Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00
Принято
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
От « 30 августа » 2023 г.
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103
«Родники»
_____________Н.С.Шлыкова
Приказ № 063-ОД
от 30 августа 2023 г.
Рабочая программа педагога
дополнительного образования на 2023-2024 уч.год
модуль: второй год обучения
Дисциплина: Студия «Увлекательный час»
Разработчик:
Лебедева Т.А.,
педагог
дополнительного образования
Екатеринбург, 2023 г.
Содержание
№
Содержание
Стр.
1
Пояснительная записка
3
2
Календарно-тематический план
6
3
Календарный учебный график
9
4
Учебный план
10
5.
Расписание занятий
10
6.
Информационное обеспечение
10
7
Методическое обеспечение
11
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей
программы студии «Увлекательный час» педагога дополнительного образования
Лебедевой Татьяны Анатольевны.
Направленность программы-техническая. Программа разработана с учетом
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29
декабря 2012 года. Примерных требований к дополнительным образовательным
программам 06-1844 от11.12.2006г., Концепции развития дополнительного
образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г.
№1726)
Отличительные особенности программы
В основе программы студии «Увлекательный час» лежит игровая технология
интеллектуально творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»
В.В.Воскобовича. Обучение детей проходит в интересной игровой форме, что
позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей
на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры, осваивают цвет,
форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие,
речь, мышление, внимание, память, воображение. В процессе игр дети учатся
действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение,
развивает их творческие возможности.
Особенностью программы является связь образного восприятия с логическим
мышлением. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который
органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию,
обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр
позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Цель программы
Развитие логического мышления и математических способностей, как основы
интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и
количественным значением числа.
Помочь освоить количественный счет и отсчет в пределах «5».
Формировать знания о геометрических фигурах.
3
Осваивать
геометрические
представления,
дать
первоначальные
представления о прямой линии.
Развивать у детей пространственные и количественные отношения и
отношения по величине.
Освоить умение пользоваться схематическим изображением действий,
свойств, придумывать новые знаки символы, понимать замещения конкретных
признаков модели.
Продолжать учить ориентироваться в пространстве, сравнивать объекты по
пространственному расположению, определять местоположение объекта в ряду.
Развивать умения сравнивать предметы
по признакам(цвету, форме),
рассуждать по ходу сравнения.
Учить решать логико-математические задачи.
Развивающие:
Развивать процессы памяти, внимания, воображения, мышления.
Развивать творческие способности.
Развивать конструктивные способности детей
Развивать мелкую моторику пальцев и рук, координаций действий « глазрука».
Развивать детскую художественно-речевую деятельность, навыки речевого
общения.
Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта.
Воспитательные:
формировать элементы коммуникативной культуры
развивать умение слышать педагога, слушать сверстника
учить договариваться между собой в процессе решения различных задач
формировать умение работать в «паре»
воспитывать дружеские отношения, желание действовать совместно ради
достижения общей цели
Формы организации деятельности: групповая.
Формы проведения занятий:
Логико- математические игры;
Интегрированные игровые занятия;
Самостоятельная игровая деятельность;
Совместная игровая деятельность детей и взрослых;
Конструктивная деятельность;
Развлечения.
4
Методы обучения:
Игровой
Словесный
Практический
Работа с родителями. Вовлечение родителей в учебно-образовательный
процесс (родительские собрания с показом фрагментов детской деятельности,
индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка),
консультации о подборе развивающих игр для детей 4-5лет, познакомить родителей
со всем спектром уникальных обучающих и коррекционных возможностей игр и
пособий. Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на
развитие логического мышления. Использование современных коммуникационных
технологий (социальные сети) для координации учебно-воспитательного процесса и
эффективного взаимодействия с родителями.
Ожидаемые результаты
Оценивание качества образовательной деятельности с детьми дошкольного
возраста, занимающими по дополнительной образовательной программе
технической направленности студия «Увлекательный час» по работе с детьми по
технологии Воскобовича определяются требованиями Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО и ПООП (рамочной).
Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями
автора развивающих игр: Воскобович В.В.; Харько Т.Г. Игровая технология
интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «
Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».
Педагогическая диагностика основана на методе наблюдения, связанном с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации. Диагностика развития ребенка, используется как профессиональный
педагогический инструмент с целью получения обратной связи от собственных
педагогических действий и планирования дальнейшей
работы с детьми в
образовательной деятельности .
