Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от «31» августа 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
_____________ Н. С. Шлыкова
Приказ № 038-ОД
от 31.08.2022 г.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
1. Общие положения
1.1. Примерное положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка детский сад №
103 «Родники» (далее – Положение) регламентирует деятельность МАДОУ ЦРР детский сад №
103 «Родники» (далее – Организация) в части оказания логопедической помощи воспитанникам,
имеющим нарушения устной речи и трудности в освоении ими основных образовательных
программ (в том числе адаптированных).
1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными
нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с воспитанниками.
1.3. Настоящее Положение разработано для Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники» в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014),
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155), Распоряжением
Минпросвещения России от 06.08.2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность», Уставом МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники».
2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации
2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией в рамках реализации
образовательных программ Центра.
2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация согласно
приложению 1 к Положению.
Документы хранятся у учителей-логопедов в течение 3 лет с момента завершения оказания
логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц определяется локальным нормативным актом
Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, из расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 воспитанников. На логопедический пункт зачисляются:
1) воспитанники, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее
– ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной
программе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
2) воспитанники, имеющие заключение психолого-педагогического консилиума
учреждения (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной
образовательной программы, развитии и социальной адаптации, проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления и согласия
родителей (законных представителей) воспитанников (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное
и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней
каждое: с 01 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу родителей
(законных представителей) воспитанников, педагогических работников, углубленное
обследование воспитанников, имеющих нарушения устной речи и получающих логопедическую
помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда, и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения устной
речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий воспитателем, им должна
быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение 4 к Положению) воспитанника,
демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к учителюлогопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с
учетом пункта 2.4 Положения.
Обследованные воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной речи,
регистрируются в журнале с целью последующего распределения дошкольников по группам в
зависимости от структуры речевого дефекта.
2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.
Для оказания логопедической помощи на логопедические занятия зачисляются дети
старшего дошкольного возраста, имеющие следующие заключения: общее недоразвитие речи
(ОНР) II, III уровня с различной клинической обусловленностью; фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФФНР); фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи
2
(ФНР); несформированность языковых и речевых средств языку (у воспитанников с ЗПР).
Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года. Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по
мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта
заведующего МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники».
2.7. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и
подгрупповой формах. Количество и периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий
определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения воспитанников,
рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы Центра
и в соответствии с учебным планом.
2.9. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия проводятся в логопедических кабинетах и (или) помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их
здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям (приложение 5 к Положению).
2.11. Рабочее время учителя-логопеда составляет 20 часов в неделю за ставку заработной платы
и включает непосредственно педагогическую работу с воспитанниками, методическую,
подготовительную, организационную, педагогическую работу, предусмотренную трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, а также консультативную
деятельность. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей
недели составляет 75 % и 25 % соответственно.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой
стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной
работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических
работников Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей
работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная деятельность осуществляется через организацию: постоянно
действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового
консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих
работников Организации; с применением дистанционных технологий.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителей-логопедов по оказанию помощи
воспитанникам, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп старшего дошкольного
возраста, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные), имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4 Положения.
3.4. Периодичность проведения логопедических занятий:
3
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется
выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме подгрупповых и
индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
подгрупповых и индивидуальных занятий).
Логопедическая помощь детям раннего и среднего возраста оказывается в форме
консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности
их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации
развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 мин.;
для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость подгрупповых занятий обусловлена возможностями
помещения, где проводятся логопедические занятия, и составляет:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования – не более 3
человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом, – не более 3 человек.
4
Приложение 1
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
Документация МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники»
при оказании логопедической помощи
1. Программы и планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителей-логопедов.
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития воспитанников, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение 2
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
Заведующему МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
Шлыковой Н. С.
Согласие родителя (законного представителя) воспитанника
на проведение логопедической диагностики
Я, ________________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
являясь родителем (законным представителем) _________________________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(ФИО; группа, которую посещает ребенок; дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
«___» _______________ 20___ г.
_______________/____________________
(подпись)
5
(расшифровка подписи)
Приложение 3
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
Заведующему МАДОУ ЦРР
Детский сад № 103 «Родники»
Антоновой Л. Ю.
от ________________________________
ФИО родителя (законного представителя)
Заявление
Я, ________________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
являясь родителем (законным представителем) _________________________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(ФИО; группа, которую посещает ребенок; дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии / психолого-педагогического консилиума ДОУ /
учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
«___» _______________ 20___ г.
_______________/____________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение 4
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
Педагогическая характеристика
на воспитанника (ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
дата поступления в МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники»;
образовательная программа (полное наименование);
особенности организации образования;
факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другой группы, смена воспитателя (однократная,
6
повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного
плана, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков детского сада и др.;
состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и
количество детей/взрослых);
трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает
деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается,
остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости
публичного ответа (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость
(высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями))
занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, кружки).
4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом – указать длительность, т. е.
когда начались / закончились занятия).
5. Характеристики взросления:
увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для воспитанника,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний –
например, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
имеет ли круг обязанностей дома, как относится к их выполнению;
отношение к образовательному процессу (наличие предпочитаемых занятий, любимых
педагогов);
отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
характер общения со сверстниками, одногруппниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
значимость общения со сверстниками в системе ценностей воспитанника (приоритетная,
второстепенная);
значимость виртуального общения в системе ценностей воспитанника (сколько времени
проводит с планшетом/ телефоном);
способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на
словах");
самооценка;
особенности психологического развития;
7
отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена / утрачена).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи, являющихся причиной обращения к
специалисту логопедической службы.
Приложения к характеристике (копии рисунков, аппликаций и другое).
«___» _____________ 20___ г.
______________/_______________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Учитель-логопед, принявший обращение: ________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения: _________________________________________________________________
«___» _____________ 20___ г.
______________/____________________
Приложение 5
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
Рекомендации
по оснащению помещения для логопедических занятий
При оснащении помещения для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда
рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской
мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических
и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
8