ДОП

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
620072 г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой 3а

Принято на заседании
Педагогического совета
Учреждения
Протокол №1
от «30 августа» 2023 г.

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
_____________Н.С.Шлыкова
Приказ № 063 - ОД
от «30 августа» 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ
для детей дошкольного возраста (4 -7 лет)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 3 ГОДА
Разработчик: Важенникова Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
№
1.

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
3.1
3.2

Наименование разделов
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристики особенностей развития детского
технического творчества
Ожидаемый результат
Содержательный раздел
Структура занятия
Учебно-тематическое планирование: первый год
обучения
Учебно-тематическое планирование: второй год
обучения
Учебно-тематическое планирование: третий год
обучения
Учебный план
Календарный учебный график
Организационный раздел
Методическое обеспечение
Условия реализации
Список литературы
Приложения

Страница
3
3
4
5
9
9
11
11
12
16
23
27
28
28
28
30
31
33

2

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху активной информатизации,
компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее
проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес
детей к современной технике.
Дошкольный возраст — время, в которое закладывается фундамент
всестороннего и гармоничного развития ребенка. Для этого необходимо создавать
условия и предоставлять детям средства для расширения кругозора и развития
способностей к техническому творчеству, что является необходимым в
современном обществе и отвечает задачам проекта «Уральская инженерная
школа» (принятого указом Губернатора Свердловской области от 06 октября 2014
года № 453-УГ).
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют
актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим
национальным приоритетам Российской Федерации.
Лего-конструирование - это новая педагогическая технология, представляет
самые передовые направления науки и техники, является относительно новым
междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.
Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.
Направленность программы: техническая
Дополнительная общеразвивающая программа «Лего -конструирование»
разработана в соответствии с основополагающими документами:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.07.2022).
•
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
•
Примерные требований к дополнительным образовательным
программам 06-1844 от 11.12.2006 г.,
•
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726),
•
Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
•
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
3

правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение
к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242).
Отличительные особенности программы.
Программа реализуется с детьми дошкольного возраста в течение 3 - лет,
разработана на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Лего конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору
первые механизмы Legoeducation». Программа позволяет педагогу сочетать
образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и
обучаться в игре).
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение
определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность
ребенка, его познавательные способности. Развитие способностей к
конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает
интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и
самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и
оригинального, а значит, способствует развитию одарённости. Конструкторы
Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не
ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки
общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к
интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не
только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и
более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов
игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что позволяет
дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую
целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей
жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных
образовательных областей в
«ЛЕГО - конструирование» способствует
овладению новыми навыками и расширению кругозора.
Цель программы: развитие научно-технического и творческого потенциала
личности дошкольника через обучение элементарным основам технического
конструирования и робототехники. Развитие конструктивного мышления
средствами робототехники.
Задачи программы:
4

Обучающие:

сформировать навык и умения конструировать по схеме, рисунку,
самостоятельно подбирать необходимый материал;

научить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её
составные части;

научить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить
закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
Развивающие:

развивать абстрактное мышление, пространственные представления;

формировать исследовательскую активность;

развитие интереса к конструированию и исследовательской
деятельности;

развивать у дошкольников интереса к моделированию, стимулировать
детское творчество.
Воспитательные:

воспитывать
социально-трудовые компетенции:
трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, умение
работать в коллективе.
Адресат программы: программа предназначена для реализации с детьми
дошкольного возраста от 4 до 7 лет, в том числе, с детьми с ОВЗ.
Объем и срок обучения по программе.
Программа реализуется в течение 3 лет. Первый год обучения – 72 часа, 2 год
обучения -72 часа, 3 год обучения – 72 часа.
Программа «Лего - конструирование» направлена на развитие
конструктивных способностей детей.
Форма проведения занятий: групповая. Численность детей в группе не более
10 детей человеек. Длительность занятий определяется возрастом детей.
- первый год обучения не более 20 мин (дети 4-5 лет)
- второй год обучения не более 25 мин (дети 5-6 лет)
-третий год обучения не более 30 мин (дети 6-7 лет)
Принципы построения программы:
Доступность - предусматривает осуществление конструктивно-игровой
деятельности с ЛЕГО с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Наглядность - обучение и воспитание предполагает как широкое
использование зрительных ощущений, восприятий, образов.
Последовательность- заключается в постепенном повышении требований в
процессе конструктивной деятельности.
Систематичности обучения и воспитания - достижение цели обеспечивается
5

решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности
соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый
результат.
Принципы Лего-конструирования
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и
конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих
способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных
видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на
получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата
независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе
которой развивается ребенок используются формы организации обучения,
рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются
образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и
конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма
обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов
действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую
связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого
лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать
задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой
деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается
модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель
дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким
образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство
решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная
разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае
6

выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их
решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется
умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую
деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации
обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого
конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:
моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного
материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности
реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм
наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется
мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности -они сами
решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения
детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески
использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают
материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике
форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по
замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются
определенной темой. Основная цель конструирования по заданной темеактуализация и закрепление знаний и умений.
Формы организации деятельности:
 Индивидуально- групповая
 Групповая
- Фронтальная
Основные приёмы работы:
 Практическое занятие
 Соревнование
- Беседа, наблюдение, рассматривание, обсуждение
- Ролевая игра
- Дидактическая игра
-Задание по образцу (с использованием инструкции),
- Задание по условиям
- Викторина, проектная деятельность.
Формы представления результатов
7





Открытые занятия для родителей;
Выставки по LEGO-конструированию;
Фестивали, конкурсы.

