Образовательная концепция

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Центр развития ребенка детский сад №103 «Родники»
Образовательная концепция разработана с учетом реализуемой образовательной
программы, учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников МАДОУ ЦРР
детский сад №103 «Родники.
Всего в МАДОУ воспитывается 292 ребенка. Общее количество групп – 12, из них:
12 групп общеразвивающей направленности,
Из них:
1 группа кратковременного пребывания
11 групп полного дня
1. Актуальность
Актуальность разработки образовательной концепции МАДОУ 103 обусловлена введением
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
современными требованиями к дошкольному образованию, стратегией развития образования в
РФ. Образовательная концепция предполагает построение новой организационно-правовой
модели развития МАДОУ , направленной на повышение качества дошкольного образования
путем обеспечения психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и
организационно-правовых условий образовательной деятельности учреждения, что позволит
осуществить переход дошкольного учреждения в качественно новое состояние.
Основная цель создания образовательной концепции на 2020 – 2025 годы:
совершенствование в МАДОУ 103 системы интегративного образования в соответствии с ФГОС
ДО, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование,
полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и
самореализации.
Для этого необходимо создание условий для:
- развития целостной личности ребенка раннего, дошкольного возраста – его активности,
самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого
потенциала;
- расширения прав и возможностей ребёнка, в развитии его способностей, его человеческого
достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами,
ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и
охраняющими его личное достоинство; обеспечения развития личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности в следующих образовательных областях:
«Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие»;
- проектирования социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку
индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и
другие формы активности.

1

2. Миссия
Миссия дошкольного образовательного учреждения - становление и развитие
личности ребенка в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости.
3. Имидж
Под имиджем мы понимаем сложившийся в сознании окружающих эмоциональноокрашенный образ. Необходимость формирования имиджа возникает в связи с тем, что:

сформированный позитивный имидж в большей степени обеспечивает стабильность,
удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;

появляется доверие ко всему происходящему в дошкольном образовательном
учреждении, в том числе инновационным процессам.
Дошкольное учреждение должно иметь свое лицо, свое имя, чтобы каждый ребенок рос и
развивался в соответствии с его потребностями и желаниями родителей, чтобы каждый член
коллектива чувствовал себя личностью. Проанализировав внешнюю среду и внутренние ресурсы,
можно выделить факторы, которые положительно влияют на формирование имиджа
дошкольного учреждения:
1. Обучение в данном учреждении является востребованным в связи с желанием родителей
получать образовательные услуги;
2. Открытость и интегрированность дошкольного учреждения позволяют устанавливать и
расширять партнерские связи с социальным окружением: со школами, домом детского
творчества, школой искусств, библиотекой, музеем. Учреждение нацелено отвечать запросам
родителей, школы и интересам детей.
Работу по созданию и поддержанию имиджа необходимо осуществлять по нескольким
направлениям:

создание внешней атрибутики и рекламы деятельности;

дизайн дошкольного учреждения учебных и игровых помещений, территории детского
сада;

повышение качества образовательной деятельности;

создание имиджа руководителя и его команды.
Ведущими компонентами имиджа является образ педагогов, работающих с детьми, для
которого главное:

индивидуальный подход к каждому ребёнку;

партнерство и сотрудничество с ребенком;

создание условий для развития индивидуальности ребенка;

обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей;

учет возрастных, психологических особенностей детей;

уважение к свободе и достоинству ребенка;

взаимосвязь психического и физического развития;

создание и сохранение субъект - субъектных отношений между педагогом, родителем,
ребёнком;

родители – партнёры в образовании детей, участники мониторинговых исследований по
оценке качества предоставляемых услуг;

инновация как средство развития, а не самоцель;

ценности творчества: самооценка, самоконтроль, рефлексия, самокоррекция,
саморазвитие, самовыражение;

ценности взаимодействия: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимная поддержка, этика
отношений, доверие;

сохранение и обновление традиций;

участие в управлении детским садом членов коллектива, родителей, вовлечение их в
процесс творческой деятельности;
2

Таким образом, для формирования своего неповторимого имиджа, фирменного стиля
дошкольное учреждение должно иметь:

четкую перспективу, свое видение будущего;

уникальную систему ценностей, свои традиции;

своевременно обновляемый информационный материал о позитивных переменах в жизни
детского сада.
4. Цель образовательной концепции. Основные задачи
Основной структурной единицей в процессе развития МАДОУ 103 выступает
взаимодействие участников образовательных отношений.
Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности.
Педагоги являются непосредственными исполнителями реализации социального заказа.
Для того, чтобы педагоги могли эффективно осуществлять взаимодействие с семьей,
необходимо повышение их правовой и психолого-педагогической культуры, формирование
гуманистических взглядов на процесс образования, а также профессиональные умения
контактировать с родителями.
Таким образом, цель разработки образовательной концепции МАДОУ 103 заключается в
том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования
детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении
всего дошкольного детства.
Цель управленческая: приведение образовательной деятельности в соответствие
требованиям через управление процессами повышения качества дошкольного образования.
Основные задачи:

повысить качество образования в МАДОУ
через внедрение современных
образовательных
технологий,
в
том
числе
информационно-коммуникационных,
профориентационных (направленных на знакомство с профессиями);

формировать и развивать инженерное мышление детей в формах и условиях,
соответствующих дошкольному возрасту ребенка;

совершенствовать систему работы с детьми, имеющими особые образовательные
потребности, в целях обеспечения поддержки развития детей с ОВЗ, детей–инвалидов, детей
проявляющих раннюю одаренность и их родителей;

повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, готовность к работе в
инновационном режиме;

организовать повышение профессиональной компетентности персонала МАДОУ в
условиях реализации ФГОС ДО;

совершенствовать материально-техническое и программное обеспечение;

обновить ценностную развивающую образовательную среду ДОУ, способствующую
самореализации ребёнка в разных видах деятельности;

актуализировать партнерство между детским садом, родителями и социальным
окружением;

совершенствовать и обновлять систему взаимодействия с семьями воспитанников,
содействие повышению роли родителей в образовании ребенка.
5. Ресурсы
I ресурс: валидная система оценки качества. В 2017 году была разработана и
апробирована внутренняя система оценки качества образования МАДОУ 103. На тот момент
вопросы стояли в достоверности критериев оценки качества, в их соответствии требованиям к
дошкольному образованию.
В ходе поиска достоверных критериев был проведен мониторинг зарубежных систем
оценки качества, а также отечественный опыт педагогического сообщества ХМАО. За основу
были взяты Методические рекомендации по оценке качества образования в ДОУ, Городской
3

методический центр города Урай, Школа антропоники. Для нас в 2017 году это был
инструментарий, позволяющий оценить комплексно и емко как образовательные условия, так и
образовательные процессы.
В 2017-2018 г.г. была проведена процедура оценки качества. Из негативных моментов
была отмечена недостаточность насыщенности и полифункциональности среды, отсутствие
возможностей ее трансформации, недостаточность продуктов деятельности ребенка, отсутствие
интереса воспитанников к ряду центров в группе, несформированность детской субкультуры.
Оценка организации образовательных процессов показала низкую степень индивидуализации
образования и поддержки детской инициативы, отсутствие субъект-субъектной позиции в
отношении педагог-ребенок, преобладание фронтальных занятий над работой в центрах.
Невысокие баллы набраны при оценке условий для детей с ограниченными возможностями
здоровья. Недостаточно раскрыто культурное многообразие. Так же вопросы вызывали
механизмы вовлечения родителей в образовательный процесс. Проблемы, выявленные в ходе
внутренней и внешней оценки по шкалам, позволили увидеть направления развития.
Реализация системы работы, направленной на повышение качества образования, в 2019
году подготовила почву к прохождению серьезного и длительного исследования по Шкалам
комплексного мониторинга качества дошкольного образования. Часть показателей, заложенных
в Мониторинг качества дошкольного образования, легла в основу внутренней системы качества
дошкольного образования ДОУ. Точки развития, определенные по итогам Мониторинга, легли в
основу Программы развития на 2020-2025 годы.
2 ресурс: выбор программ. Анализ вышеперечисленных проблем выявил потребность во
внедрении новых форм организации образовательной деятельности. На протяжении нескольких
лет организация является федеральной площадкой по внедрению программы «Вдохновение» под
редакцией Федосовой Ирины Евгеньевны. Недостаточность национального компонента и
нераскрытость культурного многообразия в среде примерно в то же время привлекли нас к
участию в апробации региональной программы «СамоЦвет» под редакцией Грединой Оксаны
Владимировны. Симбиоз двух программ, их схожесть по многим вопросам и взаимодополнение
позволили решать не только узкие задачи, но и реализовывать приоритетные стратегические
направления развития, отвечающие требованиям государственной политики в области
образования.
3 ресурс: кадровая политика. Командный подход в обучении позволил быстро и успешно
выстроить систему работы по внедрению новых программ. В организации реализуется система
внутреннего обмена опытом педагогов посредством практико-ориентированных методических
мероприятий. Мы выезжаем в другие образовательные организации и знакомимся с успешным
опытом коллег. Мы принимаем педагогов и руководителей в рамках пилотных площадок г.
Екатеринбурга.
Безусловно, это задает темп в развитии и требует определенного качества работы.
Стимулирование процессов повышения качества и мотивации педагогов на изменение
легло в основу нового Положения по оплате труда в организации.
4 ресурс: научно-методическое сопровождение. Научно-методическое сопровождение
института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования на
федеральном уровне, сопровождение авторов и методистов программ позволяет на высоком
уровне реализовывать изменения,
5 ресурс: сетевое взаимодействие. Поддержка деятельности учреждения на уровне
муниципалитета, региона, федерации. Мы участвуем в конференциях, принимаем у себя
педагогов и руководителей других образовательных учреждений, которые ориентированы не
только на повышения компетентности педагогов и обмене опытом между муниципалитетами, но
и на вовлечение родителей.
6. Методическое сопровождение процесса развития
Основные принципы методического сопровождения процесса развития:

4


Принцип научности. Заключается в том, что содержание любой запланированной работы
должно иметь научное обоснование. Руководитель, методист своими действиями обязан помочь
педагогам понять научную подоплеку реализуемой программы, ее задачи, принципы, методики;

Принцип системности. Во-первых, обеспечивает непрерывность содержания
методических мероприятий (каждый последующий шаг базируется на предыдущем, вытекает из
него). Во-вторых, система предполагает логическую и тематическую связь между
мероприятиями, направленными на реализацию вышеозначенных функций;

Комплексность или взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы;

Принцип дифференциации – задание зоны ближайшего развития для каждого из
педагогов. В зависимости от уровня компетентности создается поле для преодоления трудностей
в достижении определенного результата – своего для каждого педагога;

Принцип практической направленности и открытости методической помощи. Тесно
связан с предыдущим. Каждый из педагогов должен быть уверен, что в любой момент он
получит необходимую методическую помощь – не только плановую, но и оперативную;

Оперативность, гибкость и мобильность. Данный принцип предполагает умение внести
вовремя нужные изменения в систему работы в связи с вновь возникшими обстоятельствами;

Принцип оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных, обязательных и
добровольных форм и видов методической работы и самообразования. Этот принцип дает
педагогам возможность выбора из практического арсенала мероприятий те, которые для него
наиболее оптимальны в плане проявления творчества, активности;

Принцип многообразия и оптимального сочетания средств и методов повышения
квалификации. Обеспечивает процесс наращивания знаний, умений, освоения новых способов
работы, связанных с целью и задачами программы развития, и возможность обобщить данный
багаж знаний;

Создание благоприятных условий для повышения квалификации педагогов в Центре.
Кроме того, обеспечивается оснащением материально-технической базы современным
программно-методическим обеспечением.
7. Основные принципы дошкольного образования и их реализация
 Принцип поддержки разнообразия детства. Принимая вызовы современного мира,
ООП ДО рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает
использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. ДОУ выстраивает
образовательную деятельность с учетом региональной специфики Уральского региона,
социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных
особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения; В ООП ДО учитывается
уникальность каждого ребенка, и делает акцент на индивидуализации, многообразии
образовательных траекторий. ООП ДО предоставлены равные шансы каждому ребенка, как
одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признает и учитывает
широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпе развития.
ООП ДО требует от всех участников педагогического процесса проявления внимания и чуткости
к индивидуальным склонностям, интересам, возможностям и потребностям каждого ребенка,
готовности поддерживать детей с различными предпосылками развития с помощью
индивидуализации и дифференциации обучения.
Способ комплектования групп зависит от дошкольной организации — традиций,
готовности работать в условиях, более трудных для взрослых, но более комфортных для детей.
ООП ДО предусматривает возможность гибкой организации образовательной работы,
объединяющих детей по интересам. Такая организационная форма обладает рядом преимуществ
в плане возможностей реализации индивидуальных траекторий развития детей.
 Принцип преемственности с начальным общим образованием. Преемственность
выстраивается снизу, ступенчато. ООП ДО дает возможность, выстраивать кооперацию и
преемственность между уровнями дошкольного образования и начальной школы на основе
социоконструктивистской модели образования. При этом соблюдается равновесие между
5

