Дополнительная общеразвивающая программа Творческая студия ОЧ.умелые ручки, Огнетова З. Р.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
Фактический адрес: 620072, Свердловская область, г. Екатеринбург,
ул. Новгородцевой, 3а, телефон 347-64-88, 347-74-00

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
ЦРР детский сад № 103
«Родники»
_________ С. В. Прошлецова
Приказ № 067-ОД
от 29.08.2024 г.

Принято
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Творческая студия «ОЧ.умелые ручки»
для детей 3-7 лет
(срок реализации – 4 года)
Составитель:
Огнетова З. Р., педагог
дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
№

Наименование раздела

Страница

I

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Планируемые результаты освоения Программы

10

II

Содержательный раздел

13

2.1

Особенности осуществления образовательного процесса

13

2.1.1

Содержание работы по обучению художественно-

13

продуктивной деятельности
2.1.2

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

15

2.2

Учебно-тематический план

16

2.2.1

Первый год обучения (3-4 лет)

16

2.2.2

Второй год обучения (4-5 лет)

17

2.2.3

Третий год обучения (5-6 лет)

17

2.2.4

Четвертый год обучения (6-7 лет)

18

2.3

Календарный учебный график

20

2.3.1

Первый год обучения (3-4 года)

20

2.3.2

Второй год обучения (4-5 лет)

23

2.3.3

Третий год обучения (5-6 лет)

25

2.3.4

Четвертый год обучения (6-7 лет)

28

III

Организационный раздел

32

3.1

Объем учебной нагрузки по Программе

32

3.2

Материально-техническое обеспечение

32

3.3

Оценочные и методические материалы

34

Список используемой литературы

36

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – очень важный период в жизни человека. Именно
в

этом

возрасте

каждый

ребѐнок

представляет

собой

маленького

исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый
и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность,
тем успешнее идѐт разностороннее развитие ребѐнка, реализуются его
потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому
одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду
является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения
ребѐнка в собственное творчество, в процессе которого создаѐтся что-то
красивое,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ОЧ.умелые ручки» художественной направленности. Данная программа
нацелена на развитие творческих способностей дошкольников, воображения,
содействия эстетическому, нравственному, патриотическому, воспитанию
детей путем приобщения к искусству. Обеспечивает обновление содержания
программ художественной направленности и развитие инфраструктуры
дополнительного образования в том числе с применением современных
средств коммуникации, оборудования.
Актуальность данной программы определяется потребностями
участников

образовательных

отношений

(родителей,

законных

представителей), по итогам анализа анкет потребностей в оказании
образовательных услуг. Потребность в оказании данной услуги вызвана
недостаточностью формирования у детей навыков владения различным
оборудованием

и

материалом

(ножницами,

природным

материалом),

сочетании традиционных и нетрадиционных техник, комбинирование разных
по структуре материалов в образовательной деятельности.

3

Дополнительная

общеразвивающая

программа

художественной

направленности «ОЧ.умелые ручки» МАДОУ ЦРР детский сад №103
«Родники» на 2024 – 2025 учебный год (далее – Программа) разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от

17

октября

2013

г.

№

1155

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
 Приказ

Минпросвещения

России

от

27.07.22

№

629

«Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 № 70226);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р;
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха оздоровления
детей

и

молодежи»,

утвержденные

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
 Закон

Свердловской

области

от

15.07.20213

№

78-ОЗ

«Об

образовании в Свердловской области» (принят Законодательным Собранием
Свердловской области 09.07.2013 г.; в ред. от 22.11.2022 г.; с изм. и доп.,
вступившими в силу с 01.01.2023 г.);
 Устав МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники»;

4

 Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники» (далее – ОП ДО), составленная в соответствии
с ФОП ДО;
 Иные локальные акты ДОУ.
Цель программы: создание условий для развития творческих
способностей

детей

экспериментирования

через
с

продуктивную

различными

деятельность

материалами,

путем

техниками

его

использования в художественном труде.
Задачи программы:
• развивать воображение, умение видеть необычное в обычных
предметах,

стимулировать

развитие

художественно-творческих

и

конструкторских навыков и умений детей;
• формировать умение и навыки овладения различными приемам
преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала;
• совершенствовать мелкую моторику руки и вести подготовку руки к
письму;
• воспитать аккуратность, самостоятельность;

•

формировать умение использования детьми дошкольного возраста

разных средств и материалов в художественном труде для развития
природных задатков и специальных способностей ребенка через его
собственное творчество.
Принципы и подходы к реализации Программы
1. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны,
взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать
лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребѐнка.
2.

Комплексность

(взаимодополняемость).

Развитие

ребенка

–

комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции,
определяет и дополняет развитие других функций.
3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Все
занятия разработаны с учетом возрастных особенностей.
5

4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в
процессе занятий, способствует оптимизации процесса и повышению
эффективности.
5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и
формировании школьнозначимых функций, следование от простых и
доступных заданий к более сложным, комплексным.
6. Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения
– только после полного освоения предыдущего этапа (разнообразие заданий
позволяет распределить их в том количестве, той сложности, в таких
сочетаниях, которые ему необходимы).
7. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение
изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и
четких образов и представлений в сознании дошкольников.
8. Повторяемость (цикличность повторения) материала, позволяющая
формировать и закреплять механизмы реализации функции. Задания в
структуре всех занятий повторяются, постепенно усложняясь.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной
программы заключается в реализации познавательной активности. Весь
подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую
направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный
опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и
явлений,

активизирует

образы

и

представления,

хранящиеся

в

долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания,
расширить их, применять первые варианты обобщения.
В