Для
обучения
детей
LEGO-конструированию
разнообразные методы и приемы.

используются

Методы
Наглядный

Приемы

Информационнорецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает
подключение различных анализаторов (зрительных и
тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними (на, под,
слева, справа. Совместная деятельность педагога и
ребёнка.
Воспроизводство знаний и способов деятельности
(форма: собирание моделей и конструкций по образцу,
беседа, упражнения по аналогу)
Использование детьми на практике полученных знаний
и увиденных приемов работы.
Краткое
описание
и
объяснение
действий,
сопровождение и демонстрация образцов, разных
вариантов моделей.

Репродуктивный

Практический
Словесный

Рассматривание на занятиях готовых построек,
демонстрация способов крепления, приемов подбора
деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания
их в руке или на столе.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование
готовых
заданий
(предметов),
самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Решение проблемных задач с помощью педагога.

Частичнопоисковый

Характеристики особенностей развития детского технического
творчества
Техническое творчество - вид деятельности по созданию материальных
продуктов, которое включает генерирование новых инженерных идей и их
8

воплощение. Процесс развития технического творчества является одним из
способов формирования профессиональной ориентации и интереса к технике и
науке детей. Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, А.В.
Запорожца, Л.А. Венгера показывают, что наиболее эффективным способом
развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой
личности является практическое изучение, проектирование и изготовление
объектов техники, обладающих признаками полезности или субъективной
новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного
обучения.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные
1. Будет сформирован устойчивый интерес к творческой деятельности.
2. Будет сформировано уважительное отношение к труду и мнению других
людей
Метапредметные
1. Будет сформирована способность принимать цели, стремление достигать
поставленных целей;
2. Будут сформированы умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
3. Будут сформированы навыки применения приемов воображения с целью
получения определённого результата в творческой деятельности;
4. Будет сформировано умение находить решение в нестандартных и ранее
незнакомых ситуациях;
5. Будет развит навык сотрудничества со взрослыми (педагог) и
сверстниками, сформирован навык умения работать в команде;
6. Будет развито умение учиться у окружающих;
7. Будет сформировано умение работать с информацией.
Предметные
1. Обучающиеся освоят базовые технические термины и понятия
конструктора «LEGO»; 9. Обучающиеся научатся основным видам способов
соединения деталей конструктора «LEGO»;
2. Обучающиеся освоят основные принципы моделирования из элементов
конструктора «LEGO».
Мониторинг реализации программы
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание
усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность
9

мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель). Формы отслеживания результатов за
деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
Планируемый результат первого года обучения ( возраст 4-5 лет)
К концу первого года обучения дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно
соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел
с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Планируемый результат второго года обучения ( возраст 5-6 лет)
дети могут:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с
размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка,
овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить
конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
10

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по
рисунку и словесной инструкции.
Планируемый результат третьего года обучения (возраст 6-7 лет)
Дети могут:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные
замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
морально-волевые
качества:
толерантность,
старательность,
внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие
способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,
эстетический вкус.
2. Содержательный раздел
2.1. Структура занятия по легоконструированию
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.
Цель первой части: развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
Совершенствование навыков классификации.
 Обучение анализу логических закономерностей и умению делать
правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
 Активизация памяти и внимания.
 Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
 Развитие комбинаторных способностей.
 Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части: развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:


11

Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их
назначением и строением.

Обучение планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта.

Стимулирование конструктивного воображения при создании
постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной
теме.

Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями
педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть: обыгрывание построек, выставка работ.


2.2. Учебно-тематическое планирование: первый год обучения
Количество часов: 72 часа. Занятия проводятся - два раза в неделю
№ п/п Темы
1.
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13.

Осень
Животный мир
Наш быт
Посуда
Продукты питания
Новый год
Дома
Безопасность на дорогах
В гостях у сказки
Транспорт
Насекомые
Растительный мир
Математика

Количество часов
теоретические практические
1
4
1
6
1
6
2
4
1
2
1
4
1
4
1
4
1
4
1
6
1
4
2
4
2
4
16
56

Всего
5
7
7
6
3
5
5
5
5
7
5
6
6
72

Учебно-тематический план. Первый год обучения.
Месяц

Тема

Сентябрь

Осень. Фрукты

Число
занятий
Познакомить детей с LEGO – 1
DUPLO
–
конструктором
Цели

12

Грузовик
Ворота
заборчика
Башни
Октябрь

для

Мостик (по сказке
К.Ушинского)
Красивые рыбки

Утята и гусята

Строим лес.