игровой, познавательной, исследовательской и другими формами активности самого ребенка и
активностью взрослого, поддерживающего и обогащающего опыт ребенка.
 Принципы содействия, сотрудничества и участия. В ООП ДО ребенок является
полноправным участником в образовательном процессе. Ребенок приобретает собственный опыт,
осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в
самостоятельной и «совместно-разделенной» деятельности в общении с другими детьми и
взрослыми, становясь полноценным участником образовательного процесса. Принцип
содействия и сотрудничества является конкретным выражением социоконструктивистского
подхода в образовании и реализуется в качестве сквозного принципа организации
образовательной деятельности, а также в форме применяемых в рамках диалогового круга.
 Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской
инициативы и интересов. С целью поддержки интересов детей ООП ДО предлагает гибкое
планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной
(исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью взрослого,
обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации
собственного потенциала.
ООП ДО предусмотрено:
 самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы: содержание
больше половины всех занятий инициируется самими детьми; дети делают то, что им
нравится, взрослые поддерживают детскую инициативу;
 соблюдение правильного баланса между групповыми занятиями малыми группами и
самостоятельной деятельностью детей с включением свободной игры;
 уважительное и внимательное отношение педагогов к детям, позитивное реагирование на
их поведение, учет детских потребностей и интересов и выстраивание предложений в
соответствии с ними;
 выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности с
включением свободной игры.
 Принцип эмоционального благополучия. Решающим условием успешного развития
и важнейшей характеристикой взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная
атмосфера, в которой протекает образовательный процесс. Осознанное выстраивание атмосферы
доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической
деятельности ООП ДО.
Особое внимание со стороны воспитателей при переходе ребенка из семьи в дошкольную
организацию и в ежедневной работе направлено на формирование отношений привязанности
ребенка к педагогу. Устойчивая привязанность создает предпосылки для появления у ребенка
чувства защищенности, крайне необходимого для его эмоционального благополучия.
 Принцип адекватности возможностям ребенка. Постановка задач, помощь и
поддержка взрослого, предлагаемые формы активности, должны быть адекватны возрастным
возможностям ребенка и протекать в «зоне ближайшего развития». Предлагая новые
образовательные идеи и стимулы, взрослые должны опираться на уже имеющиеся знания,
понимание, желания, особенности, предпочтения и интересы ребенка. Взрослый должен слушать
и слышать ребенка, прежде чем давать ему тот или иной ответ или стимул (мотивацию).
Программа «Вдохновение» предлагает научно обоснованную и практически апробированную
методику педагогической диагностики текущего уровня развития ребенка и поддерживающей
коммуникации в зоне ближайшего развития, методики педагогических наблюдений в форме
портфолио и других формах.
 Принцип обучения на примере поведения взрослого. Дети особенно чутки к
поведению взрослых и стремятся им подражать. Подражание показало себя как эффективное
методическое средство непрямой мотивации детей к деятельности. Действия взрослого,
например приготовление завтрака, вязание, сборка конструкций, уборка, притягивают внимание
ребенка и вовлекают его в процесс.
В совместной деятельности со взрослым дети учатся многим полезным и важным умениям,
расширяя свой кругозор и знания о мире. Совместное решение задач и происходящий при этом
6

социальный обмен представляют собой идеальную среду для развития. Ненавязчивое обучение
собственным примером не подавляет активность детей и сохраняет им свободу выбора
содержания своих занятий.
 Принцип признания права на ошибку. При реализации ООП ДО каждому ребенку
предоставляется право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать
ее индивидуально, с позиций собственного опыта. Педагоги разрешают детям делать что-то «не
так, как надо», пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки.
ООП ДО признает и утверждает за каждым ребенком право знать и не знать, уметь и не
уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то
внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и
потребности.
Методы поддерживающей коммуникации, предлагаемой педагогам в рамках ООП ДО,
позволяют использовать ошибки в качестве источника ценного опыта и учения.
 Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах. Игра является формой
освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего и дошкольного
возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности,
учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры.
ООП ДО предлагает поощрение и целенаправленное развитие различных видов игры,
характерных для раннего и дошкольного возраста, практические примеры развития традиции
детской игры в группах.
 Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности. Ребенок
— прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно
быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Если удовлетворены его
базовые потребности в привязанности, внимании и любви, если он здоров и хорошо себя
чувствует, он начинает активно интересоваться и исследовать свое окружение практически с
момента рождения. То, что взрослым, кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо
ребенку, может заинтересовать его и вызвать у него удивление. Исследовательская активность
является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения.
Задача взрослых — разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и
удивиться вместе с ним и лишь затем дать необходимые знания, окрашенные этим удивлением.
Для развертывания исследовательской активности и поддержания любопытства детей им
важна свобода. Самостоятельность и креативность лучше всего процветают в свободной
атмосфере. Если дети не только идут по заданному пути, но устанавливают правила и находят
собственные пути решения, то они воспринимают учение как приключение, как увлекательное
путешествие, полное открытий. Когда детской любознательности предоставляют свободу, в
детском коллективе появляется множество идей о том, как совершать открытия и достигать
результатов. Это пробуждает и усиливает их интерес и любопытство к какому-либо предмету,
теме или проблеме. Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям,
постановке вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои учебные
процессы, проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению задач, формирует
положительное восприятие себя как успешных, иногда даже творческих исследователей. Знания,
которые дети при этом усваивают, более прочные и глубокие.
 Принцип вариативности форм реализации ООП ДО. ООП ДО основана на
принципах сотрудничества детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании
за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и
интересов всех участников, на вовлечении родителей и социокультурного окружения места
расположения детского сада. ООП ДО не задает жестких рамок, планов и форм образовательной
деятельности.
ООП ДО рассчитана на компетентного педагога, заинтересованного, вдохновленного,
влюбленного в свою профессию. Такой профессионал работает творчески, а не по готовому
шаблону с механической реализацией «методики» или «технологии». Он всегда вносит в
реализацию ООП ДО что-то оригинальное, свое и ориентируется на интересы и потребности
конкретного состава детей и места расположения детского сада. Интересы и пристрастия
7