программе

предусмотрено

использование

несколько

видов

материалов: краски, бумага, природный материал, ткань, пластилин,
бросовый материал (баночки, трубочки и т.д.). В процессе работы педагог
активизирует у детей стремление создавать образы, которые вызвали
интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную педагогом,
6

включаться в деятельность, конструировать простые поделки. Создает
ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и
повторения за взрослым к самостоятельному созданию.
Программа построена по принципу системности, рассматривается как
развивающая творческая деятельность, основанная на интересе ребенка
экспериментировать с разнообразными художественными материалами.
Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота
техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность,
пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.
Позволяет

детям

дошкольного

возраста

быстро

достичь

желаемого

результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его
более увлекательным и интересным.
Программа

основана

на

следующих

подходах

и

методических

рекомендациях:
• Методика Е. Л. Нуйкиной «Пластилиновая сказка» (конспекты
занятий для детей 3–5 лет, ТЦ Сфера, 2018 г.).
• Разработки из методического пособия Е. Н. Лихачевой «Организация
нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного
возраста» (СПб.: «Детство-Пресс», 2013).
• «Календарь-путеводитель по русским народным традициям».
• Методические рекомендации по развитию творческих способностей
у дошкольников:
И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»
Швайко «Изобразительная деятельность в детском саду»
• Использованы материалы программ:
Е. М. Кузнецовой «Художественное моделирование и ручной труд»
Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду»
• Дополнительно изучены журналы «Коллекция идей» и другие
источники.
7

В программе учитываются как традиционные, так и нестандартные
методы изобразительной деятельности и ручного труда. Это помогает
развивать воображение и творческий потенциал детей, раскрывая их
способности.
Возрастные особенности художественно-эстетического развития
детей 3-7 лет
У дошкольников 3-4 лет художественный замысел крайне неустойчив,
легко разрушается, рождается только в процессе действия. Ребенок не
задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он
создает, у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он
фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс
комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий
яркую эмоциональную окрашенность, создание новых образов протекает
непреднамеренно. Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием
фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь»
отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют
руководить деятельностью воображения.
В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в ручном труде.
Для того чтобы воображать, ребѐнку нужно что-то делать: играть, рисовать,
строить или рассказывать. Дошкольник «отрывается» в воображении от
конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от
нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только
разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольника
остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии является то, что
сильно взволновало, увлекло, поразило.
В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно
планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Дети
способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности
планируя

процесс

воплощения

замысла.
8

Целенаправленное

развитие

воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые
побуждают их произвольно создавать образы, затем дети самостоятельно
представляют замыслы и план по их реализации: в коллективных играх,
продуктивных видах деятельности.
Особенности развития дети с тяжелым нарушением речи (ТНР)
Это особая категория детей с отклонениями в развитии речи, у которых
сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные
речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи:
звукопроизношение

(снижение

внятности

речи,

дефекты

звуков),

фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова),
лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение
согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим
недоразвитием речи. Выделяют три уровня общего недоразвития речи:
I уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение
словесных средств общения в возрасте 4-5 лет. Словарный запас состоит из
звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев
непонятных окружающим и сопровождающихся жестами.
II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова,
намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим
произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной
нормы.
III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с
элементами

лексико-грамматического

и

фонетико-фонематического

недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное
речевое общение затруднено.

9

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
• во время занятия сохранять физиологически правильное положение

тела (сидеть с ровной спиной)
• различать основные цвета: черный, белый, красный, желтый, синий,
зеленый, предметно их использовать в своих работах;
• узнавать и изображать геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник;
• работать с пластилином: отламывать комочки пластилина от
большого куска, раскатывать комочек между ладонями прямыми и
круговыми движениями, сплющивать комочек между ладонями, делать
углубления пальцами, соединять две вылепленные формы в один предмет,
раскатывать шар, палочку, соединять концы раскатанной палочки в колечко;
• правильно держать ножницы и бумагу в руке;
• пользоваться клеем;
• наносить клей на изнаночную сторону наклеиваемой фигуры,
прикладывать стороной с нанесенным клеем к листу бумаги и плотно
прижимать;
• создавать на бумаге разной формы предметные и декоративные
композиции из геометрических фигур и природных материалов;
• отщипывать кусочки ваты указательным и большим пальцем руки;
• действовать двумя руками одновременно;
• убирать рабочее место после работы.
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
• правильную позу во время занятий;
• организовывать свое рабочее место и убирать его после занятий;
• пользоваться приемами лепки и необходимыми инструментами;
10

• аккуратно пользоваться клеем, тестом, пластилином и другими
материалами;
• правильно раскатывать кусочек пластилина, теста;
• выделять из предмета части, прежде всего крупные и определять их
форму;
• узнавать и изображать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат
треугольник;
• узнавать основные цвета: черный, белый, красный, желтый, зеленый,
синий и оттенки: голубой, оранжевый, розовый;
• изображать предмет по частям;
• точно сгибать и проглаживать края бумаги;
• правильно держать ножницы и пользоваться ими;
• составлять узоры, равномерно располагая детали на листе бумаги;
• располагать изображения определенным образом: на полосе в один
ряд, по всему листу;
• преобразовывать работы по разным параметрам, сооружать их по
словесной инструкции.
К концу третьего года обучения дети должны знать и уметь:
• правильно сидеть во время занятий;
• узнавать

и

изображать

геометрические

фигуры:

круг,

овал,

треугольник, квадрат, прямоугольник;
• верно изображать предмет по частям с передачей пропорций;
• сравнивать предметы по строению, форме, величине, расположению
на листе;
• сознательно