Ноябрь

Дикие животные.
Путешествие
в
сказку «Теремок».
Лиса
Жираф
Мебель.
Мебель
для кухни (по
сказке
«Три
медведя»)
Мебель
спальни

Декабрь

для

Дом Деда Мороза

(кирпичик, лапка, пластина и т.д.).
Учить строить разные машины,
используя
детали
лего
конструктора
Учить
строить
ворота
для
заборчика, по размеру грузовика.
Учить
строить
простейшие
постройки. Обучить соединять и
разъединять детали.
Учить строить мостик, точно
соединять строительные детали,
накладывать их друг на друга.
Обыгрывание сказки.
Уточнять
и
расширять
представления о рыбках. Развивать
умение наблюдать, анализировать,
делать выводы. Учить строить
морских обитателей.
Учить строить гусят и утят,
используя
различные
детали.
Строить по образцу. Разучивание
стихотворения про утят.
Закреплять умение строить лесные
деревья; учить отличать деревья
друг от друга; закреплять название
деталей, их цвет.
Учить строить лису: длинный
хвост, короткие уши, длинная
морда.
Соблюдать
пропорции
частей тела.
Учить
строить
жирафа.
Продолжать
знакомить
с
животными.
Закреплять умение работать с
различными
конструкторами,
учитывая
в
процессе
конструирования их свойства и
выраженные возможности.
Развивать способность выделять в
реальных
предметах
их
функциональные части. Учить
анализировать образец.
Учить строить дом. Освоение
закономерностей
кирпичной

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
13

Елка
Дед Мороз

Январь

Сани Деда Мороза
Загон для коров и
лошадей.
Домашние
животные
Дом фермера

Мельница
Февраль

Безопасность
на
дорогах
нашего
города. Светофор.
Узкие и широкие
дороги.

Автобус
Поезд мчится
Март

Подарок для мамы

кладки, прочности соединения
деталей между собой. Работа в
командах.
Учить
конструировать
елку, 1
закрепляя знания о треугольнике.
Создание разных вариантов ёлочки
Учить
конструировать
Деда 1
Мороза, закрепляя знания о
прямоугольнике.
1
Учить строить загоны по условиям. 1
Развивать
глазомер,
навыки
конструирования,
мелкую
моторику рук.
Учить строить собаку и кошку. 1
Развивать творчество, фантазию,
навыки конструирования.
Закреплять
приемы
построек 1
сверху вниз. Учить строить
большой
дом
для
фермера.
Развивать фантазию, творчество.
Учить доводить начатое дело до
конца.
Рассказать о мельнице. Развивать 1
воображение, фантазию.
Рассказать о светофоре. Закреплять 1
навыки конструирования, навыки
строительства по объяснению.
Закреплять
конструктивные 1
умения: располагать детали в
различных направлениях на разных
плоскостях,
соединять
их,
соотносить постройки со схемами.
Обучить строить полые объекты, 1
развивать навыки выполнения
построек по спецификации.
Учить строить шпалы разными 1
способами по схемам и поезд по
образцу
Научить использовать различные 1
приемы создания конструкции –
цветов, соединять и комбинировать
детали в процессе конструктивной
деятельности.
14

Апрель

Печка.
Сказка Познакомить детей с русской
«Гуси – лебеди»
печкой. Учить строить печку из
конструктора.
Мой
любимый Конструирование
героя
из
сказочный
любимой сказки по замыслу и
персонаж
памяти. Развивающие игры с
конструктором.
Коллективная
Конструирование
фрагмента
работа «В гостях у сказки,
предложенного
сказки»
воспитателем.
Составление рассказа по модели.
Выставка готовых работ
Самолет
Рассказать о профессии летчика.
Учить строить самолет, выделяя
функциональные части. Развивать
интерес.
Ракета
Рассказать о первом космонавте
нашей страны. Учить строить
ракету,
космонавтов
из
конструктора.
Дочки - матери
способствовать
усвоению
в
процессе сюжетно-ролевой игры
правил поведения и самоконтроля

1

1

1

1

1

1

Пожарная машина

Май

Рассказать о работниках пожарной 1
части.
Учить
строить
из
конструктора пожарную часть и
пожарную машину.
Танк
Конструирование военного танка 1
по образцу. Описание модели танка
Насекомые (муха,
1
комар).
Паук, стрекоза.
1
Конструирование
Закреплять полученные навыки. 1
по замыслу
Учить
заранее
обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее
описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.

2.3. Учебно-тематический план. Второй год обучения – 72 часа. Занятия
проводятся - два раза в неделю.
15

Количество часов
теоретические теоретические
Город, в котором мы 1
3
живем
Строительство домов
1
3
Азбука безопасности
1
2
Животный мир
2
8
Новый год
1
5
Игрушки
2
Маленькие
1
7
исследователи
Транспорт
2
4
Азбука безопасности
1
2
Весна
1
3
В гостях у сказки
1
3
Космос
1
3
Буквы и цифры
2
Птицы
2
Цветы
2
Окружающие предметы
2
Огород
2
Роботы
4
13
59

№ п/п Темы

Всего

1.

4

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

4
3
10
6
2
8
6
3
4
4
4
2
2
2
2
2
4
72

Учебно-тематический план.
Месяц
Тема
Цели
Сентябрь

Количество
занятий
Город, в котором Стимулировать создание детьми 1
мы
живем. собственных
вариантов
Здравствуй,
построек,
освоенных
на
детский сад!
занятиях. Внесение в знакомые
постройки элементов новизны.
Строим детскую Строительство
детской 1
площадку.
площадки, соблюдая технику
безопасности.
Обыгрывание
постройки.
Кафе
Учить
создавать
сложную 1
16

Автозаправочная
станция.