педагогов являются в этом контексте важным фактором мотивации, заинтересованности в своей
работе.
ООП ДО предусматривает гибкие подходы к планированию и выбору форм ее реализации,
не ограничивая педагога конкретным детализированным содержанием образовательной
деятельности.
 Принцип дифференциации. Дифференцированное обучение — это форма
организации образовательной деятельности в детской группе, при которой организация и
педагоги организуют образовательный процесс и создают развивающую предметнопространственную среду таким образом, чтобы они предоставляли возможность учесть
готовности, интересы и особенности каждого ребенка или небольших групп детей. Педагоги,
реализующие подходы дифференцированного обучения, составляют программы; выбирают
методы обучения, развивающие средства обучения, организуют образовательный процесс таким
образом, чтобы удовлетворить различные потребности воспитанников. Дифференциация
обучения является как педагогическим принципом, так и подходом к обучению. Иными словами,
она касается не только выбора «подходящих» методов обучения, но и философии, которая
определяет реализацию программы, и условия обучения детской группы.
Дифференцированное обучение — это предоставление детям «многих путей, которые ведут
к обучению». Эта идея подразумевает, что педагог приспосабливает программу к детям, а не
ждет, что они приспособятся к ней.

Образ будущего МАДОУ ЦРР детский сад №103 «Родники»: это учреждение, где
ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со
своими потребностями, возможностями и способностями. Педагоги развивают
свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех
деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом
режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского сотрудничества.
8. Модель педагога
Инновационная и развивающая деятельность поднимает статус дошкольного учреждения.
Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение
приобретает образ педагога детского сада. Качество дошкольного воспитания во многом
определяется характером общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения
педагогов учреждения с детьми, мы пришли к выводу, что они приняли новую тактику общения,
основанную на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов
ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно
определить следующую модель педагога (как желаемый результат).
Профессионализм педагога:

имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку; свободно
ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и
здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;

владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей группы;

умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных
особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;

владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на
решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с
детьми;

проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности; умеет работать с
техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном
процессе;

стимулирует активность детей на занятии, их увлечённость познавательными и
практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к
творческой переработке усвоенного материала.
8

Проявление организационно-методических умений:

использует в работе новаторские методики;

включает родителей в деятельность, направленную на создание условий,
способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей;

владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
Личностные качества педагога:

имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным
нормам общества;

обладает развитой эмпатией, эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка,
чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;

владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя
самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и
неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей.
9. Модель выпускника
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности
ДОУ и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности
ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного
физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и
психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и
свойств, делающих его человеком.
Модель выпускника имеет большое значение:
Во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим
образам дошкольного учреждения, во-вторых, является основой для разработки целевых
ориентиров образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности
окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива, втретьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности
образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с
мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.
Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:

здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно
заболевание, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии –
положительная динамика;

коммуникативная компетентность – умение общаться с взрослыми и сверстниками,
владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний,
переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к
окружающим людям и их поступкам;

физическая компетентность – забота о своем здоровье, желание физического
совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;

интеллектуальная компетентность – овладение детьми разными способами решения
поставленных задач, умение прогнозировать результат;

креативность – отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и
открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью,
вариативностью;

любознательность – исследовательский интерес ребенка;

инициативность и самостоятельность – умение проявлять инициативу во всех видах
детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;

произвольность – соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей.
Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у
него представлениями, правилами и нормами.
9

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития
ребенка – формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть
видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.
Таким образом, обе модели ребенка-выпускника и педагога отражают приоритеты в
развитии ДОУ , основные характеристики желаемого будущего.
10. Сотрудничество с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации ООП ДО является взаимодействие с семьей.
Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон
(субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными
субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели, специалисты,
младшие воспитатели, медицинский работник, родители. Равноправие субъектов подразумевает:

открытость к взаимодействию;

возможность запросить, и получить информацию;

инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с
целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;

возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке
результатов совместных проектов, образовательного процесса.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как
для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического
культурологического развития общества.
Цель коллектива – установить партнерские отношения, объединить усилия для успешного
освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, создать
атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение их в управление и
совместную детско-взрослую деятельность.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным
общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть
имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
На сегодняшний день в МАДОУ 9 осуществляется интеграция общественного и семейного
воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с будущими родителями;
- с родителями выпускников;
- с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к
школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения,
выявляли и развивали способности и др. Однако без партнерского взаимодействия с семьей
решить эти проблемы практически невозможно.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых:
родителей (законных представителей), сотрудников МАДОУ и детей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

учет этнокультурной ситуации развития семей;

уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.
Для осуществления партнёрского взаимодействия с родителями используются
разнообразные формы:
10