использовать

цветовые

сочетания

эмоциональной окраски изображаемого;
• передавать в лепке простейшие формы движения;
• лепить с натуры и по замыслу знакомые предметы;
11

для

передачи

• лепить человека и животных в движении, объединять группы
предметов в несложные сюжеты;
• использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки,
бусинки и др.)
• изображать человека, животное, доступными средствами (мимика,
поза) передать их характер, настроение;
• работать с природным материалом (шишки, трава, листья и др.);
• выполнять работу по словесной инструкции, по темам, по замыслу,
по готовым чертежам, схемам;
• работать с бумагой в разных техниках (обрывание, выщипывание и
др.)
К концу четвертого года обучения дети должны знать и уметь:
• занимать правильную позу во время занятий;
• легко узнавать и изображать геометрические фигуры: круг, овал,
треугольник, квадрат, прямоугольник;
• верно изображать предмет по частям, с передачей пропорций;
• сравнивать предметы по строению, форме, величине, расположению
на листе;
• сознательно

использовать

цветовые

сочетания

для

передачи

эмоциональной окраски изображаемому;
• передавать в лепке простейшие формы движения; лепить с натуры и
по представлению знакомые предметы, объединять группы предметов в
несложные сюжеты;
• изображать человека, животное, доступными средствами (мимика,
поза) передавать их характер и настроение;
• работать с природным материалом;
• использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки,
бусинки);
• работать с бумагой в разных техниках изображения;
• аккуратно работать в процессе деятельности.
12

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса
2.1.1. Содержание художественно-продуктивной деятельности
1. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Ознакомление
детей с различными изобразительными материалами – пастель, уголь, тушь,
восковые мелки, масляные и флуоресцентные карандаши, акриловые краски,
темпера и т.д. и различными видами нетрадиционных техник рисования:
граттаж; монотипия (рисование по «мокрому»); оттиск печатками, смятой
бумагой;

отпечатки

(пальчиковое рисование,

рисование

ладошками);

кляксография; рисование по восковому подмалевку; печать фалангами
пальцев; рисование масляными карандашами на х/б ткани; батик; рисование и
оттиск на стекле; рисование мыльными пузырями; «цветные ниточки» и
другие.
2. Лепка с использованием пластилина, соленого теста, глины.
Обучение детей нетрадиционным приемам лепки из соленого теста,
глины, пластилина и применять их применять их при изготовлении поделок:
барельефная лепка; пластилинография, пластилиновая живопись.
3. Объемная аппликация. Ознакомление детей с приемами объемной
аппликации:

обрывание,

комкование,

тычкование,

бумагокручение

(бумажная филигрань) и использовать их при изготовлении различных
изображений объектов окружающего мира
4. Флористика, поделки из бросового материала. Представление детям
красоты, сложности и многообразия природных форм, обучение созданию
небольших композиций, используя различный природный и бросовый
материал, изготовление поделок конструктивным способом.
5. Изготовление народной игрушки из ткани. Стимулирование интереса
дошкольников к русской культуре и традиционной народной кукле,
содействие формированию национального самосознания, положительного
отношения к культурному наследию и развитию образа Родины.
13

Занятия строятся в занимательной игровой форме. Основное внимание
в программе уделяется освоению детьми приемов работы с различными
материалами. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием
творческой инициативы детей.
При ознакомлении дошкольников с различными (материалами)
техниками

используется

преобразованию

разных

поэтапный

показ.

материалов

Деятельность

способствует

детей

по

формированию

комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях
художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более
увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое
использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей,
которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества
дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет
варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более
значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко
пользоваться.
При проведении анализа работы используются различные игровые
упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной
форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.
Содержание

программы

разделено

по

видам

художественной

обработки материалов и построено в определенной последовательности с
нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере
развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей
дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования.
Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для
них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и
экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

14

2.1.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
 дидактическая игра;
 игры-задания;
 создание игровых ситуаций;
 сюрпризные моменты;
 использование средств ИКТ;
 творческая работа;
 открытые занятия для родителей.
Примерная структура занятия:
1. Сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация
создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ,

который

сопровождается

показом

материала.

Дети

исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение

приѐмов

создания,

важно

побудить

детей

к

высказыванию предложений о последовательности выполнения задания,
отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

15

2.2. Учебно-тематический план
2.2.1. Первый год обучения (3-4 года)
Цель:

сформировать

интерес

к

выполнению

творческой работы

с

использованием различных техник.
Задачи:
 заинтересовать

художественно-продуктивной

деятельностью,

создавая эмоционально-положительное настроение на занятиях;
 познакомить дошкольников с сенсорными эталонами (цвет, форма,
величина);
 знакомить детей с различными нетрадиционными техниками
выполнения работ по ручному труду, со свойствами различных материалов,
используемых при выполнении поделки;
 формировать

навык

работы

с

различным

материалом

выполнении декоративно прикладной работе;
 развивать умение видеть выполняемую работу в перспективе;
 воспитывать эстетические качества, аккуратность;
 развивать моторику пальцев рук.
№

Разделы программы

Количество часов

1

Работа с природными материалами

8

2

Нетрадиционные техники изображения

8

3

Работа с пластичными материалами (пластилин,
глина, соленое тесто)

8

4

Бумажная пластика

8

5

Изготовление народной игрушки

8

Итого

40

16

при

2.2.2. Второй год обучения (4-5 лет)
Цель: расширить интерес к творческой деятельности и потребность
выполнять работу самостоятельно.
Задачи:
 Развивать

умение

выполнять работу различными

техниками,

объединять в работах элементы нетрадиционного рисования и декоративноприкладного творчества.
 Развивать творческий потенциал, индивидуальность, интерес к
художественно

прикладному

искусству

ручному

труду,

умение

взаимодействовать со сверстниками.

