Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 103 «Родники»
Принято:
на заседании Педагогического
совета Учреждения
Протокол № 1
от 29.08.2024
Утверждаю:
заведующий МАДОУ ЦРР
детский сад № 103 «Родники»
__________ С. В. Прошлецова
приказ № 066-ОД от 29.08.2024
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ
В МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники»
1. Общие понятия
1.1. Тьюторское сопровождение состоит в сопровождении обучающегося
в процессе формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута,
разрабатываемого исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей, интересов и потребностей личности.
1.2. Тьютор – педагог, обеспечивающий сопровождение обучающихся, в том числе
с особыми
образовательными
потребностями
в разработке
и сопровождении
индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, индивидуальных учебных
планов, включая организацию процесса индивидуальной работы с обучающимися
по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождение
процесса формирования их личности и жизненно важных компетенций.
1.3. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья – дети, имеющие
недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
1.4. Одаренные дети – дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки к таким достижениям)
в том или ином виде деятельности.
1.5. Дети-инофоны – группа обучающихся, не владеющих русским языком, чьи
семьи недавно переехали в Российскую Федерацию, родители которых также не владеют
русским языком, в повседневном общении используют только родной язык. Для детейинофонов русский язык не является родным, он труден для восприятия, понимания
и коммуникации.
2. Общие положения
2.1. Настоящее Положение об организации тьюторского сопровождения в
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр
развития ребенка детский сад № 103 «Родники» (далее – Учреждение) разработано
в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании
в Российской
Федерации»,
Федеральным
государственным
образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155,
постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 № 10 н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
2.2. Тьютор назначается на должность и освобождается от должности приказом
заведующего Учреждения.
2.3. Тьюторское сопровождение осуществляется на основании письменного
согласия
(заявления)
родителей
(законных
представителей) в соответствии
со следующими документами:
для детей с ОВЗ – заключением территориальной психолого-медикопедагогической комиссии (консилиума);
для детей с инвалидностью – рекомендациями программы реабилитации;
для одаренных детей и детей-инофонов – рекомендациями психологопедагогического консилиума Учреждения.
2.4. Закрепление тьютора за обучающимся, группой обучающихся осуществляется
на основании приказа заведующего Учреждения.
3. Цель и задачи тьюторского сопровождения
3.1. Цель тьюторского сопровождения заключается в создании условий для
успешного включения ребенка с особыми образовательными потребностями (ребенка
с ОВЗ, включая детей-инвалидов, одаренного ребенка, ребенка-инофона) в среду
Учреждения, в поддержке и сопровождении его образовательной деятельности,
основываясь на принципах индивидуализации, в парадигме открытого образовательного
пространства.
3.2. Задачи тьюторского сопровождения:
консультативно-педагогическое сопровождение реализации обучающимися,
включая
обучающихся
с ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных
учебных планов, индивидуальных образовательных программ);
организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью,
индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных учебных планов,
индивидуальных образовательных программ);
организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью,
индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных учебных планов,
индивидуальных образовательных программ).
4. Содержание тьюторского сопровождения
В Учреждении тьютор в работе с ребенком (группой детей) с особыми
образовательными потребностями:
разрабатывает
совместно
со старшим
воспитателем,
специалистами Учреждения, воспитателем при участии родителей (законных
представителей)
ребенка
документацию,
описывающую
индивидуальный
образовательный маршрут обучающегося, и ее регулярно корректирует;
создает развивающую среду в рамках группового помещения;
обеспечивает соблюдение ребенком режима дня и ведет индивидуальную
коррекционную работу;
взаимодействует с педагогом-психологом Учреждения, учителем-логопедом,
учителем-дефектологом и другими специалистами по вопросам эффективности своей
работы и решению проблем;
осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе
с ребенком с особыми образовательными потребностями в группе;
осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует
их о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную
помощь;
ведет установленную законом документацию.
5. Средства, формы и методы работы тьютора
5.1. Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами:
организация и адаптация жизненного пространства — игрового места, места
отдыха и других мест, где бывает ребенок;
выявление тьютором зон актуального и ближайшего развития ребенка с ОВЗ,
одаренного ребенка, ребенка-инофона, опоры на его внутренние, скрытые ресурсы,
дозирование нагрузки, адаптация и усложнение в зависимости от потребностей
дидактического материала, УМК.
5.2. Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью технологий,
наиболее соответствующих природе и содержанию тьюторского сопровождения:
проектной технологии;
информационных технологий;
технологии консультирования;
технологии культурных практик.
5.3. Тьютор вправе использовать педагогические технологии, эффективные с точки
зрения
достижения
результатов
тьюторского
сопровождения,
допущенные
педагогическим советом Учреждения в установленном законом порядке.
6. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
6.1. Результатами работы тьютора в являются:
адаптация ребенка к группе в Учреждения;
создание условий для развития коммуникативных способностей ребенка,
позитивной социализации, наличие устойчивых контактов со сверстниками;
динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития
ребенка;
динамика самостоятельности ребенка;
динамика познавательной активности, любознательности;
создание условий для формирования компетенции осознанного выбора;
повышение компетентности родителей (законных представителей);
создание вариативной, насыщенной развивающей предметно-пространственной
среды, соответствующей интересам и потребностям обучающегося.
6.2. Результаты работы тьютора отражаются в мониторинге проводимом тьютором,
а также в аналитическом отчете, предоставляемом руководителю ППк Учреждения.
7. Организация тьюторской деятельности
7.1. Специализация труда тьютора может происходить по двум основаниям:
объему обслуживаемого контингента – тьютор закрепляется за группой детей,
тьютор закрепляется за одним ребенком;
основному направлению тьюторской деятельности.
7.2. Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией.
7.3. Работа с обучающимися проводится только с письменного согласия
(заявления) родителей (законных представителей).
в себя:
8. Документация тьютора
8.1. При закреплении тьютора за одним обучающимся документация включает
программу (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
индивидуальный
образовательный
маршрут
или
адаптированную
образовательную программу;
дневник наблюдений.
8.2. При закреплении тьютора за группой:
план работы с обучающимися на неделю, месяц;
индивидуальные образовательные маршруты/индивидуальные учебные планы
обучающихся;
план-график работы с тьюторской группой;
журнал учета посещаемости детей;
анализ выполнения образовательной программы обучающимися за год;
портфолио обучающихся.
8.3. Документация тьютора по работе с родителями и педагогами:
журнал консультаций родителей (законных представителей);
тетрадь взаимодействия тьютора и педагога.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения и действует
бессрочно до замены его новым Положением.