Функции
партнерской
деятельности
Нормативноправовая
деятельность

Информационноконсультативная
деятельность

Просветительская
деятельность

Формы взаимодействия с родителями
- знакомство с локальной нормативной базой детского сада;
- участие в принятии решений по созданию условий, направленных на
развитие ДОУ ;
- вовлечение семьи в управление ДОУ : планирование (учет особых
интересов семьи, персонала и других членов местного сообщества; опора
на размышления родителей на процесс развития детей, о своей работе,
педагогических знаниях и практическом и жизненном опыте; получение у
родителей информации об их специальных знаниях и умениях и
использование их в организации образовательной деятельности, при ее
планировании; получение у родителей информации об их ожиданиях в
отношении их ребенка и использование этой информации для
выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка, отражая ее в
рабочих программа, перспективных, календарных планах), организацию
образовательного процесса, оценку результата освоения детьми
образовательной программы (участие в диагностике)
- определение и формулирование социального заказа родителей,
определение приоритетов в содержании образовательного процесса;
- анкетирование, опрос родителей, для выявления области специальных
знаний и умений родителей и их желания участвовать в жизни группы,
Центра;
- информационные стенды для родителей;
- подгрупповые и индивидуальные консультации;
- интернет. Сайт МАДОУ 103;
- презентация достижений;
- предоставление родителям письменную информацию, призванной
направлять их участие в образовательном процессе;
- информация родителям о целях, задачах, прогнозируемом результате,
образовательных достижениях каждого ребенка, его личностном росте, о
планах развития (как долгосрочных, так и краткосрочных);
- информация родителям о развитии детей и о том, как родители могут в
этом помочь детям дома;
- обеспечение ресурсами, которые родители могут использовать для того,
чтобы расширить и дополнить образовательную деятельность,
проводимую в группе детского сада;
- организация интерактивных семинаров, моделирование решения
проблем/задач, мастер-классов и др;
- общение с родителями для того, чтобы узнать, какие цели родители
ставят для своих детей
- лекции специалистов МАДОУ, приглашенных консультантов;
- библиотечка для родителей;
- педагогическая гостиная;
- совместная разработка учебных пособий и дидактических игр;
- круглые столы, конференции с участием родителей, представителей
общественных, научных организаций;
- форум на сайте МАДОУ;
- единый и групповой стенды различной тематики (противопожарная,
санитарная, гигиеническая, психолого - педагогическая и др.);
- самиздатовская печатная продукция (газеты, журналы, книги, календари
и пр.);
- папки, листовки, памятки, буклеты, бюллетени;
11

Практикоориентированная
методическая
деятельность

Культурнодосуговая
деятельность
Индивидуальноориентированная
деятельность

- стеллажи для демонстрации детских работ по лепке и небольших
конструкций
- дни открытых дверей;
- семинары;
- практические семинары по лего-конструированию и использованию
ИКТ;
- открытые занятия;
- детско-родительские проекты;
- выставки, в том числе по роботехнике и LEGO-конструированию;
- смотры-конкурсы;
- психолого-педагогический консилиум
- физкультурно-спортивные мероприятия;
- акции;
- музыкальные праздники;
- день ребенка, семьи, детского сада, группы и т.д.;
- экскурсии игровые семейные конкурсы, викторины
- паспорт здоровья;
- дневник достижений;
- приглашение членов семей для знакомства с миссией, целями, с
программой, методологией и порядком работы Центра, предоставляя им
локальные акты, психолого-педагогические материалы и проводя
презентации в дни открытых дверей;
- проведение собеседований один на один с родителями ребенка для
обсуждения достижений и трудностей в развитии ребенка, а также для
получения информации об ожиданиях, целях, опасениях и потребностях
родителей;
- отчеты об успехах каждого ребенка, оформление и работа с экраном
наблюдений;
- выяснение мнения родителей относительно критериев оценки результата
образовательной деятельности;
- включение родителей в оценку результата образовательной
деятельности, своего участия «вклада» в процесс воспитания и развития
ребенка;
- обсуждение практических вопросов воспитания и развития детей для
того, чтобы обеспечить для детей преемственность и последовательность
действий взрослых;
- организация вечеров для родителей с обсуждением, способствующих
обмену обычаями и практикой воспитания детей;
- конкурсы семейных рисунков;
- выставки семейных достижений;
- создание, сопровождение портфолио детских достижений;
- работа с картой индивидуального маршрута ребенка;
- реализация индивидуальных программ развития ребенка;
- организация индивидуальных вернисажей, выставок детских работ

Степень эффективности сотрудничества обусловлена:

положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием
ее целей и личностной заинтересованностью;

совместным планированием, организацией и оценкой результатов образовательного
процесса; свободой выбора участников деятельности.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов
(детский сад, семья, общественность) обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания
обучения ребенка, развития его личности.
12