 Познакомить со свойствами различных материалов и соединения их
в единую композицию.
№

Разделы программы

Количество часов

1

Работа с природными материалами

7

2

Объемное моделирование

8

3

Декоративная лепка

7

4

Нетрадиционные техники изображения

7

5

Изготовление народной куклы из ткани

7

6

Мини-выставка детских работ

4

Итого

40

2.2.3. Третий год обучения (5-6 лет)
Цель:

расширять

художественно-познавательные

способности

дошкольников при использовании различных техник художественного
творчества.
Задачи:
 закреплять навык объединения в своих работах разных техник с
учетом их фактуры и свойства;
17

 формировать умение передавать движение, действие, характер
изобразительными средствами;
 совершенствовать навыки «ручной умелости» в процессе освоения
ценностей декоративно-прикладного искусства;

 развивать

терпение,

усидчивость,

способность

к

совместной

творческой работе.
№

Разделы программы

Количество часов

1

Работа с природными материалами

7

2

Объемное моделирование

7

3

Нетрадиционные техники изображения

7

4

Изготовление народной куклы из ткани

8

5

Декоративная работа

7

6

Мини-выставка детских работ

4

Итого:

40

2.2.4. Четвертый год обучения (6-7 лет)
Цель: содействовать развитию творческой фантазии и воображения
детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
 формировать умение изображать настроение, характер реальных и
вымышленных персонажей;
 закреплять у воспитанников понимание пространства и перспективы;
 формировать композиционные умения;
 прививать

позитивное

отношение

требований, к работе над своими ошибками.

18

к

выполнению

правил

и

№

Разделы программы

Количество часов

1

Работа с природными материалами

6

2

Объемное моделирование

6

3

Нетрадиционные техники изображения

6

4

Изготовление народной куклы из ткани

6

5

Декоративная работа

6

6

Скульптура малых форм

6

7

Мини-выставка детских работ

4

Итого:

40

19

2.3. Календарный учебный график
2.3.1. Первый год обучения (3-4 года)
№ п/п

Тема занятия

Название и содержание Количество
занятия
занятий

1

Аппликация их природных
материалов

«Листопад»
Аппликация с
использованием
листьев, подбор по
форме и цвету.

2

Изготовление народной
игрушки

Кукла «Урожайница»

3

Пластилинография «Осенний
пейзаж»

4

Бумажная пластика

5

Работа с природными
материалами «Птичка»

6

Нетрадиционные техники
изображения

7

Аппликация с использование
бросового материала

8

Работа с пластилином.

9

Плоскостная композиция
«Розы из салфеток».

Рисуем пейзаж на
картоне с помощью
пластилина
«Зайчик» Бумажная
пластика,
изготовление
пальчиковой объемной
игрушки.
Работа с природными
материалами, шишки,
семена, объемная
поделка.
«Кот на крыше»
Нетрадиционная
техника рисунка
солью. Рисование
контура фигуры
восковыми мелками,
сверху заливка фона
акварелью с
присыпанием солью.
«Осень» Аппликация с
использованием ниток,
кусочков бумаги и
клея. На тонированной
бумаге
«Стрекоза»
Смешанная техника.
Работа с пластилином
и бросовым
материалом. Объемная
поделка
Объемно плоскостной
букет на основе
бумажной тарелки
20

Месяц
Неделя

1

Сентябрь
3 неделя

1

Сентябрь
4 неделя

1

Октябрь
1 неделя

1

Октябрь
2 неделя

1

Октябрь
3 неделя

2

Октябрь
4 неделя –
Ноябрь
1 неделя

1

Ноябрь
2 неделя

2

Ноябрь
3 неделя

1

Ноябрь
4 неделя

10

Аппликация из круга
«Неваляшка»

11

Декоративная работа
«Снеговик».

12

Работа со соленым тестом
«Звери на поляне»

13

Работа с цветным картоном
«Дед Мороз»

14

Изготовление народной
игрушки

15

Народные традиции.

16

Конструирование «Домик»

17

Композиция из мелких
предметов «Натюрморт»

18

Нетрадиционные техники
изображения «Зимний лес»

20

Оригами «Праздник пап»

19

Изготовление народной
игрушки

21

Объемная бумажная пластика
«8 марта»

Аппликация из разных
по форме заготовок

1

Декабрь
1 неделя

1

Декабрь
2 неделя

1

Декабрь
3 неделя

1

Декабрь
4 неделя

1

Январь
2 неделя

1

Январь
3 неделя

1

Январь
4 неделя

1

Февраль
1 неделя

1

Февраль
2 неделя

2

Февраль
3-4неделя

Кукла «Масленица»

1

Март
1 неделя

Подарок своими
руками. Объѐмная
бумажная пластика.

1

Март
2 неделя

Смешанная техника:
ватные диски,
гофрированная бумага,
пайетки
Лепка предметов из 34 частей разных по
форме и величине
Объѐмная фигура Деда
Мороза из цветного
картона, ваты,
элементов декора.
Кукла из ткани
«Рождественский
ангел»
Колядки. «Волшебная
звезда» изготовление
мини посоха на
Колядки с навершием
Вифлеемской звезды.
Смешенная техника:
деревянная палочка,
цветной картон,
элементы декора.
Конструирование
домика из пустых
коробочек и цветной
бумаги.
Изготовление
корзинки с фруктами с
помощью пластилина
Рисунок с помощью
мыльной пены,
подкрашенной
гуашью. Основа
цветной картон.
Подарок своими
руками. Оригами из
твердой бумаги.
Кораблик или самолет
с последующим
декорированием

21

Букет подснежников.