Огород

Лейка

Животные
ферме

Октябрь

на

Змея
Лабиринт

Избушка
на
курьих ножках
Дом лесника
Колодец
Беседка

Азбука
безопасности:
Стоянка
для
машин
Детский сад

постройку.
Закрепить умение подбирать
адекватные способы соединения
деталей конструктивного образа,
придавая им прочность и
устойчивость.
Учить
строить
объемные
фигуры. Ввести понятия двух и
трехмерных пространств, их
связи между собой.
Ввести понятие равновесия и
развить
навыки
уравновешивания построек.
Уточнять и закреплять знания о
домашних животных. Учить
строить из лего Education
Закреплять навыки работы с
конструктором.
Нарисовать
лабиринт
на
бумаге
по
клеточкам
и
воспроизвести
рисунок
на
плоскости
–
пластине.
Закреплять умение строить дома
с различной опорой, учитывать
равновесие.
Учить строить плоскостную
постройку
Учить коллективно строить
простейшую постройку.
Учить находить материал для
постройки.
Закреплять
представления о назначении и
строении беседок, об их частях.
Привить навык коллективной
работы. Выработать способность
осознанно заменять одни детали
другими. Формировать навык в
создании
конструкции
по

1

1

1

1

1
1

1

1
1
1

1

1
17

Ноябрь

Декабрь

Многоэтажные
дома
Домашние
животные:
лошадка
Пес и кот
Дикие животные:
белка
Крокодил
Дельфин
Животные севера

словесной
инструкции, 1
описанию, условиям, схемам.
Учить
строить
животных, 1
соблюдая
пропорции
тела,
обращать внимание на детали.
1
1

1
1
Учить работать коллективно, 1
возводить
постройку
по
картинке
Сердечко
для Развивать
творческую 1
мамы
инициативу
и
самостоятельность.
Формировать
умение
обдумывать
содержание
будущей постройки.
Азбука
Плоскостное
строительство 1
своей буквы на плоскости
Новогодние
Закреплять навык скрепления 1
игрушки
деталей. Формировать умение
самостоятельно
преобразовывать детали с целью
изучения их свойств, в процессе
конструктивного образа.
Елка
Закреплять
строить
елку 1
разными способами по схемам
Дед мороз
Учить детей соединять детали 1
разными
способами
из 1
Снегурочка
конструктора ТИКО
Олени и сани Закреплять полученные навыки. 1
Деда Мороза
Воспитывать
творческие
способности
Снегокат
Развивать умение осознанно 1
заменять одни детали другими.
Формировать навык в создании
18

Январь

Февраль

конструкции по описанию.
Знакомство
с Закреплять
геометрические
роботы BeeBot
формы,
ориентировку
в
пространстве
Маленькие
Обучать конструированию по
исследователи:
образцу, чертежу, заданной
Юла
схеме, по замыслу. У кого
дольше прокрутится.
Машинка 1
Соревнования «чья машинка
дальше уедет»
Машинка 2
Вентилятор
Закрепить
понятие
прямая
передача. Построит первые
модели техники. Познакомится с
такими понятиями, как ось
вращения,
точка
опоры,
плавучесть, равновесие. Узнает
принципы работы колесной
пары, зубчатой и ременной
передачи. Проведет небольшие
практические
опыты
и
эксперименты.
Маятник
Исследовать влияние длины и
массы маятника на частоту его
колебаний,
научить
использовать оси из набора.
Хоккеист
Исследовать
механизмы, в
которых есть движущиеся части
– шестерни, оси, колеса.
Новая собака
Развить конструкторские навыки
Равновесные
Использовать
коронную
качели
передачу.
Транспорт.
Знакомство
со
Строительные
специализированными
машины.
машинами, устройствами и их
Машины
– функциями; освоение приемов
работы
с
техническими
помощники.
инструментами;
развитие
Роботы
моторных навыков и творческих

2

1

1
1
1

1

1

1
1
2

1

19

Математический
поезд

Парк
аттракционов

Азбука
безопасности.
Пожарная
машина
Полицейский
вертолет

Перекресток
Военная техника

способностей;
развитие
словарного запаса по теме
"специальные
машины
и
техника"; развитие способностей
командной
работы
и
коммуникации
Запомнить цифры, выучить
порядок чисел от 1 до 10,
научиться сравнивать числа,
складывать и вычитать; Узнать
больше об устройстве железной
дороги, познакомиться с новыми
профессиями, усвоить правила
безопасного
поведения
на
станции
и
вблизи
путей;
Пополнить словарный запас,
проявить
фантазию
и
сообразительность, развить
мелкую моторику рук.
Познакомить
детей
с
особенностями аттракционов в
парке. Вспомнить, что такое
ферменная конструкция, где
применяется.
Учить создавать простейшую
модель
машины. Выделять
основные части и детали. Учить
анализировать
свою
деятельность.
Наблюдение
и
изучение
принципа действия зубчатых
колес,
рычагов,
шестерни,
ременной передачи, шкивов и
колес на осях.
Закреплять
умение
строить
перекресток и знаки.
Развивать активное внимание,
мелкую
моторику
рук.

1

1

1

1

1
1

20

Март

Апрель

Закреплять
умение
строить
технику по схеме.
Цветы для мамы Развивать умение создавать
конструкцию,
создавая
композицию. С помощью цвета
создать модель похожую на
оригинал.
Скворечник для Закрепить
интерес
к
птиц
конструированию
и
конструктивному
творчеству.
Развивать способность к разным
техникам
конструирования.
Развивать
творческие
способности и мелкую моторику
рук.
Доисторические Учить
строить
животных,
животные
передавая
пропорции
тела.
Строить по схемам.
Весы
Исследовать рычаги.
Переправа
Паровозик
из Познакомить
с
приемами
Ромашково
сцепления
кирпичиков.
Развивать
фантазию,
воображение
Герои сказок
Развивать воображение, память,
Закреплять
Моя
любимая внимание.
конструктивные
навыки.
сказка
Обыгрывание
постройки.
Закреплять желание работать в
коллективе.
Самолет
Учить
строить
по
предложенным
инструкциям,
Ракета
учитывая способы крепления
Космический
деталей;
Передавать
корабль
особенности
предметов
Звездолет
средствами конструктора LEGO
Бабочка
Симметричность лего - моделей
Плывут корабли Рассказать о водном транспорте.