Наиболее полезный и эффективный стиль воспитания в обобщенной форме может быть
сформулирован как сочетание тёплого эмоционального отношения к детям (моральная
поддержка, преобладание поощрительных воздействий над запретами и наказаниями) с чётко
определёнными правилами поведения, в пределах которых предоставляется достаточный
контроль для личной инициативы.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное
определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное
распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями
каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и
прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и
взаимопонимание,
взаимопознание, взаимовлияние. Мы понимаем, что чем лучше знают и понимают партнеры
друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и
деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях.
Инициаторами
установления
сотрудничества
являются
педагоги,
поскольку они
профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее
успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании и обучении детей.
Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить
родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач
этого взаимодействия определяют нашу направляющую роль в семейном воспитании.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация
нашей совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные
участники образовательного процесса, т.е. включение родителей в деятельность детского сада.
Под включением родителей в деятельность
по реализации целей и задач
образовательной программы понимается их участие в:
- стратегическом, тактическом, оперативном планировании на всех уровнях: организационных
форм обучения, развития детей в совместной и самостоятельной деятельности;
- разработке, согласовании программ (образовательной, рабочей, программы развития),
планов совместной работы; организации образовательного процесса;
- создании творческих групп, которые активно делятся собственным опытом, собственными
достижениями;
- организации современной развивающей среды в группах и на территории дошкольного
учреждения;
- оказании дополнительных услуг; привлечении родителей к оценке и контролю
(общественная экспертиза) за качеством образовательного процесса.
Основные формы взаимодействия ДОУ с семьей ребёнка с ОВЗ:
- знакомство с семьей: посещение, анкетирование.
- информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые
консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники.
- образование родителей: проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов,
создание библиотеки и др.
- организация совместной деятельности: организации тематических праздников, конкурсов,
посещение культурных мероприятий, театров, музеев.
- привлечение родителей к закреплению образовательного и коррекционно-развивающего
материала в домашних условиях.
Формы желаемого взаимодействия родителей и детей дома:
организовать в семье регулярную практику совместных с ребёнком игр (в том числе и
подвижных), труда, чтения художественной литературы и др.;
создавать ситуации, способствующие возникновению чувства единения, радости,
гордости за результаты общего труда, дела;
полноценно общаться с ребёнком;
13

обеспечить разнообразие социальных впечатлений и эмоций ребёнка;
насыщать жизнь ребёнка достаточным количеством положительных, с точки зрения
морали, образцов родительского поведения;
не допускать проявлений двойной морали, рассогласования требований со стороны
разных членов семьи, родителей и педагогов;
формировать у ребёнка толерантное отношение к небольшим нарушениям людьми правил
поведения, к незначительным отступлениям от норм морали, терпимость и уважение к людям;
поощрять самостоятельность ребёнка и целенаправленность его действий и поступков;
личным примером прививать ребёнку позитивное отношение к здоровому образу жизни
— всей семьёй вести здоровый образ жизни;
участвовать вместе с ребёнком в создании, поддержании и укреплении семейных
традиций, а также в укреплении и обогащении традиций ДОУ;
бережно относиться ко всем детским «почему» и «зачем» (если ответа нет — сказать об
этом честно, но обязательно узнать ответ и вернуться к вопросу ребёнка);
учиться вместе с детьми наблюдать и рассказывать им о различных представителях живой
(растения и животные) и неживой (камни, глина, дождь, снег, ветер) природы, о своей семье
(рассматривать семейные фото), городе (селе), Родине, мире и т. п., связывая наблюдения с
реальной жизнью ребёнка;
не лениться посещать всей семьёй исторические места города (села), музеи, знакомиться с
достопримечательностями;
вместе с детьми создавать коллекции, экспериментировать с окружающими предметами и
материалами (поверьте, вам понравится!);
и наконец, ходить на родительские собрания, консультации, практикумы и т. п. в ДОУ и
задавать как можно больше вопросов!
Признаками сотрудничества с семьей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования являются:
 осознание цели деятельности каждым участником образовательных отношений;
 личный контакт между участниками образовательных отношений с обменом информацией,
взаимной помощью, самоконтролем;
 положительные межличностные отношения;
 включение родителей и педагогов в общественные формы обсуждения и решения проблем в
организации образовательного процесса, в том числе через сайт МАДОУ .
11. Образовательная модель

Где взаимодействие взрослых с детьми строится не только на поглаживании и ласке, но
и на признании права ребенка на самостоятельность, самоопределение и саморазвитие.

Где работа с детьми обеспечивает индивидуализацию образования.

Где родители являются непосредственными равноправными и равноответственными
участниками образовательного процесса.

Где руководитель и другие сотрудники в равной степени заинтересованы и включены в
достижение качества образования, удовлетворения потребностей детей и родителей,
информирование сообщества о достижениях детей и сотрудников детского сада.

И, самое главное, где используются лучшие стороны разновозрастных групп детского
сада.
Образование в детском саду - ориентированное на ребенка:
1.
Развивает у детей способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками.
2.
Усиливает у детей самоконтроль, чтобы они могли сами справляться с трудностями.
3.
Поощряет развитие у детей уверенности и независимости.
4.
Развивает навыки общения, умение объяснить и отстоять свою точку зрения.
5.
Развивает критическое мышление.
6.
Развивает усидчивость.
7.
Развивает умение действовать по инструкции взрослого.
14

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Позволяет детям оставаться детьми, они чувствуют себя комфортно и безопасно.
Усиливает любознательность детей, их стремление исследовать новое.
Предполагает знания, обязательные для каждого ребенка.
Способствует развитию навыков осознанного регулирования поведения.
Сохраняет спонтанную игру, как важный учебный опыт.
Позволяет детям иметь свое мнение.
Позволяет детям самоутверждаться и иметь повышенную самооценку.
Побуждает детей задавать вопросы.
Позволяет детям принимать решения по поводу своего обучения.
Учитывает разные интересы детей.
Включает родителей.