22

Нетрадиционные техники
изображения «Морское дно»

23

Квилинг «Яблочко»

24

Работа с гербарием
«Сказочный лес» закрепление
работы с природными
материалами.

25

Тестопластика
«День космонавтики»

26

Объѐмная поделка
«Цветы-Золотой Шар»

27

Декорирование «Мой кубок»
Декорирование бумажных
стаканчиков.

28

Изготовление народной
игрушки

29

Тематическая работа «День
Победы – Салют»

30

Пластилинография
«Подводное царство».

31

Крепирование «Одуванчики»

32

Кляксография «Букет цветов»

Закрепление
нетрадиционной
техники рисунка
солью. Рисуем
контуры фигуры,
силуэты рыбок
восковыми мелками,
сверху заливка фона
акварелью с
присыпанием солью.
Квилинг из
гофрокартона,
объемная бумажная
пластика.
Создание плоскостной
композиции.
Изготовление из
соленного теста звезд,
с последующим
раскрашиванием.
Желтая гофрированная
бумага, нитки,
деревянная палочка,
элементы декора.
Набрызг, украшение,
раскрашивание,
аппликация.
Кукла «Веснянка»
Смешанная техника:
рисование по сырому
фон, мозаика, цветная
бумага.
Рисование подводного
мира с помощью
пластилина
Аппликация из мятой
крепированной
бумаги.
Развитие воображения
и фантазии. Умения
завершить
получившийся

22

2

Март
3 неделя 4 неделя

1

Апрель
1 неделя

1

Апрель
2 неделя

1

Апрель
3 неделя

1

Апрель
4 неделя

2

Май
1 неделя –
2 неделя

1

Май
3 неделя

1

Май
4 неделя

1

Июнь
1-2 неделя

1

Июнь
3 неделя

1

Июнь
4 неделя

Итого:

40

2.3.2. Второй год обучения (4-5 лет)
№ п/п

1

2

3

4

Тема занятия

Название и содержание Количество
занятия
занятий

Объемная декоративная
поделка. Смешанная
Объемная поделка
техника: цветной
«Подсолнух».
картон, деревянная
.
палочка, цветная
бумага, семена и зѐрна
Смешанная техника,
цветной картон и
Плоскостная аппликация
бумага, гофра бумага,
«Ветка рябины».
пластилин и элементы
декора
Роспись по камням,
Роспись по камням «Камушки- работа с природным
жучки»
материалом и гуашью.
Тонкая кисть.
Объемная бумажная
пластика, фигура из
Объемная бумажная пластика
бросового материала
«Котик»
(втулка от туалетной
бумаги). Нитки, картон

5

Изготовление народной
игрушки

6

Декоративная работа «Первый
снег».

7

Сюжетная лепка «Ёжик»

8

Декоративная работа «К дню
матери»

9

Тестопластика «Медальон»

Кукла «Урожайница»
Смешанная техника,
цветная бумага, пастель,
элементы декора.
Лепка из пластилина,
экспериментирование с
художественными
материалами в деталях,
зубочистки и.т.д.
Подарок своими
руками, сюжетная
декоративная
композиция.
Работа из соленого
теста, лепка
закрепление умений,
раскрашивание поделки

23

Месяц
Неделя

1

Сентябрь
3 неделя

1

Сентябрь
4 неделя

2

Октябрь
1-2 неделя

1

Октябрь
3 неделя

1

Октябрь
4 неделя

1

Ноябрь
1 неделя

1

Ноябрь
2 неделя

1

Ноябрь
3 неделя

1

Ноябрь
4 неделя

10

Работа с природным
материалом «Сказочная
шишка»

11

Декоративная работа
«Снеговик»

12

Объѐмная поделка
«Новогодняя ѐлка»

13

Народные традиции. Колядки.
«Волшебная звезда»
изготовляем мини посох на
Колядки с навершием
Вифлеемской звезды.

14

Изготовление народной
игрушки

15

16

Конструирование «Шкатулка»

Бумажная пластика «Птичка»

17

Тематическая работа
«Праздник пап» Подарок
своими руками.

18

Тематическая работа «Веер с
цветами для мамы»

18

Декоративная работа.
«Ранняя весна»

19

Объѐмное моделирование
«Ложка»

Создание новогодней
игрушки из шишки,
украшение, смешанная
техника
Смешанная техника:
ватные диски,
гофрированная бумага,
пайетки.
Смешанная техника,
объемная декоративная
фигура со сложной
формой, много
декоративных
украшений.

1

Декабрь
1 неделя

1

Декабрь
2 неделя

2

Декабрь
3-4 неделя

Смешенная техника:
деревянная палочка,
цветной картон,
элементы декора.

1

Январь
2 неделя

Изготовление куклы
«Ангел»

1

Январь
3 неделя

2

Январь
4 неделя –
Февраль
1 неделя

1

Февраль
2 неделя

2

Февраль
3-4 неделя

1

Март
1 неделя

1

Март
2 неделя

1

Март
3 неделя

Конструирование
декоративной шкатулки
из пустых коробочек и
цветной бумаги и
элементов декора
Конструирование
фигуры из полосок
цветной бумаги с
элементами декора.
Галстук для папы с
ярким принтом, с
последующим
декорированием.
Декоративная работа к
8 марта. Смешанная
техника: объѐмная
бумажная пластика,
элементы декора.
Вырезание элементов
из цветной бумаги и
составление
декоративной
композиции открытки.
Самобытность и
яркость композиции.
Объемное
моделирование,
выдавливание формы,
декорирование работы
24

20

Плоскостное моделирование
«Одежда для медвежонка»