Планируемые результаты освоения программы
Второй год обучения
Правильно называет геометрические фигуры (квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник)
Умеет группировать предметы по форме
Правильно называет структурные компоненты геометрических фигур
5
Правильно ориентируется в игровой ситуации, самостоятельно может
увеличить, уменьшить количество предметов
Легко ориентируется в пространстве, владеет необходимыми речевыми
навыками
Ориентируется во временных ситуациях
Выполняет счет до «5»-«10», понимает итог счета как количество предметов
Умеет конструировать предметы с опорой на схему
Умеет ориентироваться на плоскости зрительно, с помощью словесного
диктанта
Умеет обводить силуэты на листе бумаги, дорисовывать их
Имеет навыки работы с развивающими играми Воскобовича
Особенности реализации программы в 2023-2024 году.
Курс студии «Увлекательный час» построен на групповой форме работы с
дошкольниками в пределах времени, отведенного учебным планом.
Содержание практического курса студии «Увлекательный час» для
воспитанников 4-5 лет рассчитано на реализацию в течение 2023-2024уч.г.
Учитывая возраст детей и новизну материала для успешного усвоения
программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью
педагога каждому ребенку.
Длительность занятий 20 минут, 1 раз в неделю, общее количество: 32
занятия.
Проводится с 11 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г. В конце каждого года
обучения предусматривается отчет о предоставленной услуге.
Реализация образовательной деятельности проводятся в соответствии с
календарно-тематическим планированием.
Индивидуальные особенности контингента воспитанников
Студию «Увлекательный час» посещают 14 воспитанников (9мальчиков, 5
девочек). С первой группой здоровья - 14. Интеллектуальное
развитие
соответствует возрасту у 14 воспитанников.
Календарно-тематический план курса студии «Увлекательный час» 2-го года
обучения
месяц
неделя
Форма занятия
Тема занятия
Колво
Формы
текущего
6
сентябрь
1н
2н
Сказочный
сюжет, логико
математическая
игра
1н
2н
2.Как катя и Маша
собирались в зоопарк
3.Угощение для
друзей
3н
октябрь
1.В гостях у зверят
цифроцирка.
Сказочный
сюжет, логико
математическая
игра,
самостятельная
деятельность.
3н
часо
в
контроля
1
наблюдение
1
1
1.Как кораблик
«Плюх-Плюх»
готовился к
путешествию.
1.
2.Как Ворон Метр
спас команду
кораблика ПлюхПлюх
1
наблюдение
1
3.Как Алеша гулял в
лесу
4н
1
4.Портреты зверятцифрят
ноябрь
1н
2н
Совместная
интегрированна
я деятельность
3н
1н
2н
3н
наблюдение
1.Сказка о
превращениях
Квадрата.Превращени
ях Квадрата: «Летучая
мышь», «Парус»,
«Конверт», «Еж»
1
наблюдение
2.Игра «Чудо-соты,
1
Пять математических
корзинок.
Образование чисел 1-5
4н
декабрь
4
1-4
Сказочный
сюжет, логико
математическая
игра,
конструктивная
деятельность.
7
«Чудо крестики»
4н
январь
1
2
Сказочный
сюжет, логико
математическая
игра,продуктивн
ая деятельность.
3
февраль
1
2
март
Сказочный
сюжет, логико
математическая
игра,продуктивн
ая деятельность
3.Фабрика фигур
1
4.Парусник для
галчока Карчика
1
1.Сказка о нетающих
льдинках озера Айс
1
2.Как Незримка Всюсь
спасал Новый год
1
3.Волшебные
превращения счетных
палочек
1
1.В гости к веселым
гномам
2.Ориентировка на
плоскости. Словеснообразные коды углов.
1
3.Золотые плоды для
друзей
1
4
4.Прогулка Крыски
Четверки и пса
Пятерки
1
2
3
4
Совместная
интегрированна
я игровая
деятельность
наблюдение
1
3
1
наблюдение
1.Конструктор
«Волшебная 8».
Считалка «Эникибеники»
1.
2.Магнолик учится
считать
1
3.Соревнования
гномов
1
4.В гостях у сказки
1
наблюдение
8
апрель
1
2
3
Совместная
интегрированна
я игровая
деятельность,
логикоматематическая
игра.
1
2
1.
2.Как друзья
разгадывали загадки
Краб-Крабыча
1
3.Как гусеница Фифа
наряжалась
1
наблюдение
1
4.Встречаем гостя из
страны Волшебных
игр
4
май
1.Как Малыш Гео
оказался на островах
Совместная
интегрированна
я игровая
деятельность.
3
1.Друзья выбирают
подарок для пчелки
Жужи
1.
