Дополнительная общеоразвивающая программа социально-педагогической направленности Логоритмика. Логонотки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00

Принято:
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от «29 августа» 2024 г.

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ С. В. Прошлецова
Приказ № 067-ОД
от 29.08. 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Логоритмика. Логонотки»
для воспитанников 2-5 лет
(срок реализации 3 года)

Разработчик:
Наумова Ксения Евгеньевна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024 г.
1

Содержание программы
№ п/п
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.

Глава содержания
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Актуальность программы
Цель программы
Задачи обучения
Создание
специальных
педагогических
условий для детей с ОВЗ (ТНР)
Принципы создания программы
НОД. Педагогические технологии
Структура занятия
Предполагаемые результаты
Мониторинг достижения детьми планируемых
результатов
Оценка уровня развития
Содержание программы
Календарный учебный график
Учебный план по реализации дополнительной
образовательной программы
Учебно-тематический план
Перспективное планирование
Ресурсное обеспечение реализации программы
Список используемой литературы

№ страницы
3
3
4
5
5
5
6
6
8
9
10
11
12
12
12
13
20
29
29

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования
социально-педагогической направленности «Логоритмика. Логонотки» ориентирована на
формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста. Программам
составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС ДО, приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"),
а именно:
п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования,
возможности формирования Программ различной направленности с учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
п.2.6. «Содержание програппы должно обеспечивать развитие личности, мотивации
и способностей детей в различных видах деятельности.
Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Это
комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных
отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство
ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные
произведения. Поэтому, считаем целесообразным проводить в детском саду
образовательную деятельность по логоритмике.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой
функции, в том числе детям с ОВЗ (алалия, дизартрия, задержки речевого развития,
нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства). Очень важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как
создаѐт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению
логопедических упражнений и пр.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика»,
составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, направлена на коррекцию и профилактику
имеющихся отклонений в речевом развитии ребѐнка младшего дошкольного возраста
посредством сочетания слова и движения.
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
 Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственно образовательного стандарта
дошкольного образования»;
 Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
3

 Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013
№ 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН
2.4.1.3049- 13);
 Приказ о введении в действие Положений по платным услугам в в МАДОУ ЦРР
детский сад №103 «Родники»;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным ОП в МАДОУ ЦРР детский сад №103 «Родники»;
 Приказ об организации платных образовательных услуг в МАДОУ ЦРР детский
сад №103 «Родники».
1.2. Актуальность программы.
В настоящее время отмечается рост количества детей с задержкой речевого
развития. В дошкольном образовании возникает необходимость применения комплексных
логопедических
методик, направленных на формирование
речи
детей
младшего дошкольного возраста. Одной из таких методик является логопедическая
ритмика. Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребѐнка, совершенствование
его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем
мире. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий
оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит
перестройка различных систем, например, дыхательной, речедвигательной.
Дети с
большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения,
игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятия
вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. Такая работа
с младшими дошкольниками является профилактикой нарушений речевого развития и
позволяет предотвратить тяжелые речевые нарушения детей в более старшем возрасте.
Отличительная особенность программы является
то,
что она предусматривает
логопедическое воздействие на детей раннего возраста. Традиционно учителя – логопеды
работают в ДОУ с детьми 5 – 7 лет. Они устраняют сформировавшиеся у ребенка
недостатки в речевом развитии. Мы считаем целесообразным оказывать логопедическое
воздействие на детей с 2 летнего возраста с целью профилактики речевых расстройств и
предотвращения тяжелых нарушений речи. Программа по логоритмике, полностью
соответствует
тематическому планированию образовательной деятельности ДОУ,
включает работу над формированием коммуникативной компетенции детей в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. На логоритмических
занятиях реализуются здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно
влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному
повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения
словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. В программе предусмотрено
создание особых образовательных условий для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями
речи).
Работа по программе «Логоритмика. Логонотки» проводится на основе
методических разработок, которые составлены на весь учебный год по принципу «от
простого к сложному». Методологической основой для разработки занятий, используемых
в программе, являются следующие подходы и концепции:
4

 Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи
у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.
2008 год;
 Программа коррекционно – развивающей работы для детей с общим
недоразвитием речи, Нищева Н. В.; СПБ, 2007
 Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е.
В. Кузнецовой.
 Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
 Косинова Е. М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи», М., 2011.
 Архипова Е. Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой
дизартрии, М.,2008.
Адресат программы. Программа предназначена для детей дошкольного возраста
(2-5 лет). Содержание программы учитывает возрастные психологические особенности
детей дошкольного возраста.
Занятия по программе «Логоритмика» проводятся 2 раза в неделю, в группах.
Продолжительность занятий для детей от 2 до 4 лет не более 15 мин, для детей от 4 до 5
лет не более 20 минут.
1.3. Цель данной программы: Логопедическая ритмика – одно из звеньев
коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя
средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее
основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция
и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребѐнка посредством
сочетания слова и движения.
1.4. Задачи программы
 активизировать словарный запас, развитие фонематического восприятия и
фонематических представлений;
 развивать чувство ритма и умение чѐткости координированных движений во
взаимосвязи с речью, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую
выразительность;
 развивать слуховое внимание и память;
 развивать коммуникативные способности детей; творческое использование
музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни;
 воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребѐнка.
1.5. Создание специальных педагогических условий для детей с ОВЗ (ТНР)
Программа предусматривает учет особенностей психофизического развития детей с ОВЗ:
 Замедленность темпа работы; упрощение речевого материала в соответствии с
возможностями ребенка;
 рациональная дозировка содержания дидактического материала;
 поэтапное разъяснение правил игры;
 максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено
конкретностью мышления ребенка;
 максимальная опора на практическую деятельность и опыт ребенка;
5

 опора на более развитые способности ребенка;
 использование дополнительных вспомогательных приемов и средств:
невербальные средства общения, образцы выполнения заданий, использования
упражнений с приемом «доскажи словечко», ведение подготовленного диалога с
однословными ответами ребенка, прием «послушай и повтори».
1.6. Принципы создания программы
Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных
мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
Принцип последовательности. Каждое из
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

коррекционных

направлений

Принцип учета уровня развития ребѐнка. Л. С. Выготский предложил выделять в
развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное
решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения
задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует
проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к
самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко
выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений
вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции.
Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются
трудные звукосочетания, много гласных звуков.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель
образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные
и возрастные особенности.
Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные
формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания,
импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
Принцип результативности. Получение положительного результата развития и
коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

1.7. НОД. Педагогические технологии:
 Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше
владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
6

 Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с
нарушениями
звукопроизношения
–
необходимость.
Они
подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие
ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком
письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение,
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
 Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и
правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом
ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
 Упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
 выработка продолжительного речевого выдоха,
 тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной
систем.
 Упражнения на координацию речи с движением развивают речевые способности
ребенка, формирует слухо-зрительно-двигательную координацию. Опора на разные
сенсорные анализаторы позволяет достичь максимальных результатов в психофизическом развитии детей.
 Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности.
 Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации
без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игрыдиалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию
игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
 Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной
доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов,
фраз.
 Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику
пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и
сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты
пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных
фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста
игры.
 Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть
вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую
и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность
движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках
чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно
7

передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными
переживаниями.
 Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке
его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению
сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
 Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова
и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти
игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают
детей выполнять правила игры.
В процессе реализации программы используются наглядные, словесные и
практические методы.
Наглядные методы
наглядно-зрительные приемы: показ педагогом; подражание детьми; зрительные
ориентиры при преодолении пространства, наглядные пособия;
тактильно-мышечная наглядность (оказание педагогом непосредственной
помощи детям);
Наглядно-слуховой метод:
прослушивание инструментальной музыки и песен, а также народных прибауток,
стихотворений в форме двух-, четырехстиший, звуков музыкальных и шумовых
инструментов.
Словесные методы:
Словесные методы помогают осмысливанию детьми поставленной задачи и
сознательному выполнению двигательных упражнений. На занятиях используются:
пояснение, указание, беседа, вопросы, сюжетный рассказ, словесная инструкция и др.
Практические методы
Чаще всего мы используется и игровой метод, который дает возможность
совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность
движений, быстроту ответной реакции, а также творческую инициативу.
1.8. Структура занятия.
Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с
учѐтом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания,
предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной темой или сюжетом и
проводятся по следующему алгоритму: вводная, основная и заключительная части.
1. Вводная часть: используются вводные упражнения, которые дают установку на
разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на
тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного
тонуса.
8

2.

Основная часть: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и
мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные
малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса,
артикуляции, счѐтные упражнения, упражнения на развитие координации
движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с
движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей
моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на
регуляцию мышечного тонуса.

