РП 4-5 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»

ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
Учреждения
Протокол № 1
от 30 августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
___________ Н.С.Шлыкова
Приказ № 063 - ОД
от 30 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024 уч. г.
Модуль: второй год обучения
Дисциплина: Театр-студия «Арлекин»

Составитель:
Симонова Л.Н.
педагог
дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела
Нормативно-правовые документы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
I
1.1
Пояснительная записка

1.2

Страница
2

Роль театрализованной деятельности в развитии
дошкольников
Цели и задачи реализации рабочей программы

3

Принципы и подходы к реализации Программы

5

Характеристика возрастных возможностей детей

6

Особенности реализации Программы

6

Планируемые результаты

7

4

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Содержание курса

2.2

Тематическое планирование

9

2.3.

Календарно-тематическое планирование

10

III

9

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Календарный учебный график на 2023-2024
учебный год
3.2. Учебный
план
по
реализации
дополнительной образовательной программы.
Модуль: второй год обучения (с 4 до 5 лет)
Материально-техническое
обеспечение
программы

19

3.4

Программно-методическое обеспечение

22

3.5

Оценочные материалы

23

3.1.
3.2.
3.3

2

19

20

Нормативно - правовые документы
Рабочая программа педагога дополнительного образования разработана в
соответствии со следующими документами:
•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25.07.2022).
•

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
•

Примерные требований к дополнительным образовательным программам

06-1844 от 11.12.2006 г.,
•

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726),
•

Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
•

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242).
• Дополнительная образовательная программа художественной направленности
театр-студия «Арлекин».

3

I. Целевой раздел
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа педагога дополнительного образования МАДОУ № 103
«Родники» Полосовой Л.Б. составлена в соответствии с основными нормативноправовыми актами и требованиями к оформлению рабочих программ. В рабочей
программе раскрывается общая модель образовательного процесса, в которой
учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей
дошкольного возраста, определена структура и наполнение содержания
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые
требования. Одним из требований ФГОС является развитие творческих способностей
у детей дошкольного возраста.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры
личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.
Уникальным средством развития творческих способностей детей является
театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его
природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую
свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в
живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать
тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное
наслаждение.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности
широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным
развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над
выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно
активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее
интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят ребенка
перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается
диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что
театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и
открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый
результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают
эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам,
сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная
деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности
4

распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации,
умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные
способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют
нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует
определения иной технологии использования театральных методик.
Цели и задачи реализации Программы:
Основная цель: это развитие творческих способностей ребенка, психологическое
раскрепощение посредством театрализованных игр.
Образовательные цели:
расширение детского кругозора и повышение общей культуры;
формирование речевых и коммуникативных навыков.
Развивающие цели:
развитие способностей к творческой деятельности и внутренней свободе
самовыражения;
развитие эмпатии (способности распознавать эмоциональное состояние
человека по его мимике, жестам, интонации);
развитие способности к сопереживанию (умение ставить себя на место
другого в различных ситуациях, находить адекватные способы действия).
Воспитательные цели:
формирование нравственных ценностей личности ребенка;
формирование адекватной самооценки.
Принципы и подходы к созданию и реализации Программы
В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного
возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте,
ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра). В предложенной программе
особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного
содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально
подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным
инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных
умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию
5

личностно-волевой сферы. Дети очень любят слушать сказки. Сказки всегда были
самым эффективным способом общения с детьми. Сказка является существенным
механизмом развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей,
способом снятия тревоги и воспитания уверенности в себе и силах добра. Формы
работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Сказки
показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо
только его поискать. Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не
страшась опасностей, импровизировать. Волшебные приключения в сказке снижают
тревогу, агрессию ребенка, помогают отдохнуть от стрессов, накопить силы.
Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:
Потребность в автономии. В каждой сказке герой действует
самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения,
полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен
преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается
победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке
«некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного,
значительного и самодостаточного героя.

Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии:
куда-то идее, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то
борется, кому-то помогает и т.д. Дети охотно принимают предложения поиграть в
сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в
игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть нечто иное, как фабула игры, независимо от того, была эта игра сыграна или нет.


Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
Продолжительность занятия в соответствии с нормами САНПИНа: – 20 минут.
Занятия проводятся один раз в неделю (всего 32 занятия в год).
Характеристика возрастных возможностей детей дошкольного возраста
Характеристика возрастных возможностей детей среднего дошкольного
возраста (5 года жизни)
У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного,
он продолжает осваивать способы выразительности на основе восприятия общего
характера произведения, эмоционально-ярко откликается на произведения народного
и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному
опыту взаимодействия с окружающим миром ребенок становится активным
участником театрализованной деятельности. На пятом году жизни ребенок
6

осознаннее
воспринимает
произведения
художественно-изобразительномузыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете,
композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведениях
театрального искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими
представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразном и т.д.
Характеристика контингента детей, участвующих в реализации
дополнительной образовательной программы
На первое сентября 2023 года в списочном составе дополнительной платной
образовательной услуги Театр-студия «Арлекин» зарегистрировано
15 детей - 4-5 и летнего возраста.
Распределение детей по половой принадлежности: 8 мальчиков; 7 девочек.
Особенности реализации программы
Срок реализации дополнительной образовательной программы Театрстудия «Арлекин»
Программа рассчитана на один год, занятия начинаются в сентябре и
заканчиваются в мае.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся в форме подгрупповой кружковой работы. На данный
возраст предусмотрен свой тематический цикл занятий, которые строятся в
доступной и интересной для детей форме – в форме театрализованной игры, которая
включает в себя приемы активного обучения.
Построение программы и проведение занятий основывается на следующих
принципах:
• системность подачи материала;
• наглядность;
• доступность;
• комплексность построения занятий;
• активность участников;
• наличие обратной связи;
• коммуникативная эффективность;
• обогащение жизненного опыта детей;
• социально-личностное развитие.
Основные средства работы:
 авторские и народные сказки;
 классические музыкальные произведения;
 изобразительные материалы (краски, фломастеры, пластилин)
7




атрибуты театральных костюмов;
различные виды театра.

Основными приемами обучения являются:
 рассказывание сказки;
 показ сказки средствами кукольного театра;
 игровые приемы;
 словесное комментирование;
 совместная словесная импровизация;
 психогимнастика;
 импровизация по музыкальной композиции;
 драматизация эпизодов сказки;

изобразительное творчество.
1.2
Планируемые
результаты
реализации
дополнительной
образовательной программы для воспитанников 5 - го года жизни.
В результате проведения цикла занятий по данной программе у детей развивается:
- умение разыгрывать несложные сюжеты по знакомым литературным
произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- умение использовать в театральных играх образные игрушки и бибабо;
- умение использовать некоторые приемы и манипуляции, применяемые в
знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой игрушки, мягкой (кукольный),
настольном, настольно – плоскостном, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
Результаты работы детей по художественному труду, изобразительной,
музыкальной, театрализованной деятельности объединяются в единый целостный
продукт – спектакль. Дети – участники спектакля. В конце марта – начале апреля
проводится театральный фестиваль. Показ спектакля является публичной формой
отчета по выполнению данной образовательной программы. На спектакль
приглашаются родители, а также дети других групп.
В конце учебного года проводятся открытые занятия для родителей ДОУ.
Итогом реализации программы являются существенные изменения,
наблюдаемые у детей во всех сферах развития: глубокий интерес к эстетической
стороне действительности, потребность в творческом самовыражении,
инициативность и самостоятельность в нахождении новых, оригинальных приемов
решения творческой задачи. Дети легко ориентируются в новых условиях,
8

находчивы в действиях, активны в общении со взрослыми и детьми, имеют навык
сотрудничества, способны достигать цели. В театрализованной деятельности
находят адекватные выразительные средства для воплощения образа Эти
достижения свидетельствуют об актуальности программы и ее целесообразности.
В процессе театрализованной деятельности предполагается выявление и
определение детей со следующими видами одаренности: художественноисполнительской, творческой, лидерской.