1

1

2

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
21

Найди цифры

Май

Военная техника

Перелетные
птицы
Попугай

Учить
строить
корабли.
Развивать творчество, фантазию,
мелкую моторику рук. Учить
выделять в
постройке
ее
функциональные части (борт
,корму,
нос,
капитанский
мостик, трубы)
Закреплять
умение 2
программировать
роботов.
Развивать
ориентировку
в
пространстве.
Учить
детей
структурированной
деятельности,
развивает
воображение и устанавливать
причинно-следственных связей.
Учить строить военные машины 1
по образцу. Развивать навыки
конструирования,
мелкую
моторику рук.
Учить строить летающую птицу. 1

Продолжать
знакомить
с
плоскостным конструированием.
Развивать внимание, мелкую
моторику рук.
Предметы
для Закреплять умения
строить
наблюдения:
постройки, использую разные
Лупа
крепления деталей
Емкость
Строить полые предметы
Цветы
Продолжать учить соединять
ТИКО – детали. Строить
плоские и объемные детали.
Конструирование Закреплять полученные знания.
по замыслу
Учить
заранее
обдумывать
содержание будущей постройки,
называть ее тему, давать общее
описание. Развивать творческую
инициативу
и

1

1

1
1
1
1

22

самостоятельность.
2.4. Учебно-тематическое планирование. Третий год обучения – 72 часа.
Занятия проводятся - два раза в неделю
№ п/п Темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Творческое
конструирование
Урожай
Маленький исследователь
Одежда
Роботы
Ориентировка
в
пространстве
Транспорт - помощники
Новогодний калейдоскоп
Архитектура
Цветы
Животный мир
Путешествие по сказкам
Космос
9 Мая
Город, в котором мы
живем.

Количество часов
Всего
теоретические теоретические
2
2
1
1

2
4
2
19
4

3
5
2
22
4

1
2

5
7
4
1
3
2
2
2
4

6
8
5
1
4
4
2
3
6

14

58

72

3

1
1
1
1
2

9.

Учебно-тематический план.
Месяц

Тема

Сентябрь Творческое
конструирование
по замыслу
Комбайн
Мельница

Цели

Количество
занятий
Совершенствовать
умения 1
работать
с
различным
конструктором.
Закрепить
умение подбирать адекватные 1
способы соединения деталей 1
конструктивного
образа,
придавая им прочность и
23

Грузовые
машины

Маленький
исследователь:
Часы
Воздушный шар

Октябрь

Ноябрь

устойчивость.
Продолжать развивать наглядно
– действенное и наглядно –
образное
мышление,
воображение, внимание, память.
Учить дополнять постройки
своими элементами.
Формировать знания детей об
истории возникновения часов.
Этапы их развития. Путешествие
по «Реке времени»
Закреплять
умение
строить
полые
объекты,
используя
дополнительные
детали
(веревочки)
Учить строить плоскостные
предметы.
Развивать
познавательноисследовательскую
и
конструктивную
деятельность
детей средствами LEGO WeDo
2.0. Учить приемам сборки и
программирования;
формирования конструктивного
мышления
средствами
робототехники;
развивать
мелкую моторику рук.

Одежда: Кофта
Обувь
Знакомство
с
конструктором
LEGO
WEDO.
Палочка
на
двигателе
Миниробот
Платформа
Радар
Мобильный дом
Робот
наблюдатель
Крокодил
Вентилятор
Поймай сырок
Познакомить
детей
с
программированным
роботом
«Мышь»
Транспорт
– Закрепить умение подбирать
помощник:
адекватные способы соединения
Трактор
деталей конструктивного образа,
придавая им прочность и
Экскаватор
устойчивость
Тягач

1

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
2

1

1
1
24

Катер
Подъемный кран

Декабрь

Январь

Февраль

1
1
Рассказать детям, что такое оси 1
и шкивы. Учить собирать
постройку по схеме, работать в
паре
Новогодний
Научить
самостоятельно 1
калейдоскоп:
преобразовывать детали с целью
Новогодние
изучения их свойств в процессе
игрушки.
создания
конструктивных
образов. Закрепить интерес к 1
Елка
и 1
Подарок своими конструированию
конструктивному
творчеству.
руками
симметричное 1
Дом Деда Мороза Закреплять
конструирование.
Снежинка
1
Снегокат
1
Азбука
зимних Закреплять
умение 2
слов
программировать робот BeeBot
Змея
Продолжать знакомить детей с 1
программированием.
Скорпион
1
Познакомить
с
датчиками: 1
Стрекоза
наклона и расстояния и их 1
Мономобиль
программирование.
Снегоход
1
Робот –повар
1
Внедорожник
1
Робопес -Рик
1
Архитектура.
Закреплять умение использовать 1
Египетская
композиционные
Пирамида
закономерности:
масштаб,
пропорцию, пластику объемов. 1
Коллизей
Кладка кирпичей со смещением. 1
Русская изба
Загадки архитектуры.
Мосты
Развивать способность видеть 1
последовательность операций, 1
Крепость
необходимых для изготовления
постройки.
Развивать
творческую
инициативу,
самостоятельность.
25