3. Заключительная часть: упражнения на восстановление дыхания, снятие
мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения,
упражнения на развитие дыхания.
Для успешного проведения занятий необходимо заранее подготовить инвентарь и
оборудование, подбор музыкального материала и аппаратуры.
1.9. Предполагаемый результат:
 сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
 способность правильно выполнять артикуляции звуков;
 сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
 способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения
осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела,
этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
 способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
 улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
 способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей, быстро реагировать на смену движений;
 улучшения показателей диагностики развития речи;
 воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности
за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

9

1.10. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Результаты мониторинга неречевых психических функций и произносительной стороны речи
№ Ф.И. ребенка
Неречевые психические функции

Воспроизведение
ритма

Состояние общей
моторики

Произносительная сторона речи

Состояние мелкой
моторики

Звуко-произношение

Фонационное дыхание

Просодия

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Мониторинг проводится 2 раза в год (декабрь, май). В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из
уровней
достижения
планируемых
результатов
(показателей)
формирования
интегративного
качества:
10

1.11. Оценка уровня развития:
4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех
характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень
выразительно.
3 балла – правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только
после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.
2 балла – некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно
выразительные и не совсем правильные.
1 балл – выполнение заданий без модуляций голоса (звучание голоса
невыразительное, монотонное, тусклое).
0 баллов – невыполнение задания или отказ от задания.

11

2. Содержание программы
2.1. Календарный учебный график
на 2021-2022 учебный год
1 Младшая группа
2-3 года

2 Младшая группа
3-4 года

Средняя группа
4-5 лет

Количество возрастных
групп
Начало учебного года

1

1

1

09.09.2024

09.09.2024

09.09.2024

Окончание учебного года

31.05.2025

31.05.2025

31.05.2025

Продолжительность
учебного года

34 недели

34 недели

34 недели

Продолжительность
учебной недели

5 дней

5 дней

5 дней

Продолжительность
дополнительных занятий

10 минут

15 минут

20 минут

Праздничные дни: 4.10.2022г., 1-6.01.2023г., 23.02.2023г., 8.03.2023г., 1.05.2023г., 8-9.05.2023г.

2.2. Учебный план по реализации дополнительной образовательной программы.
Возрастная
группа
1ая младшая
(2-3 года)
2ая младшая
(3-4 лет)
Средняя
(4-5 лет)

Продолжительность занятия

Количество
занятий в неделю

Итого в год мин/колво занятий

10 минут

2

68071

15 минут

2

1020/71

20 минут

2

1360/71

12

2.3.

Учебно-тематический план
Группа 2 - 3 лет (I младшая группа)

Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления детей.
2. Развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно передвигаться в пространстве, переключаемость и координации
движений во взаимосвязи с речью.
3. Развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое) и память (двигательная, зрительная,
слуховая).
4. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

№ занятия
1
2
3,4
5,6
7,8
9,10
11,12
13,!4
15,16
17,18
19,20
21,22
23,24
25,26
27,28
29,30
31
32
33,34

Название занятия
Встреча с белочкой в осеннем лесу
Сидит белка на тележке
Кто грибок найдет?
Гости
В огороде заинька
Зайкина капуста
Лучшая игра
Утенок и его друзья
Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки — беленькие грудки
Зайчик в гостях у ребят
Зайкин дом
Белкина помощница
Чудо-елка
Подарки Дедушки Мороза
Птичья ѐлка
Мороз и птички
13

Февраль

Март

Апрель

Май

35,36
37,38
39,40
41,42
43,44
45,46
47,48
49,50
51,52
53,54
55,56
57,58
59.60
61,62
63,64
65,66
67,68

Танюшка
Вкусная каша
Аленушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка
Хозяюшка
Котенок и щенок
Про собачку
Таня пропала
Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
Радуга-горка
Майский день
Про зеленую лягушку
После дождя

Планируемые результаты:
 Сформировать знания по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам.
 Сформировать умения выполнять движения в соответствии со словами.
 Сформировать правильное речевое и физиологическое дыхания.
 Сформировать способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых
 Сформировать способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на
напряжение и расслабление мышц тела.
 Сформировать способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы
и бега.
 Сформировать способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на
смену движений.