II. Содержательный раздел
2.1 Содержание курса
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания
комфортного
психологического
климата
и
благоприятной
предметнопространственной среды. Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой
сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет
детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они
активно участвуют в рассказе и обсуждении сказки. Цель работы на этом этапе –
вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в
ситуацию, использовать их личный опыт.
2.2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий по дополнительной
образовательной услуге Театр-студия «Арлекин» на 2023-2024 учебный
год для детей 4-5 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование тем

Всего часов

«Цветок-лепесток»
«Жадный великан»
«Каприза»
«Снежинка-пушинка»
«Ворон»
«Зайка-зазнайка»
«Волшебные слова»
«Непослушный Ваня»
«Малыш-трусиш»
«Кривляки»
«Страна Солнца»
Всего

9

6
6
6
6
2
6
8
8
8
6
2
64

Тема

«Цветок-лепесток»
Цикл: 1

1-2

№
занятия

2.3. Календарно -тематическое планирование.
Возраст детей: 4-5 лет

Цели

1.Учить слышать, понимать
содержание сказки,
соблюдать правила игры.
2.Воспитывать умение по
настроению музыки
догадываться о действиях и
эмоциональных состояниях
героев;

Содержание

Сроки

Приветствие
Знакомство со сказкой.
Психогимнастика – этюд
«Болезнь»
Упражнение «Движения
мышки»
Пантомимический этюд
«Смелость»
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.45)

сентябрь

Приветствие
Работа со сказкой
Игра
«Угадай
по
движению»
Игра «Угадай по ритму»
Упражнение
на
4.Побуждать к выразительной
произвольное напряжение
передаче в мимике и
и расслабление мышц.
движениях эмоциональных
Ритуал прощания
состояний героев сказки.
(О.А. Шорохова, стр.48)
5.Развивать умение
произвольно напрягать и
расслаблять мышцы для
снятия телесных барьеров.

5-6

«Цветок-лепесток»
Цикл: 1

3-4

3.Учить детей адекватно
передавать собственные
аффективные состояния в
движении, мимике, слове
(страх).

10

Приветствие
Работа
со
сказкой:
активизация лексики
Пантомимические этюды:
«Болезнь», «Усталость»,
«Смелость»
Игра «Угадай движение»
Релаксационное
упражнение.
Создание
коллективной
картины по сказке.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.51)

сентябрь

сентябрь

«Жадный великан»
Цикл 2
«Жадный великан»
Цикл 2

Приветствие
Знакомство со сказкой.
Пантомимический этюд
«Удивление»
Подвижная игра «Замри»
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.52)

октябрь

2. Довести до детей замысел
сказки (с тем, кто
жадничает, никто не хочет
дружить).
3. Создание положительной
эмоциональной
обстановки.
4. Развитие речи,
воображения,
творческих способностей.
5. Развитие общей и мелкой
моторики.

Приветствие
Работа со сказкой
Игра
«Угадай
по
движению»
Игра «Угадай по музыке»
Упражнение
на
произвольное напряжение
и расслабление мышц.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.55)

Приветствие.
Работа со сказкой.
Упражнение на
активизацию лексики.
Игра-импровизация.
Создание
коллективной
картины по сказке.
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.57)

«Жадный великан»
Цикл 2

7-8
9-10
11-12

1. Снятие эмоционального и
мышечного напряжения.
Учить угадывать по
выразительному
исполнению движений
героев их состояния.

11

октябрь

октябрь

«Каприза»
Цикл 3
«Каприза»
Цикл 3

2. Подводить детей к
совместному составлению
словесных описаний
пантомимических этюдов,
музыкальной
композиции.
3. Совершенствовать навыки
общения.