Маяк
Подводная лодка
Микроскоп
Март

Апрель

Закреплять умение использовать
композиционные
закономерности:
масштаб,
пропорцию.
Сердечко
для Развивать
творческую
мамы
инициативу
и
самостоятельность.
Формировать
умение
обдумывать
содержание
будущей постройки.
Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках
зоопарка, его обитателей.
Слон
Учить строить слона с большим
хоботом.
Верблюд
Продолжать
знакомить
с
обитателями зоопарка. Учить
строить одно- и двугорбого
верблюда.
Тигр
Учить строить тигра
Мой
любимый Развивать
эстетическое
герой сказки
отношение к произведениям
дизайна,
Путешествие по архитектуры,
продуктам своей конструкции и
сказке
поделкам других.
Ракета
Развивать
конструктивное
творчество
с
целью
формирования
пространственной
системы
познания окружающего мира
Луноход
Рассказать о луноходе. Учить
строить луноход из деталей
конструктора.
Шлагбаум
Исследование влияния размеров
зубчатых колёс на вращение
«Умная
волчка.
вертушка»
«Голодный
Познакомить
с
азами
аллигатор»
графического
языка
программирования.
Спасатели

1
1
1
1

1
1
1

1
1
2

1

1

1
1
1
1
26

Вездеход
Вертолет

Май

Военная техника.
Танк.
Самолет
Обелиск
«Город в котором
мы
живем».
Здания
города.
Магазины
Городской
транспорт.
Главный
проспект города.
Путешествие по
городу с роботом
BeeBot

Формировать умения работать
по предложенным инструкциям.
Познакомить
с
датчиками:
наклона и расстояния и их
программирование
на
определенные действия.
Закреплять навыки строить по
схемам.
Продолжать
учить
работать
в
коллективе.
Коллективная работа «Выставка
военной техники»
Закреплять умения выделять,
называть,
классифицировать
разные архитектурные формы;
заранее обдумывать содержание
будущей постройки. Развивать
творческую
инициативу
и
самостоятельность.

1
1

1
1
1
2

1
1
1

2.5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по реализации дополнительной образовательной программы
«Легоконструирование»
на 2023 – 2024 учебный год
Количество занятий в неделю/год
Дисциплина
Легоконструирован
ие

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

20 мин

25 мин

30 мин

неделя

год

неделя

год

неделя

год

Количество занятий

2

72

2

72

2

72

Всего минут

40 мин

1440 мин

50 мин

1800 мин

60 мин

2160 мин

2.6. Календарный учебный график
27

по реализации дополнительной образовательной программы
«Легоконструирование» на 2023-2024 учебный год
Возрастная группа

Содержание

4 -5 лет

5 -6 лет

6 – 7 лет

Количество возрастных
групп

1

1

1

Начало учебного года

11.09.2023

11.09.2023

11.09.2023

Окончание учебного года

31.05.2024

31.05.2024

31.05.2024

36 недель

36 недель

36 недель

5 дней

5 дней

5 дней

20 минут

25 минут

30 минут

Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность занятий
Праздничные дни

4 ноября, 1-9 января, 23 февраля, 8 марта, 1, 9
мая

III.Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение:
3.1 Методическое обеспечение:
1.Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO
2. О.В. Мельникова. Лего – конструирование 5-10 лет. Программа, занятия.
32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении. –
волгоград: Учитель. – 51с.
3. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста:
методические рекомендации/ авт. – сост. И. В.Анянова, С.М. Андреева, Л. И.
Миназова;
Государственное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. – Нижний Тагил,
2015. – 168с.
4. Е. Фешина. Лего-конструирование в детском саду. 2012
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Конструкторы
1.Конструктор LEGO Education PreSchool DUPLO Большой набор 9090 -1шт;
28

2. Набор с элементами конструктора LEGO Education PreSchool DUPLO
Дочки-матери 9215 -1шт.
3. Конструктор LEGO Education PreSchool DUPLO Транспорт 9333 -1шт.
4. Конструктор LEGO Education PreSchool DUPLO Космос и аэропорт 9335 1шт.
5. Конструктор Конструктор LEGO Education PreSchool DUPLO Декорации
9385 -1шт.
6. Конструктор LEGO Education PreSchool DUPLO Детская площадка 450011шт.
7. Строительные машины LEGO Education PreSchool DUPLO 45002 Lego 2шт;
8. Конструктор LEGO Education PreSchool DUPLO Кафе плюс 45004 -1шт.
9. Конструктор LEGO Education PreSchool DUPLO Муниципальный
транспорт 45006 – 1шт.
10. Конструктор LEGO Education PreSchool DUPLO Большая ферма 45007 1шт.
11. Конструктор LEGO Education PreSchool DUPLO Математический поезд
45008 -2шт;
12. Конструктор LEGO 45012 набор Дикие животные -2шт;
13. Конструктор LEGO Education PreSchool DUPLO Кирпичики для
творческих занятий 45019 -1шт.
14.Конструктор LEGO 45100 Построй свою историю, базовый набор -1шт.
15. Конструктор LEGO Education StoryStarter Сказка 45101 – 1шт.
16. Конструктор LEGO Education Machines and Mechanisms Первые
механизмы 9656 -1шт.
17. Конструктор LEGO Education Machines and Mechanisms Простые
механизмы 9689 -5шт.
18. Электромеханический конструктор LEGO Education WeDo 2.0 Базовый
набор 45300
19.Программируемые роботы BeeBot:
- «Пчелка» -1шт;
- «Мышка» - 1шт.
20. Тематические коврики
21. KOSMO Blocks 206.
22.Роботрек Малыш -1 – 4шт.
3.3. Условия реализации программы
1. Кабинет Лего-конструирования
3. Стандартные наборы Лего, технические карты, схемы.
29

4. Лего конструктор.
5. Мольберт
6. Компьютер
7. Медиапроектор, экран.