21

Объемная аппликация
«Весенняя капель»

22

Папье - Маше «Пасха»

23

Объемная поделка «Цветок в
горшочке»

24

Тематическая работа
Мини выставка детских работ
«День Победы»

25

Коллаж «Волшебная рука»

26

Мозаика «Весенние цветы»

27

Модульное рисование
«Весенний пейзаж»

Самостоятельное
моделирование
одежды для
медвежонка, подбор
цвета и стиля.
Смешанная техника,
объемная аппликация
из толстых нитей.
Папье - Маше
изготовление
декоративного яйца в
корзинке. Смешанная
техника,
раскрашивание
гуашью,
декорирование.
Смешанная техника:
пенокартон, пробка,
зубочистка, цветная
бумага, нитки.
Смешанная техника:
рисование с элементами
аппликации из ватных
дисков.

Составление
композиции из
вырезок из журналов
по одной тематике.
Наборная мозаика на
ПВХ плитке, подбор
композиции по цвету.
Рисование модульное
(из 2-3 частей)

Итого

1

Март
4 неделя

1

Апрель
1 неделя

2

Апрель
2-3 неделя

2

Апрель
4 неделя –
Май
1 неделя

2

Май
2-3 неделя

1

Май
4 неделя

2

Июнь
1-2 неделя

2

Июнь
3-4 неделя

40

2.3.3. Третий год обучения (5-6 лет)
№ п/п

1

Тема занятия

Коллаж «Овечка».

Название и содержание Количество
занятия
занятий
Тематический коллаж с
заданной основной
фигурой вырезанных из
журналов и
составлением
композиции их мелких
деталей
25

1

Месяц
Неделя

Сентябрь
3 неделя

2

Аппликация с элементами
рисования «Проектирование
пространства»

Аппликация как
отправная точка
построения,
нетрадиционные техники
рисования.

1

Сентябрь
4 неделя

3

Изготовление народной
игрушки

Кукла «Урожайница»

1

Октябрь
1 неделя

4

Объемная аппликация
«Пушистый котик»

1

Октябрь
2 неделя

5

Макет с использованием
разных художественных
техник «Огород»

2

Октябрь
3-4 неделя

6

Объѐмное моделирование
«Лебедь»

2

Ноябрь
1-2 неделя

7

Декоративная работа «К дню
матери»

1

Ноябрь
3 неделя

8

Изготовление народной
игрушки

1

Ноябрь
4 неделя

1

Декабрь
1 неделя

1

Декабрь
2 неделя

1

Декабрь
3 неделя

9

Объемная бумажная пластика
«Свеча»

10

Работа с природными
материалами «Птичка»

11

Декоративная работа
«Рукавичка Деда Мороза»

Смешанная техника,
объемная аппликация
из толстых нитей.
Тематический макет
изготовленный из
бумаги, ниток,
пластилина, бросового
материала и др.
объемное
моделирование,
выдавливание формы,
декорирование работы.
Подарок своими
руками, сюжетная
декоративная
композиция.
Кукла «Старик
Годовик»
Объемная бумажная
пластика, фигура из
бросового материала
(втулка от туалетной
бумаги). Картон,
цветная бумага.
Работа с природными
материалами, шишки,
семена, объемная
поделка,
декорирование
перышками.
Смешанная техника,
плоскостная
композиция со
сложной формой,
много декоративных
украшений.

12

Мини выставка детских работ
выставка

Продолжение темы,
окончание работы.

1

Декабрь
4 неделя

13

Пластилинография «Зимний
пейзаж»

Рисунок зимнего
пейзажа пластилином.

1

Январь
2 неделя

26

14

Работа с тканью «Яблоко»

15

Объемная поделка «За
окошком снегири»

16

Работа с природными
материалами «Зимнее
дерево»

17

Тематическая работа
«Праздник пап»

18

Аппликация «Снег идѐт»

19

Тестопластика «Сердечко для
мамы».

20

Изготовление народной
игрушки

21

Объѐмная бумажная пластика
«Поросенок»

22

Нетрадиционное
декорирование «Барашек»
декора.

23

Сюжетная лепка «Паучок»

24

Конструирование
«Сундучок»

Многослойная
тканевая аппликация
их фетра с
добавлением фигурки
из пенокартона.
Форма тела цветной
картон, крылья
помпоны из шерстяных
ниток, работа с
ножницами.
Работа с природным
материалом, ветка
дерева. Смешанная
техника, снег из
пенопласта и
подставка.
Подарок своими
руками. Открытка для
папы с ярким принтом,
с
Нетрадиционная
техника рисования,
рисование фона
акварель и целлофан.
Снег из рваной бумаги.
Форма сердечка из
соленого теста с
окрашиванием
Кукла «Масленица»
Бумажная пластика,
изготовление
пальчиковой объемной
игрушки.
Декорирование шубки
барашка, мятой
крепированной
бумагой, скрученными
комочками бумаги и
нарезанными нитями.
Лепка из пластилина,
туловище, голова и
глаза из пластилина с
обезжириванием,
грунтовкой и
покраской. Лапки из
трубочек.
Конструирование
декоративного
сундучка из пустых
27

2

Январь
3-4 неделя

1

Февраль
1 неделя

1

Февраль
2 неделя

1

Февраль
3 неделя

2

Февраль
4 неделя

1

Март
1 неделя

1

Март
2 неделя

1

Март
3 неделя

1

Март
4 неделя

1

Апрель
1 неделя

1

Апрель
2 неделя

коробочек и цветной
бумаги и элементов

25

Рельефная картина «Цветы в
вазе».