Приветствие
Знакомство со сказкой
«Каприза»
Пантомимический этюд
«Удивление»
Упражнение
на
ритмизацию.
Пантомимический этюд
«Каприза»
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.58)

4. Воспитывать
Приветствие.
доброжелательное
Работа со сказкой:
отношение к окружающим. активизация лексики.
Игра «Запомни и
повтори».
5. Развитие общей и мелкой
Игра «Угадай по музыке»
моторики
Упражнение на
произвольное напряжение
и расслабление мышц.
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.61)
Приветствие
«Комплименты».
Сказка: активизация
лексики.
Игра – импровизация.
Создание
коллективной
картины по сказке.
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.63)

«Каприза»
Цикл 3

17-18

15-16

13-14

1. Знакомить с оттеночными
характеристиками слов.

12

ноябрь

ноябрь

ноябрь

«Снежинка-пушинка»
Цикл 4
«Снежинка-пушинка»
Цикл 4
«Ворон».
Цикл 5

«Снежинка-пушинка»
Цикл 4

19-20
21-22
23-24
25-26

1. Учить детей адекватно
передавать собственные
аффективные состояния в
движении, мимике, слове.
2. Учить детей совместно
составлять два-три
предложения,
дополняющие описание
эмоционального состояния
героев.
3. Развитие рефлексии
эмоциональных состояний
1. Учить детей адекватно
передавать собственные
аффективные состояния в
движении, мимике, слове.
2. Учить детей совместно
составлять два-три
предложения,
дополняющие описание
эмоционального
состояния героев.
3. Развитие рефлексии
эмоциональных
состояний

1. Выявить уровень
самооценки детей, их
уверенности в себе.
2. Воспитывать умение по
настроению музыки
догадываться о действиях
героев.
3. Подводить к
выразительной передаче в
мимике и движениях
эмоциональных состояний
13

Приветствие с мягкой
игрушкой.
Знакомство со сказкой.
Пантомимический этюд
«Грусть».
Упражнение на
ритмизацию.
Ритуал прощания.

декабрь

(О.А. Шорохова, стр.64)

Приветствие
Упражнение на
активизацию лексики.
Игра «Угадай по
движению»
Игра «Угадай по ритму»
Упражнение на
произвольное напряжение
и расслабление мышц.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.67)
Приветствие
Работа со сказкой.
Пантомимический этюд:
«Удивление»
Игра
–
импровизация по сюжету
сказки.
Создание коллективной
картины по сказке.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.69)
Приветствие «Ласковые
слова»
Работа
со
сказкой,
словесное
комментирование
эмоциональноэффективных состояний.
Рисование эпизода сказки.
Ритуал прощания
(Е.В. Чех, стр.41)

декабрь

декабрь

декабрь

«Зайка-зазнайка»
Цикл 6

27-30

1. Помочь детям представить
собственную позицию в
выборе способа воплощения
образа персонажа.
2. Учить припоминать сюжет
по музыкальной
композиции.
3. Подводить к умению
выразительно интонировать
реплики героев.

«Зайка-зазнайка»
Цикл 6
«Волшебные слова»
Цикл 7

35-36

31-34

4. Развивать умение
произвольно напрягать и
расслаблять мышцы для
снятия телесных зажимов.

Приветствие «Настрой»
Знакомство со сказкой.
Знакомство с
пиктограммами.
Упражнение «Зеркало»
Пантомимический этюд
«Хвастовство»
Релаксационное
упражнение «Волшебный
сон»
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.70,
73)
Приветствие «Настрой»
Работа со сказкой.
Игра «Угадай по
движению»
Игра «Угадай по музыке»
Упражнение на
произвольное напряжение
и расслабление мышц.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.75)

Приветствие
Работа со сказкой
Упражнение на
активизацию лексики.
Игра «Угадай по
2. Развитие рефлексии
движению»
эмоциональных
Релаксационное
состояний
упражнение
Создание
коллективной
3. Способствовать развитию картины по сказке.
самоуважения у детей.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.76)
4. Развитие общей и мелкой
моторики

январь

январь

1. Знакомство с
фразеологизмами (не
покладая рук, голову
повесила).