14

Группа 3 - 4 лет (II младшая группа)
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое восприятие и фонематические представления детей.
2. Продолжать развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно передвигаться в пространстве, переключаемость и
координации движений во взаимосвязи с речью.
3. Продолжать развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое) и память (двигательная,
зрительная, слуховая).
4. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь
Февраль

№ занятия
1
2
3,4
5,6
7,8
9,10
11,12
13,!4
15,16
17,18
19,20
21,22
23,24
25,26
27,28
29,30
31
32
33,34
35,36
37,38
39,40

Название занятия
Солнышко и дождик
Тучка
Тучки по небу гуляют
Грибной дождик
Под грибком
Осенние листья
Осень в лесу
Веселый огород
Репка
Осенние подарки
Да свидания, птицы!
Холодно!
Зима в лесу
Дед Мороз спешит на елку
Украшаем елочку
Наступает Новый год
Новогодний праздник в лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка и котята
Котята и щенок
У бабушки в гостях
15

Март

Апрель

Май

41,42
43,44
45,46
47,48
49,50
51,52
53,54
55,56
57,58
59.60
61,62
63,64
65,66
67,68

Как снеговики солнце искали
Армейская карусель
Как цыплята солнце будили
Новая столовая
В гости к нам пришли матрешки
Весеннее солнышко
Весенняя капель
Прилетайте, птицы!
Весенний ручеек
Кораблик
Утренние лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровый пруд

Планируемые результаты. Возраст 3-4 лет.
Целевые ориентиры для детей 4 лет:
В результате освоения Программы повысится уровень развития познавательных процессов и речевого развития ребѐнка:
 зрительного восприятия, внимания и памяти;
 слухового внимания и памяти;
 статической координации движений;
 произвольной регуляции мышечного тонуса;
 ориентировки в схеме собственного тела;
 ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
 восприятия пространственных признаков предметов;
 динамической координации движений рук;
 артикуляционной моторики;
 мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
 смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
 слогоритмической структуры слов;
 поставленных звуков;
 функций фонематического слуха;
16



понимания предметного, глагольного словаря.
Группа 4 - 5 лет (средняя группа)
Задачи:
1. Активизировать высшую психическую деятельность ребенка через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
2. Развивать и увеличивать объѐм слуховой, зрительной и двигательной памяти;
3. Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику детей, формировать произносительные навыки;
4. Развивать и совершенствовать мелкую и общую моторику;
5. Вырабатывать у детей четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
6. Развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение.
Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

№ занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Название занятия
Вводное
Путешествие Язычка.
Я в детском саду.
Профессии детского сада
Во саду ли в огороде.
Осень в гости к нам пришла.
Какого цвета осень.
Животные нашего леса.
Домашние питомцы.
Кто где живет (дикие и домашние животные).
Деревья
Моя семья.
Моя семья.
Моя семья.
В нашей группе - все друзья.
Мы – девочки и мальчики.
Дом, в котором я живу (мебель).
Дом, в котором я живу (посуда).
Моя малая родина.
17

Декабрь

Январь

Февраль

Март

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Транспорт
Профессии на транспорте.
Зимушка, зима!
Зимние забавы.
Спит в берлоге бурый мишка.
Маленькой елочке холодно зимой.
Зимние виды спорта.
Белоснежная зима.
Улицей гуляет Дедушка Мороз.
Сколько птиц в кормушке нашей.
Новый год.
Сколько птиц в кормушке нашей.
Дикие животные зимой. У кого какие шубки.
Дикие животные зимой. У кого какие шубки.
В гостях у сказки.
В гостях у сказки.
Зимняя прогулка.
Зимняя прогулка.
Моя любимая игрушка
Мой лучший друг.
Наши папы.
Наши папы.
Профессии.
Профессии.
Мамин праздник.
Мамин праздник.
Какие краски у весны.
Какие краски у весны.
Животные и птицы весной.
Животные и птицы весной.
Веселый зоопарк
За здоровьем – в детский сад.
За здоровьем – в детский сад.
18

Апрель

Май

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

В гостях у сказки.
В гостях у сказки.
Мы – артисты театра.
Животные и птицы весной.
Животные и птицы весной.
Наш родной город.
Наш родной город
Выглянуло солнышко
Луговые цветы.
Луговые цветы.
Насекомые.
Насекомые.
Мы красиво говорим.
Мы красиво говорим.
Наш веселый язычок!
Наш веселый язычок!