2.Как Лопушонок и
Гусеница Фифа гуляли
по ковровой дорожке
1
наблюдение
3.Развлечение: «Жужа
1
встречает гостей»
Календарно тематическое планирование разработано на период 2023-2024год
для детей 4-5 лет.
В календарно - тематическом планировании отражены темы занятий, задачи,
методические приемы, используемые игры, материалы (см Приложение 2 к рабочей
программе).
Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Количество
Мл.гр.
Сред.гр.
Старш. гр
Под.гр.
3-4 года
4-5лет
5-6лет
6-7лет
1
1
1
1
9
возрастных групп
Начало учебного года
11.09. 2023 11.09. 2023
11.09. 2023
11.09.2023
Окончание учебного
года
31.05-2024
31.05 2024
31.05-2024
31.05 2024
Продолжительность
учебного года
32недели
32недели
32недели
32недели
Продолжительность
учебной недели
5дней
5дней
5дней
5дней
Продолжительность
дополнительных
занятий
15мин
20 мин
25 мин
30 мин
Праздничные дни: 04.11.2023г., 01.01.2024-09.01.2024 г.,23.02.2024; 08.03.2024;
01.05.2024, 09.05 2024 г.
Учебный план по реализации дополнительной
образовательной программы. Модуль: второй год обучения (с
4 до 5 лет)
Продолжительность
занятия
20 мин.
640 мин.
Количество занятий в
неделю
1
Итого в год:
32
Расписание занятий
День недели
Понедельник
Среда
Четверг
Возрастная группа
Старшая группа 5-6 лет.
Подготовительная гр. 6-7лет
Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная группа6-7 лет
Младший группа 3-4года
Средняя группа 4-5 лет
Время
15.20-15.45.
16.00-16.30.
15.20.-15.45.
16.00-16.30.
15.20-15.35
15.50-16.10.
10
Оснащенность развивающими играми В. Воскобовича
Игры и пособия, необходимые для реализации программы:
1. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) - по количеству детей в подгруппе
2. «Квадрат Воскобовича» + сказка – 1 шт.
3. «Фонарики» — по количеству детей в подгруппе.
4. «Фонарики „Ларчик"» — 1 шт.
5. «Чудо-крестики 1» - по количеству детей в подгруппе.
6. «Лепестки» — можно по количеству детей, можно 1 шт.
7. «Логоформочки 3» — по количеству детей в подгруппе.
8. «Черепашки „Пирамидка"» - по количеству детей в подгруппе.
9. «Черепашки „Ларчик"» - 1 шт.
10. «Коврограф „Ларчик"» - 1 шт.
11. Персонажи: Магнолик, Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик, Крутик
По, Гусеница Фифа, Девочка Долька, Гусь и Лягушки, Пчелка Жужа, Краб
Крабыч, Китенок Тимошка, Лопушок, Паучок-внучок; забавные цифры —
Ежик-наездник, Зайка-укротитель, Мышка-гимнастка, Крыска-силачка, Песжонглер.
12. «Чудо-соты 1» - по количеству детей в подгруппе.
13. «Чудо-цветик» - по количеству детей в подгруппе.
14. «Геоконт Малыш» - по количеству детей в подгруппе.
15. «Геоконт Великан» - 1 шт.
16. «Математические корзинки 5» - по количеству детей в подгруппе.
17. «Шнур-Затейник» - по количеству детей в подгруппе.
18. «Игровизор»+маркер – по количеству детей в подгруппе.
Программно-методическое обеспечение
1.Бондаренко Г.М. Развивающие игры в ДОУ 2012.
2.Вакуленко Л.С, Вотинова О.М.Игровая технологияинтеллектуальнотворческого развитиядетей «Сказочные лабиринты игры» Санкт-Петербург,2017.
3.Вакуленко Л.С, Вотинова О.М. методическое пособие «Играем в
математику» Санкт-Петербург 2018.
4.Воскобович В.В, Харько Т.Г .Игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста3-7лет. Санкт-Петербург, 2003.
5.Воскобович В.В, Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича в работе с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы 2ой
Всероссийской научно-практической конференции, 2014.
11
6. Воскобович В.В, Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича в работе с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы 3ей
Всероссийской научно-практической конференции, 2015.
7.В.В.Воскобович Играем в математику, 2017.
8. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников, С-П «Детство-Пресс»,
2001.
9.Панфилова Э.Н.Развивалка.ру. общеразвивающая программа, 2018.
10. Симоновский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль
«Гринго», 1996
11.Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей», Ярославль
«Гринго», 1995
12