12. Сетевое сотрудничество
Сетевая форма обеспечивает успешность выработанной стратегии реализации
образовательной программы, совокупность ее свойств, отвечающих за эффективность и качество
решения определенного круга образовательных задач на конкретном этапе совместной
деятельности субъектов.
Социальное партнерство и сотрудничество обеспечивает степень открытости
образовательного учреждения, является важным механизмом повышения качества образования.
Мы понимаем качество реализации образовательной программы как меры соответствия
достигаемого образовательного результата ожиданиям (запросам) личности, общества и
государства, в развернутом варианте степень соответствия:

целей и результатов воспитания современным социальным требованиям, обусловленным
переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой, переходом от
преимущественной ориентации на усвоение воспитанниками заданного объема образовательного
материала к ориентации на развитие у детей способности к самостоятельному решению задач,
проблем в различных сферах детской деятельности на основе использования освоенного
социального опыта;

содержания воспитания его целям и возможностям всех детей;

условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья детей и
обеспечения психологического комфорта.
Взаимодействие с организациями
Субъекты взаимодействия
Предмет взаимодействия
МАОУ СОШ гимназия № 45
Участие в реализации
основной
общеобразовательной программы ДОУ в части
физического,
интеллектуального
и
личностного
развития ребенка на основе преемственности
Муниципальное
бюджетное Участие в реализации общеобразовательных программ в
учреждение
культуры части формирования читательской культуры детей,
Муниципальное
объединение родителей, педагогов
библиотек
г.
Екатеринбурга
Библиотека №20
ГАУК СО Свердловский областной
краеведческий музей им. О.Е.
Клера.
ГАОУ ДПО «Институт развития
образования»
ФГБОУВО
«Уральский
государственный педагогический
университет»

Участие в
реализации
общеобразовательных
программ культурологической направленности
Научно-методическое сопровождение
Консультационная поддержка
Научно-методическое сопровождение
Консультационная поддержка

15

Управление социальной политики
Министерства
социальной
политики СО№24
Общество
с
ограниченной
ответственностью «Атласком»
МБДОУ-детский
сад
компенсирующего вида «Центр
Радуга»ТМПК
ЭЛТИ-КУДИЦ УРАЛ
МБДОУ-детский
комбинированного вида №376
МБДОУ-детский
комбинированного вида №144
ГАУЗСО
Детская
поликлиника №13

сад
сад

городская

Методическое сопровождение
Консультационная поддержка
Научно-методическое сопровождение
Консультационная поддержка
Научно-методическое сопровождение
Консультационная поддержка
Научно-методическое сопровождение
Консультационная поддержка
Обогащение ППРС
Участие в
реализации
общеобразовательных
программ, услуги по сурдопереводу.
Участие в
реализации
общеобразовательных
программ, услуги по аренде имущества (детская
инвалидная коляска)
Участие в
реализации
общеобразовательных
программ по обеспечению здоровья воспитанников,
присмотра и ухода.

В соответствии с пониманием качества образования, выделяются основные составляющие
сотрудничества и партнерства со всеми социальными партнерами по реализации
образовательной программы:

переход от исключительно знаниевой парадигмы к компетентностной и личностноразвивающей;

приведение в соответствие содержания образования новым целям, сохранению
накопленного положительного опыта (познавательного, социального и пр.) и дальнейшего его
совершенствования;

разработка средств и методов общественной экспертизы для оценки динамики
продвижения детей, способствующих обеспечению жизненной успешности человека;

приведение в соответствие условий образовательной деятельности требованиям
сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обеспечение психологического комфорта;

изменение системы межличностных отношений в направлении от авторитарной
педагогики к педагогике сотрудничества, педагогике развития.
Обеспечение соответствия образовательных результатов социальным ожиданиям может
быть достигнуто только в условиях постоянного взаимодействия образовательного учреждения с
сообществом, т.е. в условиях открытости.
Результатом открытости МАДОУ для социума является:

соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям;
содержание образования его целям и возможностям всех воспитанников; условий
образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья детей и обеспечение
психологического комфорта;

информационно-аналитическое обеспечение основано на результатах комплексной
психолого-педагогической диагностики в соответствии с социальным заказом;

личностно-развивающая педагогическая технология;

воспитанники на этапе завершения дошкольного образования легко адаптируются к
изменяющимся жизненным условиям, легко устанавливают коммуникации, мотивированы на
дальнейшее саморазвитие и т.д.;

материально-технические условия позволяют вести образовательный процесс на более
высоком уровне.

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».