14

февраль

«Волшебные слова».
Цикл 7
«Волшебные слова»
Цикл 7
«Непослушный Ваня»
Цикл 8
«Непослушный Ваня»
Цикл 8

37-38
39-42
43-46
47-48

1. Познакомить детей
эмоцией злости.

с Приветствие
Работа со сказкой.
Игра «Назови волшебные
2. Развивать
умение слова».
узнавать и различать Пантомимические этюды
эмоцию злости
«Усталость», «Злость».
Игра с карточками
3. Развитие рефлексии
«Волшебные предметы»
эмоционального
Ритуал прощания
состояния.
(О.А. Шорохова, стр.79)
4.Укрепление нервнопсихического здоровья
детей.

Приветствие
Игра-инсценировка по
сказке.
Рисование эпизода сказки.
Беседа по рисункам.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.81)

1. Учить детей адекватно
передавать собственные
аффективные состояния в
движении, мимике, слове.

Приветствие «Подари
улыбку»
Знакомство со сказкой
Пантомимические этюды:
«Уговаривание», «Сон»,
«Отказ», «Испуг».
Упражнение на
произвольное напряжение
и расслабление мышц.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.82,
86)

2. Учить детей совместно
составлять два-три
предложения,
дополняющие описание
эмоционального
состояния героев.
3. Развитие рефлексии
эмоциональных состояний
3. Учить детей адекватно
передавать собственные
аффективные состояния в
движении, мимике, слове.
4. Учить детей совместно
составлять два-три
предложения,
дополняющие описание
эмоционального состояния
героев.
5. Развитие рефлексии
эмоциональных состояний
15

Приветствие «Пойми
взгляд»
Упражнение «Закончи
предложение»
Музыкальные загадки
Игра-драматизация по
сказке.
Создание
коллективной
картины по сказке.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.88)

I, II –
февраль.

март

март

«Малыш-трусиш»
Цикл 9
«Малыш-трусиш»
Цикл 9
«Малыш-трусишь»
Цикл 9

49-50
51-52
53-54

1. Развивать умение узнавать и
различать
основные
эмоции.
2. Подводить к выразительной
передаче в мимике и
движениях эмоциональных
состояний
(страх,
удовольствие).
3. Развитие рефлексии
эмоциональных состояний
4. Укрепление нервнопсихического здоровья
детей, снятие телесных
барьеров.
1. Развивать умение
анализировать свои и чужие
эмоции, находить выходы
из разных ситуаций,
учитывать эмоции других
людей.
2. Учить распознавать
различные эмоциональные
состояния.

1. Формировать представление
о путях преодоления страха.
2. Снять
эмоциональную
напряженность
и
возможное чувство страха
детей.
3. Способствовать сохранению
нервно-психического
здоровья детей.
4. Предоставить
детям
возможность
актуализировать свой страх
и поговорить о нём.
5. Способствовать
самовыражению детей.

16

Приветствие
«Изображение эмоций»
Знакомство со сказкой.
Пантомимические этюды:
«Страх», «Успокоение»,
«Печаль».
Упражнение на
активизацию лексики.
Упражнение «Угадай по
музыке»
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.89)
Приветствие
Работа со сказкой.
Упражнение «Закончи
предложение»
Игра «Угадай по ритму»
Упражнение на
активизацию лексики.
Пантомимические этюды:
«Страх», «Успокоение»,
«Печаль».
Упражнение на
произвольное напряжение
и расслабление мышц.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.92)
Приветствие.
Упражнение «Определи
эмоцию»
Игра «Подбери пару»
Упражнение «Герои
сказки»
Игра «Маска»
Игра-драматизация
по
сказке.
Создание
коллективной
картины по сказке.
Ритуал прощания
(О.А. Шорохова, стр.94)

апрель

апрель

апрель

«Кривляки»
Цикл №10

55-56

1. Учить детей адекватно
передавать собственные
аффективные состояния в
движении, мимике, слове.