26

Декоративная работа
«Пасхальное яйцо»

27

Тематическая работа «9 маяДень Победы» Мини
выставка детских работ

28

Нетрадиционная техника
рисования «Капель»

29

Объемная бумажная пластика
«Гусеница»

30

Мозаика

31

Тестопластика «Бабочка»

32

Крепирование «Барашек на
лугу»

Смешанная техника,
цветной картон и
пластилин. Элементы
декора.
Закрепление знаний о
народных традициях,
создание росписи на
яйце.
Смешанная техника:
Набрызг и объемная
аппликация.
Повторение и
закрепление символов:
Звезда, флаг,
георгиевская лента,
вечный огонь
Рисование акварелью
по сырому листу
бумаги
Составление гусеницы
из нескольких
элементов бумажной
пластики.
Декорирование
цветной бумагой
Составление целостной
композиции из
рванных кусочков
цветной бумаги
Лепка из соленого
теста: бабочка на
цветке или картоне.
Раскрашивание.
Аппликация из мятой
крепированной бумаги

Итого:

1

Апрель
3 неделя

1

Апрель
4 неделя

2

Май
1-2 неделя

1

Май
3 неделя

1

Май
4 неделя

2

Июнь
1-2 неделя

1

Июнь
3 неделя

1

Июнь
4 неделя

40

2.3.4. Четвертый год обучения (6-7 лет)
№ п/п

Тема занятия

Название и содержание Количество
занятия
занятий

28

Месяц
Неделя

Лепка с натуры по
представлению и
замыслу
Смешанная техника;
Изготовление
скульптуры, каркас из
бросового материала,
пластиковая тара,
сверху лепка формы из
пластилина.
Обезжиривание мукой,
грунтовка клеем ПВА,
окрашивание
характерных деталей
черепахи

1

Пластилинография
«Кондитерская»

2

Сентябрь
3-4 неделя

2

Скульптура малых форм
«Черепаха»

2

Октябрь
1-2 неделя

3

Изготовление народной
игрушки

Кукла «Урожайница»

1

Октябрь
3 неделя

4

Коллективная работа «Терем
Осени»

Смешанная техника.
Изготовление построек
по элементарным
чертежам, схемам,
элементарным планам;
плоских и объемных
поделок

3

Октябрь
4 неделя –
Ноябрь
1-2 неделя

5

Объемная аппликация
Объемная аппликация в
«Подарок маме» к дню Матери разных техниках

1

Ноябрь
3 неделя

2

Ноябрь
4 неделя –
Декабрь
1 неделя

2

Декабрь
2-3 неделя

1

Декабрь
4 неделя

1

Январь
2 неделя

6

Создание скульптурной
группы «Новый год в лесу»

7

Пластилинография
«Новогодний хоровод»

8

Декоративная аппликация
«Подарок для Деда Мороза»

9

Изготовление народной
игрушки

Свободное
использование приемов
для создания образов
предметов, объектов
природы, сказочных
персонажей. Разные
способы обработки
поверхности и формы
Лепка с натуры по
представлению и
замыслу. Обучение
разной силе нажима,
вдавливания,
сплющивания.
Смешанная техника,
плоскостная
композиция со сложной
формой, много
декоративных
украшений.
Кукла «Рождественский
ангел»
29

10

Создание игрушки
«Вертушки»

11

Оригами «Лиса»

12

Создание макета «Аквариум»

13

Конструирование из
строительного материала по
замыслу «Подарок для папы»

14

Подарок для мамы
«Вышивание салфетки»

15

Объемная аппликация
«Тюльпан»

Бисероплетение
16 куклы»

«Поясок

Изготовление
17 игрушек

Изготовление разных
игрушек из одной и той
же заготовки выполнять
поделку ориентируясь
на схемы из цветной
бумаги, картона, с
использованием
карандаша и крепления
для вертушки
Складывать бумагу в
разных направлениях в
соответствии с
чертежом; использовать
разные средства
выразительности при
создании образа,
моделировать игровую
ситуацию
Изготовление частей
макета по
элементарным
чертежам, схемам,
планам; в виде плоских
и объемных поделок
Подарок своими
руками. Поделка для
папы с ярким
оформлением
Вышивание салфетки
простыми стежками,
создание бахромы по
краю
Подбирать материал для
изготовления поделки,
анализировать чертеж,
выполнять поделку по
схеме, работать в паре

для Формировать умение
изготавливать простые
изделия из бисера

народных

18

Декоративная работа
«Пасхальное яйцо»

19

Тематическая работа «9 маяДень Победы»
Мини выставка детских работ

Кукла «Веснянка»
Закрепление знаний о
народных традициях,
создание росписи на
яйце.
Смешанная техника:
Набрызг и объемная
аппликация.
30

1

Январь
3 неделя

1

Январь
4 неделя

2

Февраль
1-2 неделя

1

Февраль
3 неделя

1

Февраль
4 неделя –
Март
1 неделя

1

Март
2 неделя

3

Март
3-4 неделя
Апрель
1 неделя

1

Апрель
2 неделя

1

Апрель
3 неделя

3

Апрель
4 неделя
Май

20

Объемная поделка
«Кармашек для расчесок»

21

Бисероплетение «Колечко на
пальчик»

22

Мозаика

Повторение и
закрепление символов:
Звезда, флаг,
георгиевская лента,
вечный огонь
Конструирование
«Кармашка для
расчесок» и его
декорирование в
разных техниках
закреплять навык
соединения концов
веревочки из бисера,
образуя из нее колечко.
Поощрять дружеские
взаимоотношения
между детьми,
желание оказывать
друг другу помощь.
Составление
целостной композиции
из рванных кусочков
цветной бумаги

Итого:

1-2 неделя

2

Май
3-4 неделя

2

Июнь
1-2 неделя

2

Июнь
1-2 неделя

40

31

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Объем учебной нагрузки по Программе
Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для
занятий детей с 3 до 7 лет.
Программа дополнительного образования «ОЧ.умелые ручки»
предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного
года (сентябрь – июнь) в количестве 40 занятий в каждой возрастной группе.
Продолжительность занятия в младшей группе 15 минут, в средней
группе 20 минут, в старшей группе 25 минут, в подготовительной к школе
группе 30 минут.
Возраст
Первый год
обучения
(3-4 года)
Второй год
обучения
(4-5 лет)
Третий год
обучения
(5-6 лет)
Четвертый год
обучения
(6-7 лет)

Объем недельной
нагрузки
15 минут

Количество занятий в неделю,
месяц, год
1/8/40

20 минут

1/8/40

25 минут

1/8/40

30 минут

1/8/40
Всего: 160

3.2. Материально-техническое обеспечение
Для успешной работы по программе «ОЧ.умелые ручки» и обеспечения
прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:
Материально-техническая база
Уютное эстетическое пространство для образовательной деятельности
(помещение группы), оснащѐнное следующим:
интерактивная доска,
ноутбук,
32

телевизор,
магнитофон,
подушки,
доска магнитно-маркерная;
столы, стулья для индивидуальной работы детей.
Материально-техническое обеспечение
Наличие оборудования и разнообразного материала для занятий
художественно-творческой

деятельностью,

который

условно

можно

разделить на виды:
Традиционный: канцелярские товары (клей, бумага, карандаши,
фломастеры, скотч, картон, пластилин, скрепки, магниты, краски, кисти);
Бросовый (упаковочный материал, коробочки, вкладыш от киндеряйца, пакеты, пробки, бутылки пластиковые, пуговицы, лоскутки ткани,
поролон, пенопласт, CD-диски, сердцевина от туалетной бумаги);
Хозяйственно-бытовой (прищепки, салфетки, фольга, спички, вата,
палочки ватные, диски ватные, скотч малярный, скотч двухсторонний,
проволока, тарелки бумажные, стаканы одноразовые, пластмассовые ложки,
шпажки, зубочистки, салфетки ажурные, шпатель медицинский, мундштук
медицинский, трубочки коктейльные, шпагат, бахилы, соль, макаронные
изделия, сетка);
Декоративно-оформительский

(упаковочная

бумага,

декоративная

лента, бисер, бусинки, тесьма, нитки, веревочки, декоративная проволока,
помпоны, блеск сухой, мех, пенка для творчества, пайетки, пистолет
клеевой);
Природный (листья, шишки, крупа, перья, веточки, бобовые, орехи,
семена, солома, мох, ракушки, песок, кора, камешки);
Конструктор ТИКО;
Дидактическая игра «Мозаика»
II. Демонстрационный наглядный материал:
33

Схемы, чертежи, планы для изготовления поделок на занятиях Домики
звуков и букв;
III. Учебно-методическая литература:
1. Лыкова И. А «Художественный труд в детском саду»
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа
3. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика.
4.

Кузнецова

Е.

М.

«Художественное

моделирование

и

конструирование»
5. Куцаковой Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»
6. Мейстер А. Г. Бумажная пластика
7. Ногибина М. И. Чудеса из ткани своими руками
8. Понтелеева А.Г. Детское рукоделие
9. Журналы «Современное дошкольное образование», «Коллекция
идей»
10. Воспитатель. Для дошкольного образовательного учреждения (№
1/2016; №4/2016)
3.3. Оценочные и методические материалы
С целью контроля результативности обучения педагог проводит
диагностику один раз в год, которая преимущественно направлена на
изучение оценки освоения программы воспитанниками. Это помогает
педагогу сделать условия обучения максимально приближенными к
реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует
поддержке и развитию детской индивидуальности; позволяет определить
актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный
процесс.
Формы подведения итогов: мини-выставки (онлайн и офлайн),
фотоотчеты, открытые занятия, отчет педагога.
Таблица мониторинга
34

Ф.И.
ребенка

Использование
нескольких
техник

Умение
комбинировать
материалы

Выполнение по Понимание
образцу/
способа
замыслу
изготовления

По итогам анализа рисунков детей в соответствии возрастной группы:
Полностью выполняет самостоятельно – 3 (освоил полностью);
Редко обращается к помощи взрослого – 2 (частично);
Постоянно обращается к помощи взрослого – 1 (не освоил).
Оценочные материалы: наблюдение за выполнением работы, критерии
мониторинга (по таблице)

Список используемой литературы
35

1. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;
2. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество и ребенок»
3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность детей в детском
саду»
4. Вдовиченко С. «Дети светлой краской красят мир» Минихрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на
занятиях изобразительной деятельностью. – М.: «Чистые пруды» 2009.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. –
М.: «Скрипторий 2003» 2007.
6. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 1 часть.
– М.: «Скрипторий 2003» 2007.
7. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 2 часть.
– М.: «Скрипторий 2003» 2007.
8. Журналы:

«Воспитатель

ДОУ»

–

№1/2008;

«Дошкольная

педагогика» – № 2/2008; «Обруч» – № 1/2007.
9. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». – М.:
«Просвещение», 1992.
10.
М.:

Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками». –

OOO «Творческий центр «Сфера»» 2009.
11.

Компанцева

Л.

В.

«Развитие

художественно-творческих

способностей у детей». – М.: «Владос», 2002
12.

Кожохина С. К., Панова Е. А.

«Сделаем

жизнь

малышей ярче». – Ярославль: ПК «Химический завод «Луч», 2007.

36

наших


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».