. М.: ТЦ «Сфера», 2015.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».