Приветствие
Знакомство со сказкой.
Пантомимический этюд:
«Кривлянье».
Упражнение
на
2. Подводить к умению
произвольное напряжение
выразительно интонировать и расслабление мышц.
голоса героев сказки в
Ритуал прощания.
проблемных ситуациях.
(О.А. Шорохова, стр.101)

апрель

3. Способствовать сохранению
нервно-психического
здоровья детей.

57-58

«Кривляки»
Цикл №10

59-60

«Кривляки»
Цикл №10

4. Способствовать
самовыражению детей.
Приветствие.
Работа со сказкой:
словесное
комментирование
эмоциональноэффективных состояний.
Упражнение на
активизацию лексики.
Упражнение «Прогони
ведьму».
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.104)
1. . Расширять
Приветствие.
представления детей об
Работа со сказкой.
эмоциях и состояниях.
Упражнение на
активизацию лексики.
2. Способствовать
Упражнение «Прогони
снижению
ведьму».
психофизического
Словесное
напряжения.
фантазирование по
музыкальной композиции.
3. Развивать воображение.
Игра-драматизация по
сказке.
4. Способствовать развитию Ритуал прощания.
самоуважения детей.
(О.А. Шорохова, стр.106)

17

май

май

«Страна Солнца»
Цикл № 11

61-64

1. Помочь детям
представить собственную
позицию в выборе
способа воплощения
действий, образа
литературного персонажа.

Приветствие.
Знакомство со сказкой:
словесное
комментирование
эмоциональноэффективных состояний
Пантомимический этюд
2. Побуждать к
«Болезнь»
выразительной передаче в Упражнение на
мимике и движениях
произвольное напряжение
эмоционального
и расслабление мышц.
состояния.
Ритуал прощания.
(О.А. Шорохова, стр.95)
3. Развивать воображение.

18

май

III. Организационный раздел
3.1.Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Праздничные дни: 04.11.2023г, 01.01.2022-9.01.2024г;23.02.2024г; 08.03.2024г,
01.05.2024 г; 09.05. 2024 г.
Мл.гр.

Сред.гр.

3-4 года

4-5лет

1

1

Начало учебного года

11.09.2023

11.09.2023

Окончание учебного
года
Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность
дополнительных
занятий

31.05.2024

31.05.2024

32 недели

32 недели

5 дней

5 дней

15 мин

20 мин

Количество
возрастных групп

3.2. Учебный план по реализации дополнительной образовательной
программы. Модуль: первый год обучения (с 4 до 5 лет)
Продолжительность занятия

Количество занятий в
неделю
2

20 мин.
Итого в год:
2560 мин.

64

19

3.3. Материально-техническое обеспечение программы
Предметно-пространственная среда
Общие сведения о кабинете
Площадь – 36,4 кв. м
Освещение соответствует норме
Материально-техническая база кабинета психолога и дополнительного
образования
Помещение
Кабинет психолога и
дополнительного
обучения

Мебель, оборудование
пристенная мебель
стол компьютерный
стол детский «радуга»
стул взрослый
стул детский
мольберт детский
стол – песочница
шкаф для игр
пианино
доска магнитная настенная
магнитофон
интерактивная доска с проектором
световой песочный столик
фотоаппарат
компьютер
принтер
ноутбук
подвесной модуль «Разноцветная гроза»
пальма искусственная
мягкий модуль
анимационный сканер «брейскан»
«звуковой шар»
настенное панно «бесконечность»»
воздушно-пузырьковая колонна
аквариум с тумбой
столик маленький для ноутбука
ультразвуковой распылитель эфирных
масел
столик пристенный
пуфик-кресло
шторы светозащитные
шторы интерьерные
ковровое покрытие (4 м.п.)
коврик круглый

20

Количество
1
1
1
2
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
2
1
1

Наименование учебно-методических и игровых

Ед. изм.