Планируемые результаты. Возраст 4-5 лет.
Целевые ориентиры для детей 5 лет:
 выполняет взаимосвязанные ролевые действия, понимает и называет свою роль;
 выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей;
 передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;
 вступает в ролевое взаимодействие с детьми;
 занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут);
 осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого,
к концу периода обучения, самостоятельно;
 имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках);
узнает и называет реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
 распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда);
 запоминает по просьбе взрослого шесть-семь названий предметов.
 соотносит части реального предмета и его изображения, показывает и называет их, передает в изображении целостный образ предмета;
 сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
 внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки;
19





проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
вступает и поддерживает диалог со взрослыми и сверстниками;
способен рассказать о событиях из личного опыта.

2.4.

Перспективное планирование

Группа 2 - 3 лет (I младшая группа)
Месяц

Задачи

Сентябрь 1. Активизировать словарь по теме: «Осень».
2. Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.
3.Развивать общую и мелкую моторику.
4. Воспитывать положительные эмоции и чувства.

Октябрь

1.Учить правильному произношению слов по теме: «Животные», «Овощи»
2.Развивать слуховое внимание и координацию движений.
3.Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.

Ноябрь

1. Учить правильному артикуляционному укладу при произношении слов по теме.
2. Развивать у детей умение четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях,
координировать слово с движением.
3. Воспитывать положительные личностные качества.

Декабрь

1. Учить детей говорить выразительно, слушать друг друга.
2. Развивать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью пальчиковой гимнастики.
3. Развивать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.

№
занятия
1
2
3,4
5,6
7,8
9,10
11,!2
13,14
15,!6
17,18
19,20
21,22
23,24
25,26
27,28
29,30

Тема
Встреча с белочкой в
лесу
Сидит белка на
тележке
Кто грибок найдет?
Гости
В огороде заинька
Зайкина капуста
Лучшая игра
Утенок и его друзья
Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки - беленькие
Зайчик в гостях у
ребят
Зайкин дом
Белкина помощница
Чудо-елка
20

Январь

Февраль

1.Активизировать и совершенствовать звукопроизношение звуков и слов по теме.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием стихов.
3.Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.

1. Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.
2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох.
3. Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание.
4. Воспитывать положительные личностные качества.

Март

1. Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении
танцевальных движений.
2. Продолжать развивать умение согласовывать движения со словами.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель

1. Продолжать развивать умение переключаемость и координации движений во взаимосвязи с речью.
2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный выдох.
3. Воспитывать положительные личностные качества.

Май

1. Развивать у детей координированные движения, умение выполнять движения в соответствии с
текстом и темпом мелодии.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием стихов.
3. Воспитывать положительные эмоции и чувства.

32
33,34
35,36
37,38
39,40
41,42
43,44
45,46
47,48
49,50
51,52
53,54
55,56
57,58
59,60
61,62

Подарки Дедушки
Мороза
Птичья елка
Мороз и птички
Танюшка
Вкусная каша
Аленушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка
Хозяюшка
Котенок и щенок
Про собачку
Таня пропала
Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
Радуга-горка

63,64

Майский день

65,66

Про зеленую
лягушку
После дождя

31

67,68
Группа 3 - 4 лет (II младшая группа)
Месяц

Задачи

Сентябрь 1. Учить выполнять движения в соответствии с текстом, координируя движения рук, ног во время

№
занятия
1

Тема
Солнышко и дождик
21

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

ходьбы.
2. Развивать умение внимательно слушать музыку, различать темпы мелодий и двигаться
соответственно с темпом мелодии.
3. Развивать мелкую моторику рук, дыхание.
1.Продолжать развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, координируя
движения рук, ног во время ходьбы.
2.Активизировать словарный запас детей по теме: «Осень».
3. Продолжать развивать умение двигаться в темп мелодии; развивать мелкую моторику рук,
дыхание.
1.Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев, мимические мышцы лица.
2.Развивать фонематический слух; темп и ритм дыхания.
3. Развивать пространственную ориентировку.
1.Развивать у детей координированные движения, умение выполнять движения в соответствии с
текстом и темпом мелодии.
2.Расширять лексический словарь по теме: «Зима», «Новый год».
3.Развивать фонематическое восприятие и слух, пальчиковую моторику.