30

Список литературы
1. ДавидчукА.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества»
Москва «Просвещение» 1976
2. Емельянова, И.Е., Максаева

Ю.А. Развитие одарённости детей

дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых
комплексов.
3.ИшмаковаМ. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод.
центр образоват. робототехники. —М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013.
4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO.
5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью ЛЕГО
6.Санитарова
программ

Н.

Д.

педагогами

Проектирование
дополнительного

интегративных
образования

образовательных

детей

на

основе

акмеологического подхода: автореф. дис. к.п.н. / Санитарова Н. Д. –СПб., 2004.
7.Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника
в детском саду» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы
IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). —Казань: Бук, 2016. —С. 230232.
8. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра
техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С.-П., «НАУКА», 2011.
9. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в
учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 20142016гг.»

(http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pd

Рабочая

программа

«Робототехника в детском саду» (http: // detsad139.ru /doc/pr _ robototechnika. pdf)
2.Урадовских, Г.А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ //
Дошкольное воспитание. -2005.-No 2 -С.15-22.
10. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов
/ -М.: Сфера, 2012.-144 с
31

Литература для родителей:
1.Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002

32

Приложение 1
Диагностика развития конструктивных навыков

Умение
работать

по
объемно
по
му
образцу,
образцу
использу
изображе
янному на
по
пошагов
картинке
инструкц
ую схему
ии
(техноло
гические
карты)

умение
анализи
умение
ровать
планиро
построй
умение
вать
ку,
строить
предсто
выделяя
умение
элемент
ящую
части
работать
арные
построй
целого
умение
паре
впострой
ку
составля
(ведущи
ки по
ть
йтворчес
умение
рассказ
ведомый
кому
обыгрыв
о), в
замыслу
ать
построй
группе
построй
ке,
ку
использ
уя
техноло
гию

Умение

Интерес
к
данному
виду
деятель
умение
ности
скрепля
ть
детали
разными
способа
ми

ФИ
Побуждение
ребенка

Критерии оценки показателей:
Высокий уровень – выполняет самостоятельно, без подсказки педагога;
Средний уровень – выполняет с помощью взрослого;
Низкий уровень – затрудняется в самостоятельном выполнении задания,
нуждается в помощи взрослого.
Инструментарий сбора информации.
Критерии диагностики

Диагностический инструментарий

1
Интерес к данному виду
Побуждение деятельности

Наблюдение за деятельностью детей при
построении Лего конструкций

Умение скреплять детали
разными способами

по объемному
образцу
2
по образцу,
Умение
изображенному на
работать картинке

«Собери модель» - дети собирают модель
под диктовку педагога. При определении
взаимного расположения деталей,
используя наречия «сверху»,
«посередине», «слева», «поперек».
«Собери модель по памяти» - педагог
показывает детям, в течение нескольких
секунд, модель из 3-4 деталей, а затем
убирает ее. Дети собирают модель по
памяти и сравнивают с образцом.
«Собери модель по картинке» - педагог
предлагает детям собрать постройку по
картинке. Дети собирают модель по
картинке, сравнивая ее с изображением.

используя пошаговую
схему
(технологические
карты)

«Собери модель» - педагог предлагает
пошаговую схему сбора модели ребенку.
Оценивает самостоятельность
деятельности ребенка.

по инструкции

«Собери модель по ориентирам» - педагог
33

диктует детям, куда выставить деталь
определенного цвета и формы.
Используются следующие ориентиры
положения: «левый верхний угол», «левый
нижний угол», «правый верхний угол»,
«правый нижний угол», «середина правой
стороны», «середина левой стороны»,
«над», «под», «слева от», «справа от».
«Домик в деревне» - педагог предлагает
детям проанализировать постройку.
Умение анализировать
Выделить и обозначить части постройки
постройку, выделяя части целого
(дом: стены, окна, крыша, дверь, труба;
деревья, забор и т.д.)

Критерий

Умение планировать
предстоящую постройку

Беседа – педагог предлагает ребенку
рассказать, как он будет строить какуюлибо модель (например: дом).

Умение строить элементарные
постройки по творческому
замыслу

«Подарок маме» - педагог предлагает
детям придумать и самостоятельно
построить подарок для мамы.

Умение работать в паре
(ведущий-ведомый), в группе

«Полянка цветов» - педагог предлагает
детям совместно построить цветы и
выложить их в поляну.

Умение составлять рассказ о
постройке, используя
технологию моделирования
(мнемосхемы)

«Прогулка» - педагог предлагает детям
построить деревья и составить рассказ о
поделке по мнемосхеме.

Умение обыгрывать постройку

«ПДД» - педагог предлагает детям
поиграть в регулировщика. Дети играют в
построенную ими дорогу, соблюдая
правила дорожного движения.