Колво

материалов
Театральное обеспечение
Пальчиковый театр «Теремок»

набор

2

Пальчиковый театр «Репка»

набор

1

Пальчиковый театр «Курочка Ряба»

набор

1

Мягкие варежковые куклы

6

Набор кукол «би-ба-бо»

набор

1(7)

Театр «би-ба-бо» - «Сказка о золотом петушке»

набор

1(4)

Настольный театр резиновый «Красная шапочка»

набор

1(5)

Настольный театр резиновый «Лесная школа»

набор

1(6)

«Сказочный домик» (тканевый)

1

Маски-шапочки (на резинке)

24

Костюмы

разные

…

Электронно-образовательные ресурсы
Музыкальный диск «Ароматерапия»

М. диск

1

«Дети океана» Целительные силы музыки

М. диск

1

«Звуки живой природы»

М. диск

1

«Хромотерапия» исцеление цветом

М. диск

1

«Музыка моря» Джаз для детей

М. диск

1

«Музыка гор» Джаз для детей

М. диск

1

«Музыка леса» Джаз для детей

М. диск

1

«Классика на бис»

М. диск

1

«Строим замки из песка»

видео

1

«Песочные фантазии»

видео

1

«Времена года» Вивальди, Шуман, Штраус и др.

М. диск

1

«Созвездие хитов» Классика

М. диск

1

«Веселая гимнастика для малышей» Е. Железнова

М.видео

1

«100 лучших детских песен»

М. диск

1

21

«Волшебная страна чувств» Музыкальная программа

М. диск

1

Музыкальная подборка Метеновой

М. диск

1

«В мире сказок» Сборник мультфильмов

диск

1

«Иван Айвазовский»

видео

1

3.4. Программно-методическое обеспечение программы
1. О.А. Шорохова
«Играем в сказку». Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 208 с.
2. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».
Харьков, «Фолио», 1997г.
3. О.В. Хухлаева.
«Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет». Психологические
игры, упражнения, сказки.
Серия «Психологическая работа с детьми», М. Генезис, 2006г.
4. Н.В. Микляева, С.Н., Толстикова, Н.П., Целикина
«Сказкотерапия в ДОУ и семье» М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. И.В.Маниченко,
«50 исцеляющих сказок от 33 капризов»: сборник терапевтических
сказок.
6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера»,
2004. - 128 с

22

3.5. Оценочные материалы
Тест «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя
варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения:
1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного
произведения, его художественную идею........................................................
2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..
3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития
событий произведения..................................................................
4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......
5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно
интерпретирует образы..................................................................
6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении...
7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на
бумаге»................................................................................................. …….
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............
10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью
декламирования, мимики и пантомимики.................................
11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игрыдраматизации................................................................................
12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не
понравившихся персонажах...................................................................
13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к
импровизациям............................................................................................
14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои
впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на
бумаге с их помощью................................................................................
16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо
изображать в игре-драматизации......................................................
17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................
23

18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность,
умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................
19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной
деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку
доводит до конца)..............................................................
20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо
рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной
деятельности..........................................................
Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции
(актер, режиссер, зритель):
• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок
и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.

Диагностика театральной деятельности детей в средней группе
Дата Воспитатель
Цель: Оценка результатов театрально-игровой деятельности детей
№ Вопрос
1 Этюдный тренаж
1.1 Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки)
1.2. Жесты (этюды на выразительность жеста)
1.3 Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение
отдельных черт характера)
1.4 Движение (этюды с музыкальным сопровождением)
2 Игры-драматизации
2.1 Умение общаться с партнером
2.2 Способность импровизировать при создании образа
2.3. Желание участвовать в играх-драматизациях
3 Этюды с куклами
24

3.1 Желание играть с куклой
3.2 Умение управлять ею
3.3. способность импровизировать с куклой
4 Кукольные спектакли
4.1. Желание участвовать
4.2 Умение общаться с партнером, используя куклы-рукавички
4.3 Способность создавать образ с помощью кукол рукавичек.
5 Игры-спектакли с элементами кукольного театра
5.1 Желание участвовать в игре-спектакле
5.2 Умение общаться с партнером
5.3 умение создавать образ персонажа, используя различные средства
выразительности (слово, жесты, мимику, движения, куклы разной
системы)
Оценка: отлично. Хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».