1. Продолжать развивать чѐткие координированные движения рук и ног в соответствии с текстом,
мелкую моторику.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, чувство ритма, фонематический слух, фантазию у
детей.
3. Развивать интонационную выразительность речи.
1. Продолжать развивать чѐткие координированные движения рук и ног в соответствии с текстом,
мелкую моторику.
2. Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и мелкую моторику, физиологическое
дыхание.
3. Развивать фантазию, воображение, интонационную выразительность речи.
1. Продолжать развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом и темпом мелодий;
развивать мелкую моторику рук, дыхание.
2.Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
3. Укреплять здоровье детей с помощью самомассажа.

2
3,4
5,6
7,8
9,10
11,!2
13,14
15,!6
17,18
19,20
21,22
23,24
25,26
27,28
29,30
31
32
33,34
35,36
37,38
39,40
41,42
43,44
45,46
47,48
49,50

Тучка
Тучки по небу
гуляют
Грибной дождик
Под грибком
Осенние листья
Осень в лесу
Веселый огород
Репка
Осенние подарки
Да свидания, птицы!
Холодно!
Зима в лесу
Дед Мороз спешит
на елку
Украшаем елочку
Наступает Новый
год
Новогодний
праздник в лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка и котята
Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики
солнце искали
Армейская карусель
Как цыплята солнце
будили
Новая столовая
В гости к нам
22

Апрель

Май

1.Развивать мелкую моторику и точность движений пальцев, мимические мышцы лица.
2. Расширять лексический словарь по теме «Весна».
3. Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом и темпом мелодий; развивать
мелкую моторику рук, дыхание.
4. Совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать фонематический слух.
1. Развивать умение опираясь на ритмо-схему отстукивать ритмический рисунок.
2. Совершенствовать координированные движения рук и ног; выполнять движения в соответствии с
текстом и темпом мелодий; развивать мелкую моторику рук, дыхание.
3. Закреплять умение выразительно читать стихотворение.

51,52
53,54
55,56
57,58
59,60

пришли матрешки
Весеннее солнышко
Весенняя капель
Прилетайте, птицы!
Весенний ручеек
Кораблик

61,62
63,64
65,66
67,68

Утренние лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровый пруд

№
занятия
1

Тема

Группа 4 - 5 лет (средняя группа)
Месяц

Задачи

Сентябрь 1. Познакомить детей с органами артикуляции. Формирование умения выполнять простые
артикуляционные движения.
2. Формирование представления детей о правильном речевом дыхании
3. Развитие артикуляционного праксиса детей при помощи артикуляционной гимнастики
4. Развитие мелкой и общей моторики
5. Формирование словаря по различным темам

Октябрь

1. Развитие артикуляционного праксиса детей при помощи артикуляционной гимнастики
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой и общей моторики

Вводное

2

Путешествие
Язычка.

3

Я в детском саду.

4

Профессии детского
сада

5

Во саду ли в огороде.

6

Осень в гости к нам
пришла.

7

Какого цвета осень.

8

Животные нашего
леса.
23

4. Формировать умения детей составлять простое предложение по картинке.
5. Формирование словарь детей по различным темам
6. Формирование навыков словообразования относительных прилагательных.
7. Формировать умение координировать речь с движением

Ноябрь

Декабрь

1. Развитие артикуляционного праксиса детей при помощи артикуляционной гимнастики
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой и общей моторики
4. Формировать умения детей составлять простое предложение по картинке.
5. Расширение словарного запаса детей в различных темах
6. Формирование навыков словообразования относительных прилагательных.
7. Закреплять умение координировать речь с движением
8. Развитие навыка употребления приставочных глаголов
9. Активизировать в словаре детей слова, обозначающие виды транспорта (наземный, воздушный,
водный, подземный).
10. Формировать умение описывать профессию с опорой на мнемотаблицу.

1. Развитие артикуляционного праксиса детей при помощи артикуляционной гимнастики
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой и общей моторики
4. Формировать умения детей составлять сложное предложение по картинке.
5. Расширение словарного запаса детей в различных темах

9

Домашние питомцы.

10

Кто где живет (дикие
и домашние
животные).

11

Деревья

12

Моя семья.

13

Моя семья.

14

Моя семья.

15

В нашей группе - все
друзья.

16

Мы – девочки и
мальчики.

17

Дом, в котором я
живу (мебель).

18

Дом, в котором я
живу (посуда).

19

Моя малая родина.

20

Транспорт

21

Профессии на
транспорте.

22

Зимушка, зима!

23

Зимние забавы.

24

Спит в берлоге
бурый мишка.

25

Маленькой елочке
24

6. Формирование словаря антонимов
7. Закреплять умение координировать речь с движением
8. Развитие умения согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
9. Развитие выразительности речи.