Показатель

Диагностическая
методика

Уровень знаний и умений детей по LEGO-конструированию и робототехнике. Развитие
навыков конструкторской деятельности; исследовательской деятельности; технического
творчества ( творческой деятельности)
-знания названий всех деталей Уровневые показатели: Диагностика уровня знаний
конструкторов LEGO;
и умений по LEGOВысокий,
-умение построить конструкцию средний, низкий
конструированию
и
по образцу и схеме
робототехнике у детей 4-7
Количественные
;-умение построить конструкцию показатели:
лет по методике Т.В.
по инструкции педагога
Высокий
уровневый Фёдотовой ,
;-правильное
размещение показатель от 5,0 до 8,0 Методика Е.В. Фешиной.
элементов
конструкции баллов;
34

относительно друг друга;
-самостоятельность в разработке
замысла в разных его звеньях
(название
предмета,
его
назначение,
особенности
строения);
-умение рассказать о своём
замысле, описать ожидаемый
результат,
назвать
способы
конструирования;
-самостоятельность
в
выполнении задания;
-знания
названий
деталей
конструктора;
-умение оформить обыграть
постройку или конструкцию;
-устойчивость
творческого
замысла-конструирование более
сложных построек;
-ребенок работает в команде;
-использует
предметызаместители;
-работа над проектами

Средний уровень -от
2,0-5,0 баллов;
Низкий уровень -от 0 2,0 баллов.
Оценка результатов:
1,0
–умение
ярко
выражено
0,5
–ребёнком
допускаются ошибки
0
–умение
не
проявляется вообще

Приложение 2 Диагностическая карта в старшей группе
Ф.И.
ребен
ка

Называ Работа
ет
ет по
детали схема
м

Строит
сложны
е
построй
ки

Строит
Строит
по
подгрупп
творческо ами
му
замыслу

Строи
т по
образ
цу

Строит
по
инструкц
ии

Умение
рассказ
ать
о
построй
ке

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированиюу
детей 5-6 лет.
Уровень
развития
ребенка
Высокий

Умение правильно конструировать Умение
правильно
поделку по образцу, схеме
конструировать
поделку
по
замыслу
Ребенок самостоятельно делает Ребенок
самостоятельно
постройку,
используя
образец, разрабатывает замысел в разных
схему, действует самостоятельно и его звеньях (название предмета,
практически
без
ошибок
в его назначение, особенности
размещение элементов конструкции строения).
Самостоятельно
35

Средний

Низкий

относительно друг друга
Ребенок делает незначительные
ошибки при работе по образцу,
схеме, правильно выбирает детали,
но
требуется
помощь
при
определении их в пространственном
расположении.
Ребенок не умеет правильно
«читать» схему, ошибается в
выборе деталей и их расположении
относительно друг друга.

работает над постройкой.
Тему
постройки
ребенок
определяет
заранее.
Конструкцию,
способ
ее
построения
находит
путем
практических проб, требуется
помощь взрослого
Замысел
у
ребенка
неустойчивый, тема меняется в
процессе практических действий
с
деталями.
Создаваемые
конструкции
нечетки
по
содержанию.
Объяснить
их
смысл и способ построения
ребенок не может.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированиюу детей 6 -7 лет.
Уровень
Умение правильно конструировать Умение
развития
поделку по образцу, схеме
правильноконструировать
ребенка
поделку по замыслу
сформирован
Ребенок действует самостоятельно, Ребенок самостоятельно создает
воспроизводит
конструкцию развернутые
замыслы
правильно по образцу, схеме, не конструкции, может рассказать о
требуется помощь взрослого.
своем
замысле,
описать
ожидаемый результат, назвать
некоторые
из
возможных
способов конструирования
в
стадии Ребенок допускает незначительные Способы
конструктивного
формирования
ошибки в конструировании по решения находит в результате
образцу, схеме, но самостоятельно практических поисков. Может
«путем проб и ошибок» исправляет создать
условную
их.
символическую конструкцию, но
затрудняется в объяснении ее
особенностей.
Не сформирован Допускает ошибки в выборе и Неустойчивость
замысла
–
расположении деталей в постройке, ребенок начинает создавать один
готовая постройка не имеет четких объект, а получается совсем
контуров. Требуется постоянная иной и довольствуется этим.
помощь взрослого.
Нечеткость представлений о
последовательности действий и
неумение
их
планировать.
Объяснить способ построения
ребенок не может.

Педагогическая оценка сформированности прединженерного мышления
ребенка дошкольного возраста.
Критерии

Показатели

Проявление
показателя
сформирован

в

стадии Не сформирован
36

Интерес и Выбор
желание
конструирования
конструи
для
совместной
ровать
и/или
самостоятельной
деятельности
ребенком
дошкольного
возраста
Способнос -реакция
на
ти
и задание;
умения
-выбор
конструи
материалов,
ровать
способов
деятельности;
-результат
деятельности
Наличие и
сформиро
ванность
познавате
льных
способнос
тей

Развитие
конструктивных,
математических,
логических
способностей

Выбирает
конструирование
первым и для
совместной
и
для
самостоятельной
деятельности

формирования
Выбирает
конструирова
ние чаще для
совместной
деятельности,
редко
для
самостоятельно
й деятельности.

Не
проявляет
интерес
к
конструированию,
самостоятельно не
выбирает,
редко
присоединяется к
играющему
взрослому
или
детям.
В
продукте В
продукте Продукт
создает
деятельности
деятельности
только
при
отражены
все отражены
совместной
показатели
схемы, модели, деятельности
с
детского
образцы
использованием
технического
образца
творчества, есть
признаки
оригинальности
Выполнение
Нуждается
в Не стремиться к
заданий
помощи,
результату, часто
безошибочно,
допускает
ошибоется,
самостоятельно, ошибки
при манипулирует
с
творчески.
работе
с конструктором без
моделью,
соотнесения
проявляет
действий
и
стремление
результат
с
добиться
образцом, схемой,
результата
моделью

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».