Январь

Февраль

1. Развитие артикуляционного праксиса детей при помощи артикуляционной гимнастики
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой и общей моторики
4. Развивать навык употребление приставочных глаголов.
5. Расширение словарного запаса детей в различных темах
6. Активизация в речи детей обобщающих слов.
7. Формирование навыков творческого рассказывания.
8. Закреплять умение координировать речь с движением

1. Развитие артикуляционного праксиса детей при помощи артикуляционной гимнастики
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой и общей моторики
4. Закреплять умение координировать речь с движением
5. Развивать навык творческого рассказывания
6. Закрепление навыка согласования слов в предложении.
7. Развивать умение детей составлять рассказ из личного опыта.
8. Формировать умение рассказывать с опорой на мнемотаблицу.

холодно зимой.
26

Зимние виды спорта.

27

Белоснежная зима.

28

Улицей гуляет
Дедушка Мороз.

29

Сколько птиц в
кормушке нашей.

30

Новый год.

31

Сколько птиц в
кормушке нашей.

32

Дикие животные
зимой. У кого какие
шубки.

33

Дикие животные
зимой. У кого какие
шубки.

34

В гостях у сказки.

35

В гостях у сказки.

36

Зимняя прогулка.

37

Зимняя прогулка.

38

Моя любимая
игрушка

39

Мой лучший друг.

40

Наши папы.

41

Наши папы.
25

Март

Апрель

9. Развитие умения образовывать уменьшительно – ласкательные формы слов.
10. Формирование и активация словаря антонимов
11. Формирование навыков работы с деформированным предложением.
12. Закрепление навыка составления предложений по картинке.

42

Профессии.

43

Профессии.

44

Мамин праздник.

1. Развитие артикуляционного праксиса детей при помощи артикуляционной гимнастики
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой и общей моторики
4. Закрепление навыка составления рассказа по картинке.
5. Формирование навыка согласования существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.
6. Формировать умение рассказывать с опорой на мнемотаблицу.
7. Активизация в речи детей слов на различные тематики
8. Изучение техники самомассажа
9. Формирование навыка рассуждения
10. Расширение словаря обобщающих слов.

45

Мамин праздник.

46

Какие краски у
весны.

47

Какие краски у
весны.

48

Животные и птицы
весной.

49

Животные и птицы
весной.

50

Веселый зоопарк

51

За здоровьем – в
детский сад.

52

За здоровьем – в
детский сад.

53

В гостях у сказки.

54

В гостях у сказки.

55

Мы – артисты театра.

56

Животные и птицы
весной.

57

Животные и птицы
весной.

58

Наш родной город.

1. Развитие артикуляционного праксиса детей при помощи артикуляционной гимнастики
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой и общей моторики
4. Формирование навыков словообразования уменьшительно – ласкательных форм слова.
5. Развитие выразительности речи.
6. Закреплять умение координировать речь с движением
7. Расширение словаря обобщающих слов.
8. Изучение техники самомассажа
9. Активизация глагольного словаря детей
10. Формировать умение детей рассказывать основные сведения о себе (имя, фамилия, город, имена
родителей).

26

Май

1. Развитие артикуляционного праксиса детей при помощи артикуляционной гимнастики
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие мелкой и общей моторики
4. Развитие зрительного и слухового внимания.
5. Формирование умения детей употреблять сложносочиненные предложения.
6. Закрепление в речи детей обобщающих слов.
7. Формирование навыка работы с деформированным предложением

59

Наш родной город

60

Выглянуло
солнышко

61

Луговые цветы.

62

Луговые цветы.

63

Насекомые.

64

Насекомые.

65

Мы красиво говорим.

66

Мы красиво говорим.

67

Наш веселый
язычок!

68

Наш веселый
язычок!

27

3. Ресурсное обеспечение реализации программы
Пространственная
Спортивный зал






Развивающая среда
Предметная
Фортепиано цифровое
Музыкальный центр
Стулья
Учебная доска, интерактивная доска;
Магнитофон и аудиоматериалы;
Наглядно-демонстрационный материал по темам занятий;
Музыкальные инструменты;
Индивидуальные зеркала.

Список литературы и интернет источников
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
Аудиодиск Железновой
Архипова Е. Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии,
М.,2008.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008;
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и
Д», 2000;
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми
нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство
«Лань», 2002;
https://nsportal.ru
http://www.razumniki.ru
http://zanimatika.narod.ru/index.htm

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».